ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Практикум для замдиректора: как разработать учебные планы по ФГОС – 2022/23

Перед вами три практических урока, которые помогут составить учебные планы на 2022/23 учебный год. В первом уроке узнаете, какие предметы нужно включить в учебные планы по ФГОС-2021 с учетом выбора родителей и учеников. Во втором – разберетесь, как рассчитать соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы. В третьем уроке потренируетесь определять ошибки, которые допустили ваши коллеги в учебном плане. В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Когда вы успешно справитесь с тестом, получите сертификат о прохождении программы. Желаем успехов!

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Учебные планы по ФГОС: семь подсказок и сервис

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье – подсказки, которые помогут составить учебные планы на 2022/23 учебный год. Вам впервые придется разработать учебные планы по ФГОС второго и третьего поколения. Используйте памятки и шпаргалки, чтобы разобраться в требованиях разных стандартов. А составить учебные планы по всем нормам старых и новых ФГОС поможет сервис. Введите данные по инструкции и получите готовый документ за 3 минуты.

К 1 сентября вам нужно разработать учебные планы в двух вариантах – по старому и новому ФГОС. И так для двух уровней общего образования – начального и основного. Школьники 1-х и 5-х классов будут учиться по ФГОС-2021. При этом ученики 2–4-х и 6–9-х классов продолжат свое обучение по ФГОС второго поколения, если в вашем регионе не приняли другое решение. Только на уровне СОО все по-прежнему – школьники 10–11-х классов продолжат обучение по ФГОС второго поколения. Поэтому вам придется составить не меньше пяти учебных планов до начала нового учебного года.

Включите в учебный план минимум два компонента: сетку часов и формы промежуточной аттестации. В некоторых регионах рекомендуют составить пояснительную записку к учебному плану. Разрабатывать ее не обязательно, но пояснительная записка поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим. Подробнее о том, как составить пояснительную записку к учебному плану, читайте в статье>>.

СПРАВКА

Учебный план входит в состав ООП, поэтому утвердите его вместе с основной программой. Сделайте это до 1 сентября

Подсказка 1. Включить все обязательные предметы

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области. ФГОС устанавливают, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

В обязательной части учебного плана СОО укажите предметы, которые будут общими для всех профилей. Еще включите предметы, которые отражают специфику профиля. Также определите, какие предметы ученики изучат на базовом уровне, а какие – углубленно.

Как во ФГОС-2021. Список обязательных предметов отличается в разных поколениях стандартов. Например, по требованиям ФГОС-2021 второй иностранный язык нужно включить в учебный план ООО в том случае, если родители написали заявление и у школы есть ресурсы. А согласно ФГОС второго поколения второй иностранный – это обязательный предмет в учебном плане ООО. Используйте памятки, чтобы проверить, все ли обязательные предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы по старым и новым ФГОС.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку

К СВЕДЕНИЮ

Какие есть требования к учебным планам

Старые и новые ФГОС не устанавливают структуру учебного плана, но указывают, что он должен содержать две части – обязательную и формируемую. ФГОС определяют соотношение частей, содержат список предметных областей, учебных предметов, курсов и модулей. Стандарты закрепляют минимальное и максимальное количество часов учебных занятий по уровням образования. А Закон об образовании устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Подсказка 2. Указать названия предметов по ФГОС

Все предметы в учебном плане называйте в строгом соответствии со ФГОС. Если вы укажете предмет «Физкультура» вместо «Физическая культура», школе могут вынести замечание при проверке.

В учебные планы можно включить дополнительные учебные предметы или курсы по выбору школьников. Например, на уровне СОО можно включить «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». Так вы сможете учесть запросы родителей и удовлетворить разные интересы учеников. Но не называйте доппредметы и курсы по выбору так же, как назвали в учебном плане обязательные предметы по ФГОС.

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменили названия учебных предметов и предметных областей, ввели понятия «учебные курсы» и «учебные модули». Еще разработчики ФГОС-2021 объединили некоторые предметы в один. Посмотрите шпаргалку с названиями предметов и предметных областей, которые различаются в старых и новых ФГОС. Так вы не допустите ошибок, когда будете разрабатывать учебные планы по стандартам второго и третьего поколения для одного уровня образования.

К СВЕДЕНИЮ

Сколько учебных планов может быть в школе в 2022/23 учебном году

Минимум пять учебных планов, если только 1-е и 5-е классы перешли на обучение по ФГОС-2021 и при этом школа реализует все уровни ООП. Но учебных планов может быть больше. Ведь учебный план школа готовит в рамках работы над ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А ООП уровня образования может включать один или несколько учебных планов, в том числе индивидуальных. Поэтому в школе одновременно могут быть, например:
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
– учебный план для уровня СОО по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
– индивидуальные учебные планы.

ВАЖНО

Не называйте курсы по выбору так же, как назвали предметы в учебном плане. Проверяющие не смогут различить, где предмет, а где курс по выбору, и решат, что вы нарушили соотношение частей ООП

Подсказка 3. Составить формируемую часть учебного плана

Используйте часы формируемой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Ученики вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет.

На уровне СОО включите в учебный план не меньше одного часа в неделю на индивидуальный проект. Запланируйте проект на один или два года.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, – это часть учебного плана, которую школа формирует по запросам учеников и родителей. Такая часть учебного плана нужна, чтобы ученики могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные. Еще в формируемой части учебного плана можно отразить специфику школы или региона. Чтобы составить такую часть, предложите перечень предметов, а также проведите опрос среди школьников и их родителей.

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах отмечено, что формируемая часть учебного плана включает еще и курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Однако в примерных ООП в сетке часов учебного плана такие курсы не указаны. Смотрите шпаргалку с требованиями старых и новых ФГОС к формируемой части учебного плана.

Чтобы соблюсти требования ФГОС-2021, в формируемой части сетки учебного плана предлагаем выделить курсы внеурочной деятельности отдельно от учебных. При этом отдельный план внеурочной деятельности останется обязательным компонентом ООП. В нем вы фиксируете формы и объем всей внеурочной деятельности на уровне образования: курсов, кружков, клубов, секций и др. Посмотрите пример, как можно прописать курсы внеурочной деятельности в сетке учебного плана.

Пример. Курсы внеурочной деятельности в сетке часов учебного плана

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Подсказка 4. Выдержать соотношение частей программы

Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы соответствует ФГОС (п. 15 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС-2021 НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 26 ФГОС-2021 ООО, п. 15 ФГОС СОО). Посмотрите верное соотношение частей ООП по уровням образования на рисунке ниже.

Соотношение обязательной и формируемой частей ООП

Чтобы рассчитать соотношение частей ООП, посчитайте количество часов обязательной части учебного плана. Потом суммируйте количество часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности. Проверьте соотношение частей. Смотрите пример расчета ниже.

Учебные предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть предметы, курсы и модули по выбору школьников и их родителей. Еще в формируемую часть можно включить предметы, курсы и модули, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов.

ПРИМЕР. Расчет соотношения частей ООП по ФГОС второго поколения

В учебном плане на уровне ООО в обязательной части 5270 часов, в формируемой – 578. В плане внеурочной деятельности – 1700 часов. Количество часов в формируемой части программы 578 + 1700 = 2278. Общее количество часов, которое отвели на изучение программы, 5270 + 2278 = 7548.
Проверим соотношение частей. Для этого разделим количество часов обязательной части программы на общее количество часов, которое отвели на изучение программы, а результат умножим на 100. Получим число 5270 : 7548 × 100 = 69,8. Округляем по правилам математического округления, получаем целое число 70. То есть 70 процентов обязательной части – значит, соотношение частей ООП выдержано.

Как во ФГОС-2021. Рассчитывайте соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы так же, как и для стандартов второго поколения. Помните, что при расчете нужно учитывать урочные и внеурочные занятия.

Подсказка 5. Включить формы промежуточной аттестации

Учебный план по каждому уровню образования должен содержать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом конкретных требований к оформлению в законе нет. Поэтому школа сама может решить, как включить формы промежуточной аттестации в учебный план. Первый вариант – описать формы в пояснительной записке. Второй вариант – отразить формы в сетке часов учебного плана.

Когда планируете формы промежуточной аттестации, ориентируйтесь на два документа. Первый – положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Второй – содержание целевого раздела ООП о системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Как во ФГОС-2021. Стандарты второго и третьего поколения не устанавливают, как школа должна оформить в учебном плане формы промежуточной аттестации. Формы установите в соответствии с локальными актами. Также учитывайте рекомендации ведомств, чтобы сформировать график оценочных процедур (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01).

К СВЕДЕНИЮ

Способы избежать ситуации, когда предметы «не поместились» в обязательную часть учебного плана

1-й способ. Начинайте составлять учебные планы с обязательной части. Если необходимо, реализуйте углубленное изучение обязательных предметов за счет формируемой части. При этом обязательно опишите это в пояснительной записке.

2-й способ. Используйте готовый примерный федеральный или региональный учебный план.

Подсказка 6. Соблюсти аудиторную нагрузку

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливают ФГОС.

Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным требованиям (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Она должна включать часы обязательной и формируемой частей учебного плана. Посмотрите санитарные нормы по объему аудиторной нагрузки на школьников в таблице. При этом учитывайте, что на внеурочную деятельность выделили еще до 10 часов в неделю в каждом классе (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Таблица. Образовательная недельная нагрузка


Скачать

ВАЖНО

Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны в учебном плане использовать ее полностью

Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменился объем аудиторной нагрузки школьников. Стала меньше верхняя граница аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО, а также нижняя граница на уровне ООО. Нижняя граница аудиторной нагрузки на уровне НОО, наоборот, возросла. Поэтому подсчитывайте в учебном плане количество занятий не только за год, но и по уровню образования в целом. Так вы избежите ошибок, когда будете составлять учебные планы на следующий год. Подробнее об изменениях нагрузки в старых и новых ФГОС смотрите в шпаргалке.

Подсказка 7. Предусмотреть профили на уровне СОО

Включите в основную образовательную программу среднего общего образования учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО). ООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический. Но вводить все пять профилей не обязательно.

Количество предметов. В учебные планы СОО каждого профиля вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно внесите хотя бы по одному предмету из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Например, проверьте, что включили в учебный план хотя бы один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература».

ВАЖНО

Учитывайте позицию региона по переходу на новые ФГОС – только в 1-х и 5-х классах или во всех классах на уровнях НОО и ООО. От этого зависит количество учебных планов, которые нужно разработать

Обязательные предметы. Вне зависимости от профиля обучения включите во все учебные планы восемь предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия. Обязательно дополните учебный план индивидуальным проектом. Распределите часы для реализации индивидуального проекта либо на один из классов – 10-й или 11-й, либо на два года обучения.

Углубленные предметы. Во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область. Смотрите шпаргалку с особенностями каждого профиля: какие предметы из каких предметных областей нужно изучать на углубленном уровне.

К СВЕДЕНИЮ

Можно ли создать на уровне СОО классы спортивного профиля

Закон четко предписывает разрабатывать образовательные программы по ФГОС. Но во ФГОС СОО нет спортивного профиля, а также нет углубленного уровня для физкультуры и ОБЖ. Чтобы избежать нарушений, вы можете включить в программу учебный план универсального профиля вместо спортивного. Предусмотрите в учебном плане изучение на базовом уровне физической культуры и ОБЖ, но при этом выделите для этих дисциплин больше учебных часов. Включите элективные и факультативные курсы, которые расширят содержание этих предметов. Также в рабочих программах других предметов предусмотрите темы физкультурно-спортивной направленности. Например, в программах по литературе, иностранному языку, истории, биологии, ОБЖ.

Сервис, чтобы составить учебные планы по ФГОС

Инструкция
1. Выберите уровень общего образования и количество учебных дней в неделе.
2. Выберите версию образовательных стандартов для уровней НОО и ООО. А для уровня СОО – профиль. Укажите для каждого класса планируемое количество учебных недель в учебном году. Нажмите на кнопку «Расчет учебного плана».
3. Далее скорректируйте количество часов в неделю по предметам обязательной и формируемой части учебного плана. Также можете скорректировать названия предметов, курсов или модулей.
4. Нажмите на кнопку «Примечание», чтобы проверить достаточно ли часов в учебном плане, который вы разработали. Здесь же укажите количество часов в плане внеурочной деятельности на уровне образования, и убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС.
5. В конце нажмите на кнопку «Загрузить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.

Если сервис работает с задержкой, закройте все другие вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите нужный файл. Файл, который вы получите, можно редактировать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Как составить рабочую программу по новым ФГОС. Инструкция

Лариса Бикбаева, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 12» г. Анжеро-Судженск
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 3. В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Примеры с фрагментами рабочей программы помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. Вам же останется только раздать педагогам готовую инструкцию с примерами.

ВАЖНО

Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

Скачать

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1 справа. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей


Скачать

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

СПРАВКА

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС 2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

Требования
Требования
В таблице – общие требования к предметным результатам уровня образования. Требования для конкретного предмета найдете в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО

Скачать

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

Скачать

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021


Скачать

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4 справа. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование


Скачать

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей


Скачать

Также посмотрите фрагмент рабочей программы по истории, в которой программа воспитания учтена в пояснительной записке. Смотрите еще два фрагмента, в которых воспитательный потенциал уроков отражен в тематическом планировании или в разделе о содержании предмета, курса, модуля.

Фрагменты рабочих программ, в которых учитывается программа воспитания

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагменты

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей