ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
К началу учебного года

Промежуточная аттестация-2022: правила организации и нестандартные ситуации

Натали Кужель, , редактор-эксперт журнала
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 4. В статье – как организовать промежуточную аттестацию, чтобы не нарушить требования законодательства. Узнаете, как провести контрольные мероприятия на дистанте, как выставить оценку школьнику, который находится на длительном лечении, и особенности процедуры в других нестандартных ситуациях, которые могут произойти в любой школе.

Промежуточную аттестацию проводите в любых классах. Процедура обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому можете провести ее даже в первых классах, но не используйте при этом балльное оценивание. Выбирайте такие формы промежуточной аттестации, которые не предполагают выставления отметок – встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений.

Не вводите процедуры допуска к аттестации. Аттестация – это право и обязанность ученика. Ни формального, ни документального допуска к этой процедуре быть не должно. Не проводите педсовет по допуску к процедуре. Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – это не основание, чтобы не допускать ученика к аттестации.

Самостоятельно определяйте сроки, форму и порядок аттестации. Периодичность и порядок закрепите в локальном акте школы, например, положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год. Но можно проводить и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия. Оценочные материалы, формы аттестации и ее сроки закрепите в ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации укажите те, которые отразили в учебном плане, а сроки – которые отметили в календарных учебных графиках для всех ООП общего образования.

ВАЖНО

Оценочные материалы разрабатывают педагоги школы (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оценочные материалы включите в фонд оценочных средств

Утверждайте график аттестации и состав комиссии приказом. Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, но он облегчит вам работу. В нем удобно закреплять состав аттестационной комиссии, расписание консультаций и график промежуточной аттестации. График промежуточной аттестации оформите приложением к приказу. Так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Чтобы избежать дублирования работ по промежуточной аттестации, включите их в общешкольный график оценочных процедур. Например, вы можете запланировать промежуточную аттестацию в те же сроки, в которые будет проходить контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков и вы не перегрузите учеников.

Фиксируйте и оформляйте результаты согласно локальному акту. Результаты промежуточной аттестации фиксируйте, как установили в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Проще использовать пятибалльную оценочную шкалу, так как она позволяет единообразно фиксировать и обрабатывать результаты промежуточной аттестации, сводить их и включать в отчет о самообследовании. Другие оценочные шкалы обычно применяют, если школа использует результаты внешней оценки. А оформить результаты можно протоколом. Зафиксируйте все результаты в протоколе, в том числе и неудовлетворительные. Укажите в протоколе учеников, которые пропустили промежуточную аттестацию.

Предусмотрите порядок аттестации в нестандартных ситуациях. Закрепите такой порядок в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Например, опишите, как действовать, если нужно аттестовать ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. Далее смотрите 6 нестандартных ситуаций промежуточной аттестации, которые могут произойти в любой школе, и особенности процедуры в каждом из случаев.

Ситуация 1. Перешли на дистант

  Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе наша школа перешла на дистанционное обучение. Как провести промежуточную аттестацию на дистанте?

Локальные акты. Проводите промежуточную аттестацию в полном объеме как отдельную процедуру. Не нужно составлять отдельно положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Это нужно, чтобы проверяющие органы не вынесли предписание.

Формы аттестации сохранили. Вы можете оставить прежние формы промежуточной аттестации, если понимаете, что такие формы реально организовать на дистанте. Так, проводите промежуточную аттестацию в той форме, в которой и планировали, но с поправкой на дистанционное обучение. Например, если запланировали сочинение, то попросите учеников включить Zoom и всех писать работу в режиме реального времени. Если потребуется, то поручите педагогам-предметникам скорректировать материалы для промежуточной аттестации под дистанционный формат.

Формы аттестации изменили. Возможна ситуация, когда в локальном акте вы предусмотрели формы промежуточной аттестации, которые невозможно провести дистанционно, или понимаете, что формы, которые запланировали, слишком сложны для школьников на дистанте и не хотите перегрузить учеников контрольными процедурами. Тогда нужно внести изменения в ООП уровней образования в части учебного плана, чтобы поменять формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы выбрать тестирование. Напомните педагогам, что если они меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы.

Чтобы заменить формы промежуточной аттестации и оценочные материалы, нужно внести изменения в ООП уровня образования и утвердить их в том порядке, который установлен в вашей школе. Школа самостоятельно устанавливает формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Но когда вносите изменения в локальные акты, которые затрагивают права учеников и работников, а промежуточная аттестация – это право учеников, то вы должны учитывать мнение советов школьников, родителей и педагогов. Еще ваши изменения в локальных актах не должны ухудшать положение школьников или педагогов (ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ситуация 2. Зачислили экстерна

  К нам обратились родители ребенка, который проходит семейное образование. Они хотят пройти промежуточную аттестацию в нашей школе. Как организовать промежуточную аттестацию ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании?

Четыре документа. Чтобы провести аттестацию такого ребенка, вам понадобятся четыре документа: приказ о приеме для прохождения промежуточной аттестации, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, протокол и справка об обучении или об освоении части образовательной программы.

Заявление. Получите заявление о приеме экстерна на промежуточную аттестацию от родителей ребенка, который проходит семейное образование. Ребенок, который находится на самообразовании, может самостоятельно подать заявление, если достиг возраста 18 лет. Используйте форму заявления, которую утвердил учредитель, или разработайте свою. Проконтролируйте, чтобы в заявлении родители указали предметы, по которым ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Еще не забудьте получить согласие родителей на обработку персданных ребенка. Также учитывайте региональные нормативные акты, так как в них могут быть установлены дополнительные требования к пакету документов, которые родители подают вместе с заявлением. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами школа устанавливает самостоятельно в локальных нормативных актах.

Приказ. На основе заявления родителей директор должен издать приказ о зачислении ученика. С момента зачисления такой ребенок считается экстерном. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учеников по соответствующей образовательной программе (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08).

График. График проведения промежуточной аттестации экстерна установите самостоятельно. Промежуточную аттестацию экстернов проводите по всем учебным дисциплинам ООП соответствующего уровня образования. Укажите в графике формы и сроки проведения промежуточной аттестации.

Когда готовите график, запланируйте одно испытание по предмету в день. Не забудьте согласовать график аттестации с родителями экстерна (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). График промежуточной аттестации экстернов должен утвердить директор школы. Например, в приложении к приказу о приеме ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации. Ознакомьте с графиком проведения аттестации экстерна, а также его родителей под подпись.

Еще организуйте консультации для экстерна по предметам, по которым планируете проводить промежуточную аттестацию. С графиком консультации также ознакомьте экстерна и его родителей.

Комиссия. Промежуточную аттестацию экстерна может провести предметная комиссия. В ее состав включите не менее 3 человек. Персональный состав комиссии обсудите с председателями методических объединений или руководителями предметных кафедр школы. В каждую комиссию также включите секретаря, который будет фиксировать ход промежуточной аттестации в протоколе. Составы предметных комиссий должен утвердить приказом директор. Не забудьте ознакомить всех членов предметных комиссий с приказом под подпись.

Контрольные мероприятия. Промежуточную аттестацию экстернов предметные комиссии должны проводить по контрольно-измерительным материалам ООП соответствующего уровня общего образования, которые прошли экспертизу и утверждены приказом директора. Также объем знаний, который ребенок получил при обучении в форме семейного образования или самообразования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС соответствующего уровня общего образования.

Порядок проведения промежуточной аттестации экстернов регулируют региональные нормативные акты и локальные нормативные акты школы, например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Успешное прохождение аттестации. Результаты промежуточной аттестации экстернов по каждому предмету можете фиксировать в отдельных протоколах. Следите за тем, чтобы их подписывали все члены аттестационной комиссии. Также передавайте каждый протокол на утверждение директору. К протоколам прикладывайте письменные работы экстернов.

Можете завести для учета результатов промежуточной аттестации экстернов журнал. На федеральном уровне такая обязанность не закреплена. В журнале фиксируйте результаты аттестации каждого экстерна отдельно.

Если экстерн успешно прошел промежуточную аттестацию, выдайте ему справку об обучении или справку об освоении части образовательной программы (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Отметьте в справке результаты промежуточной аттестации экстерна. Форму справки установите самостоятельно или используйте форму, которую установили органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Неудовлетворительный результат. Если экстерн получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не присутствовал на аттестации без уважительных причин, то у него появляется академическая задолженность. Экстерн должен ликвидировать задолженность в сроки, которые вы установили в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

У экстерна есть две попытки, чтобы ликвидировать задолженность. Сделать это можно только в течение года с момента, когда он первый раз не прошел аттестацию. Обратите внимание, что в этот период нельзя включать время болезни ребенка (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если ребенок, который проходит обучение в форме семейного образования или самообразования, не ликвидирует задолженность в установленные сроки, то обучаться дальше в таком режиме он не может. Проинформируйте родителей, что ребенка необходимо зачислить в школу, чтобы он продолжил свое образование в ней (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Напомните родителям, что они имеют право зачислить ребенка в любую школу, а не только в ту, где он раньше проходил промежуточную аттестацию.

Если родители ребенка не создали условия, чтобы он ликвидировал задолженность, и не хотят отдавать его в школу, то они не выполняют свои обязанности (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ст. 63 Семейного кодекса). Сообщите об этом в орган опеки и попечительства.

Ситуация 3. Появились надомники и школьники на длительном лечении

  В школе есть ученик, который получает образование на дому. Такой ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья и нуждается в длительном лечении в стационаре. Как провести промежуточную аттестацию школьника, который учится на дому или находится на длительном лечении?

Договор. Если ваша школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением для обучения детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В таком случае с ребенком работают разные специалисты: лечащий врач и другие медицинские работники, которые занимаются лечением ученика; учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, педагоги-психологи, тьюторы; социальные работники, ассистенты, социальные педагоги, педагоги-организаторы.

Локальные акты. Дети, которые обучаются на дому, школьники с ОВЗ или с инвалидностью могут проходить обучение по ИУП. Промежуточную аттестацию проводите для таких детей в формах, которые самостоятельно определили учебным планом и положением о промежуточной аттестации.

Внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые касаются аттестации надомников. Например, какие формы можно использовать для промежуточной аттестации таких учеников. Или как проводить аттестацию: дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому.

Формы аттестации. Учтите особенности аттестации школьников, которые учатся на дому. Промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации надомника следует указать в индивидуальном учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.

Если ИУП ученика предусматривает самостоятельное изучение какого-либо предмета, для промежуточной аттестации можно использовать разные формы: проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу и др. Объем и требования к работе определяет педагог-предметник. Он основывается на рабочей программе и утверждает формы промежуточной аттестации на заседании методобъединения. Формы промежуточной аттестации и сроки ее проведения зафиксируйте в плане-графике. С ним нужно будет ознакомить родителей и ученика под подпись.

Итоги. Результаты промежуточной аттестации учеников-надомников педагог фиксирует в журнале. В нем же нужно отразить решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке.

Если ученик не освоил учебную программу в полном объеме, как правило, он не остается на повторное обучение. Предоставьте школьнику право на ликвидацию задолженности. Если он дважды не сможет ее ликвидировать, предложите родителю выбрать один из вариантов обучения: повторное, по ИУП, по АООП. Помните, что школа не имеет права применять дисциплинарные взыскания к ученикам во время их болезни.

Если надомник временно обучался в образовательном подразделении медицинской организации, то чтобы вы смогли зачесть его образовательные результаты, ученик должен представить справку об обучении, которую выдала организация, проводившая обучение. Зачет результатов проводите по учебным предметам, которые указаны в справке об обучении. При этом ориентируйтесь на ваш локальный акт – положение о зачете результатов учеников. В этом документе вы должны регламентировать порядок зачета результатов освоения предметов, курсов, дисциплин и составить его с учетом Порядка зачета, который установили министерства (приказ Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, № 369).

Ситуация 4. Особые формы для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов

  Школьник получил статус ребенка с ОВЗ. Его родители спрашивают, будут ли у ребенка особые формы проведения промежуточной аттестации. Как школе закрепить организацию промежуточной аттестации учеников с ОВЗ и детей-инвалидов в отдельных формах?

Формы аттестации. Школьник с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Если вы предусматриваете отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в локальном акте о формах и порядке промежуточной аттестации. Учтите, что система оценки результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Еще особенности проведения промежуточной аттестации можете установить в адаптированной образовательной программе, которую самостоятельно готовите и утверждаете.

Ситуация 5. Аттестация особых групп детей

  В школу зачислили нового ученика, который приехал из другой страны. В предыдущей школе обучение проводилось на иностранном языке, поэтому ребенок плохо говорит по-русски и плохо понимает русскую речь. Может ли школа для особых групп школьников установить особенности организации и иные формы промежуточной аттестации?

Нестандартные случаи. В рамках промежуточной аттестации могут возникать вопросы, как быть с аттестацией особых групп детей. Например, часто болеющие дети, школьники из малообеспеченных или многодетных семей, дети-иностранцы, ученики, которые находятся в социально опасном положении. Таким детям может понадобиться больше времени на выполнение задания, чем остальным детям.

Школьники, которых можно отнести к особой группе, нуждаются в дополнительных возможностях, чтобы комфортнее пройти процедуру промежуточной аттестации. Например, если ребенок относится к категории часто болеющих детей, то для него сделать возможным пройти аттестацию дистанционно. Для учеников, для которых русский язык не является родным, ввести дополнительную консультативную помощь педагога на промежуточной аттестации. Например, по более подробному разъяснению задания, ведь такой ребенок мог не до конца понять, что именно от него требуется сделать. Для малообеспеченных и многодетных семей установить особенности промежуточной аттестации на дистанте. Ведь не всегда дети из таких семей имеют возможность удаленно пройти контрольные мероприятия.

Локальный акт. Школа может формально закрепить все вопросы промежуточной аттестации особенных групп школьников в локальном акте. Продумайте возможные ситуации, когда ребенок в силу объективных причин не может пройти промежуточную аттестацию в той форме, в которой проходят все остальные дети. Уточните в положении о промежуточной аттестации, как особенные дети пройдут процедуру. Например, «промежуточная аттестация осуществляется в форме письменной работы. Детям, которые находятся в социально опасном положении, срок выполнения письменной работы продлевается в 1,5 раза либо предоставляется возможность разбить выполнение задания на части и закончить в течение двух дней».

Ситуация 6. Аттестация «автоматом»

  Ученик выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Учитель хочет автоматически выставить отметку за промежуточную аттестацию по литературе такому школьнику. Может ли школа освободить от промежуточной аттестации ученика?

Учет достижений школьников. Если вы хотите дать возможность получить отметку за промежуточную аттестацию автоматически, предусмотрите в учебном плане форму проведения промежуточной аттестации «учет достижений обучающихся». Освобождать учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП.

Определите категории учеников, к которым будете применять форму «учет достижений обучающихся», и составьте перечень засчитываемых достижений. Например, учитывайте в качестве промежуточной аттестации оценки за диагностические работы, результаты олимпиад или конкурсов. Такую промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета. Вы сможете зачесть индивидуальные достижения ученика в качестве промежуточной аттестации, только если такую форму прописали в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
К началу учебного года

Как контролировать работу молодых и вновь прибывших специалистов

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 4. В статье – как провести контроль работы молодых и вновь прибывших специалистов. Поможет карта анализа урока нового коллеги. Еще найдете справку, чтобы зафиксировать результаты контроля.

ВАЖНО

Посещайте уроки молодого и вновь прибывшего специалиста систематически и в течение продолжительного времени. Сначала дайте учителю возможность провести самоанализ урока, а затем подробно обсудите его ход с педагогом

Проверьте школьную документацию, которая регулирует методическое сопровождение новых коллег. Например, положение о наставничестве, о внутришкольном контроле, об индивидуальной траектории профессионального развития и др. Так, в положении об индивидуальной траектории профессионального развития молодых или вновь прибывших специалистов вы можете отразить, как будете контролировать реализацию индивидуальной траектории.

Включите в план ВШК персональный контроль нового специалиста. Зафиксируйте сроки и форму контроля, ответственных и планируемый результат. Также привлеките к этой работе педагога-наставника, руководителя ШМО и психолога школы.

Используйте разные формы контроля – посещение уроков нового специалиста, анализ его документации и беседу. Еще можете организовать контрольный срез знаний в классах, в которых преподает педагог. Это позволит оценить динамику учебных достижений учеников. По результатам проверки подготовьте аналитическую справку.

Посетите занятия

В ходе контроля посетите уроки и занятия внеурочной деятельности нового специалиста. Посмотрите, как учитель владеет методикой преподавания предмета и поддерживает дисциплину на уроке. Также проверьте, как педагог учитывает возрастные особенности школьников.

Схема. Позиции, чтобы дать общую оценку уроку


Скачать

Чтобы дать общую оценку урока молодого или вновь прибывшего специалиста, охарактеризуйте занятие по восьми позициями. Смотрите позиции на схеме выше. Оценить урок по ведущим аспектам поможет карта анализа. Возьмите готовый образец карты.

Образец карты анализа урока

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Организация урока. Проверьте, как новый учитель готовился к уроку – имел ли план, конспект или карту урока, подготовил ли учебный кабинет. Еще оцените, как педагог выдержал организационную структуру урока. Определил ли коллега цели урока, привлекал ли к этому учеников, связал ли цели с планируемыми результатами.

Содержание урока. Понаблюдайте, соответствует ли содержание материала урока требованиям программы. Проанализируйте, получается ли у учителя выделять главное, есть ли связь содержания урока с ранее изученным материалом. Оцените, насколько понятно и доступно педагог излагает материал урока, обучает ли школьников добывать знания самостоятельно. Также посмотрите, есть ли воспитательная и практическая направленность содержания урока.

Методы и приемы. Проследите, какие методы обучения применяет учитель на разных этапах занятия. Зафиксируйте, какие методы и приемы позволили раскрыть содержание учебного материала и развить познавательную активность учеников. Еще оцените методику организации деятельности учеников на уроке. Проконтролируйте, были ли приемы индивидуализации и дифференциации обучения, а также чередование и соотношение форм работы.

Изучите документацию педагога

Изучите документацию, которую ведет новый специалист. Проанализируйте, своевременно ли он заполняет электронный журнал и соответствует ли пройденное на уроке КТП. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании. Посмотрите рабочие тетради учеников. Сделайте выводы о периодичности и качестве их проверки учителем. Проанализируйте результаты учебных достижений учеников по предмету и их динамику.

Проведите беседу с учителем

Побеседуйте с новым педагогом. Рассмотрите особенности его профессиональной деятельности и дайте рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Еще обсудите дефициты, которые выявили по результатам посещения уроков педагога и анализа его документации. Оцените степень адаптации специалиста в коллективе и профессии.

Подготовьте справку

По результатам контроля подготовьте аналитическую справку. В ней пропишите цель контроля и его сроки. Дайте целостную оценку по результатам посещенных уроков. Отметьте положительные моменты в работе учителя, зафиксируйте недостатки, сформулируйте выводы и пропишите рекомендации для педагога. Ознакомьте учителя с результатами проверки. Форму аналитической справки выберите в зависимости от статуса нового педагога. Возьмите готовый образец аналитической справки, чтобы оценить работу молодого специалиста.

Образцы аналитических справок по итогам контроля деятельности специалиста

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
К началу учебного года

Как контролировать ведение журналов успеваемости

Наталия Никулина, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги, к. п. н.
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 12. Проверьте, как учителя ведут классные журналы и выставляют отметки. Выявите точки риска уже сейчас, чтобы педагоги успели устранить недочеты в документах до начала II полугодия. В статье – чек-лист, который поможет ничего не упустить при контроле журналов успеваемости. А еще есть образец аналитической справки, которая поможет зафиксировать итоги проверки классных журналов.

Единых федеральных требований к ведению журнала успеваемости нет. Ориентируйтесь на нормы, которые установили в вашем регионе, чтобы определить в какой форме вести журналы – в бумажной или электронной.

Ответственность по работе с журналом школа закрепляет в локальном акте, например, в положении об электронном или бумажном классном журнале. Проверьте, что в вашем локальном акте вы отразили вопросы сроков внесения в журнал сведений об учениках, тематического планирования, тем проведенных уроков и домашних заданий. Еще посмотрите, включили ли вы в документ порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал и архивирование сведений об успеваемости. Это необходимо, если педагоги ведут журнал успеваемости в электронном виде.

Проконтролируйте, не нарушают ли учителя правила заполнения классных журналов. Так, Минпросвещения направило в регионы письмо, в котором разъясняет особенности ведения журналов успеваемости и выставления отметок (письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08). Еще ведомства дали рекомендации по формированию графика оценочных процедур в 2021/2022 учебном году (письмо Минпросвещения № СК-228/03, Рособрнадзора № 01–169/08–01 от 06.08.2021).

Определите периодичность и цели проверки журналов успеваемости. Организуйте систематический контроль работы педагогов в этом направлении. Так вы сможете оперативно выявить и устранить нарушения, чтобы не получить предписание от надзорных органов в ходе проверок.

Закрепите периодичность и определите цели проверки

Периодичность проверки школьной документации вы устанавливаете самостоятельно. Предусмотрите систематический контроль журналов успеваемости. Например, проверяйте, как педагоги работают с журналом, один-два раза в учебный период. Причем используйте разные цели контроля. Посмотрите периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля на схеме 1. А на схеме 2 посмотрите примеры целей проверки классных журналов.

Схема 1. Периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля


Скачать

Закрепите периодичность проверки журналов успеваемости, в плане внутришкольного контроля. Помимо классных журналов, запланируйте регулярную проверку других журналов, в которых фиксируется образовательная деятельность. Перечень журналов, которые также нужно систематически проверять, посмотрите на схеме 3.

Схема 2. Примеры целей проверки классных журналов


Скачать

Схема 3. Журналы, в которых фиксируется образовательная деятельность


Скачать

ВАЖНО

Школам нельзя одновременно вести журнал успеваемости в электронном и бумажном виде. (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08)

Осуществите проверку

Контролируйте, чтобы педагоги не вели журнал успеваемости в электронном и бумажном виде одновременно. Педагоги могут заполнять журнал только в одной форме: либо в бумажной, либо в электронной (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). При этом ведение журнала успеваемости является госуслугой, которую предоставляют в электронном виде (распоряжение Правительства от 25.04.2011 № 729-р).

При любой цели проверки журналов обращайте внимание на правильность и своевременность записей в документах. В бумажном журнале класса для замечаний отведена специальная страница в конце. Укажите дату проверки, ее цель, замечания конкретным педагогам и срок их устранения. В назначенный срок проверьте, устранены ли замечания, сделайте об этом соответствующую запись и заверьте ее подписью. Посмотрите ниже пример оформления замечания в бумажном журнале.

ПРИМЕР. Пример оформления замечаний в бумажном журнале

Для контроля классных журналов в конце учебного периода используйте чек-лист. Так вы подойдете к проверке комплексно и ничего не упустите.

ВАЖНО

Справку по итогам контроля классных журналов подготовьте в течение двух-трех дней после окончания проверки, чтобы учителя оперативно исправили недочеты

Проанализируйте результаты и подведите итоги

По итогам проверки классных журналов составьте аналитическую справку. Четко определите и зафиксируйте в справке цель проверки журнала. Отметьте в ней проблемы, которые выявили в ходе контроля, сделайте выводы и определите пути решения проблем. Выводы и рекомендации в справке дайте в соответствии с целями проверки. Ознакомьте с результатами проверки педагогов, работу которых вы проверяли. Тогда они смогут учесть недочеты и своевременно их исправить. Посмотрите примеры формулировок для подготовки аналитической справки.

Примеры формулировок для справки



Инструкция
Кликните на кнопку и выберите вариант формулировки

Посмотрите образец аналитической справки, которая поможет зафиксировать результаты проверки качества ведения журналов. Возьмите ниже еще четыре образца справок, которые отличаются по цели проверки журналов: ведение электронного журнала; своевременность заполнения; накопляемость текущих и объективность выставления четвертных отметок; своевременность выставления отметок за I полугодие, заполнение сводных ведомостей успеваемости и посещаемости.

Возьмите готовые справки

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей