ФОП: как обновить целевой раздел любой ООП

Главное в статье СкрытьПереход на ФОП. Цикл статейС этого номера начинаем спецпроект по федеральным образовательным программам, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали программы начального, основного и среднего общего образования. В апрельском номере читайте, как составить целевой раздел ООП в соответствии с ФОП. А в майском и июньском номерах мы расскажем, какие изменения внести в содержательный и организационный разделы ООП, чтобы программы соответствовали новым требованиям. |
В сервисе ниже выберите программу, которую хотите обновить в своей школе в соответствии с ФОП. Далее выберите подраздел, чтобы получить рекомендации и примеры готовых формулировок.
Инструкция
Кликайте по вкладкам с названиями программ, чтобы выбрать подраздел
и получить рекомендации
с примерами готовых формулировок
– закрыть вкладку
ООП НОО по ФГОС-2021 |

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Дорожная карта, чтобы перейти на федеральные образовательные программы>>
Циклограмма на апрель: корректировка ООП в соответствии с ФОП и еще 31 дело>>
Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах>>
Пояснительная записка
Соотнесите с ФОП пояснительную записку образовательной программы, которую разработали по ФГОС-2021. Требования к пояснительным запискам в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом пояснительная записка в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования стандартов и содержание пояснительной записки в федеральной программе смотрите в таблице.
Таблица. Требования к содержанию пояснительной записки
В школьную ООП можно скопировать пояснительную записку из ФОП. Однако в федеральной программе цели сформулировали обобщенно, поэтому рекомендуем их детализировать под особенности школы и соотнести с ФГОС. А задачи реализации программы возьмите из ФОП, так как ФГОС не детализирует цели задачами. Так вы одновременно отразите в школьной ООП требования образовательного стандарта и федеральной программы. Смотрите в примере готовую формулировку о целях и задачах ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Принципы формирования образовательной программы скопируйте из ФОП – они конкретные, подробные и соответствуют ФГОС-2021. Однако в федеральной программе не описали механизмы реализации ООП. Поэтому формулировки для этого фрагмента оставьте те, которые сформулировали в нынешней ООП. Укажите ресурсы, с помощью которых собираетесь реализовать программу. Это также касается индивидуальных программ и учебных планов, чтобы обучить детей с особыми способностями, потребностями и интересами.
В новую версию школьной ООП перенесите общую характеристику реализации программы, которую описали в нынешней программе. Рекомендуем показать специфику программы. Для этого добавьте информацию об объеме общей аудиторной нагрузки для учеников за время освоения ООП – используйте формулировку из ФОП. Еще допишите детали, которые отражают особенности вашей школы. Например, если в программе есть индивидуальные учебные планы, укажите, с какой целью их разработали. Такие фрагменты возьмите из ООП, которую реализуете. Смотрите в примере, как описать специфику школы в ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Какие фрагменты в школьной программе оставить без изменения, а какие взять из ФОП, смотрите в карточке.
Планируемые результаты
Федеральная образовательная программа содержит общую характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021. Еще в ФОП нет информации о предметных результатах. Кроме того, требования ФГОС второго и третьего поколений к содержанию подраздела отличаются. Требования стандартов и содержание планируемых результатов освоения ООП в федеральной программе, смотрите в таблице.
Таблица. Требования к планируемым результатам
Личностные и метапредметные результаты, которые включает действующая школьная ООП, уже соответствуют требованиям ФГОС третьего поколения. Поэтому такие планируемые результаты можно не корректировать. Другой вариант – скопировать планируемые результаты из одноименного подраздела ФОП и абзацы из подраздела о системе оценки, которые характеризуют личностные и метапредметные результаты. Смотрите в примере фрагменты подраздела о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП, чтобы включить их в школьную ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Предметные результаты в ФОП разработчики сформулировали только для трех учебных предметов – русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Это предметы, содержание и планируемые результаты которых строго регламентируют в федеральных рабочих программах. В ООП предметные результаты по этим предметам включите в содержательный раздел. Чтобы не дублировать информацию, сделайте отсылку в целевом разделе на содержательный. Так вы обновите ООП в соответствии с ФОП и не нарушите условие, что планируемые результаты в школьной программе должны быть не ниже тех, что представили в федеральной. Предметные результаты по другим предметам возьмите из действующей ООП. Образец формулировки о предметных результатах смотрите в примере.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Система оценки результатов
Соотнесите с ФОП систему оценки в образовательной программе, которую разработали по ФГОС-2021. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом система оценки в ФОП соответствует ФГОС-2021 и методрекомендациям об оценке достижения учениками планируемых результатов, когда они осваивают ООП (письмо Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49). Требования стандартов к системе оценки и содержание подраздела в федеральной программе смотрите в таблице.
Таблица. Требования к системе оценки результатов
Скопируйте систему оценки из ФОП, но доработайте ее. Для этого пропишите особенности системы оценки, которые касаются вашей школы. Этот раздел ООП должен быть конкретным и отражать специфику школы. Отдельный акцент сделайте на оценке функциональной грамотности. Согласно ФГОС-2021 школы должны создавать условия, чтобы развивать функциональную грамотность. Смотрите в примере образец формулировки о системе оценки для ООП.
Формулировка для ООП НОО по ФГОС-2021 – о системе оценки достижения планируемых результатов ООП
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Опишите особенности оценки предметных результатов по отдельному предмету в приложении к ООП. Возьмите этот фрагмент из действующей образовательной программы. Оценку предметных результатов освоения русского языка, литературного чтения и окружающего мира соотнесите с содержанием обязательных федеральных рабочих программ.
Проверьте, что отразили все процедуры внутреннего и внешнего оценивания, которые содержит ФОП и Методрекомендации Минпросвещения (письмо от 13.01.2023 № 03-49). Процедуры внутреннего и внешнего оценивания смотрите в таблице.
Таблица. Процедуры внутреннего и внешнего оценивания
Опишите особенности внутришкольных оценочных процедур. Также дайте примеры стартовых диагностических работ и образцы заданий из комплексных работ. Пропишите, как собираетесь проводить промежуточную аттестацию.
ООП НОО по ФГОС второго поколения |
Пояснительная записка
Соотнесите с ФОП пояснительную записку образовательной программы, которую разработали по ФГОС второго поколения. Требования к пояснительным запискам в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом пояснительная записка в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования стандартов и содержание пояснительной записки в федеральной программе смотрите в таблице.
Таблица. Требования к содержанию пояснительной записки
Используйте в ООП характеристику целей, которые зафиксировали в действующей программе. Проверьте, чтобы формулировки охватывали требования ФГОС второго поколения к результатам освоения программы. Затем дополните эти цели формулировками из ФОП – нормам образовательного стандарта они не противоречат. Еще добавьте задачи, которые содержит федеральная программа. Так вы одновременно отразите в школьной ООП требования ФГОС и ФОП.
Перенесите в пояснительную записку из ФОП принципы и подходы формирования программы. Формулировки принципов и подходов не противоречат ФГОС второго поколения. Так вы закрепите в школьной ООП требования ФОП.
Опишите состав участников образовательных отношений вашей школы. Если к новому учебному году он не изменится – скопируйте из действующей ООП. Например, дайте общие характеристики детей, которые посещают начальную школу. Также напишите, есть ли ученики с ОВЗ. Укажите, как вы индивидуализировали программу под их потребности – разработали индивидуальный учебный план или отдельные адаптированные программы.
Допишите общие подходы, которые позволяют реализовать внеурочную деятельность. В пояснительной записке ФОП этого нет, поэтому возьмите этот фрагмент из действующей ООП. Если решили в новой ООП пересмотреть, как организована внеурочная деятельность, изложите это в пояснительной записке. Смотрите в примере готовую формулировку для ООП об общих подходах, чтобы реализовать внеурочную деятельность.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Также используйте карточку, чтобы разобраться, какие разделы в ООП оставить без изменений, а какие – взять из ФОП.
Планируемые результаты
Федеральная образовательная программа содержит общую характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021. Еще в ФОП нет информации о предметных результатах. Кроме того, требования ФГОС второго и третьего поколений к содержанию подраздела отличаются. Требования стандартов и содержание планируемых результатов освоения ООП в федеральной программе, смотрите в таблице.
Таблица. Требования к планируемым результатам
В основной образовательной программе по ФГОС второго поколения оставьте без изменений весь подраздел о планируемых результатах. Школа вправе добавить в него содержание одноименного подраздела из ФОП. Но проверьте, чтобы он не дублировал текст вашего документа и не противоречил ему. Включите предметные планируемые результаты по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру из ФОП или сделайте отсылку на содержательный раздел.
Система оценки результатов
Соотнесите с ФОП систему оценки в образовательной программе, которую разработали по ФГОС второго поколения. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом система оценки в ФОП соответствует ФГОС-2021 и методрекомендациям об оценке достижения учениками планируемых результатов, когда они осваивают ООП (письмо Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49). Требования стандартов к системе оценки и содержание подраздела в федеральной программе смотрите в таблице.
Таблица. Требования к системе оценки результатов
Систему оценки результатов, которую зафиксировали в действующей ООП, обновите по требованиям ФОП. Федеральная программа предъявляет к этому разделу ООП конкретные и детализированные требования. Например, нужно включить в ООП оценку функциональной грамотности школьников. Еще один вариант – перенести в основную образовательную программу по ФГОС второго поколения ту систему оценки, которую описали в ООП по ФГОС-2021. Такая формулировка соответствует ФОП, поэтому так вы скорректируете требования к системе оценки по требованиям федеральной программы.
Допишите особенности оценки предметных результатов по каждому учебному предмету в приложении к ООП. Возьмите их из действующей образовательной программы. Также проверьте, чтобы оценка предметных результатов освоения русского языка, литературного чтения и окружающего мира отражала содержание федеральной рабочей программы.
ООП ООО по ФГОС-2021 |
Пояснительная записка
Скорректируйте пояснительную записку в образовательной программе, которую разработали по ФГОС-2021. Требования к пояснительным запискам в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом пояснительная записка в ФОП соответствует требованиям нового ФГОС. Требования стандартов и содержание пояснительной записки в федеральной программе смотрите таблице.
Таблица. Требования к содержанию пояснительной записки
В школьную ООП можете скопировать цели из ФОП, но детализируйте их. Причина в том, что федеральная программа содержит обобщенные формулировки. Чтобы прописать цели, опирайтесь на планируемые результаты во ФГОС-2021. Образовательный стандарт требует, чтобы школы конкретизировали цели ООП и соотнесли их с планируемыми результатами. Если в действующей ООП вы уже сформулировали цели по требованиям нового ФГОС, перенесите их в документ, который готовите на следующий год. Смотрите в примере формулировку о целях ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Задачи для ООП скопируйте из федеральной образовательной программы – разработчики их детализировали. Также возьмите из ФОП принципы формирования программы, а механизмы перенесите из действующей ООП. Потому что ФОП не содержит механизмы реализации программы, а ФГОС-2021 требует, чтобы школы описали их в пояснительной записке.
Покажите механизмы реализации программы – для каждой школы они свои. Для этого опишите в пояснительной записке, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов, их состав, направления и формы деятельности. Если строите обучение по индивидуальным учебным планам, добавьте информацию о том, как реализуете ИУП и их особенности. Смотрите в примере, как описать механизмы реализации ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Перенесите из действующей ООП общую характеристику программы. По новому ФГОС – это обязательный элемент пояснительной записки. Покажите, что отразили в школьной ООП результаты самообследования, функционирования ВСОКО, образовательные потребности и запросы учеников и их родителей. Формулировку, чтобы описать общую характеристику программы в ООП, смотрите в примере.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Какие элементы в школьной программе оставить без изменений, а какие – взять из ФОП, смотрите в карточке.

ВАЖНО
По ФГОС-2021 школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметных областей и учебных предметов
Планируемые результаты
Федеральная образовательная программа содержит характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021. Разработчики включили такую информацию в подраздел о планируемых результатах. При этом предметные результаты описали в содержательном разделе федеральных рабочих программ.
Рекомендуем опираться на требования образовательных стандартов, чтобы актуализировать планируемые результаты в школьной ООП. Требования стандартов и содержание планируемых результатов освоения ООП в федеральной программе, смотрите в таблице.
Таблица. Требования к планируемым результатам
Планируемые личностные и метапредметные результаты можете взять из действующей ООП. Но убедитесь, что они соответствуют требованиям стандарта третьего поколения. При этом во ФГОС-2021 нет нормы, что ученики должны освоить межпредметные понятия и использовать их в учебной, познавательной и социальной практике. Однако эти задачи разработчики зафиксировали в ФОП. Поэтому в ООП добавьте такие формулировки. В противном случае школа нарушит требование федеральной программы – планируемые результаты в ООП должны быть не ниже результатов ФОП. Формулировку, чтобы включить сведения о межпредметных понятиях в ООП, смотрите в примере.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

СПРАВКА
ФГОС-2021 содержит предметные результаты на углубленном уровне для информатики, физики, химии, биологии и математики, которая включает курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»
Дополните раздел спецификой школы и планируемыми результатами освоения обязательных предметов и курсов по ФГОС-2021. В ФОП разработчики включили предметные результаты только на базовом уровне и для шести предметов: русского языка, литературы, истории, обществознания, географии, ОБЖ. Это предметы, содержание и планируемые результаты которых строго регламентируют в федеральных рабочих программах. В ООП предметные результаты по этим предметам включите в содержательный раздел. Чтобы не дублировать информацию, сделайте отсылку в целевом разделе на содержательный. Так вы обновите ООП в соответствии с ФОП и не нарушите условие, что планируемые результаты в школьной программе должны быть не ниже тех, что представили в федеральной.
Допишите в ООП, что ваша программа содержит предметные результаты еще и по иностранному языку, математике, информатике, физике, химии, биологии, ОДНКНР, ИЗО, музыке, технологии, физкультуре. Чтобы сформулировать предметные результаты для учебных предметов, которые не включили в ФОП или для углубленного изучения, используйте предметные результаты из ФГОС-2021.
Укажите в основной образовательной программе предметные результаты по родному языку, родной литературе и второму иностранному языку. Сделать это нужно в том случае, если есть заявления от родителей и условия позволяют изучать эти предметы. Предметные результаты для родного языка, родной литературы и второго иностранного языка скопируйте из ФГОС-2021 или сделайте на них отсылку.
Отметьте планируемые результаты освоения формируемой части ООП, которая отражает выбор учеников и особенности региона. Возьмите формулировки из действующей ООП. Другой вариант – описать результаты заново, если существенно меняете формируемую часть в новом учебном году.
Система оценки результатов
Проверьте систему оценки в образовательной программе, которую разработали по ФГОС-2021. Система оценки результатов в ФОП полностью соответствует требованиям нового стандарта, а также не противоречит ФГОС второго поколения. Требования стандартов к системе оценки и содержание подраздела в ФОП смотрите в таблице.
Таблица. Требования к системе оценки результатов
Подразделы о системе оценки результатов вы вправе сделать одинаковыми для ООП, которые разработали по стандартам второго и третьего поколений. Так вы сформируете единую систему оценки, как рекомендовало Минпросвещения (письмо от 13.01.2023 № 03-49).
Скопируйте в ООП систему оценки из ФОП, но доработайте ее под специфику школы. Алгоритм, чтобы доработать подраздел ООП о системе оценки, смотрите на рисунке.
Рисунок. Алгоритм, чтобы отразить в системе оценки специфику школы
Еще посмотрите в примере образец формулировки об общих особенностях оценки планируемых результатов.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl V)
Также смотрите в примерах готовые фрагменты ООП, которые характеризуют, как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты.
Примеры формулировок для ООП ООО
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите примеры формулировок. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Опишите особенности оценки предметных результатов по отдельным предметам в приложении к образовательной программе. Разработчики ФОП предлагают включить в него три элемента. Первый – список итоговых планируемых результатов, в которых нужно указать этапы их формирования и способы оценки. Например, текущая или тематическая, устно или письменно, практика. Второй элемент – это требования, как следует выставлять отметки за промежуточную аттестацию. Третий – график контрольных мероприятий. Сведения, которые нужны, возьмите из действующей ООП и локальных актов. А оценку предметных результатов освоения русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ соотнесите с содержанием обязательных федеральных рабочих программ.
Охарактеризуйте внутришкольные оценочные процедуры и укажите, какое оценивание применяете. Так, Минпросвещения рекомендует использовать критериальное оценивание для внутришкольных оценочных процедур (письмо от 13.01.2023 № 03-49). Ведомство подразумевает, что школы начнут сравнивать образовательные достижения учеников с критериями, которые заранее определят и о которых расскажут ученикам и родителям. Тогда процесс оценивания станет понятным, а объективность оценки возрастет.
Добавьте описание промежуточной аттестации и форм, которые позволят представить результаты оценочной деятельности. В ФОП этого нет. Например, укажите, что результаты оценки текущих достижений и промежуточной аттестации вносите в электронный журнал.
ООП ООО по ФГОС второго поколения |
Пояснительная записка
Скорректируйте пояснительную записку в образовательной программе, которую разработали по ФГОС второго поколения. Требования к пояснительным запискам в стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом пояснительная записка в ФОП соответствует требованиям нового ФГОС. Но вы можете использовать формулировку из ФОП и в программе по стандарту второго поколения. Разница заключается в том, что в ООП по старому ФГОС необязательно давать общую характеристику программы. Требования стандартов и содержание пояснительной записки в федеральной программе смотрите таблице.
