ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2023года
Образовательная деятельность
Программы и планы

ООП по ФОП: готовая программа формирования УУД основного общего образования

Елена Крылова, финалист Первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
Чтобы к новому учебному году обновить содержательный раздел ООП ООО, скорректируйте программу формирования УУД под ФОП. Ведь скопировать ее из федеральной образовательной программы не получится. В ФОП есть только ее описание. Для примера эксперты-практики предложили готовую программу формирования УУД ООО по ФГОС-2021.

Главное в статье СкрытьПрограмма формирования УУД ООО обязательно должна включать целевой, содержательный и организационный разделы (п. 165 ФОП ООО). Целевой раздел скопируйте из федеральной образовательной программы.

В содержательном разделе – два подраздела. В первом описали, как взаимосвязаны УУД с содержанием учебных предметов. Во втором – как должна быть реализована на уроках и внеурочных занятиях учебно-исследовательская и проектная деятельность. Также в раздел включили таблицу, чтобы показать, как формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В ней есть организационные формы и формы контроля для урочной и внеурочной деятельности.

Организационный раздел программы формирования УУД ООО состоит из пяти подразделов. Сначала описали, как участники образовательной деятельности разрабатывают и реализуют программу. Потом показали в таблицах основные подходы, чтобы сформировать УУД на уроках, методические, кадровые и материально-техническими условия, чтобы реализовать программу. Возьмите готовую программу формирования УУД за основу и скорректируйте под особенности вашей школы.

Главное в статье СкрытьПример программы

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать пример

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2023года
Образовательная деятельность
Микрообучение на 5 минут

Конфликтные вопросы по расписанию: как разговаривать с педагогами

Пройдите микрообучение, которое поможет отвечать на острые вопросы педагогов о школьном расписании. Так вы сможете подготовиться заранее и избежать конфликтов.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2023года
Профессиональные компетенции
Обучение по ФОП

Ответы на семь вопросов ваших коллег по федеральной образовательной программе

В статье – ответы Минпросвещения на типичные вопросы, как внедрить ФОП: если школа решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФОП; должна ли школа использовать федеральный учебный план уровня образования в неизменном виде; какие учебники закупать для новых ФГОС и ФОП. Ведомство направило ответы письмом от 22.05.2023 № 03-870.

Отвечает Минпросвещения России

1. ФОП НОО и ООО сформировали в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО. Значит ли это, что с 2023/24 учебного года школы должны перейти на новые ФГОС во всех классах с 1-го по 9-й?

Содержание и планируемые результаты федеральных рабочих программ по учебным предметам в ФОП начального общего и основного общего образования соответствуют требованиям новых стандартов. В 2023/24 учебном году ученики 1–2-х и 5–6-х классов должны обучаться по новым ФГОС. Решение в отношении 3–4-х и 7–9-х классов о переходе на новые ФГОС школа принимает, если есть условия и согласия родителей.

Анализ имеющихся в школах ресурсов, чтобы перейти на новые ФГОС, показал, что можно такой переход осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия в организации учебной деятельности.

Если родители не дают согласия, а в школе есть условия обучать по новым ФГОС, то ситуацию можно решить только путем диалога между ответственными специалистами образовательной организации и родителями учеников.

2. Какие учебники закупать для реализации новых ФГОС и ФОП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников?

Брать учебники нужно из нового федерального перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Однако сейчас в нем не хватает учебников по некоторым предметам, также нет комплектных пособий для учебников. Это связано с тем, что разработка, экспертиза, апробация, доработка и включение в перечень нового учебника занимает не меньше двух лет.

Минпросвещения разрешает использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699, в ситуации, когда для учебника из федерального перечня нет комплектного пособия.

У исключенных учебников из «старого» ФПУ есть предельный срок, когда их можно использовать. Это означает, что до окончания срока вы можете использовать эти учебники, когда реализуете образовательные программы. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» перечне, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.

3. ООП всех школ должны быть приведены в соответствие с ФОП. Не увеличит ли ввод федеральных программ документарную нагрузку на педагогических работников?

Для удобства педагогов и снижения документарной нагрузки разработали онлайн-сервисы – конструкторы, чтобы создать рабочие программы и учебные планы на edsoo.ru. В конструкторе рабочих программ есть возможность сформировать рабочую программу по учебному предмету, которая рассчитана на один год обучения или на уровень образования. В настоящее время конструктор рабочих программ дорабатывают, чтобы пользователи могли выгрузить поурочное планирование в электронный журнал, интегрировать с библиотекой электронные образовательные ресурсы. Конструктор учебных планов дорабатывают так же, чтобы можно было контролировать часы учебного плана на соответствие требованиям ФГОС и действующих санитарных норм и правил.

4. Какие разделы/части ООП школа должна разработать полностью самостоятельно?

В дополнение к разделам, которые включены в ФОП, школа с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ, своих условий и возможностей, интересов учеников и родителей самостоятельно разрабатывает и включает в ООП:

  • программу коррекционной работы, которая включает организацию работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • систему условий реализации ООП;
  • часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.

5. Если школа решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФОП?

Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и соответствующими ФОП. Школы вправе, когда реализуют ООП, непосредственно применять ФОП целиком, а также ее отдельные компоненты – федеральные учебные планы, федеральные календарные учебные графики, федеральные рабочие программы учебных предметов. В этом случае такая учебно-методическая документация самостоятельно не разрабатывается.

В ООП разработанная на федеральном уровне учебно-методическая документация может включаться в неизменном виде или в качестве основы для разработки учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ. При этом содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.

Кроме того, ООП, которую школы разработают в соответствии с ФОП, должна соответствовать требованиям ФГОС к структуре ООП и содержать компоненты, которых нет в ФОП: программу коррекционной работы, которая включает организацию работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП, часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений. Эти элементы придется разрабатывать самостоятельно.

6. Должна ли школа использовать федеральный учебный план уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения?

На основе варианта федерального учебного плана школа разрабатывает учебный план с учетом интересов участников образовательных отношений, имеющихся условий и возможностей. Когда разрабатывает учебные планы ООО и СОО, школа вправе перераспределить время в пользу изучения учебных предметов, в том числе, чтобы организовать углубленное изучение отдельных учебных предметов и профильное обучение. При этом, если будете сокращать часы из федеральных учебных планов, нужно соблюдать два условия. Первое – по предмету не должно быть ГИА (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Второе – обеспечить реализацию минимума, который заложен в обязательной федеральной рабочей программе по предмету.

7. Введение ФОП требует методической поддержки. Где и каким образом школа и педагоги могут получить методическую помощь?

Всю необходимую информацию размещают на портале «Единое содержание общего образования» edsoo.ru. Здесь можно получить индивидуальную консультативную помощь по вопросам ввода ФОП, скачать материалы Всероссийских просветительских мероприятий, а также – методические материалы по отдельным учебным предметам. По заданию Минпросвещения в 2023 году научно-методическое сопровождение обновления содержания общего образования осуществляет ФГБНУ ИСРО. Вся информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на edsoo.ru.

  1. ФОП НОО и ООО сформировали в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО. Значит ли это, что с 2023/24 учебного года школы должны перейти на новые ФГОС во всех классах с 1-го по 9-й?
  2. Какие учебники закупать для реализации новых ФГОС и ФОП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников?
  3. ООП всех школ должны быть приведены в соответствие с ФОП. Не увеличит ли ввод федеральных программ документарную нагрузку на педагогических работников?
  4. Какие разделы/части ООП школа должна разработать полностью самостоятельно?
  5. Если школа решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФОП?
  6. Должна ли школа использовать федеральный учебный план уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения?
  7. Введение ФОП требует методической поддержки. Где и каким образом школа и педагоги могут получить методическую помощь?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей