ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2023года
Профессиональные компетенции
Работа с родителями

Взаимодействие с родителями: как использовать жалобы для развития школы

Наталья Лунева, директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Людиново, Калужская обл.
В статье – рекомендации, чтобы работать с жалобами родителей, форматы обратной связи, универсальные формулировки, чтобы работать с возражениями. Также дополнительные таблицы, анкеты и чек-листы, чтобы упростить работу замов по ВР и классных руководителей.

Школа должна быть открытой системой, чтобы всем участникам образовательного процесса было видно, чем живет организация, как она функционирует, как соблюдает права ребенка и условия охраны труда. Положительным импульсом для этого служит общешкольное родительское собрание, встреча с директором или администрацией школы, на которых необходимо рассказывать о событиях, мероприятиях, достижениях, проблемах, которые решаете в школе.

Инструментом открытой школьной системы служат жалобы со стороны участников образовательных отношений. С одной стороны, жалоба – это некое отрицание, а с другой – знак, чтобы проанализировать, проконтролировать, ужесточить административный контроль.

Форматы обратной связи родителям

ВАЖНО

Любая жалоба – это сигнал к действию. Ее положительное разрешение способно повлиять на положительный имидж школы. Используйте жалобы как инструмент критического мышления для стратегии развития школы

Жалоба может быть устной или письменной. Как правило, и в одном случае, и в другом необходимо разобраться со сложившейся ситуацией.

Родители обычно жалуются на неудовлетворительное поведение обучающихся, взаимоотношения между учителями и учениками, работу на комьютерах во время уроков, занятия физической культуры, в том числе занятия на лыжах. Также частые причины – правонарушения, которые соверщают учащиеся, объем домашнего задания, преподавание предмета.

Если жалоба поступает по телефону. Лучше пригласить этого родителя в школу, к директору или заместителю директора по УВР. Провести с ним встречу под протокол. В разговоре с родителем прояснить ситуацию.

По необходимости пригласить к себе сотрудника школы, о котором заявил законный представитель учащегося. Разобраться и принять необходимые решения для разрешения конфликтной ситуации. Если стороны не могут справиться, то школьная комиссия по рассмотрению жалоб принимает активное участие для принятия положительного результата по данному обращению с записью в протоколе.

Если жалоба поступает в письменном виде. Зарегистрируйте ее в том случае, если она имеет подпись. Предупредите родителей, что анонимные жалобы не принимаются. В ответе разъясните все составляющие сложившейся ситуации. Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Если жалобу переадресовали в прокуратуру. Если ответ на жалобу не удовлетворил родителя и он переадресовал ее, например, в прокуратуру, а она в свою очередь определила нарушение школой нормативов, то необходимо проконсультироваться с представителем этого ведомства, пересмотреть локальные школьные акты и принять их в новой редакции, если акцент будет сделан на них.

Однако надо помнить, что изменения в законодательстве будут основанием любого изменения в локальном акте школы. Положения по учебной деятельности, организации дополнительного образования и многие другие корректируются в соответствии с федеральными законами.

Школа должна среагировать на жалобы родителей, если они касаются школьной формы, сценариев внеурочных занятий, дифференцированных заданий на уроках, проведения тематических праздников. В таком случае организация учитывает мнение родителей и вносит изменения в документы и планы мероприятий.

Универсальные формулировки для ответов родителям

Для того чтобы объяснить родителям, что их просьбы невозможны, всегда оперируйте законодательными актами. Также ссылайтесь на локальные акты и регламенты школы. Ниже смотрите универсальные формулировки для ответов родителям. Примеры касаются вопросов промежуточной аттестации и персональных данных.

ПРИМЕР 1
Если жалоба касается вопроса об отказе родителя от промежуточной аттестации, то ответ можно начать так:
«Уважаемый родитель, на основании статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (последняя редакция) обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с этим Ваш ребенок (Ф. И. О. ребенка, год рождения) обязан пройти промежуточную аттестацию на базе школы на основании Вашего заявления от (дата, год)».
ПРИМЕР 2
Если жалоба касается вопроса об общедоступных источниках персональных данных, то ответ можно начать так:
«Уважаемый родитель, на основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (последняя редакция) в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. Поэтому для участия (Ф. И. О. обучающегося) в спортивных соревнованиях была взята информация из личного дела Вашего ребенка».

Алгоритм обработки жалоб

Ответы школы на жалобы родителей могут иметь обратную связь. Если жалоба объективная, на ваш взгляд, то можно узнать мнение у других родителей или обучающихся по проблеме. В социальных сетях или на сайте школы организуйте электронный опрос. Для этого воспользуйтесь алгоритмом.

АЛГОРИТМ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как создать электронный опрос среди участников образовательных отношений

1. Соберите наиболее частые проблемные темы для электронного опроса в зависимости от поступивших жалоб.

2. Выберите одну тему из подборки, которая является наиболее актуальной.

3. Определите творческую группу по разработке опросника из числа не только сотрудников школы, но и обучающихся.

4. Составьте вопросы, лучше с однозначными ответами «да» или «нет».

5. Объявите участникам образовательных отношений о проведении опроса в социальных сетях школы.

6. Разместите в социальных группах школы вопросы.

7. Проанализируйте результаты электронного опроса при необходимости обсудить их на педагогических советах или при совещании у директора.

Своевременное анкетирование или социальный опрос

Своевременное анкетирование или социальный опрос среди родителей на разные школьные темы позволят избежать жалоб с их стороны в дальнейшем. Таким образом, выявляют проблемные зоны, которые можно решить в короткий срок. Поэтому используйте в работе анкеты. Воспользуйтесь образцами анкеты для родителей по темам «Питание школьников», «Пропускной режим в школе», «Персональные данные».

Раздел обращений на сайте школы

На официальном сайте школы есть раздел «Остались вопросы». В нем разместите ссылку на обратную связь. При нажатии на вкладку родитель (законный представитель) ребенка или посетитель сайта может письменно обратиться к руководству учреждения, учителям и прикрепить файл обращения. Также необходимо будет дать согласие на обработку и хранение персональных данных.

Для организации обратной связи возможно через техническую поддержку сайта открыть, например, раздел «Ваши предложения». Любой желающий, родители, учащиеся, педагоги смогут внести свои предложения по организации деятельности школы. Используйте образец.

Действия, чтобы уменьшить количество жалоб

Взаимодействие и общение помогут избежать жалоб со стороны родителей. Для этого каждый участник образовательного процесса должен сделать свою работу прозрачной и понятной. Ниже список активностей и мероприятий для администрации школы, педагогов и родителей, которые обеспечат поля для взаимодействия с родителями.

Мероприятия со стороны администрации. Публичный отчет директора, производственные совещания при директоре, заместителе директора, дни открытых дверей. Работа с родителями. Чек-лист «Взаимодействие с родителями» поможет построить работу.

Действия педагогов-предметников. Взаимодействовать с классными руководителями, конкретизировать критерии выставления отметок, участвовать в родительских собраниях.

Работа классного руководителя. Выполнять мониторинг учебной деятельности, посещать семьи обучающихся, организовывать тематические родительские собрания, вести родительский чат, проводить индивидуальную работу с учащимися.

Активность родителей. Участвовать в мероприятиях школы. Взаимодействовать с классным руководителем и администрацией школы.

Образцы мероприятий по работе с жалобами

Жалобы можно использовать для развития образовательной организации. Проведение конкретных мероприятий позволит минимизировать и решить проблемы в зависимости от обращений. В таблицах далее списки и участники мероприятий, которые помогут решить проблемы в разных областях.

Таблицы

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст (Ctrl+V)

ДЛЯ СПРАВКИ

Независимая оценка качества образования

Одним из инструментов обратной связи является независимая оценка качества образования. НОКО выявляет проблемные зоны школ – некачественное питание, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, низкую степень усвоения образовательной программы, отсутствие необходимой материально-технической базы, отсутствие комфортной среды и т. д. На основе общедоступной информации выявляется уровень организации школы по реализации программ общего образования. НОК ПО можно провести по инициативе участников отношений в сфере образования. Например, ученика, родителя, педагога, образовательной организации, органа власти или местного самоуправления, работодателя. Для этого надо заключить договор со специальной организацией.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2023года
Профессиональные компетенции
Видеостатья

«Стоп фаббинг» – как отучить педагогов смотреть в телефоны на педсоветах и совещаниях

Предлагаем видеостатью, чтобы пресечь в рабочем коллективе фаббинг – зависимость педагогов от гаджетов. В ней пять приемов, которые позволят справиться с ситуациями, когда учителя смотрят в телефоны на педсоветах и совещаниях. Так вы вовлечете педагогов, чтобы они активно участвовали в заседаниях, и быстрее решите рабочие вопросы.

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2023года
Профессиональные компетенции
Аттестация обучающихся

Уведомление для родителей неуспевающего ученика

Предлагаем вам образец уведомления для родителей неуспевающего ученика. Вы можете заполнить его и распечатать.

Чтобы проинформировать родителей неуспевающего ученика, подготовьте уведомление. Проинформируйте родителей о текущих отметках. Предупредите об академической задолженности и ее последствиях. Смотрите ниже образец уведомления.

Образец уведомления

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Печать – распечатайте уведомление

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК