
Алгоритм, чтобы провести промежуточную аттестацию выпускников без проблем

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Что изменить в организационном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
Промежуточная аттестация – это обязательная процедура в выпускных классах (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На основе промежуточной аттестации ученики 9-х и 11-х классов получают допуск к экзаменам. Посмотрите на схеме 1 универсальный алгоритм, который позволит организовать процедуру. А разъяснения по каждому этапу промежуточной аттестации читайте далее в статье.
Главное в статье СкрытьСхема 1. Алгоритм промежуточной аттестации
Главное в статье СкрытьПодготовьтесь к промежуточной аттестации
Проводите процедуру по требованиям, которые закрепили в локальном акте школы. Например, в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Школа должна допустить выпускника к процедуре, даже если у него отрицательные результаты текущего контроля успеваемости. Часто в локальных актах ваши коллеги закрепляют допуск к промежуточной аттестации. Проверьте, что в вашем документе нет пункта о допуске к процедуре. Иначе нарушите требования законодательства. Промежуточная аттестация – это право и обязанность ученика. Ни формального, ни документального допуска к этой процедуре быть не должно. В локальном акте можете указать, что отметками за промежуточную аттестацию в 9-х классах считаете годовые отметки, а в 11-х – годовые и полугодовые. Еще вариант – в качестве отметки за промежуточную аттестацию закрепить результаты ВПР или другой независимой диагностики. Так, не будет вопросов у проверяющих, почему отметка за промежуточную аттестацию влияет на годовую.
Посмотрите формы процедуры. Опирайтесь на формы промежуточной аттестации, которые отразили в учебных планах ООП ООО и СОО (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Здесь школа фиксирует формы промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана, которые ученики освоили в выпускном классе. Вы вправе использовать различные формы процедуры. Например, письменные и устные работы, педагогическое наблюдение, экспертизу и учет текущих достижений школьника.
Подготовьте КИМ. Поручите руководителям методобъединений проверить актуальны ли оценочные материалы для промежуточной аттестации, которые педагоги использовали в прошлые учебные годы. Если необходимо, пусть учителя скорректируют КИМ или подготовят новые. Например, это актуально для школ, которые в 2022/23 учебном году перешли на новый ФГОС ООО всем уровнем образования. Письменно согласуйте оценочные материалы с педагогами на заседаниях методобъединений.
Составьте список учеников группы риска. Заранее напишите список выпускников, у которых есть риск академической задолженности. Уведомите об этом родителей таких учеников. Организуйте индивидуальную дополнительную подготовку школьников. Для этого поручите учителям составить график консультаций и провести их, а классным руководителям – проконтролировать, как выпускники посещают дополнительные занятия.
Определите учеников с индивидуальными достижениями. Подготовьте список выпускников, которые добились индивидуальных достижений. Например, по итогам олимпиад и конкурсов. Освободить этих учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП. Однако школа вправе провести для них процедуру в форме учета индивидуальных достижений, если закрепили это в локальном акте. Посмотрите ниже пример, который описывает такую ситуацию.
ПРИМЕР. Победа во ВсОШ по литературе

СПРАВКА
Промежуточная аттестация – процедура, которая подтверждает, что ученик освоил отдельную часть или весь объем учебного предмета или курса. Поэтому составлять план подготовки к ней не нужно
Разработайте график. График промежуточной аттестации подготовьте в виде приложения к приказу о ее проведении. Так удобнее уведомить выпускников и их родителей о сроках процедуры. Предлагаем оформить график в виде расписания и указать в нем класс, предмет, форму и дату проведения, кабинет.
Включите работы в рамках промежуточной аттестации в общешкольный график оценочных процедур, чтобы не дублировать контрольные. Например, запланируйте процедуру в сроки, когда пройдет контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков, а также вы не перегрузите выпускников.
Оформите приказ. Подготовьте приказ о проведении промежуточной аттестации. В документе укажите период и сроки проведения процедуры, ее формы по каждому предмету.

ВАЖНО
Сроки, когда выпускник ликвидирует академическую задолженность, не планируйте на каникулярное время (п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Проведите промежуточную аттестацию по расписанию
Процедуру для выпускников нужно провести заранее – до того как проведете педсовет по допуску к ГИА. Дата протокола, по которому школа допускает учеников до итоговой аттестации, должна быть раньше даты первого экзамена. По ходу промежуточной аттестации проверяйте, что педагоги своевременно выставляют отметки в журнал.
Подведите итоги промежуточной аттестации
Когда школа проведет промежуточную аттестацию, подготовьте аналитическую справку и приказ по итогам процедуры. Если выпускники получили отметки не ниже удовлетворительных, допустите их к итоговой аттестации. А если у ученика одна или несколько неудовлетворительных отметок за год, то у него образуется академическая задолженность. Пока выпускник не ликвидирует ее, школа не праве допустить его к ГИА.
Провести педсовет. Организуйте педсовет по допуску выпускников к экзаменам. Составьте список учеников, которые прошли промежуточную аттестацию, чтобы допустить их к ГИА. Отдельно зафиксируйте школьников, у которых образовалась академическая задолженность. Нужно указать фамилии и имена таких выпускников, класс и предметы, по которым они получили неудовлетворительные отметки. Также определите сроки и форму, чтобы ученики ликвидировали задолженности. Приложите списки к протоколу педсовета, а список школьников, которые справились с промежуточной аттестацией, – еще и к приказу о допуске к ГИА.
Уведомить родителей о результатах. Поручите классным руководителям ознакомить родителей с результатами промежуточной аттестации. Для родителей выпускников, у которых образовалась академическая задолженность, сделайте выписку из протокола педсовета. Подготовьте акт, чтобы согласовать с родителями сроки и формы ликвидации академический задолженности. Классному руководителю нужно ознакомить родителей с документом под подпись. Образец акта согласования скачайте справа.
Разработать план-график. Убедитесь, что педагоги, по предметам которых у выпускника образовалась академическая задолженность, составили план-график, чтобы ее ликвидировать. К документам учителю нужно приложить КИМ, которые он планирует использовать на пересдаче. Контрольно-измерительные материалы и план-график утвердите на заседании методобъединений.
Ознакомить родителей с планом-графиком. Классные руководители знакомят с планом-графиком выпускников и их родителей. Если родители отказываются предпринимать действия, когда у ученика возникла академическая задолженность, школа вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Сообщите в комиссию информацию, что родители уклоняются от своих обязанностей.
Организовать ликвидацию академической задолженности. Предусмотрите для ученика дополнительные занятия и консультации с учителями. Также рекомендуем подключить к работе педагога-психолога и социального педагога.
У выпускника есть две попытки устранить академическую задолженность. Первый раз ученик пересдает предмет учителю. Если ликвидировать академическую задолженность не удалось, назначьте вторую попытку с комиссией. Директор утверждает ее состав и сроки действия полномочий. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится выпускник. Однако, если школьник сомневается, что его работу оценят объективно, он вправе потребовать включить в состав комиссии учителей из другой школы. Если ученик справится с пересдачей, подготовьте протокол и приказ о ликвидации академической задолженности. Образцы документов скачайте справа.
Подведите результаты по итогам ликвидации академической задолженности
Когда выпускник устранит академическую задолженность, проведите тематический педсовет по допуску к экзаменам. Еще один вариант – включить вопрос по допуску в повестку планового педсовета.
Если школьник не ликвидирует академическую задолженность, обсудите с родителями его дальнейшее обучение. Условно перевести выпускника нельзя, поэтому родители решают, как их ребенок продолжит учебу. Предложите три варианта: повторное обучение, обучение по АООП по рекомендациям ПМПК или обучение по индивидуальному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Решение родителей директор школы закрепляет в приказе.
Опишите порядок промежуточной аттестации выпускника-экстерна
Закрепите порядок аттестации для экстернов в локальном акте, который регулирует порядок промежуточной аттестации. Предусмотрите этот раздел, так как экстерн может прийти в любой момент. Для таких выпускников нужно организовать промежуточную и итоговую аттестацию. При этом отказать экстерну вы не вправе.
В разделе локального акта о промежуточной и итоговой аттестации экстернов опишите, как такие выпускники проходят аттестационные процедуры. Также укажите, какие документы оформите и как допустите ученика до ГИА. Готовую формулировку для локального акта школы скачайте справа. А чтобы разобраться, как действовать по итогам промежуточной аттестации выпускника-экстерна, воспользуйтесь алгоритмом на схеме 2.
Схема 2. Допуск выпускника-экстерна к ГИА по итогам промежуточной аттестации
-
До какого срока выпускник должен ликвидировать академическую задолженность?
Пересдачу проведите, прежде чем школа выпустит приказ о допуске к ГИА. Сделайте так, если учебный план позволяет назначить даты до выхода приказа. Важно, чтобы родители не возражали против этой даты пересдачи и выпускник успел подготовиться к процедуре. Если возможности ликвидировать задолженность до того, как выйдет приказ о допуске к ГИА, нет, то выпускник вправе закрыть долг в течение календарного года с момента, когда он возник (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Сроки согласуйте с родителями школьника. Чтобы закрепить согласование в письменной форме, подготовьте акт. Составьте документ в свободной форме.
- ФОП: как обновить целевой раздел любой ООП>>
- Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах>>
- Циклограмма на апрель: корректировка ООП в соответствии с ФОП и еще 31 дело>>
- Тематический педсовет о профориентационной работе>>
- Как принять ребенка в школу в 2023 году. Практикум для замдиректора>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: