ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – чек-листы, которые помогут проверить, учитывают ли ваши проекты новых ООП начального и основного общего образования требования ФГОС-2021. Для каждого раздела программ найдете свой чек-лист. По чек-листам поэтапно проверите ООП и оперативно внесете правки, если обнаружите недочеты.

Доступна аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение 

По готовым чек-листам проверьте проекты ООП НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021. В чек-листы вынесли контрольные точки, чтобы быстро оценить, все ли новые требования стандартов учли в новых программах.

Чек-лист 1. Целевой раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Важно

По новым ФГОС личностные результаты группируйте по направлениям воспитания, а метапредметные – по видам УУД

Структура пояснительной записки. Пояснительные записки к ООП НОО и ООО теперь должны содержать три элемента: цели реализации программы, принципы формирования и механизмы реализации программы, общую характеристику программы. В пояснительной записке больше не нужно описывать общие подходы к организации внеурочной деятельности, как это требовали старые ФГОС.

Цели реализации ООП. Проверьте, чтобы цели были конкретизированы по требованиям ФГОС к результатам освоения программы. Задачи в новых ФГОС не упоминают, поэтому их можно не расписывать.

Используйте цели из примерных ООП по новым ФГОС. Если их еще нет, можете конкретизировать цели так: в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы.

Принципы формирования и механизмы реализации. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП. В новых программах проверьте, что переформулировали принципы под новые ФГОС.

Новая часть в пояснительной записке – механизмы реализации программы. Проконтролируйте, что описали, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов.

Также в этом блоке разработчики новых ФГОС сделали акцент на индивидуальные учебные планы. Это один из механизмов реализации программы, который обязательно нужно описать в пояснительной записке.

Общая характеристика. В этой части пояснительной записки должны быть прописаны общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Проверьте, что указали структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Также перечислите образовательные технологии, которые используются в школе.

Важно

Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО по ФГОС-2021:
цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы

Общие сведения о планируемых результатах. Напишите, что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу. Проконтролируйте, что описали структуру и принципы организации.

Планируемые результаты. Подробно опишите результаты освоения программы по блокам: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты должны быть сгруппированы по направлениям воспитания; метапредметные – по видам универсальных учебных действий. Предметные результаты нужно конкретизировать по предметным областям и учебным предметам.

Проконтролируйте, что в формулировках планируемых результатов обеспечили связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов также должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.

Система оценки по новым ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать планируемые результаты освоения ООП, которые вы описали в программе.

Расширьте перечень методов и форм обучения в ООП ООО, которые планируете использовать, чтобы оценить результаты учеников. Проверьте, что добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе и формируемые с использованием цифровых технологий.

Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Но отслеживать формирование личностных результатов нужно, хоть и без оценивания, например, с помощью мониторинга. Поэтому проверьте, что прописали, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты.

Чек-лист 2. Содержательный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС. Убедитесь, что рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности сформированы с учетом рабочей программы воспитания. Проверьте, чтобы в тематическом планировании были указаны электронные образовательные ресурсы по каждой теме.

Важно

Границы аудиторной нагрузки по новым ФГОС на уровне НОО:
минимум за 4 года – 2954 часа;
максимум за 4 года – 3190 часов

Структура рабочих программ. Проверьте, чтобы рабочие программы соответствовали требованиям к структуре. В рабочих программах по требованиям ФГОС-2021 должны быть три раздела: содержание учебного предмета, курса, модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля; тематическое планирование, в котором прописано количество академических часов на освоение каждой темы и возможность использовать по этой теме электронные или цифровые образовательные ресурсы.

Проконтролируйте также, чтобы в тематических планированиях рабочих программ курсов внеурочной деятельности прописали формы проведения занятий.

Программа формирования УУД. Проверьте, что в тексте ООП правильно назвали программу: теперь это должна быть программа формирования универсальных учебных действий, а не развития. На уровне ООО проконтролируйте, что зафиксировали в программе формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Убедитесь, что сократили содержание программы за счет описания взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. Проверьте, что описали особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обратите внимание, что в описании должен использоваться деятельностный подход.

  • Какие разделы должны быть в рабочей программе воспитания по ФГОС-2021?

    • анализ воспитательного процесса в Организации;
    • цель и задачи воспитания обучающихся;
    • виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
    • система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Рабочие программы воспитания. Проверьте, что сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Это принципиальный момент в новой ООП НОО.

Обратите внимание, что модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Проверьте, какие используете названия разделов программы. Убедитесь, что в программу включили и урочную, и внеурочную деятельность. Так вы обеспечите создание целостной образовательной среды, как требуют ФГОС-2021.

Чек-лист 3. Организационный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Учебный план. В новых ФГОС изменились границы аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО. Проконтролируйте, что учли эти изменения.

Убедитесь, что в предметных областях выделены не только учебные предметы, но и учебные курсы, учебные модули из обязательного перечня. Проверьте, что выстроили структуру предметных областей по новым требованиям. Памятки с набором предметов, курсов и модулей в предметных областях для ООП НОО и ООО скачайте ниже.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору

Проверьте, что включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ, описали подходы к включению и исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей таких детей.

Важно

Элементы календарного учебного графика по ФГОС-2021:
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации

План внеурочной деятельности. Проверьте, чтобы объем внеурочной деятельности соответствовал новым нормам для НОО. Теперь это максимум 1320 часов за 4 года вместо прежних 1350.

Посмотрите, как обеспечиваете вариативность содержания внеурочной деятельности – состава, структуры, форм. Это должно происходить не только за счет учета интересов детей, но и учета их потребностей, а также запросов родителей. Помните, что новые ФГОС не содержат прямого указания, что форма реализации внеурочной деятельности должна отличаться от урочной, а для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций.

Календарные учебные графики. Проверьте, как оформили КУГ. В них теперь не нужно указывать продолжительность четвертей или триместров. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

Календарный план воспитательной работы. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа и в которых школа принимает участие. Проверьте также, что включили в план обязательные образовательные события из Всероссийского календаря.

Жестких требований к форме календарного плана воспитательной работы нет. Но обязательно нужно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности; классов или групп школьников – участников этих мероприятий; сроков проведения и подготовки; ответственных лиц.

Важно

По ФГОС-2021 требования к условиям реализации программы включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям

Характеристика условий реализации ООП. Новые ФГОС уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам. Поэтому порядок и содержание описания условий изменились.

Проверьте, что в блоке «Общесистемные требования» подробно и точно описали условия, которые обеспечивают возможности формирования функциональной грамотности учеников, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Обратите внимание, в какой степени созданы, описаны и соответствуют ФГОС и процессу цифровизации условия информационно-образовательной среды.

Убедитесь, что требования к материально-техническому обеспечению учитывают условия реализации адаптированной программы. Добавьте описание требований к кабинетам по предметным областям.

Проконтролируйте, чтобы учебно-методические условия включали характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все эти условия должны помогать обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы ООО, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий особое внимание уделите профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям отражайте с учетом квалификационных требований Профстандарта. Ключевое требование к описанию финансовых условий – формулировки о соблюдении в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования; возможность реализации всех требований и условий, которые предусматривает ФГОС.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Учебные планы по стандартам третьего поколения для проектов ООП

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – требования ФГОС-2021 к учебным планам. Еще найдете сервис, который поможет составить учебные планы по всем нормам стандартов третьего поколения. Введите данные по инструкции и получите готовый документ за 3 минуты.

Когда будете разрабатывать учебные планы по ФГОС-2021, учитывайте изменения, которые произошли в объеме аудиторной нагрузки, а также в структуре предметных областей. Далее в статье читайте, какие новые требования предъявляют стандарты третьего поколения к разработке учебных планов.

ВАЖНО

Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов, курсов, модулей

Требования ФГОС-2021 к учебным планам

В новых ФГОС в преамбуле к описанию требований к учебному плану НОО и ООО появилась отсылка на санитарные правила и гигиенические нормативы. Эти документы устанавливают требования к объему учебной нагрузки при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Нормы недельной нагрузки школьников смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Недельный объем аудиторной нагрузки на уровне НОО и ООО

Нагрузка детей с ОВЗ
Нагрузка детей с ОВЗ
Урочную деятельность учеников с ОВЗ организуйте по 5-дневной учебной неделе (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20). В субботу можно проводить занятия по внеурочной деятельности

Еще одно отличие новых ФГОС – изменился объем аудиторной нагрузки школьников. Стала меньше верхняя граница аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО, а также нижняя граница на уровне ООО. Нижняя граница аудиторной нагрузки на уровне НОО, наоборот, возросла. Подробнее об изменениях смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Границы аудиторной нагрузки на уровне НОО и ООО

Объем аудиторной работы детей с ОВЗ
Объем аудиторной работы детей с ОВЗ
6018 академических часов – это минимальный общий объем аудиторной работы учеников с ОВЗ, если увеличили для них срок обучения на уровне ООО на один год

Во ФГОС-2021 включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ. Отметили, что в учебный план можно внести изменения, если реализуете адаптированные программы ООО учеников с ОВЗ. Так, описали подходы к включению или исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Новые стандарты конкретизировали и значительно расширили перечень способов индивидуализации учебного плана. Так, предусмотрели индивидуализацию не только для детей с ОВЗ и одаренных, как это было в старом ФГОС, но и по выбору учеников, их родителей или законных представителей. Цель – удовлетворить различные интересы школьников, потребности в физическом развитии и совершенствовании, а также учесть этнокультурные интересы. Если в вашей школе есть ученики с особыми образовательными потребностями, например одаренные, заинтересованные в углубленном изучении предметов, можете разработать для них ИУП.

Значительные изменения произошли и в структуре предметных областей. Так, в новых ФГОС выделили не только учебные предметы, но и учебные курсы, а также учебные модули. Например, на уровне ООО в рамках предметной области «Математика и информатика» есть только два учебных предмета – «Математика» и «Информатика». А в рамках учебного предмета «Математика» выделили три учебных курса – «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Также предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебный предмет «История», который состоит из учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Скачайте памятку с перечнем предметных областей, учебных предметов и учебных модулей, которые обязательно нужно включить в учебные планы НОО и ООО по ФГОС-2021.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору

Согласно обновленным стандартам выбор и изучение некоторых учебных курсов и модулей возможны только по письменному заявлению родителей несовершеннолетних школьников. На уровне НОО – это родной язык, литературное чтение на родном языке и учебные модули предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». На уровне ООО – родной язык, родная литература, второй иностранный язык и учебные модули предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому перед тем, как внести в учебный план эти предметы, курсы или модули, соберите заявления от родителей несовершеннолетних школьников. В школах, где язык образования русский, изучение родного языка, родной литературы, литературного чтения из числа языков народов и государственных языков республик организуйте только при наличии в вашей школе такой возможности и по заявлениям родителей. Изучение второго иностранного языка на уровне ООО также организуйте только при наличии такой возможности в школе и по заявлениям родителей.

В новых ФГОС указали, что часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, строится в том числе за счет внеурочной деятельности. Курсы внеурочной деятельности выбирают родители из перечня, который предлагает школа. Поэтому запланируйте для рабочей группы задачу сформировать перечень учебных курсов внеурочной деятельности, которые смогут выбрать родители школьников. Продумайте порядок разработки таких курсов. Определите педагогов, которые будут составлять рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Еще скоординируйте работу над планом внеурочной деятельности, рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы.

Как разработать учебные планы по новым ФГОС

При разработке учебного плана используйте форму-таблицу. Ведь именно так теперь представлены требования в новых ФГОС, а не списком, как было в стандартах второго поколения. Ориентируйтесь на оформление учебных планов, которое предлагают проекты примерных ООП НОО и ООО по новым ФГОС. Проекты найдете на сайте edsoo.ru. Смотрите фрагмент учебного плана НОО, который составлен по требованиям ФГОС-2021.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Подготовьте бланк учебного плана с необходимыми реквизитами рассмотрения и утверждения. Также поступите, когда будете формировать учебные планы АООП или ИУП.

Составьте таблицу учебного плана соответствующего уровня образования. При этом сохраняйте названия, которые указаны в новых ФГОС в разделах предметных областей и учебных предметов, курсов, модулей.

Когда будете составлять учебный план на 2022/23 учебный год, просчитайте объем часов освоения ООП за четыре года для НОО и за пять лет для ООО. Сверьте число часов, которое получите, с требованиями к минимальному и максимальному количеству аудиторной нагрузки на уровне образования. Также проверьте, что не вышли за пределы максимально допустимой недельной нагрузки по каждому классу. Еще убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует нормам ФГОС уровня образования. Так, на уровне начального общего образования это соотношение должно быть 80 на 20 процентов, а на уровне основного общего образования – 70 на 30 процентов. Под таблицей с сеткой часов кратко укажите, какие изменения внесли в части учебного плана за счет перераспределения часов.

Учебный план на 2022/23 учебный год по требованиям новых ФГОС обязательно составьте для 1-х и 5-х классов, а также для 2-х и 6-х классов, если уже в этом году перешли на ФГОС-2021.

Сервис, чтобы составить учебный план НОО1 по ФГОС

Инструкция
1. Выберите количество учебных дней в неделе и версию образовательных стандартов. Укажите для каждого класса планируемое количество учебных недель в учебном году. Нажмите на кнопку «Расчет учебного плана».
2. Далее скорректируйте количество часов в неделю по предметам обязательной части учебного плана. Также скорректируйте названия предметов, курсов или модулей и количество часов в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Нажмите на кнопку «Примечание», чтобы проверить достаточно ли часов в учебном плане, который вы разработали. Здесь же укажите количество часов в плане внеурочной деятельности на уровне образования, и убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС.
4. В конце нажмите на кнопку «Загрузить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.

Если сервис работает с задержкой, закройте все другие вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите нужный файл. Файл, который вы получите, можно редактировать


 1 Доступность сервиса для уровней ООО и СОО будет открыта в следующих номерах журнала. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Календарные учебные графики по ФГОС-2021 для проектов ООП

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – требования ФГОС-2021 к календарным учебным графикам. Еще найдете фрагмент календарного графика для ООП НОО, который составлен по нормам новых стандартов.

Новые стандарты изменили подход к понятию календарного учебного графика. В старом ФГОС график определял чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года, а в новом – плановые перерывы при получении образования для отдыха. Так, поменяется оформление новых КУГ. Еще во ФГОС-2021 изменили элементы календарного учебного графика. Старый стандарт предусматривал в КУГ указание продолжительности учебного года, четвертей или триместров, а новый ФГОС – только продолжительность учебного года. Что должен включать КУГ по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

Таблица. Элементы, которые должен включать календарный учебный график на уровнях НОО и ООО


Скачать

Как разработать КУГ по ФГОС-2021. Ориентируйтесь на прежнюю форму графиков, которая отражает чередование учебных периодов и перерывов. Так вы избежите ошибок в КУГ по новым ФГОС, когда будете рассчитывать продолжительность учебного года и каникул. Используйте производственные календари, которые ежегодно утверждает Правительство. Когда будете определять сроки каникул, не забывайте о требованиях санитарных правил и гигиенических нормативов. Так, продолжительность каникул установите не менее семи календарных дней, а для 1-х классов предусмотрите дополнительные каникулы (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Еще не забудьте прописать в КУГ сроки проведения промежуточной аттестации. Смотрите фрагмент календарного учебного графика для ООП НОО по ФГОС-2021.

Фрагмент календарного учебного графика для ООП НОО на 2022/23 учебный год

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей