ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – организационный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать организационный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать учебные планы, планы внеурочной деятельности и календарные учебные графики. А также как составить календарный план воспитательной работы и описать характеристику условий реализации ООП.

До 1 сентября 2022 года школы должны разработать ООП начального и основного общего образования по новым ФГОС. С этого срока обучать детей в 1-х и 5-х классах можно только по обновленным стандартам. Выделите достаточно времени на разработку проектов образовательных программ НОО и ООО, ведь ФГОС-2021 содержат много изменений.

Если вы уже начали разрабатывать проекты новых ООП НОО и ООО, а также описали целевой и содержательный разделы программ, то в марте запланируйте внести изменения в организационный раздел. Так, вы успеете до 1 апреля разработать проект ООП НОО по новым ФГОС. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. С проектом ООП ООО можно не спешить.

Далее в статье читайте, какие изменения произошли в организационном разделе ООП по новым ФГОС. А также узнайте, как составить орграздел в соответствии со стандартами третьего поколения.

СПРАВКА

Проекты примерных ООП по ФГОС-2021 скачайте на сайте edsoo.ru

Структура организационного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС в части организационного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре орграздела ООП уровней образования. Элементы, которые должен включать организационный раздел программ по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Элементы, которые включает организационный раздел ООП


Скачать

В новых ФГОС разработчики сохранили основные составляющие элементы орграздела, такие как учебный план, план внеурочной деятельности и календарный учебный график. Но данные элементы изменили содержательно.

В обновленных стандартах важное место отводится воспитательному направлению деятельности школы. Поэтому план воспитательной работы представляет отдельный объемный блок в организационном разделе ООП.

Еще одно изменение во ФГОС-2021 связано с описанием условий реализации ООП. Так, стандарт второго поколения представлял систему условий реализации, а новый ФГОС – подробную характеристику и описание. Это связано с изменениями в условиях образования и реализацией нацпроектов, которые направлены на повышение качества образования.

ВАЖНО

Во ФГОС-2021 изменили объем аудиторной нагрузки и структуру предметных областей

Учебные планы по новым ФГОС

В стандартах третьего поколения разработчики изменили объем аудиторной нагрузки школьников и структуру предметных областей. Например, на уровне НОО уменьшили верхнюю границу аудиторной нагрузки и увеличили нижнюю. Еще одно отличие – в новый ФГОС ООО включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ. Кроме того, в обновленных стандартах конкретизировали и расширили способы индивидуализации учебного плана. Например, индивидуализировать планы можно по выбору школьников, их родителей, чтобы удовлетворить различные интересы детей, а также потребности в физическом развитии и совершенствовании. 

Планы внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения

В новом ФГОС НОО разработчики уменьшили объем внеурочной деятельности за четыре года обучения. Так, было 1350 часов максимум, стало – 1320 часов. На уровне ООО изменений по нагрузке в рамках внеурочной деятельности не произошло. При этом новый ФГОС ООО регламентирует вариативность содержания внеурочной деятельности. Теперь при определении состава, структуры и форм внеурочной деятельности нужно учитывать не только интересы школьников, но и их потребности, а также запросы родителей.

Обновленные ФГОС не указывают обязательные направления внеурочной деятельности, как это было в предыдущих стандартах. Также новые документы не содержат прямого указания, что форма занятий должна отличаться от урочной. Еще во ФГОС-2021 отразили требования к плану внеурочной деятельности по АООП. А также прописали, что для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций, то есть сетевое взаимодействие.

  • Нужно ли включать внеурочную деятельность в учебный план?

    Зависит от того, по каким ФГОС обучаете учеников.

    По ФГОС СОО и «старым» ФГОС НОО, ООО должны быть два самостоятельных документа – учебный план и план внеурочной деятельности (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). При этом их содержание не пересекается. По новым ФГОС НОО и ООО план внеурочной деятельности остается отдельным документом. Однако часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать в том числе курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО).

Как разработать планы внеурочной деятельности. Проверьте план внеурочной деятельности, который разработали по стандартам второго поколения, на соответствие новым ФГОС. Так, вы сможете внести изменения в уже существующие планы и сэкономите время, чтобы не разрабатывать документы с нуля. Посмотрите фрагмент плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Для плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования проверьте, не превышает ли он максимальный объем часов. Также проконтролируйте, включает ли план на уровне основного общего образования вариативность. Еще проанализируйте возможность сетевого взаимодействия в рамках внеурочной деятельности. Если такая возможность есть, то разработайте модели сетевого взаимодействия. Cмотрите четыре шага, которые помогут составить план внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения.

1320
максимальное количество

часов внеурочной деятельности за четыре года обучения на уровне НОО по новым ФГОС

Календарные учебные графики по новым ФГОС

Обновленные стандарты устанавливают новый подход к понятию календарного учебного графика. Теперь график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей, а не чередование учебной деятельности, как было в старых ФГОС.

Еще стандарт второго поколения предусматривает в графике продолжительность четвертей или триместров, а новый ФГОС – только продолжительность учебного года. Все это повлияет на оформление календарного учебного графика. Подробнее о требованиях новых ФГОС к календарным учебным графикам и разработке документов смотрите в статье>>.

Календарные планы воспитательной работы по обновленным стандартам

Старые ФГОС не предъявляли требований к содержанию календарного плана воспитательной работы, а лишь определяли его наличие. Стандарты третьего поколения регламентируют его состав. Так, по ФГОС-2021 календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа. Также включите в календарный план воспитательной работы мероприятия, в которых школа принимает участие.

Как разработать календарные планы воспитательной работы. Раньше планы воспитательной работы были приложением к ООП. По новым ФГОС систему воспитательной работы регламентирует рабочая программа воспитания школы. Поэтому календарные планы разрабатывайте в соответствии с модулями рабочей программы воспитания. Учитывайте как инвариантные модули, так и вариативные. Структуру календарного плана воспитательной работы закон не устанавливает. Поэтому сами выберите для школы удобный вариант формы плана. Распределить мероприятия в календарном плане воспитательной работы можно по-разному. Первый вариант – по модулям. Второй – по учебным периодам или месяцам. Для удобства разработайте единую форму плана для всех уровней образования.

Календарные планы воспитательной работы можете составить на учебный год или на период обучения. Если планы составляете на период обучения, то дополните и включите в ООП все календарные планы по периодам.

В основу календарного плана положите мероприятия календаря образовательных событий. Такие мероприятия приурочены к государственным и национальным праздникам, памятным датам и событиям российской истории и культуры – это обязательные мероприятия. Также включите события из перечня всероссийских мероприятий, которые реализуют детские и молодежные общественные объединения. Проанализируйте мероприятия и события муниципального и регионального уровня, в которых принимали участие в течение учебного года. Внесите в календарные планы воспитательной работы те из них, которые носили обязательный характер. Так вы избежите нерационального распределения времени при реализации воспитательной работы.

Чтобы план не носил формальный характер, привлеките к его разработке классных руководителей. Например, коллеги смогут предложить разные формы событий и мероприятий. Посмотрите фрагмент календарного плана воспитательной работы на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Характеристика условий реализации ООП по новым ФГОС

Стандарты третьего поколения включили в организационный раздел ООП характеристику и описание условий реализации программы, а старый ФГОС – представлял систему условий. Элементы условий реализации ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Элементы условий реализации ООП


Скачать

В старых ФГОС раздел, который посвящен требованиям к условиям реализации ООП, был последним. В стандартах третьего поколения этот раздел не последний. Такое изменение связано с логикой построения ФГОС нового поколения. Новые стандарты завершаются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, а в предыдущей версии начинались требованиями к результатам.

Обновленные стандарты уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педагогическим работникам. Порядок описания условий изменился – в старых ФГОС условия описывали от кадров, в новых – от материально-технических условий.

В общесистемных требованиях гораздо шире, подробнее и точнее описали условия, которые обеспечивают возможность формирования функциональной грамотности школьников. А также условий, которые гарантируют основы гражданственности учеников, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, в том числе в качестве волонтеров, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

Разработчики обновили и актуализировали условия во ФГОС-2021 с учетом реального состояния информационно-образовательной среды, в том числе в условиях цифровизации. Также новые ФГОС определяют требования к материально-техническому обеспечению реализации и адаптированной программы. Еще добавлено описание требований к кабинетам по предметным областям.

ФГОС-2021 делает акцент на роль информационно-образовательной среды в обеспечении реализации ООП. Учебно-методические условия включают характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений. Также речь идет об оснащении сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все это направлено на широкий, постоянный и устойчивый доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий ФГОС-2021 также есть изменения. Особое внимание уделено профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, а также формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям реализации ООП, в том числе адаптированной, содержат отсылку к квалификационным требованиям профессионального стандарта. А ключевое требование к финансовым условиям реализации ООП образования – соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования, а также возможность реализации всех требований и условий, которые предусмотрены ФГОС.

Как разработать характеристику условий реализации ООП. Разработать характеристику условий реализации, опираясь на старый вариант ООП вашей школы, не получится. Так как произошли значительные изменения в данном блоке организационного раздела.

Чтобы разработать характеристику условий для орграздела программ, используйте проекты примерных ООП по ФГОС-2021. Скачайте их с сайта edsoo.ru. Также ориентируйтесь на блоки соответствующих требований в новых стандартах, чтобы описать каждое направление.

Привлеките к разработке характеристики условий коллег, ответственных по направлениям, которые будете описывать. Например, ответственных за МТБ, ИОС, библиотеку, кадры, бухгалтерию. Предложите коллегам проанализировать ресурсы, которые имеет школа, уровень их развития и соответствия требованиям ФГОС. Проконтролируйте, чтобы коллеги, когда будут описывать свои направления, не отступали от пунктов и требований ФГОС уровня образования.

Важно объективно описать условия реализации ФГОС. Так, описание оснащения информационно-библиотечного центра позволит выстроить перспективную модель ее развития укрепления учебно-методических условий. Представление психолого-педагогических условий позволит определить подлежащие развитию направления индивидуализации и дифференциации, выделить в системе работы место профилактическим мероприятиям. Описание кадровых условий позволит выстроить план работы по повышению квалификации педагогов. Изложение финансовых условий позволит структурировать и проанализировать объем финансирования на реализацию ФГОС. Также не забудьте учесть опыт реализации нацпроекта по цифровизации, цель которого развивать информационно-образовательную среду.

Фрагмент характеристики условий реализации ООП

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – чек-листы, которые помогут проверить, учитывают ли ваши проекты новых ООП начального и основного общего образования требования ФГОС-2021. Для каждого раздела программ найдете свой чек-лист. По чек-листам поэтапно проверите ООП и оперативно внесете правки, если обнаружите недочеты.

Доступна аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение 

По готовым чек-листам проверьте проекты ООП НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021. В чек-листы вынесли контрольные точки, чтобы быстро оценить, все ли новые требования стандартов учли в новых программах.

Чек-лист 1. Целевой раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Важно

По новым ФГОС личностные результаты группируйте по направлениям воспитания, а метапредметные – по видам УУД

Структура пояснительной записки. Пояснительные записки к ООП НОО и ООО теперь должны содержать три элемента: цели реализации программы, принципы формирования и механизмы реализации программы, общую характеристику программы. В пояснительной записке больше не нужно описывать общие подходы к организации внеурочной деятельности, как это требовали старые ФГОС.

Цели реализации ООП. Проверьте, чтобы цели были конкретизированы по требованиям ФГОС к результатам освоения программы. Задачи в новых ФГОС не упоминают, поэтому их можно не расписывать.

Используйте цели из примерных ООП по новым ФГОС. Если их еще нет, можете конкретизировать цели так: в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы.

Принципы формирования и механизмы реализации. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП. В новых программах проверьте, что переформулировали принципы под новые ФГОС.

Новая часть в пояснительной записке – механизмы реализации программы. Проконтролируйте, что описали, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов.

Также в этом блоке разработчики новых ФГОС сделали акцент на индивидуальные учебные планы. Это один из механизмов реализации программы, который обязательно нужно описать в пояснительной записке.

Общая характеристика. В этой части пояснительной записки должны быть прописаны общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Проверьте, что указали структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Также перечислите образовательные технологии, которые используются в школе.

Важно

Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО по ФГОС-2021:
цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы

Общие сведения о планируемых результатах. Напишите, что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу. Проконтролируйте, что описали структуру и принципы организации.

Планируемые результаты. Подробно опишите результаты освоения программы по блокам: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты должны быть сгруппированы по направлениям воспитания; метапредметные – по видам универсальных учебных действий. Предметные результаты нужно конкретизировать по предметным областям и учебным предметам.

Проконтролируйте, что в формулировках планируемых результатов обеспечили связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов также должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.

Система оценки по новым ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать планируемые результаты освоения ООП, которые вы описали в программе.

Расширьте перечень методов и форм обучения в ООП ООО, которые планируете использовать, чтобы оценить результаты учеников. Проверьте, что добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе и формируемые с использованием цифровых технологий.

Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Но отслеживать формирование личностных результатов нужно, хоть и без оценивания, например, с помощью мониторинга. Поэтому проверьте, что прописали, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты.

Чек-лист 2. Содержательный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС. Убедитесь, что рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности сформированы с учетом рабочей программы воспитания. Проверьте, чтобы в тематическом планировании были указаны электронные образовательные ресурсы по каждой теме.

Важно

Границы аудиторной нагрузки по новым ФГОС на уровне НОО:
минимум за 4 года – 2954 часа;
максимум за 4 года – 3190 часов

Структура рабочих программ. Проверьте, чтобы рабочие программы соответствовали требованиям к структуре. В рабочих программах по требованиям ФГОС-2021 должны быть три раздела: содержание учебного предмета, курса, модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля; тематическое планирование, в котором прописано количество академических часов на освоение каждой темы и возможность использовать по этой теме электронные или цифровые образовательные ресурсы.

Проконтролируйте также, чтобы в тематических планированиях рабочих программ курсов внеурочной деятельности прописали формы проведения занятий.

Программа формирования УУД. Проверьте, что в тексте ООП правильно назвали программу: теперь это должна быть программа формирования универсальных учебных действий, а не развития. На уровне ООО проконтролируйте, что зафиксировали в программе формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Убедитесь, что сократили содержание программы за счет описания взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. Проверьте, что описали особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обратите внимание, что в описании должен использоваться деятельностный подход.

  • Какие разделы должны быть в рабочей программе воспитания по ФГОС-2021?

    • анализ воспитательного процесса в Организации;
    • цель и задачи воспитания обучающихся;
    • виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
    • система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Рабочие программы воспитания. Проверьте, что сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Это принципиальный момент в новой ООП НОО.

Обратите внимание, что модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Проверьте, какие используете названия разделов программы. Убедитесь, что в программу включили и урочную, и внеурочную деятельность. Так вы обеспечите создание целостной образовательной среды, как требуют ФГОС-2021.

Чек-лист 3. Организационный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Учебный план. В новых ФГОС изменились границы аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО. Проконтролируйте, что учли эти изменения.

Убедитесь, что в предметных областях выделены не только учебные предметы, но и учебные курсы, учебные модули из обязательного перечня. Проверьте, что выстроили структуру предметных областей по новым требованиям. Памятки с набором предметов, курсов и модулей в предметных областях для ООП НОО и ООО скачайте ниже.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору

Проверьте, что включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ, описали подходы к включению и исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей таких детей.

Важно

Элементы календарного учебного графика по ФГОС-2021:
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации

План внеурочной деятельности. Проверьте, чтобы объем внеурочной деятельности соответствовал новым нормам для НОО. Теперь это максимум 1320 часов за 4 года вместо прежних 1350.

Посмотрите, как обеспечиваете вариативность содержания внеурочной деятельности – состава, структуры, форм. Это должно происходить не только за счет учета интересов детей, но и учета их потребностей, а также запросов родителей. Помните, что новые ФГОС не содержат прямого указания, что форма реализации внеурочной деятельности должна отличаться от урочной, а для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций.

Календарные учебные графики. Проверьте, как оформили КУГ. В них теперь не нужно указывать продолжительность четвертей или триместров. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

Календарный план воспитательной работы. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа и в которых школа принимает участие. Проверьте также, что включили в план обязательные образовательные события из Всероссийского календаря.

Жестких требований к форме календарного плана воспитательной работы нет. Но обязательно нужно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности; классов или групп школьников – участников этих мероприятий; сроков проведения и подготовки; ответственных лиц.

Важно

По ФГОС-2021 требования к условиям реализации программы включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям

Характеристика условий реализации ООП. Новые ФГОС уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам. Поэтому порядок и содержание описания условий изменились.

Проверьте, что в блоке «Общесистемные требования» подробно и точно описали условия, которые обеспечивают возможности формирования функциональной грамотности учеников, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Обратите внимание, в какой степени созданы, описаны и соответствуют ФГОС и процессу цифровизации условия информационно-образовательной среды.

Убедитесь, что требования к материально-техническому обеспечению учитывают условия реализации адаптированной программы. Добавьте описание требований к кабинетам по предметным областям.

Проконтролируйте, чтобы учебно-методические условия включали характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все эти условия должны помогать обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы ООО, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий особое внимание уделите профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям отражайте с учетом квалификационных требований Профстандарта. Ключевое требование к описанию финансовых условий – формулировки о соблюдении в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования; возможность реализации всех требований и условий, которые предусматривает ФГОС.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Учебные планы по стандартам третьего поколения для проектов ООП

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – требования ФГОС-2021 к учебным планам. Еще найдете сервис, который поможет составить учебные планы по всем нормам стандартов третьего поколения. Введите данные по инструкции и получите готовый документ за 3 минуты.

Когда будете разрабатывать учебные планы по ФГОС-2021, учитывайте изменения, которые произошли в объеме аудиторной нагрузки, а также в структуре предметных областей. Далее в статье читайте, какие новые требования предъявляют стандарты третьего поколения к разработке учебных планов.

ВАЖНО

Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов, курсов, модулей

Требования ФГОС-2021 к учебным планам

В новых ФГОС в преамбуле к описанию требований к учебному плану НОО и ООО появилась отсылка на санитарные правила и гигиенические нормативы. Эти документы устанавливают требования к объему учебной нагрузки при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Нормы недельной нагрузки школьников смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Недельный объем аудиторной нагрузки на уровне НОО и ООО

Нагрузка детей с ОВЗ
Нагрузка детей с ОВЗ
Урочную деятельность учеников с ОВЗ организуйте по 5-дневной учебной неделе (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20). В субботу можно проводить занятия по внеурочной деятельности

Еще одно отличие новых ФГОС – изменился объем аудиторной нагрузки школьников. Стала меньше верхняя граница аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО, а также нижняя граница на уровне ООО. Нижняя граница аудиторной нагрузки на уровне НОО, наоборот, возросла. Подробнее об изменениях смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Границы аудиторной нагрузки на уровне НОО и ООО

Объем аудиторной работы детей с ОВЗ
Объем аудиторной работы детей с ОВЗ
6018 академических часов – это минимальный общий объем аудиторной работы учеников с ОВЗ, если увеличили для них срок обучения на уровне ООО на один год

Во ФГОС-2021 включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ. Отметили, что в учебный план можно внести изменения, если реализуете адаптированные программы ООО учеников с ОВЗ. Так, описали подходы к включению или исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Новые стандарты конкретизировали и значительно расширили перечень способов индивидуализации учебного плана. Так, предусмотрели индивидуализацию не только для детей с ОВЗ и одаренных, как это было в старом ФГОС, но и по выбору учеников, их родителей или законных представителей. Цель – удовлетворить различные интересы школьников, потребности в физическом развитии и совершенствовании, а также учесть этнокультурные интересы. Если в вашей школе есть ученики с особыми образовательными потребностями, например одаренные, заинтересованные в углубленном изучении предметов, можете разработать для них ИУП.

Значительные изменения произошли и в структуре предметных областей. Так, в новых ФГОС выделили не только учебные предметы, но и учебные курсы, а также учебные модули. Например, на уровне ООО в рамках предметной области «Математика и информатика» есть только два учебных предмета – «Математика» и «Информатика». А в рамках учебного предмета «Математика» выделили три учебных курса – «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Также предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебный предмет «История», который состоит из учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Скачайте памятку с перечнем предметных областей, учебных предметов и учебных модулей, которые обязательно нужно включить в учебные планы НОО и ООО по ФГОС-2021.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору

Согласно обновленным стандартам выбор и изучение некоторых учебных курсов и модулей возможны только по письменному заявлению родителей несовершеннолетних школьников. На уровне НОО – это родной язык, литературное чтение на родном языке и учебные модули предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». На уровне ООО – родной язык, родная литература, второй иностранный язык и учебные модули предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому перед тем, как внести в учебный план эти предметы, курсы или модули, соберите заявления от родителей несовершеннолетних школьников. В школах, где язык образования русский, изучение родного языка, родной литературы, литературного чтения из числа языков народов и государственных языков республик организуйте только при наличии в вашей школе такой возможности и по заявлениям родителей. Изучение второго иностранного языка на уровне ООО также организуйте только при наличии такой возможности в школе и по заявлениям родителей.

В новых ФГОС указали, что часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, строится в том числе за счет внеурочной деятельности. Курсы внеурочной деятельности выбирают родители из перечня, который предлагает школа. Поэтому запланируйте для рабочей группы задачу сформировать перечень учебных курсов внеурочной деятельности, которые смогут выбрать родители школьников. Продумайте порядок разработки таких курсов. Определите педагогов, которые будут составлять рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Еще скоординируйте работу над планом внеурочной деятельности, рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы.

Как разработать учебные планы по новым ФГОС

При разработке учебного плана используйте форму-таблицу. Ведь именно так теперь представлены требования в новых ФГОС, а не списком, как было в стандартах второго поколения. Ориентируйтесь на оформление учебных планов, которое предлагают проекты примерных ООП НОО и ООО по новым ФГОС. Проекты найдете на сайте edsoo.ru. Смотрите фрагмент учебного плана НОО, который составлен по требованиям ФГОС-2021.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Подготовьте бланк учебного плана с необходимыми реквизитами рассмотрения и утверждения. Также поступите, когда будете формировать учебные планы АООП или ИУП.

Составьте таблицу учебного плана соответствующего уровня образования. При этом сохраняйте названия, которые указаны в новых ФГОС в разделах предметных областей и учебных предметов, курсов, модулей.

Когда будете составлять учебный план на 2022/23 учебный год, просчитайте объем часов освоения ООП за четыре года для НОО и за пять лет для ООО. Сверьте число часов, которое получите, с требованиями к минимальному и максимальному количеству аудиторной нагрузки на уровне образования. Также проверьте, что не вышли за пределы максимально допустимой недельной нагрузки по каждому классу. Еще убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует нормам ФГОС уровня образования. Так, на уровне начального общего образования это соотношение должно быть 80 на 20 процентов, а на уровне основного общего образования – 70 на 30 процентов. Под таблицей с сеткой часов кратко укажите, какие изменения внесли в части учебного плана за счет перераспределения часов.

Учебный план на 2022/23 учебный год по требованиям новых ФГОС обязательно составьте для 1-х и 5-х классов, а также для 2-х и 6-х классов, если уже в этом году перешли на ФГОС-2021.

Сервис, чтобы составить учебный план НОО1 по ФГОС

Инструкция
1. Выберите количество учебных дней в неделе и версию образовательных стандартов. Укажите для каждого класса планируемое количество учебных недель в учебном году. Нажмите на кнопку «Расчет учебного плана».
2. Далее скорректируйте количество часов в неделю по предметам обязательной части учебного плана. Также скорректируйте названия предметов, курсов или модулей и количество часов в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Нажмите на кнопку «Примечание», чтобы проверить достаточно ли часов в учебном плане, который вы разработали. Здесь же укажите количество часов в плане внеурочной деятельности на уровне образования, и убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС.
4. В конце нажмите на кнопку «Загрузить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.

Если сервис работает с задержкой, закройте все другие вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите нужный файл. Файл, который вы получите, можно редактировать


 1 Доступность сервиса для уровней ООО и СОО будет открыта в следующих номерах журнала. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей