
Как замдиректора разработать содержательный раздел любой АООП под федеральную программу
Включите программы учебных предметов и коррекционных курсов
Включите в АООП обязательные федеральные рабочие программы. Дополните раздел программами по предметам и курсами, которые прописаны во ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО и ФГОС образования учеников с УО. Еще включите программы коррекционных курсов, а также программы учебных курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.
В содержательный раздел первых и вторых вариантов АООП НОО включите федеральные программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. Дополните раздел программами по остальным обязательным предметам. Включите учебные предметы, которые специфичны для определенных категорий детей с ОВЗ. Далее вставьте в раздел программы курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.
А вот для вариантов 3 и 4 перечень программ в содержательном разделе АООП НОО будет другим. Для третьих вариантов АООП НОО включите в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)» и «Мир природы и человека». Для четвертых вариантов – рабочие программы по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир». Дополните раздел программами по другим учебным предметам, которые включили в учебный план.
В содержательный раздел АООП ООО по вариантам 1 и 2 скопируйте из ФАОП ООО федеральные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. А с 1 сентября 2024 года – Основы безопасности и защиты Родины. Включите программы по другим обязательным учебным предметам, курсам и модулям в соответствии с учебным планом. Учитывайте, что содержание программ для первого варианта АООП НОО и ООО совпадает с программами для нормотипичных учеников. Поэтому при разработке рабочих программ для варианта 1 в АООП НОО и ООО школа вправе ориентироваться на программы в ФОП НОО и ФОП ООО.
В содержательный раздел АООП УО включите программы учебных предметов в зависимости от варианта. Смотрите таблицу.
Таблица. Программы учебных предметов в АООП УО
Добавьте в содержательный раздел АООП рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части. Для 2–4-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП УО программы курсов коррекционно-развивающей области включите в содержательный раздел после программ по учебным предметам и курсам. Для 1-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП ООО программы коррекционных курсов включите в программу коррекционной работы.

СПРАВКА
В рабочей программе по предмету, по которому применять федеральные рабочие программы обязательно, содержание и планируемые результаты оставьте в неизменном виде. Следуйте той последовательности изучения элементов содержания, которая есть в ФАОП
Разработайте программу формирования/развития УУД/БУД
Для уровня НОО разработайте программу формирования УУД или программу формирования БУД – базовых учебных действий в зависимости от варианта АООП по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Когда будете готовить документы, ориентируйтесь на ФАОП НОО и ФАООП УО.
Укажите цели, задачи и место программы в структуре АООП. Дайте характеристику УУД/БУД, принципы их формирования или развития. Опишите, как создавали и как будете реализовывать программу, а также планируемые результаты. Укажите связь процесса формирования или развития УУД/БУД с содержанием отдельных учебных предметов и коррекционных курсов. Внесите в программу типовые задачи формирования или развития УУД/БУД. Смотрите пример формулировки в программу формирования БУД.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО
ФАООП УО вместо программы формирования УУД содержит программу формирования базовых учебных действий – БУД. Также для второго варианта в ФАООП УО включили программу сотрудничества с родителями
Для уровня ООО по ФГОС-2021 разработайте программу формирования УУД, а для уровня СОО разработайте программу развития УУД. Опирайтесь на программу формирования УУД из ФАОП ООО.
Программа формирования УУД в ФАОП ООО учитывает требования ФГОС-2021. Вы можете скопировать документ из ФАОП и скорректировать под особенности своей школы. В ФАОП ООО конкретизировали структуру программы формирования УУД и дали подробные разъяснения по содержанию каждого компонента программы. Например, программа должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе нужно зафиксировать назначение программы. Далее – пример формулировки.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Дополните содержательный раздел программой воспитания
В ФАОП рабочую программу воспитания не дифференцировали для разных нозологий. Единый для всех документ разместили в специальном разделе ФАОП НОО и ФАОП ООО. В ФАООП УО в программе воспитания учли особенности детей с умственной отсталостью. Возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФАОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. Включите в программу три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел полностью перенесите из федеральной программы. Этот раздел должен соответствовать ФАОП, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.
В содержательный и организационный разделы программы воспитания нужно внести дополнения, чтобы отразить особенности школы. К особенностям относятся: организационно-правовая форма, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.
В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел «Уклад образовательной организации». Когда будете формировать подраздел, учтите все основные характеристики из ФАОП. Опишите в подразделе основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды.
Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» спланируйте по модулям из ФАОП. Федеральная рабочая программа воспитания в ФАОП включает инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Все их нужно включить в вашу программу воспитания. Смотрите пример формулировки в программу воспитания в АООП ООО для учеников с НОДА.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО
Вы вправе расширить содержание инвариантных модулей и включить свои мероприятия. Например, в модуле «Основные школьные дела» описать мероприятия: традиционные общешкольные праздники, фестивали, акции, флешмобы
Последовательность модулей в ФАОП – ориентировочна. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива.
Вы вправе добавить к инвариантным вариативные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.
Вписать вариативный модуль в программу не запрещено, если выполняются три условия. Первое – новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов. Второе – это значимая деятельность для участников образовательных отношений. Третье – деятельность не описана в других модулях.
ПРИМЕРЫ ВАРИАТИВНЫХ МОДУЛЕЙ
В организационном разделе рабочей программы воспитания пропишите кадровое и нормативно-методическое обеспечение программы. Опишите состав специалистов школы, которые обеспечивают воспитательную работу, их функции. Укажите особенности повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания.
Опишите, как проходит психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ. Отметьте также, если школа привлекает к воспитательной работе сторонних специалистов других организаций, например, социальных, правоохранительных, образовательных. Добавьте подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции». Скорректируйте под особенности школы подразделы об анализе воспитательной работы.
Добавьте в раздел программу коррекционной работы
В ФАОП НОО, ФАОП ООО и ФАООП УО разработчики включили программы коррекционной работы для каждого варианта АООП. Описали систему психолого-педагогического сопровождения учеников. В ФАОП ООО для каждой нозологии включили образец индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. Прописали коррекционные курсы, которые нужно включить в АООП для учеников каждой нозологии. Ориентируйтесь на программу коррекционной работы в ФАОП, когда будете формировать программу коррекционной работы в своей АООП. Например, чтобы разработать программу для АООП УО, ориентируйтесь на программу коррекционной работы из ФАООП УО. Смотрите пример требований к программе коррекционной работы в ФАОП НОО ниже. Обратите внимание, если курсы коррекционно-развивающей области в ФАОП по нозологии вынесены в программу коррекционной работы, то включите сюда содержание программ обязательных курсов и тех, которые реализуются в ОО дополнительно по рекомендации ППк.
Требования к программе коррекционной работы в ФАОП НОО для учеников с ТНР, вариант 5.1 ПРИМЕР.
Оформите программу коррекционной работы в АООП отдельным разделом. Вы можете расширить ее содержание – включить мероприятия, которые отражают особенности школы. Укажите в ней цели, задачи и планируемые результаты коррекционной работы. Главная цель программы – осуществить комплексную помощь ученикам с ОВЗ, скоординировать работу педагогов и специалистов по коррекции нарушений и организовать коррекционно-развивающие занятия. Опишите направления работы и то, как будут взаимодействовать специалисты. Покажите, какие индивидуальные подходы к коррекционной работе практикуете в школе. Пропишите особенности ППк.
В программе коррекционной работы на уровне НОО в коррекционно-развивающем направлении перечислите курсы, которые входят в коррекционно-развивающую область. В программу для ООО включите содержание программ коррекционных курсов и требования к результатам их освоения. Смотрите фрагмент программы коррекционной работы в АООП ООО.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Чтобы разработать рабочие программы коррекционных курсов для АООП ООО, ориентируйтесь на материалы с сайта ИКП РАО. Изучите перечень коррекционных курсов, которые прописаны в ФАОП. В некоторые варианты включили курсы, названия которых не совпадают с ФГОС НОО ОВЗ. Если названия коррекционных курсов в ФАОП и учебном плане ФАОП не совпадают, ориентируйтесь на ФГОС. Изначально ФАОП должны соответствовать ФГОС. А значит, ФГОС имеет приоритет в спорных ситуациях. Коррекционные курсы по ФГОС НОО ОВЗ необходимо включить в АООП НОО в обязательном порядке. А курсы из ФАОП можно включить в АООП в качестве дополнительных.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Образец представления на педагога на соответствие занимаемой должности
Аттестационная комиссия оценивает работника на основе представления от работодателя (п. 10 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Документ необходимо составить на каждого работника, которого школа включила в список аттестации.
Образец представления
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать справку
Какую форму документа использовать. Форму представления не утвердили. Однако Минпросвещения установило, что в документе надо указать: фамилию, имя и отчество работника; наименование должности на дату аттестации; дату, когда заключили трудовой договор; уровень образования и квалификации; информацию о дополнительном профессиональном образовании; результаты предыдущих аттестаций; оценку результатов профессиональной деятельности.
Как ознакомить с представлением. Ознакомьте работников с представлениями под подпись минимум за 30 календарных дней до аттестации. Предложите представить допсведения в виде портфолио. Памятка с советами, что включить в портфолио. Если педагог отказался ознакомиться с представлением, составьте об этом акт в свободной форме. Оформите его в присутствии двух лиц. Они должны подписать акт вместе с вами. Законодательство не регулирует сроки, когда подавать представление в аттестационную комиссию. Сделайте это заранее.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Психологическая подготовка учеников к ГИА. Инструменты для проверки
В программе «Эффективное управление образовательным процессом в школе» урок «Системы контроля качества образования и работа с результатами в школе» в Академии Ресурсы образования
Проконтролируйте, как педагог-психолог проводит регулярную групповую и индивидуальную работу в период подготовки выпускников к ГИА. Для этого посмотрите план психолого-педагогического сопровождения выпускников. Также проверьте, как специалист организует работу с родителями.
Посмотрите план психолого-педагогического сопровождения выпускников
Проверьте, что в плане есть психологические тренинги для учеников и родителей, а также убедитесь, что педагог-психолог их проводит. Оцените, заложил ли специалист в план возможность корректировать подготовку к ГИА в зависимости от того, готовы ли психологически ученики. Смотрите образец плана психолого-педагогического сопровождения по пяти направлениям: информационному, диагностическому, профилактическому, консультационному и коррекционно-развивающему. Предложите педагогу-психологу добавить мероприятия из образца в свой план.
Образец плана
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа – удалите строку таблицы
– добавьте строку в таблицу
Печать – распечатайте программу
Проверьте, что у педагога-психолога есть график консультаций для выпускников. Также убедитесь, что специалист своевременно проводит диагностики учеников 9-х и 11-х классов. Педагог-психолог должен определять уровень психологической готовности выпускников, уровень развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции. Чтобы специалист мог провести все диагностики, предложите ему готовые методики из примера ниже.
Методики для диагностики выпускников ПРИМЕР.
Проверьте, как педагог-психолог помогает выпускникам сформировать положительное отношение к экзаменам и скорректировать нереалистичные ожидания. Обычно для этого психолог совместно с классными руководителями проводит отдельно для 9-х и 11-х классов тренинговые занятия по профилактике стресса. Например, это может быть программа психологической подготовки старшеклассников к ГИА.
Проконтролируйте работу педагога-психолога с родителями
Проверьте, какие мероприятия специалист проводит с родителями учеников 9-х и 11-х классов. Например, педагог-психолог может организовать анкетирование. Оно поможет проанализировать, насколько успешно выпускники готовятся к экзаменам и участвуют ли родители в подготовке. Пример анкеты далее. А вы по результатам скорректируете подготовку выпускников к ГИА. Например, организуете совместные консультации, тренинги для родителей и выпускников, чтобы наладить их взаимодействие.
Проверьте, какую работу провел специалист, чтобы проинформировать родителей, как готовиться к ГИА. Предложите педагогу-психологу памятку. В ней – основные ошибки родителей в период подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации и рекомендации.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