Таблица. Требования к содержанию пояснительной записки
В ООП оставьте без изменения цели, задачи и подходы формирования программы. Эти элементы пояснительной записки соответствуют требованиям ФГОС, поэтому менять их не нужно. Но переформулируйте принципы реализации программы, чтобы они соответствовали ФОП. Вы вправе больше ничего не добавлять, так как ФГОС второго поколения не требует указывать подробности в пояснительной записке. Посмотрите карточку 2, чтобы разобраться, какие формулировки в ООП оставить без изменений, а какие – взять или скорректировать в соответствии с ФОП.
Планируемые результаты
Федеральная образовательная программа содержит характеристику личностных и метапредметных результатов по ФГОС-2021. Рекомендуем опираться на требования образовательных стандартов, чтобы актуализировать планируемые результаты в школьной ООП. Требования стандартов и содержание планируемых результатов освоения ООП в федеральной программе, смотрите в таблице.
Таблица. Требования к планируемым результатам
Обновите подраздел о планируемых результатах в основной образовательной программе. В федеральной программе разработчики расширили перечень планируемых результатов. Поэтому проверьте, чтобы в школьной ООП они были не ниже тех, которые перечислили в ФОП. Если оставите формулировки из стандарта второго поколения, нарушите требование законодательства.
Пересмотрите личностные результаты освоения ООП. Для этого возьмите формулировки из ФГОС-2021 и основной образовательной программы, которую составили по требованиям этого стандарта.
Убедитесь, что в метапредметные результаты включили межпредметные понятия. ФГОС второго поколения не предусматривает, что ученикам нужно освоить межпредметные понятия. При этом их прописали в примерной ООП, которая соответствует требованиям предыдущего образовательного стандарта. Если не определили перечень межпредметных понятий, возьмите их из ПООП.
Добавьте предметные результаты из действующей ООП. Планируемые результаты русского языка, литературы, истории, обществознания, географии, ОБЖ должны соответствовать ФОП. Для остальных обязательных предметов скопируйте описание планируемых результатов из ФГОС второго поколения или сделайте на них отсылку. Если изменили формируемую часть, опишите планируемые результаты для новых курсов. То же самое сделайте, если ввели углубленное изучение предметов, которые раньше школьники осваивали на базовом уровне.
Система оценки результатов
Проверьте систему оценки в образовательной программе, которую разработали по ФГОС второго поколения. Система оценки результатов в ФОП полностью соответствует требованиям нового стандарта, а также не противоречит ФГОС второго поколения. Требования стандартов к системе оценки и содержание подраздела в ФОП смотрите в таблице.
Таблица. Требования к системе оценки результатов
Подразделы о системе оценки результатов вы вправе сделать одинаковыми для ООП, которые разработали по стандартам второго и третьего поколений. Так вы сформируете единую систему оценки, как рекомендовало Минпросвещения (письмо от 13.01.2023 № 03-49).
Скопируйте в ООП систему оценки из ФОП, но доработайте ее под специфику школы. Алгоритм, чтобы доработать подраздел ООП о системе оценки, смотрите на рисунке.
Рисунок. Алгоритм, чтобы отразить в системе оценки специфику школы
Еще посмотрите в примере образец формулировки об общих особенностях оценки планируемых результатов.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl V)
Также смотрите в примерах готовые фрагменты ООП, которые характеризуют, как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты.
Примеры формулировок для ООП ООО
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите примеры формулировок. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Опишите особенности оценки предметных результатов по отдельным предметам в приложении к программе. Разработчики ФОП предлагают включить в него три элемента. Первый – список итоговых планируемых результатов, в которых нужно указать этапы их формирования и способы оценки. Например, текущая или тематическая, устно или письменно, практика. Второй элемент – это требования, как следует выставлять отметки за промежуточную аттестацию. Третий – график контрольных мероприятий. Сведения, которые нужны, возьмите из действующей ООП и локальных актов. А оценку предметных результатов освоения русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ соотнесите с содержанием обязательных федеральных рабочих программ.
Охарактеризуйте внутришкольные оценочные процедуры и укажите, какое оценивание применяете. Так, Минпросвещения рекомендует использовать критериальное оценивание для внутришкольных оценочных процедур (письмо от 13.01.2023 № 03-49). Ведомство подразумевает, что школы начнут сравнивать образовательные достижения учеников с критериями, которые заранее определят и о которых расскажут ученикам и родителям. Тогда процесс оценивания станет понятным, а объективность оценки возрастет.
Добавьте описание промежуточной аттестации и форм, которые позволят представить результаты оценочной деятельности. В ФОП этого нет. Например, укажите, что результаты оценки текущих достижений и промежуточной аттестации вносите в электронный журнал.
В ООП по ФГОС второго поколения опишите процедуру ГИА, как это требует образовательный стандарт. Для этого зафиксируйте, что организуете и проводите итоговую аттестацию по требованиям Порядка ГИА-9 (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513). Такой формулировки достаточно, так как школа не проводит ГИА и не вправе менять федеральные правила.
ООП СОО по обновленному ФГОС |
Пояснительная записка
Пояснительную записку возьмите в готовом виде из ФОП. Но добавьте сведения о специфике своей школы и конкретизируйте особенности аудиторной нагрузки. Разработчики уже конкретизировали цели реализации ООП СОО, сформулировали задачи, учли принципы реализации и представили расчеты объема аудиторной работы. Смотрите в примере формулировку пояснительной записки ООП.
Формулировка пояснительной записки ООП СОО
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Включите в пояснительную записку общие сведения об образовательной программе и ее особенностях. Укажите, что программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования. Если используете ФОП целиком или ее элементы без изменений в ООП, укажите это в пояснительной записке. Обновленный ФГОС СОО содержит те же требования к пояснительной записке, что и предыдущая редакция документа.
Планируемые результаты
Измените планируемые результаты освоения ООП СОО. Опишите личностные, метапредметные и предметные результаты подробно, как в новой редакции ФГОС СОО. Можно скопировать планируемые результаты из текста самого стандарта.
В планируемых результатах свяжите требования ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны быть не ниже или соответствовать планируемым результатам в ФОП.
Личностные результаты. Пропишите в ООП личностные результаты по направлениям воспитания, как во ФГОС СОО. В обновленном стандарте личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания, как во ФГОС-2021 НОО и ООО. Всего восемь направлений: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания.
Используйте готовые формулировки личностных результатов из ФГОС СОО. Потому что личностные результаты в ФОП разработчики прописали менее подробно, чем в стандарте. Не меняйте содержательно формулировки личностных результатов, чтобы создать единое образовательное пространство, как рекомендует Минпросвещения. Смотрите в примере формулировку личностных результатов для ООП.
Формулировка личностных планируемых результатов освоения ООП СОО
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
В 2023/24 учебном году изменения обязательно коснутся 10-х классов. Одно из достижений обновленного ФГОС – конкретизировали формулировки личностных результатов. Поэтому рекомендуем использовать готовые формулировки из стандарта.
- С какого числа применять поправки во ФГОС СОО?
У школ есть два варианта. Первый вариант – сразу перейти на обновленный ФГОС СОО в этом учебном году, так как приказ Минпросвещения об утверждении изменений действует с 23 сентября 2022 года (приказ от 12.08.2022 № 732). И документ не содержит условий об отсрочках для 10–11-х классов, которые учатся по программам, утвержденным на начало учебного года. Второй вариант – следовать рекомендациям Минпросвещения и перевести 10-е классы на обновленный ФГОС с 1 сентября 2023 года (письмо от 17.11.2022 № 03-1889). Про нынешние 10-е и 11-е классы в письме ничего не сказано. Минпросвещения также напомнило, что до 1 сентября 2023 года надо привести все ООП в соответствие с федеральными образовательными программами. Посоветуйтесь с учредителем, чтобы решить, какой вариант перехода на обновленный ФГОС выбрать.
Метапредметные результаты. Конкретизируйте метапредметные результаты в ООП по видам универсальных учебных действий, как это сделали разработчики в обновленном ФГОС СОО. В новой редакции стандарта метапредметные результаты сгруппировали по трем направлениям. Посмотрите их на рисунке.
Рисунок. Три направления метапредметных результатов в обновленном ФГОС СОО

СПРАВКА
Ведомства рекомендуют использовать конструктор рабочих программ по предметам, который размещен на портале Единое содержание общего образования – edsoo.ru
Для каждого УУД во ФГОС есть критерии сформированности (п. 8 ФГОС СОО). Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность самоорганизации – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. Также метапредметные результаты теперь включают такое УУД, как эмоциональный интеллект. Выпускники должны уметь понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Используйте готовые формулировки метапредметных результатов из ФГОС СОО. Поскольку в федеральной образовательной программе разработчики кратко прописали такие результаты. Не меняйте содержательно формулировки метапредметных результатов, которые возьмете из новой редакции ФГОС. Значимое изменение в обновленном стандарте – конкретизировали формулировки метапредметных результатов. Смотрите в примере формулировку метапредметных результатов для ООП.
Формулировка метапредметных планируемых результатов освоения ООП СОО
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
- Обязательно ли применять федеральную программу в 11-х классах?
Однозначного ответа нет. Редакция рекомендует обратиться за разъяснениями к учредителю.
С одной стороны, в пункте 27.20 ФОП СОО разработчики отметили, что до 1 сентября 2025 года школы могут реализовывать учебный план для учеников, которых приняли на обучение на уровень СОО в соответствии с ФГОС СОО в редакции приказа Минпросвещения от 11.12.2020 № 712. Здесь речь идет о нынешних десятиклассниках, которые в следующем учебном году перейдут в 11-е классы. Согласно ФОП СОО в 2023/24 учебном году только 11-е классы вправе доучиваться по старой программе без учета федеральной. Но в ФОП нет ссылки на нормативный правовой акт, который бы подтверждал такое право.
С другой стороны, Закон об образовании требует, чтобы школы разработали ООП в соответствии с ФГОС и ФООП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом разработчики обязаны составить ФООП на основе ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП. Перед утверждением ФУМО и региональные органы власти должны были проверить, соответствуют ли проекты федеральных программ ФГОС (подп. 1 п. 8 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Обновленный ФГОС СОО не содержит условий, которые позволяют не применять новые требования, вступившие в силу с 23.09.2022. Если бы Минпросвещения решило сделать переходный период, то указало бы это в преамбуле приказа, которым утвердило новую редакцию стандарта.
Все приказы министерства имеют одинаковую юридическую силу. С другой стороны, школы должны разрабатывать ООП, в первую очередь, по ФГОС, а потом уже ФООП. Ведь Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами. Поскольку ФОП вообще не упоминается в Законе об образовании, то формально их можно не применять. Однако ФОП разработали по Порядку для ФООП, поэтому можно считать их взаимозаменяемыми. Получается, что в случае противоречия ФОП и ФГОС, если школа выбирает между ними, она все равно нарушит требования законодательства.
Предметные результаты. Когда будете описывать предметные планируемые результаты в ООП, проверьте, чтобы они были не ниже тех, что разработчики сформулировали в обновленном ФГОС и ФОП. В федеральной программе разработчики описали предметные результаты только для тех предметов, по которым нужно применять ФОП. На уровне СОО это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Для таких предметов федеральная программа содержит требования только на базовом уровне. Чтобы сформулировать предметные результаты для других учебных предметов или для углубленного изучения, опирайтесь на предметные результаты во ФГОС.
Можно использовать готовые формулировки предметных результатов из ФГОС СОО и федеральной образовательной программы, примерных рабочих программ. Еще учитывайте уровень преподавания предметов в вашей школе, когда будете формулировать предметные результаты. Посмотрите пример формулировки предметных результатов для ООП по математике.
Формулировка предметных планируемых результатов освоения ООП СОО по математике
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Новая редакция ФГОС СОО предъявляет четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень произведений, которые обязательно нужно изучить. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно в обновленном ФГОС СОО описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и как он влияет на мировую систему. После того как школьники изучат историю на базовом уровне, ученики должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других событий XX – начала XXI века.

ВАЖНО
Система оценки должна соответствовать системе ВСОКО и локальным актам школы
Система оценки результатов
Систему оценки достижения планируемых результатов возьмите в готовом виде из ФОП. Разработчики уже конкретизировали формулировки по требованиям обновленного ФГОС СОО. Но добавьте особенности оценки по отдельным учебным предметам. Такие формулировки школе придется описать самостоятельно. Учитывайте, что ФОП содержит блоки, по которым нужно описать оценку предметных результатов (п 18.26 ФОП СОО). Посмотрите их в примере.
ПРИМЕР. Что включить в описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету согласно ФОП СОО
Посмотрите пример формулировки системы оценки.
Формулировка системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
В системе оценки нужно описать все направления, цели, виды и формы оценивания для всех видов планируемых результатов
Если не планируете брать систему оценки из ФОП, проанализируйте и скорректируйте такую часть ООП СОО, которая действует сейчас в вашей школе. Соотнесите систему оценки в школьной ООП и в ФОП. Проверьте, что прописали в разделе процедуры внешней и внутренней оценки. Ориентируйтесь на обязательные оценочные процедуры, которые установили в ФОП (п.18.4, п.18.5 ФОП СОО). Охарактеризуйте особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Зафиксируйте формы оценки функциональной грамотности. Используйте формы оценки, которые регламентирует ФОП (п. 18.19 ФОП СОО). Например, чтобы проверить читательскую грамотность по ФОП СОО необходимо провести письменную работу на межпредметной основе.
Новая редакция стандарта предъявляет четкие требования к системе оценки планируемых результатов (п. 18.1.3 ФГОС СОО). Проверьте, что сформировали систему оценки по требованиям обновленного ФГОС СОО. Еще разработчики прописали во ФГОС блоки, которые должна включать система оценки. Посмотрите их в примере. Разработчики это сделали, чтобы система оценки соответствовала обновленным планируемым результатам и содержанию предметов. А также чтобы привести к единству систему независимой внешней оценки достижения планируемых результатов.
ПРИМЕР. Что включить в систему оценки согласно обновленному ФГОС СОО
- По каким предметам обновленный ФГОС СОО содержит требования к предметным результатам?
Для десяти учебных дисциплин новая редакция стандарта устанавливает требования к предметным результатам для базового и углубленного уровней. Это литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология. А для русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физической культуры и ОБЖ обновленный ФГОС устанавливает требования только на базовом уровне.
- Алгоритм, чтобы провести промежуточную аттестацию выпускников без проблем>>
- Что изменить в организационном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
- Стенды, которые необходимо разместить в учительской>>
- Тематический педсовет о профориентационной работе>>
- Документы–2022/2023: направления контроля работы педагогов>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Содержательный раздел ООП: как обновить под ФОП. Видеостатья
Вебинар включает несколько частей. В начале узнаете, обязательно ли школам внедрять ФОП и когда это нужно реализовать. Далее лектор поделится опытом, как обновить содержательный раздел ООП уровней образования и как поступить, если содержание федеральных программ и требования ФГОС противоречат друг другу. Еще разберетесь, какие формулировки из ФОП скопировать, а какие – придется доработать или разработать самостоятельно. А в конце вебинара эксперт ответит на распространенные вопросы замдиректоров о том, как составить содержательный раздел ООП уровней образования в соответствии с ФОП.
This is a modal window.
Тайминг
00:00:00 – Начало. Рассказ о продуктах направления «Актион Образование»
00:04:36 – Почему и когда необходимо внедрить ФОП
00:05:50 – Что входит в содержательный раздел ФОП уровней образования
00:07:51 – Чем отличаются требования ФОП, ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения на уровне НОО
00:09:19 – Чем отличаются требования ФОП, ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения на уровне ООО
00:10:32 – Чем отличаются требования ФОП, ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения на уровне СОО
00:11:39 – Какие изменения в программе формирования / развития УУД
00:13:30 – Как обновить программу формирования УУД на уровне НОО
00:21:08 – Как обновить программу формирования УУД на уровне ООО
00:27:28 – Как обновить программу формирования УУД на уровне СОО
00:37:20 – Какие изменения в рабочей программе воспитания уровней образования
00:43:00 – Как обновить содержательный раздел рабочей программы воспитания уровней образования
00:47:56 – Как обновить организационный раздел рабочей программы воспитания уровней образования
00:50:33 – Какие изменения в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
00:55:02 – Что включить в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
01:00:24 – Какие особенности в программе коррекционной работы в ООП НОО
01:02:17 – Какие особенности в программе коррекционной работы в ООП ООО
01:09:05 – Какие особенности в программе коррекционной работы в ООП СОО
01:10:30 – Спорные формулировки в программах коррекционной работы уровней образования
01:12:47 – Как разработать программы коррекционной работы уровней образования
01:20:22 – Чек-лист «Какие формулировки взять из ФОП»
01:27:28 – Ответы на вопросы участников вебинара
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Разъяснили, какие учебники и пособия использовать для обучения по ФОП

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Что изменить в содержательном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
Дорожная карта, чтобы перейти на федеральные образовательные программы>>
По закону школа должна использовать не только учебники, но и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Брать их нужно из нового ФПУ, который утвержден приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Однако сейчас в новом ФПУ не хватает учебников по некоторым предметам, также нет комплектных пособий для учебников. Это связано с тем, что разработка, экспертиза, апробация, доработка и включение в ФПУ нового учебника занимает не меньше двух лет.
Ситуация 1. Для учебника из ФПУ нет комплектного пособия. В такой ситуации Минпросвещения разрешает использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
Ситуация 2. Учебника нет в новом ФПУ. У исключенных учебников из «старого» ФПУ есть предельный срок использования. Это означает, что до окончания срока вы можете использовать эти учебники при реализации образовательных программ. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» ФПУ, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
Источник: письмо Минпросвещения от 21.02.2023 № АБ-800/03

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: