ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2024года
Работа с документами
Программы и планы

Как замдиректора разработать содержательный раздел любой АООП под федеральную программу

Адель Вильшанская, директор ГКОУ «Школа № 2124 “Центр развития и коррекции”», ведет активную деятельность в качестве председателя Ассоциации инклюзивных школ, к. п. н., Москва
В статье – рекомендации, что замдиректора включить в содержательный раздел АООП в соответствии с ФАОП. Эксперт разъяснила, какие рабочие программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области включить в программу, как разработать программу формирования/развития УУД/БУД, коррекционной работы, программу воспитания. К подразделам дала примеры формулировок.

Включите программы учебных предметов и коррекционных курсов

Включите в АООП обязательные федеральные рабочие программы. Дополните раздел программами по предметам и курсами, которые прописаны во ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО и ФГОС образования учеников с УО. Еще включите программы коррекционных курсов, а также программы учебных курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.

В содержательный раздел первых и вторых вариантов АООП НОО включите федеральные программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. Дополните раздел программами по остальным обязательным предметам. Включите учебные предметы, которые специфичны для определенных категорий детей с ОВЗ. Далее вставьте в раздел программы курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.

А вот для вариантов 3 и 4 перечень программ в содержательном разделе АООП НОО будет другим. Для третьих вариантов АООП НОО включите в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)» и «Мир природы и человека». Для четвертых вариантов – рабочие программы по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир». Дополните раздел программами по другим учебным предметам, которые включили в учебный план.

В содержательный раздел АООП ООО по вариантам 1 и 2 скопируйте из ФАОП ООО федеральные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. А с 1 сентября 2024 года – Основы безопасности и защиты Родины. Включите программы по другим обязательным учебным предметам, курсам и модулям в соответствии с учебным планом. Учитывайте, что содержание программ для первого варианта АООП НОО и ООО совпадает с программами для нормотипичных учеников. Поэтому при разработке рабочих программ для варианта 1 в АООП НОО и ООО школа вправе ориентироваться на программы в ФОП НОО и ФОП ООО.

В содержательный раздел АООП УО включите программы учебных предметов в зависимости от варианта. Смотрите таблицу.

Таблица. Программы учебных предметов в АООП УО


Скачать

Добавьте в содержательный раздел АООП рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части. Для 2–4-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП УО программы курсов коррекционно-развивающей области включите в содержательный раздел после программ по учебным предметам и курсам. Для 1-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП ООО программы коррекционных курсов включите в программу коррекционной работы.

СПРАВКА

В рабочей программе по предмету, по которому применять федеральные рабочие программы обязательно, содержание и планируемые результаты оставьте в неизменном виде. Следуйте той последовательности изучения элементов содержания, которая есть в ФАОП

Разработайте программу формирования/развития УУД/БУД

Для уровня НОО разработайте программу формирования УУД или программу формирования БУД – базовых учебных действий в зависимости от варианта АООП по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Когда будете готовить документы, ориентируйтесь на ФАОП НОО и ФАООП УО.

Укажите цели, задачи и место программы в структуре АООП. Дайте характеристику УУД/БУД, принципы их формирования или развития. Опишите, как создавали и как будете реализовывать программу, а также планируемые результаты. Укажите связь процесса формирования или развития УУД/БУД с содержанием отдельных учебных предметов и коррекционных курсов. Внесите в программу типовые задачи формирования или развития УУД/БУД. Смотрите пример формулировки в программу формирования БУД.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО

ФАООП УО вместо программы формирования УУД содержит программу формирования базовых учебных действий – БУД. Также для второго варианта в ФАООП УО включили программу сотрудничества с родителями

Для уровня ООО по ФГОС-2021 разработайте программу формирования УУД, а для уровня СОО разработайте программу развития УУД. Опирайтесь на программу формирования УУД из ФАОП ООО.

Программа формирования УУД в ФАОП ООО учитывает требования ФГОС-2021. Вы можете скопировать документ из ФАОП и скорректировать под особенности своей школы. В ФАОП ООО конкретизировали структуру программы формирования УУД и дали подробные разъяснения по содержанию каждого компонента программы. Например, программа должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе нужно зафиксировать назначение программы. Далее – пример формулировки.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Дополните содержательный раздел программой воспитания

В ФАОП рабочую программу воспитания не дифференцировали для разных нозологий. Единый для всех документ разместили в специальном разделе ФАОП НОО и ФАОП ООО. В ФАООП УО в программе воспитания учли особенности детей с умственной отсталостью. Возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФАОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. Включите в программу три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел полностью перенесите из федеральной программы. Этот раздел должен соответствовать ФАОП, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.

В содержательный и организационный разделы программы воспитания нужно внести дополнения, чтобы отразить особенности школы. К особенностям относятся: организационно-правовая форма, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел «Уклад образовательной организации». Когда будете формировать подраздел, учтите все основные характеристики из ФАОП. Опишите в подразделе основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды.

Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» спланируйте по модулям из ФАОП. Федеральная рабочая программа воспитания в ФАОП включает инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Все их нужно включить в вашу программу воспитания. Смотрите пример формулировки в программу воспитания в АООП ООО для учеников с НОДА.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО

Вы вправе расширить содержание инвариантных модулей и включить свои мероприятия. Например, в модуле «Основные школьные дела» описать мероприятия: традиционные общешкольные праздники, фестивали, акции, флешмобы

Последовательность модулей в ФАОП – ориентировочна. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива.

Вы вправе добавить к инвариантным вариативные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.

Вписать вариативный модуль в программу не запрещено, если выполняются три условия. Первое – новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов. Второе – это значимая деятельность для участников образовательных отношений. Третье – деятельность не описана в других модулях.

ПРИМЕРЫ ВАРИАТИВНЫХ МОДУЛЕЙ

Дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество.

В организационном разделе рабочей программы воспитания пропишите кадровое и нормативно-методическое обеспечение программы. Опишите состав специалистов школы, которые обеспечивают воспитательную работу, их функции. Укажите особенности повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания.

Опишите, как проходит психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ. Отметьте также, если школа привлекает к воспитательной работе сторонних специалистов других организаций, например, социальных, правоохранительных, образовательных. Добавьте подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции». Скорректируйте под особенности школы подразделы об анализе воспитательной работы.

Добавьте в раздел программу коррекционной работы

В ФАОП НОО, ФАОП ООО и ФАООП УО разработчики включили программы коррекционной работы для каждого варианта АООП. Описали систему психолого-педагогического сопровождения учеников. В ФАОП ООО для каждой нозологии включили образец индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. Прописали коррекционные курсы, которые нужно включить в АООП для учеников каждой нозологии. Ориентируйтесь на программу коррекционной работы в ФАОП, когда будете формировать программу коррекционной работы в своей АООП. Например, чтобы разработать программу для АООП УО, ориентируйтесь на программу коррекционной работы из ФАООП УО. Смотрите пример требований к программе коррекционной работы в ФАОП НОО ниже. Обратите внимание, если курсы коррекционно-развивающей области в ФАОП по нозологии вынесены в программу коррекционной работы, то включите сюда содержание программ обязательных курсов и тех, которые реализуются в ОО дополнительно по рекомендации ППк.

Требования к программе коррекционной работы в ФАОП НОО для учеников с ТНР, вариант 5.1 ПРИМЕР. 

Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения ФАОП НОО.
Специальная поддержка освоения ФАОП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения ФАОП НОО являются:
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Оформите программу коррекционной работы в АООП отдельным разделом. Вы можете расширить ее содержание – включить мероприятия, которые отражают особенности школы. Укажите в ней цели, задачи и планируемые результаты коррекционной работы. Главная цель программы – осуществить комплексную помощь ученикам с ОВЗ, скоординировать работу педагогов и специалистов по коррекции нарушений и организовать коррекционно-развивающие занятия. Опишите направления работы и то, как будут взаимодействовать специалисты. Покажите, какие индивидуальные подходы к коррекционной работе практикуете в школе. Пропишите особенности ППк.

В программе коррекционной работы на уровне НОО в коррекционно-развивающем направлении перечислите курсы, которые входят в коррекционно-развивающую область. В программу для ООО включите содержание программ коррекционных курсов и требования к результатам их освоения. Смотрите фрагмент программы коррекционной работы в АООП ООО.

Пример формулировки

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Чтобы разработать рабочие программы коррекционных курсов для АООП ООО, ориентируйтесь на материалы с сайта ИКП РАО. Изучите перечень коррекционных курсов, которые прописаны в ФАОП. В некоторые варианты включили курсы, названия которых не совпадают с ФГОС НОО ОВЗ. Если названия коррекционных курсов в ФАОП и учебном плане ФАОП не совпадают, ориентируйтесь на ФГОС. Изначально ФАОП должны соответствовать ФГОС. А значит, ФГОС имеет приоритет в спорных ситуациях. Коррекционные курсы по ФГОС НОО ОВЗ необходимо включить в АООП НОО в обязательном порядке. А курсы из ФАОП можно включить в АООП в качестве дополнительных.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2024года
Работа с документами
Планирование и организация

Образец представления на педагога на соответствие занимаемой должности

Предлагаем воспользоваться образцом бланка представления на педагога, чтобы аттестовать его на соответствие занимаемой должности по новым правилам. В статье мы пояснили, какую форму документа использовать, как ознакомить работников с документом. Воспользуйтесь памяткой, чтобы показать все заслуги педагога и помочь пройти аттестацию.

Аттестационная комиссия оценивает работника на основе представления от работодателя (п. 10 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Документ необходимо составить на каждого работника, которого школа включила в список аттестации.

Образец представления

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать справку

Какую форму документа использовать. Форму представления не утвердили. Однако Минпросвещения установило, что в документе надо указать: фамилию, имя и отчество работника; наименование должности на дату аттестации; дату, когда заключили трудовой договор; уровень образования и квалификации; информацию о дополнительном профессиональном образовании; результаты предыдущих аттестаций; оценку результатов профессиональной деятельности.

Как ознакомить с представлением. Ознакомьте работников с представлениями под подпись минимум за 30 календарных дней до аттестации. Предложите представить допсведения в виде портфолио. Памятка с советами, что включить в портфолио. Если педагог отказался ознакомиться с представлением, составьте об этом акт в свободной форме. Оформите его в присутствии двух лиц. Они должны подписать акт вместе с вами. Законодательство не регулирует сроки, когда подавать представление в аттестационную комиссию. Сделайте это заранее.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2024года
Спецподборка. Готовимся к ГИА-2024

Психологическая подготовка учеников к ГИА. Инструменты для проверки

Александра Фокина, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО «Московский институт технологий и управления», член Федерации психологов-консультантов России, практикующий психолог, к. психол. н.
В статье – инструменты, чтобы организовать работу в период подготовки школьников к ГИА. Предлагаем образец плана психолого-педагогического сопровождения учеников 9-х и 11-х классов. А еще – памятку для родителей с советами, как помочь ученикам подготовиться к экзаменам, и анкету.

В программе «Эффективное управление образовательным процессом в школе» урок «Системы контроля качества образования и работа с результатами в школе» в Академии Ресурсы образования

Проконтролируйте, как педагог-психолог проводит регулярную групповую и индивидуальную работу в период подготовки выпускников к ГИА. Для этого посмотрите план психолого-педагогического сопровождения выпускников. Также проверьте, как специалист организует работу с родителями.

Посмотрите план психолого-педагогического сопровождения выпускников

Проверьте, что в плане есть психологические тренинги для учеников и родителей, а также убедитесь, что педагог-психолог их проводит. Оцените, заложил ли специалист в план возможность корректировать подготовку к ГИА в зависимости от того, готовы ли психологически ученики. Смотрите образец плана психолого-педагогического сопровождения по пяти направлениям: информационному, диагностическому, профилактическому, консультационному и коррекционно-развивающему. Предложите педагогу-психологу добавить мероприятия из образца в свой план.

Образец плана

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– удалите строку таблицы
– добавьте строку в таблицу
Печать – распечатайте программу

Проверьте, что у педагога-психолога есть график консультаций для выпускников. Также убедитесь, что специалист своевременно проводит диагностики учеников 9-х и 11-х классов. Педагог-психолог должен определять уровень психологической готовности выпускников, уровень развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции. Чтобы специалист мог провести все диагностики, предложите ему готовые методики из примера ниже.

Методики для диагностики выпускников ПРИМЕР. 

– «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю. Чибисовой);
– «Изучение общей самооценки» (опросник Г.Н. Казанцевой);
– «Определение объема внимания»;
– «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания»;
– «Цезарь» (тест для диагностики объема оперативной памяти);
– «Определение уровня развития волевой саморегуляции» (тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана).

Проверьте, как педагог-психолог помогает выпускникам сформировать положительное отношение к экзаменам и скорректировать нереалистичные ожидания. Обычно для этого психолог совместно с классными руководителями проводит отдельно для 9-х и 11-х классов тренинговые занятия по профилактике стресса. Например, это может быть программа психологической подготовки старшеклассников к ГИА.

Проконтролируйте работу педагога-психолога с родителями

Проверьте, какие мероприятия специалист проводит с родителями учеников 9-х и 11-х классов. Например, педагог-психолог может организовать анкетирование. Оно поможет проанализировать, насколько успешно выпускники готовятся к экзаменам и участвуют ли родители в подготовке. Пример анкеты далее. А вы по результатам скорректируете подготовку выпускников к ГИА. Например, организуете совместные консультации, тренинги для родителей и выпускников, чтобы наладить их взаимодействие.

Проверьте, какую работу провел специалист, чтобы проинформировать родителей, как готовиться к ГИА. Предложите педагогу-психологу памятку. В ней – основные ошибки родителей в период подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации и рекомендации.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей