ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
Программа наставничества

Какие документы подготовить к новому учебному году

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из №6. В статье разберетесь, зачем нужна программа наставничества в школе и как ее внедрить в новом учебном году. Также найдете комплект документов, которые нужно разработать, чтобы начать реализацию программы наставничества в школе.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения разработало целевую модель наставничества и подготовило Методические рекомендации, чтобы внедрить систему наставничества в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Разработчики описали формы и виды наставничества, права и обязанности, а также функции участников. В ведомстве считают, что школам следует разработать систему, по которой ученики и педагоги получат в помощь наставников.

Внедрите программу наставничества в вашей школе в следующем учебном году, если глава региона принял соответствующее решение (п. 4.3 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). Для этого в июне займитесь разработкой нормативной базы. Так, составьте программу наставничества, разработайте положение о ней, подготовьте приказ о внедрении наставничества.

СПРАВКА

Ключевыми фигурами в реализации целевой модели наставничества выступают ученики в возрасте от 10 лет и педагоги (п. 1.2 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145)

Система наставничества в школе

Целевую модель наставничества внедряют в школах, организациях дополнительного образования и СПО. Наставником в школе может стать опытный учитель. Еще наставником может быть успешный и активный старшеклассник. Главное, чтобы они обладали авторитетом, лидерскими качествами и хотели поддержать коллег или учеников.

Начинающему учителю наставник поможет адаптироваться к коллективу, ученикам и специфике работы, а опытному – справиться с выгоранием. Наставник сможет поспособствовать профессиональному развитию коллег, прояснить цели, послужить примером и оценить со стороны деятельность педагога.

Наставник потребуется школьнику с низкими образовательными результатами и трудному подростку. Если наставником будет ученик, то он окажет влияние на товарища как равный, без строгой субординации. Школьнику-новичку наставник поможет адаптироваться в новой обстановке и познакомиться с одноклассниками, а нерешительному и талантливому ученику – подготовиться к олимпиаде или публичному выступлению с проектом.

Если вы правильно организуете работу наставников, в школе повысится качество подготовки учеников и снизится количество школьников из группы риска. Еще один положительный момент – повысится школьное благополучие.

СПРАВКА

Ответственным за внедрение наставничества в школе обычно назначают замдиректора по УВР. Куратором может быть работник школы или представитель соцпартнера, если он занимается вопросами наставничества, волонтерства, образованием и воспитанием

Нормативная база

Обычно ответственным за создание системы наставничества директор назначает замдиректора по УВР. Поэтому ваша задача – разработать положение о программе наставничества и оформить саму программу. Также подготовьте приказ о внедрении программы наставничества со следующего учебного года.

Положение о программе наставничества. Чтобы внедрить наставничество в школе, разработайте положение. В документе опишите, для чего собираетесь организовать наставничество, определите зоны ответственности и функции участников. Еще опишите права и обязанности наставников и их подопечных.

Продумайте и укажите в программе, кто может стать наставником и как будет проходить отбор и обучение желающих принять участие. Подробно пропишите критерии, по которым будете формировать пары или группы из наставников и наставляемых. Также опишите процесс закрепления наставнических пар.

Перечислите документы, которые наставники должны представить по итогам своей работы. Определите отчетные периоды и опишите, как будете проводить мониторинг работы наставников. Готовый образец положения о наставничестве найдете в конце этой статьи.

Программа наставничества. Разработайте программу наставничества и выделите в ней девять основных разделов. Перечень основных разделов программы наставничества и их содержание смотрите в таблице. Чтобы не составлять программу с нуля, смотрите готовый образец программы наставничества в конце этой статьи. Так вы сократите время на разработку объемного документа.

Чтобы проинформировать учителей и учеников о программе наставничества, разместите документ на сайте школы. Опубликуйте описание форм наставничества и шаблоны заявлений для желающих принять участие в программе. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы наставничества.

Приказ о внедрении системы наставничества. Составьте приказ о внедрении программы наставничества в школе. Приказом можете утвердить положение о программе наставничества, саму программу и планируемые результаты ее внедрения. Такие документы можете оформить в виде приложений к приказу. Укажите в приказе ответственного за внедрение наставничества в школе и куратора, а также зафиксируйте их обязанности. Приказ о внедрении системы наставничества оформите самостоятельно или возьмите готовый образец.

Комплект образцов, чтобы реализовать программу наставничества

Инструкция

1. Выберите документ.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Что входит в обязанности куратора программы наставничества 

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Программа наставничества

Как подготовить участников к реализации

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 7. В статье узнаете, как найти потенциальных участников программы наставничества и собрать о них сведения. Также разберетесь, как обучить наставников и подготовить их к новой деятельности. Еще найдете комплект материалов, которые помогут сформировать базу участников программы и обучить наставников.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения запланировало внедрить целевую модель наставничества в школе до 2024 года. Для этого ведомство подготовило методрекомендации по разработке и внедрению системы (распоряжение Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). Наставничество поможет снизить количество детей из группы риска, повысит качество подготовки учеников и школьное благополучие.

Ответственным за создание системы наставничества обычно назначают замдиректора по УВР или методической работе. Поэтому вам придется подготовить условия для запуска программы. Например, разработать нормативную базу: положение о программе наставничества, программу наставничества, приказ о внедрении программы. Реализацию наставничества вы можете совместить с воспитательной деятельностью школы. Для этого интегрируйте мероприятия по наставничеству в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы. Так будет проще оформить финансирование и избежать дублирования документов.

Куратором может быть любой работник школы или представитель социального партнера, если его деятельность связана с наставничеством, волонтерством, образованием и воспитанием. В обязанности куратора входит ведение базы наставников и наставляемых, обучение наставников, решение организационных вопросов и участие в мониторинге реализации программы. Также куратору предстоит оценить вовлеченность в программу наставничества, подготовить и подать отчет.

Чтобы внедрить наставничество в школе, вместе с куратором сформируйте базы наставников и наставляемых, а также обучите наставников. Затем вы сможете составить наставнические пары или группы, а также организовать их работу. О том, как сформировать пары и выстроить их работу узнаете в следующих номерах журнала.

СПРАВКА

Школа обязана внедрить модель наставничества, если глава региона принял такое решение (п. 4.3 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145)

Сформируйте базы данных наставников и наставляемых

Чтобы сформировать базы данных наставников и наставляемых, выявите, кому из учеников и педагогов школы нужен наставник. Затем определите, кто будет наставником и кому он будет помогать.

База наставляемых. Поручите классным руководителям собрать сведения о новичках, которым трудно адаптироваться в школе. Пусть педагоги сформируют списки учеников с трудностями в обучении и детей с особыми образовательными потребностями. Затем классным руководителям необходимо рассказать родителям и школьникам о возможностях наставничества. Например, учителя могут на классных часах и родительских собраниях описать ситуации, в которых наставник поможет школьнику.

Подготовьте списки молодых специалистов и новых учителей. Передайте материалы куратору и поручите сформировать базу данных наставляемых. Предложите ему готовый образец базы данных наставляемых.

Образец базы данных наставляемых

Инструкция

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере


Образец Бланк

Схема 1. Как подобрать наставников в зависимости от формы наставничества

Скачать

База наставников. Определите лидеров среди учеников и опытных учителей, чтобы сформировать базу потенциальных наставников. Найти наставников поможет памятка. В ней найдете описание личных и профессиональных качеств, которыми должен обладать наставник. А как подобрать наставников для конкретных форм наставничества, смотрите на схеме 1 справа.

Соберите у учеников, студентов и педагогов, которые хотят стать наставниками, заявления и согласия на обработку персональных данных. Утвержденной формы заявления нет, поэтому будущий наставник может написать его в свободной форме. Также можете разработать шаблон документа самостоятельно и предложить его потенциальному наставнику. Возьмите готовый образец заявления для наставника, чтобы принять участие в программе.

Образец заявления наставника на участие в программе

Согласие родителей
Согласие родителей
Напомните старшекласснику, который хочет стать наставником, что к заявлению на участие в программе наставничества ему нужно еще приложить согласие родителей

Образец Бланк

Проведите собеседование с кандидатами на роль наставника. Обсудите кандидатуры учеников и студентов на эту роль с классными руководителями, а учителей – с руководителями ШМО. Поручите куратору заполнить базу данных наставников. Предложите ему готовый образец базы данных.

Образец базы данных наставников

Инструкция

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере


Образец Бланк

Обучите наставников

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Скачать

СЦЕНАРИЙ ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА
Скачать

Определите сроки и форму обучения наставников. Например, это могут быть еженедельные занятия в течение месяца или двухдневный интенсив. Составьте программу обучения и включите в нее три обязательные темы. Какие темы включить в программу обучения наставников, посмотрите на схеме 2. А на схеме 3 посмотрите качества успешного наставника. Также подберите методические материалы для наставников. Предложите памятку будущим наставникам.

Схема 2. Какие темы включить в программу обучения наставников


Скачать

Схема 3. Качества успешных наставников


Скачать

Поручите кураторам разработать программу обучения наставников. Чтобы реализовать программу, порекомендуйте куратору использовать тренинги, ролевые игры или разбор кейсов. Еще можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству, а также успешных наставников из других школ. Все это повысит эффективность обучения будущих наставников.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
Программа наставничества

Алгоритм, чтобы выстроить работу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье – алгоритм, который поможет школе организовать взаимодействие участников программы наставничества. Его разработала кандидат педагогических наук с опорой на свой экспертный опыт. Алгоритм соответствует Целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения. Также эксперт подготовила карточки, которые помогут сформировать наставнические пары или группы и определить формы их взаимодействия. Еще найдете образцы индивидуальных планов и опросники, чтобы организовать и проконтролировать работу пары или группы в течение учебного года. Для каждой формы наставничества найдете свой образец плана и карточку.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения утвердило целевую модель наставничества и рекомендовало внедрить ее в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Реализовать программу наставничества в школе нужно в том случае, если региональный орган исполнительной власти выпустил соответствующий приказ или распоряжение.

Для начала займитесь разработкой нормативной базы. Нужно подготовить три документа – программу наставничества, положение и приказ. Дорожную карту, чтобы внедрить наставничество в школе, можете включить в структуру программы. А в приказе пропишите ответственного за организацию наставничества и куратора.

Когда подготовите нормативную базу, соберите у коллег данные о потенциальных наставниках и наставляемых. Поручите куратору подготовить две базы – наставников и наставляемых. Соберите заявления у желающих принять участие в программе.

Затем поручите куратору провести обучение наставников. Здесь можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству или пригласить опытных учителей из других школ, которые уже были наставниками. Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых.

СПРАВКА

Когда подберете пары для наставников и сформируете группы, подготовьте приказ, чтобы директор утвердил решение

Шаг 1. Сформируйте наставнические пары или группы

Организуйте общее мероприятие для наставников и наставляемых. Привлеките к участию куратора и педагога-психолога. Желательно использовать активные формы взаимодействия на мероприятии. Например, квест или соревнование. Это поможет сплотить участников и определить пары или группы.

Когда будете формировать пары или группы участников, ориентируйтесь на опыт наставника и запросы наставляемых. Стремитесь к тому, чтобы в парах или группах сложились взаимные интересы и симпатия. Используйте три карточки с характеристиками участников. Карточки помогут сформировать наставнические пары или группы, а также определить формы взаимодействия между участниками.

Характеристики участников

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 2. Подготовьте индивидуальные планы

Совместно с куратором и наставниками выберите для индивидуальных планов форму наставничества и ролевую модель. Также определите мероприятия, сроки проведения и планируемый результат. Возьмите образец индивидуального плана под руководством наставника для формы «Ученик – ученик» и другие формы наставничества.

Образцы индивидуального плана развития под руководством наставника по форме

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец плана.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 3. Продумайте организационные вопросы

Определите количество очных встреч наставников с наставляемыми. Привлеките к обсуждению куратора и наставников. Такие встречи нужно планировать заранее, а их длительность должна быть не менее часа.

Дистанционная работа наставника с наставляемым в формате переписки в соцсетях или телефонных разговоров не регламентируется. Однако наставнику необходимо фиксировать результаты таких встреч. Например, в дневнике. Это поможет наставнику своевременно скорректировать план, а куратору – оценить работу наставника.

Шаг 4. Проанализируйте встречи наставников и наставляемых

Вместе с куратором посетите встречи наставников и наставляемых в течение учебного года. Чтобы проанализировать встречи, предложите участникам программы опросник, а затем – сравните ответы. Возьмите готовый образец опросника.

Поручите куратору посетить заключительную встречу каждой наставнической пары или группы. На этой встрече необходимо обсудить работу и подвести ее итоги. Пусть куратор предложит наставникам и наставляемым опросник и зафиксирует ответы. Воспользуйтесь готовым образцом опросника. Так вы сможете оценить результаты работы наставника.

Опросники наставника с наставляемым

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите опросник, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 5. Проведите финальное мероприятие

Чтобы подвести итоги реализации наставничества и наградить лучшие пары или группы, запланируйте финальное мероприятие. Например, фестиваль. Пусть он будет торжественным и публичным. Так, школа заинтересует тех, кто хочет стать наставником, и повысит престиж наставнической деятельности.

Пригласите на мероприятие учеников, родителей, педагогов и выпускников школы. Включите в план мероприятия презентации работ наставнических пар или групп. Лучшие презентации разместите на сайте школы в разделе «Наставничество». Также можно создать виртуальную или реальную доску почета наставников с фотографиями и достижениями участников программы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.