
Как выдать аттестаты беженцам и ученикам, которые находятся за границей
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет, что у иностранных граждан и лиц без гражданства есть те же права, что и у граждан России на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 1, п. 2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А лица с детьми, которых признали беженцами, могут рассчитывать на содействие в устройстве детей в школу наравне с гражданами России (подп. 11 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).
Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали приказ, который регулирует особенности проведения ГИА-2022. Он содержит рекомендации, как организовать итоговую аттестацию выпускников, которые прервали обучение за границей из-за недружественных действий иностранных государств. Так, школьники, которые продолжили учиться в России, могут выбрать форму итоговой аттестации – ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ или в форме установленной органами исполнительной власти субъектов РФ, либо промежуточная аттестация. Эти правила распространяются на учеников, которые прибыли из ДНР, ЛНР и Украины. А выпускники, которые находятся за рубежом, пройдут итоговую аттестацию в форме промежуточной (п. 1 , п. 3 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 13.04.2022 № 230/515).
Для выпускников, которые продолжили обучение в России и прошли итоговую аттестацию в форме ОГЭ или ЕГЭ, заполните аттестаты так же, как и для российских школьников. Как заполнить аттестаты, если выпускник выбрал форму ОГЭ или ЕГЭ, посмотрите в статье>>
Когда будете заполнять аттестаты по результатам промежуточной аттестации, учитывайте моменты, которые могут отличаться в образовательных системах разных стран. Это такие особенности, как уровни общего образования, перечень предметов и система отметок. Разобраться, что учесть при заполнении аттестата, если школьник прошел итоговую аттестацию в форме промежуточной, помогут рекомендации далее.
Что учесть в аттестатах по результатам промежуточной аттестации
Выдайте аттестаты об основном и среднем общем образовании по итогам промежуточной аттестации, если выпускники получили отметки по всем предметам учебного плана не ниже «удовлетворительно». Также у учеников 9-х классов должен быть «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку, а учеников 11-х классов – за итоговое сочинение или изложение (п. 2 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения от 11.06.2020 № 295).
Если у школьников, которые прибыли из ДНР, ЛНР или Украины, есть возможность документально подтвердить свои отметки, то итоговые отметки по учебным предметам в аттестат рассчитайте как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок (п. 10 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 13.04.2022 № 230/515). Округлите результат, который получите, в соответствии с правилами математического округления и выставьте отметку в аттестат. Посмотрите пример, как определить отметку в аттестат для ученика 9-го класса. Для аттестатов об основном общем образовании для таких выпускников учитывайте отметки по всем учебным предметам учебного плана, которые школьники изучали в 9-м классе.
ПРИМЕР. Как рассчитать отметку в аттестат об основном общем образовании
III четверть – «4»; IV четверть – «5». Среднее арифметическое отметок (3 + 3 + 4 + 5)/4 = 3,75. Округляем по правилам математического округления, получаем целое число 4. В аттестат нужно выставить отметку «4».
Итоговые отметки по учебным предметам для одиннадцатиклассников рассчитайте как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок, которые школьник получил за 10-й и 11-й классы (п. 11 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 13.04.2022 № 230/515). Округлите результат, который получите, в соответствии с правилами математического округления и выставьте отметку в аттестат. Посмотрите пример, как определить отметку в аттестат для ученика 11-го класса. Для аттестатов о среднем общем образовании для таких выпускников учитывайте отметки по всем учебным предметам учебного плана, которые школьники изучали в 10–11-м классах.
ПРИМЕР. Как рассчитать отметку в аттестат о среднем общем образовании
(3 + 3 + 3 + 4 + 5 + 4)/6 = 3,67. Округляем по правилам математического округления, получаем целое число 4. В аттестат нужно выставить отметку «4».

Важно
По предметам, которые школьники изучили до 9-го класса, выставите документально подтвержденные итоговые отметки или поставьте «зачтено» (п. 39 Изменений в Порядке заполнения аттестатов, утвержденных приказом Минпросвещения от 21.04.2022 № 255)
Может возникнуть ситуация, что у школьника, который прибыл из ДНР, ЛНР или Украины, нет возможности документально подтвердить свои отметки. В таком случае с согласия родителей такого ученика организуйте для него промежуточную аттестацию по предметам, которые он не будет сдавать в рамках ГИА. Решите самостоятельно, по каким предметам школьник пройдет промежуточную аттестацию. Также определитесь с их количеством и формой, в которой пройдет аттестация. Например, собеседование или тест. В аттестат такого ученика выставите итоговые отметки по всем предметам учебного плана ООО по результатам промежуточной аттестации.
Уровни общего образования. Соотнесите уровни образования России и тех стран, из которых прибыли школьники. В Украине они отличаются от российских, а в ДНР и ЛНР совпадают (письмо Минпросвещения от 24.02.2022 № 03-226). Чтобы соотнести российские и украинские уровни образования, воспользуйтесь таблицей 1.
Таблицы 1. Уровни общего образования в России и Украине
Страна | Украина | Россия | |
---|---|---|---|
Уровни образования | Начальное общее образование | Основное начальное образование | |
Базовое общее среднее образование | Основное общее образование | ||
Полное общее среднее образование | Основное среднее образование |

Справка
12 июня 2022 года вступают в силу Изменения в Порядке заполнения аттестатов (приказ Минпросвещения от 21.04.2022 № 255)
Перечень предметов. Сравните перечень предметов по уровням общего образования, которые утвердили в России и тех странах, откуда прибыли ученики. В ЛНР и ДНР перечень предметов соответствует российскому, за исключением двух аспектов. Первый аспект – учебный предмет «Астрономия», который в ЛНР и ДНР изучают как дополнительный учебный предмет. Второй аспект – учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В Донецке и Луганске у него другое название – «Начальная военная подготовка». Также школьники осваивают этот предмет на уровне среднего общего образования (письмо Минпросвещения от 24.02.2022 № 03-226).
Система отметок. Сопоставьте системы отметок российской системы образования и других стран, из которых прибыли школьники. Так, в ДНР и ЛНР пятибалльное оценивание, и оно соотносится с тем, которое действует в России (письмо Минпросвещения от 24.02.2022 № 03-226). Если ваша школа использует другую систему отметок, тогда переведите оценки школьников в соответствии с требованиями локальных нормативных актов.
В Украине действует двенадцатибалльная система отметок. Чтобы перевести оценки украинских школьников в соответствии с пятибалльной системой, опирайтесь на письмо Минпросвещения (письмо от 04.04.2022 № 03-442). Шкалу перевода украинских отметок в российские посмотрите в таблице 2.
Таблица 2. Шкала перевода двенадцатибалльной системы отметок в пятибалльную
Страна | Украина | Россия | |
---|---|---|---|
Отметки | «10»,«11»,«12» | «5» | |
«7»,«8»,«9» | «4» | ||
«4»,«5»,«6» | «3» | ||
«1»,«2»,«3» | «2» |
Как выдать аттестаты выпускникам, которые находятся за границей
Минпросвещения закрепляет, что вопросами выдачи аттестатов школьникам, которые находятся за рубежом, занимается Министерство иностранных дел (п. 21 ч. V Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). При этом ведомство допускает, что школа может по заявлению выпускника направить ему аттестат по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Так следует делать в том случае, если ученик не может получить аттестат лично или через другое лицо по доверенности (п. 4 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 113).
Еще один вариант – отправить выпускнику электронную копию аттестата. Для этого ученику нужно обратиться в школу с этой просьбой в электронной форме. Например, написать письмо на официальную электронную почту школы. Отправьте выпускнику отсканированную копию оригинала аттестата в течение трех дней на тот адрес электронной почты, который он укажет. Оригинал документа храните в личном деле выпускника до востребования им самим или лицом с доверенностью (п. 4 Особенностей, утвержденных приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 113).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Анализ работы школы за год. Чек‑листы, чтобы подготовить свою часть документа
Главное в статье СкрытьАудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
В июне подготовьте разделы анализа работы школы за год, за которые вы отвечаете. Сделайте это до того, как педагоги уйдут в отпуск. Сведения, которые представите в анализе работы школы за год, используйте во время подготовки к августовскому педсовету.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1. Как заполнить аттестаты по последним требованиям 2022 года. Контрольные точки>>
2. Как проанализировать работу по формированию функциональной грамотности>>
3. Как провести диагностику образовательных потребностей педагогов при переходе на ФГОС-2021>>
Для начала выберите структуру и содержание анализа, а также определитесь, какие сведения собрать самостоятельно, а какие запросить у коллег. Вы можете выбрать свою структуру анализа работы школы за учебный год. Главное, чтобы такая структура отражала особенности вашей школы.
Воспользуйтесь чек-листами, которые найдете далее в статье. Они помогут вам подготовить объемный документ и ничего не упустить. Еще найдете ответственных за подготовку коллег, у которых можно запросить информацию, чтобы включить в анализ работы школы за год. Ответственных найдете перед разделом, за который они отвечают.
Все пункты из чек-листов включать в анализ работы школы не обязательно. Выберите из них те, которые будут отражать особенности вашей школы. Также учитывайте изменения, которые вступили в силу в этом учебном году, – новые правила Порядка приема в школу, обновленную номенклатуру должностей педагогов, новые правила размещения информации на официальном сайте школы, требования ФГОС-2021 НОО и ООО, перенос ВПР-2022 с весны на осень.
Главное в статье СкрытьЧек-лист 1. Общая характеристика школы
Инструкция
Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Социокультурные ресурсы. Проанализируйте, как школа взаимодействует с социокультурными ресурсами района, города или региона. Например, со школами искусств, спортивными комплексами, детско-юношескими организациями.
Органы управления. Опишите, какие органы управления сформировали в школе. Дополнительно охарактеризуйте, какие советы создали в организации, чтобы представлять интересы учеников и родителей. Кратко рассмотрите деятельность органов управления школой за отчетный период.
Главное в статье
Скрыть
Ответственный за размещение информации на сайте
Официальный сайт школы. С 1 марта 2022 года начали действовать новые правила размещения информации на официальном сайте школы (постановление Правительства от 20.10.2021 № 1802). Поэтому проанализируйте актуальность информации, которую разместили на официальном сайте школы. Нужно проверить наличие сведений о педагогах и их достоверность. Удостоверьтесь, что информацию о питании в начальной школе публикуете регулярно – это сведения о меню ежедневного горячего питания, наличии диетического меню, перечнях поставщиков и др.
Проверьте, могут ли родители оформить электронное обращение на сайте по вопросам работы школы и отследить его статус. Скачайте справа таблицы с показателями, чтобы проанализировать открытость и доступность информации об организации на школьном сайте.
Чек-лист 2. Анализ деятельности, которая направлена на получение бесплатного качественного образования
Прием детей. С 1 марта 2022 года начали действовать изменения в Порядке приема в школу (приказ Минпросвещения от 08.10.2021 № 707). Включите в анализ информацию о том, как осуществляли прием льготников. Перечислите, на каких ресурсах разместили информацию о нововведениях по вопросу поступления в школу.
Социальный педагог, педагог-психолог
Контингент учеников. Подготовьте сведения, чтобы охарактеризовать контингент учеников. Рассмотрите, какие условия создали, чтобы удовлетворить образовательные потребности школьников.

ЛИСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
Скачать
Социальный педагог, педагог-психолог
Особые образовательные потребности. Охарактеризуйте контингент учеников с ОВЗ и проанализируйте, учитывает ли школа их особые образовательные потребности. Опишите, какой режим установили в школе для учеников с ОВЗ. Проверьте специальные условия, чтобы определить, смогла ли школа организовать доступное образование для школьников с ОВЗ. Скачайте лист для анализа доступности образовательной среды справа.
Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог
Ученики группы риска. Поручите классным руководителям подготовить отчеты об успеваемости школьников группы риска. В отчетах следует перечислить, как педагоги организовали работу с такими учениками. Пусть классные руководители укажут, каких специалистов задействовали для работы с учениками группы риска. Классным руководителям нужно сформировать список школьников, которые пропускали занятия без уважительных причин, и охарактеризовать, в каких социальных условиях они живут.
Образовательные программы. В этом подразделе проанализируйте не только ООП, но и дополнительные общеобразовательные программы. Для этого покажите на диаграмме, как ученики освоили образовательные программы по допобразованию. Например, можно представить выбор школьников по направлениям. В рамках каждого направления отдельно рассмотрите долю учеников, которые обучаются в сфере допобразования платно.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ФОРМА
Скачать
Руководители методобъединений
Учебные планы и планы внеурочной деятельности. Проконтролируйте, как педагоги выполнили учебный план и план внеурочной деятельности. Проанализируйте по предметам и по классам, как школа выполнила обязательную и формируемую части учебного плана. Скачайте образец аналитической формы, чтобы проверить выполнение учебного плана на уровне образования справа. Сделайте вывод о том, выполнили ли педагоги учебный план и план внеурочной деятельности в полном объеме. Если учителя не реализовали программу в полном объеме, предусмотрите меры, чтобы ликвидировать отставание в следующем году.
Ответственный за составление расписания
Расписание занятий. Проанализируйте расписание учебных занятий, чтобы проверить, как учителя выполняют требования СанПиН. Также определите трудность расписания по шкале сложности и постройте графики распределения учебной нагрузки по классам.

ОБРАЗЕЦ
АНКЕТЫ
Скачать
Удовлетворенность качеством образовательных услуг. Отразите в анализе результаты анкетирования потребителей образовательных услуг. Такие данные помогут определить уровень удовлетворенности качеством обучения и оценить место школы среди других. Скачайте образец анкеты, чтобы определить удовлетворенность потребителей образовательных услуг справа.
Чек-лист 3. Реализация программы повышения качества образования

ВАЖНО
Проанализируйте, по каким предметам повысился или понизился средний балл выпускников по ГИА. Чтобы получить объективные результаты, соотнесите результаты учеников вашей школы со средним баллом по городу и по России
Промежуточная и итоговая аттестации. Представьте сравнительную динамику результатов промежуточной и итоговой аттестации за последние три года. Отметьте учителей, которые показали положительную динамику.
Мониторинг образовательных достижений. Продемонстрируйте с помощью диаграмм, как изменились учебные достижения школьников в сравнении с прошлым учебным годом. Проследите динамику по средним оценкам и по количеству выпускников с медалями или похвальными грамотами. Зафиксируйте, подтверждают ли независимые диагностики показатели внутришкольного контроля качества.
Работа с разномотивированными учениками. Проконтролируйте, как педагоги разрабатывают задания для школьников с разной учебной мотивацией. Также проанализируйте, как школьники с низкой мотивацией справляются с базовыми заданиями, а школьники с высокой мотивацией – с заданиями повышенного уровня сложности. Если есть программы работы с учениками, у которых низкая или повышенная мотивация, включите в данный раздел анализа работы школы за год результаты работы по этим программам.

ОЦЕНОЧНЫЙ
ЛИСТ
Скачать
Подготовка выпускников. Оцените качество подготовки учеников 9-х и 11-х классов. Для этого проанализируйте работу тех педагогов, по предметам которых школьники планируют сдать выпускные экзамены. Скачайте образец оценочного листа, чтобы определить качество подготовки выпускника к ГИА справа. Еще проанализируйте классные журналы, проконтролируйте результаты диагностик в формате ГИА, которые проводили в течение учебного года. Подведите итоги собеседований со школьниками и родителями по вопросам подготовки к экзаменам. Определите, насколько результативно педагог-психолог проводил консультации для выпускников в течение года.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИТОГАМ ГИА
Скачать
Результаты ГИА. В 2022 году впервые за последние три года ГИА пройдет в штатном режиме. Исключение – выпускники, которые обучались за рубежом и прервали свое обучение из-за действий недружественных стран. Они смогут пройти итоговую аттестацию в форме промежуточной (постановление Правительства от 31.03.2022 № 538). В этом учебном году КИМ ЕГЭ по всем предметам обновили в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Отразите результаты государственной итоговой аттестации в аналитических справках. Посмотрите на схеме, какие параметры отразить в документах по результатам ГИА. Скачайте пример с формулировками рекомендаций по итогам ГИА.
Схема. Параметры, чтобы проанализировать результаты ГИА
Результаты ВПР. Рособрнадзор перенес сроки проведения ВПР с весны на осень 2022 года (письма от 22.03.2022 № 01-28/08-01, № 01-31/08-01, приказ от 28.03.2022 № 467). Поэтому проанализируйте результаты по тем проверочным работам, которые школьники успели написать до 26 марта. Полный анализ по итогам Всероссийских проверочных работ проведите осенью.
Чек-лист 4. Реализация программы формирования или развития УУД

АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Скачать
Метапредметные диагностики. Проанализируйте, какие средства и педагогические технологии применяют учителя, чтобы школьники достигли планируемых метапредметных результатов. Сравните результаты стартовой и итоговой диагностических работ. Скачайте образец анализа результатов стартовой и итоговой диагностик справа.
ИКТ-компетенции школьников. Опишите деятельность по формированию у учеников ИКТ-компетенций. Кратко охарактеризуйте крупные проекты школы в сфере информационно-коммуникационных технологий, цель которых – продвижение школьников как активных членов информационного общества. Обозначьте планируемые УУД и мероприятия школы, которые их формируют.

ЛИСТ-ОПРОСНИК
Скачать
Учебная и творческая активность учеников. Рассмотрите, как через портфолио прослеживается динамика индивидуальной активности школьников. Для этого сделайте акцент на образовательных достижениях и опишите, какими способами ученики улучшают их. Сформулируйте на основе оценки результатов мониторинга выводы как о каждом отдельном школьнике, так и о группе учеников. Скачайте лист-опросник, чтобы оценить динамику индивидуальной активности школьника справа.
Чек-лист 5. Реализация рабочей программы воспитания
Личностные результаты школьников. Добавьте в анализ реализации программы воспитания результаты воспитания, социализации и саморазвития учеников. Для этого проанализируйте показатели динамики личностного роста школьников и формируемых воспитательных результатов. Перечислите, на каких направлениях личностного роста делаете акцент на уровнях НОО, ООО и СОО. Отметьте, в каких классах показатели воспитательной работы снизились, чтобы классные руководители уделили им больше внимания в следующем учебном году. Подготовьте подробные рекомендации для педагогов по конкретным направлениям воспитания с учетом динамики личностного роста учеников по школе.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать
Внеурочная деятельность и допобразование. Проконтролируйте качество организации и проведения занятий по внеурочной деятельности, которые педагоги провели в течение учебного года. При анализе курсов внеурочной деятельности оцените реализацию не самих курсов, а воспитательного аспекта на занятиях. Скачайте пример анализа реализации плана внеурочной деятельности справа. Отразите в анализе степень удовлетворенности родителей качеством и спектром допобразования в школе. Зафиксируйте, есть ли необходимость ввести новые направления и закупить дополнительное оборудование. Так учредитель сможет определить размер финансирования школы на следующий учебный год.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать
Педагог-психолог
Профориентационная работа. Включите в отчет вопросы, которые касаются профессионального просвещения школьников. Оцените, как школа организовала диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Можете описать, как провели профессиональные пробы учеников. Скачайте пример анализа профориентационной работы справа.
Социальный педагог
Предупреждение безнадзорности и правонарушений. Проконтролируйте, как социально-психологическая служба и классные руководители осуществляют работу с учениками, чтобы предупредить безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. В анализе сделайте акцент на индивидуальной работе с детьми группы риска. Отдельно отметьте, какие формы работы эффективны в достижении положительного результата.
Социальный педагог
Сопротивление к употреблению ПАВ. Проконтролируйте, как социально-психологическая служба и классные руководители осуществляют работу с учениками, чтобы воспитать у них устойчивое сопротивление к употреблению наркотических и других психотропных средств. В анализе сделайте акцент на индивидуальной работе с детьми группы риска.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать
Достижения в конкурсах и соревнованиях. Проанализируйте достижения школьников и учебных коллективов в районных, областных и федеральных конкурсах и соревнованиях. Сформулируйте выводы о том, как классные руководители и учителя-предметники способствовали повышению активности участия учеников в подобных мероприятиях. Отметьте, как школа поощрила участников конкурсов и соревнований. Скачайте пример анализа участия школьников в конкурсах и соревнованиях справа.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать
Работа с родителями. Оцените качество организации и проведения работы с родителями и их вовлеченность в жизнедеятельность класса. Для этого проанализируйте, какие формы работы и виды деятельности, в том числе инновационные, используют классные руководители, чтобы организовать взаимодействие с родителями. Также проверьте, как педагоги проводили работу с родителями в дистанционной форме и насколько это было эффективно. Еще включите в анализ работы школы результаты контроля качества организации и проведения детско-родительских и родительских мероприятий за учебный год. Скачайте пример анализа организации работы с родителями.

ОБРАЗЦЫ
АНКЕТ
Скачать
Соответствие запросам учеников и родителей. Проведите анкетирование, чтобы изучить мнение родителей и школьников о качестве воспитательной деятельности по итогам реализации новой программы воспитания. Анализ опроса позволит вам оценить удовлетворенность участников образовательных отношений результатами воспитательной работы, а также собрать отзывы и реализовать обратную связь. Скачайте образцы анкет для опроса справа. Там же найдете пример анализа соответствия программы воспитания запросам школьников и их родителей.
Чек-лист 6. Обучение школьников с особыми образовательными потребностями
Педагог-психолог
Адаптированные программы. Зафиксируйте, сколько учеников с ОВЗ и с какими нозологиями обучается в вашей школе. Представьте перечень адаптированных основных образовательных программ и опишите, как их реализовала школа. Если у педагогов были трудности, опишите, как удалось справиться с проблемой и каких результатов смогли достичь учителя в конце учебного года. Проанализируйте, как школа обеспечила особые образовательные потребности учеников с ОВЗ и улучшила их условия обучения. Например, укажите, что администрация закупила новое оборудование.
Педагог-психолог
Коррекционная работа. Проконтролируйте итоги коррекционно-развивающей работы, которую провели педагоги в учебном году. Для этого зафиксируйте, каких образовательных результатов достигли ученики с ОВЗ. Для наглядности можете отобразить этот фрагмент анализа работы школы с помощью графиков или диаграмм. Проанализируйте результаты школьников с ОВЗ по итогам ГИА. Отметьте, какой вклад внесли дети с ОВЗ в общий показатель качества образования в вашей школе. Если такие ученики участвовали в конкурсах и олимпиадах, представьте их результаты.
Чек-лист 7. Анализ условий реализации основных образовательных программ
Руководители методобъединений
Кадровые условия. С марта 2022 года начала действовать обновленная номенклатура должностей педагогов (постановление Правительства от 21.02.2022 № 225). Эти изменения нужно учитывать, когда школа составляет штатное расписание, определяет удлиненный отпуск работника или направляет его на аттестацию.

ПРИМЕРЫ
ТАБЛИЦ
Скачать
Чтобы провести анализ кадровых условий школы, зафиксируйте, сколько педагогов имеют высшее образование, а также первую или высшую квалификационную категорию. Укажите, у какого количества учителей стаж работы до 10 лет или более 20 лет. Также отметьте, какие кадровые вакансии есть в школе. Кроме того, оцените, как реализовали перспективный план повышения квалификации педагогов. Результаты анализа удобнее оформить в виде таблиц. Примеры таблиц скачайте справа.
Обобщите данные о выполнении перспективного плана-графика аттестации учителей. Еще опишите, как школа организовала методическую работу. Например, какие методобъединения есть в школе и в каком составе, а также график педсоветов и заседаний ШМО.
Педагог-психолог
Психолого-педагогические условия. Такой пункт в данном разделе анализа работы школы за год нужен, чтобы показать, как психолого-педагогическое сопровождение помогло ученикам преодолеть проблемы и достичь образовательных результатов.
Поручите коллегам подготовить информацию о мероприятиях, которые они провели в течение года. Акцент следует делать не на количественных показателях, а на качественном анализе этих мероприятий. Например, педагогу-психологу необходимо отразить, как он выявлял высокомотивированных учеников. Также пусть отдельно зафиксирует, какие консультации и тренинги провел с олимпиадниками и участниками конкурсов в течение года. Еще следует отметить, как подобные консультации и тренинги поддержали школьников во время конкурсных испытаний.
Ответственный за информатизацию, библиотекарь
Информационно-методические условия. Соберите у педагога-библиотекаря и ответственного за информатизацию сведения об информационно-методических условиях школы. С опорой на полученные данные опишите, достаточное ли в школе количество необходимых ресурсов, в том числе и для дистанционной работы с учениками. Например, цифровых версий учебников, которые адаптированы для онлайн-заданий, видеоуроков, интернет-ресурсов.
Проанализируйте данные о фондах библиотеки. Оцените, хватит ли материалов, если возникнет необходимость организовать дистанционное обучение. Также укажите, что школа планирует пополнить электронно-цифровые фонды, если в процессе анализа выявите дефицит материалов.
Чек-лист 8. Обеспечение условий безопасности
Педагог-организатор
Антитеррористическая безопасность. В программу развития школы должны были включить мероприятия, которые позволят усилить безопасность детей, работников и посетителей. Также можно было дополнить антикризисный план, который разработали в мае 2021 года (письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07). Еще проверьте, что дополнили рабочие программы воспитания мероприятиями плана работы по формированию у детей основ поведения в террористических ситуациях. Опишите, какие мероприятия по антитеррористической безопасности со школьниками организовали в этом учебном году. Проанализируйте результаты, которые достигли ученики по итогам мероприятий.
Педагог-организатор
Допризывная подготовка. С января 2022 года действует новая инструкция по работе в системе воинского учета (приказ Минобороны от 22.11.2021 № 700). Проанализируйте, как школа организовала учетно-допризывную работу, медицинскую подготовку, работу духовно-нравственного и патриотического направлений.
Педагог-психолог
Психологическая безопасность. Проанализируйте уровень психологической безопасности учеников и их родителей, а также педагогов. Обратите внимание, как в образовательной деятельности педагоги учат школьников распознавать сверстников группы риска, как объясняют, куда обратиться за помощью в сложных ситуациях. Проверьте план работы педагога-психолога и выявите, что именно он проводил и как развивал конфликтологическую компетентность и социальные навыки всех участников образовательных отношений. Особое внимание уделите итогам работы педагога-психолога по сопровождению подростков группы высокого риска, которые переживают депрессивные, агрессивные чувства, стресс.
Зафиксируйте результаты работы школы по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Опишите мероприятия, которые проводили в течение учебного года, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

ПРИМЕР
ФОРМУЛИРОВКИ
Скачать
Медицинский работник, классные руководители
Санитарно-эпидемиологические требования. С 2021 года для школ действуют новые санитарные правила и гигиенические нормативы (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Проанализируйте, насколько в этом учебном году работа школы соответствовала новым сантребованиям. Например, опишите, как стали документировать и контролировать процесс физического воспитания, как следите за состоянием и содержанием мест занятий физкультурой, пищеблоком и питанием детей. Укажите, проводите ли работу по формированию здорового образа жизни, реализации технологий сбережения здоровья (п. 2.9.5 СП 2.4.3648-20). Пример формулировки для анализа мероприятий по соблюдению сантребований скачайте справа.
Чек-лист 9. Анализ управленческой деятельности
ФГОС-2021. Проведите ревизию локальных актов школы и проверьте, чтобы они соответствовали требованиям образовательных стандартов. Чтобы выполнить требования Минпросвещения и начать с 1 сентября обучение по новым ФГОС, необходимо уже в июне проконтролировать готовность ООП НОО и ООО. Оцените степень готовности структурных элементов ООП. Если документы еще не готовы или вы выявили недочеты, то составьте рекомендации и установите сроки повторного контроля.
Посещенные занятия. Опишите в анализе работы школы за год, какие оценочные листы или критерии анализа урока вы использовали в течение года. Охарактеризуйте, насколько хорошо учителя понимают критерии анализа урока, внеурочного занятия или занятия по программам дополнительного образования. Отразите, какую работу провели педагоги, чтобы исправить недостатки во время подготовки и проведения занятий. Напишите, как анализ занятий помог учителям и школьникам достичь образовательных результатов. Если в школе проводили предметные или метапредметные недели, представьте результаты по итогам мероприятий таких недель.
ВШК. Проанализируйте итоги плана внутришкольного контроля. Перечислите, какие урочные и внеурочные занятия посетили в течение учебного года. Отразите, насколько качественно педагоги готовятся к занятиям и проводят их, а также ведут школьную документацию – классные журналы, личные дела, дневники и тетради школьников.
Педсоветы. Опишите, какую программу педсоветов реализовала ваша школа в учебном году. Проанализируйте, как педагоги выполняют решения, которые зафиксированы в протоколах педагогических советов и заседаниях ШМО. Отразите, как педсоветы и другие методические мероприятия помогли учителям повысить качество образовательных результатов учеников.
Оперативная информация. В ноябре 2021 года закончился эксперимент по внедрению электронного документооборота, в том числе в сфере трудовых отношений, и новые нормы были введены в Трудовой кодекс. Отразите в анализе, как внедряли электронный документооборот в школе. Опишите, какие трудности и успехи выявили, повысилась ли эффективность работы организации.
Чек-лист 10. Задачи на новый учебный год
Выводы. Заключительный раздел отчета закончите выводами о результатах работы школы за учебный год. Чтобы сделать общие выводы, определите проблемы по результатам всех разделов анализа работы школы, выясните причины их возникновения и предложите пути решения. Эти данные понадобятся, чтобы составить план работы на следующий учебный год с учетом дефицитов за предыдущий. Сопоставьте цель и задачи, которые вы ставили на учебный год, с полученными результатами. В общем выводе отметьте, удалось ли школе решить задачи и достигнуть цели.
Задачи. После того как сделаете выводы, сформулируйте цель и задачи на следующий учебный год. Когда будете формулировать цель и задачи, уделите внимание дефицитам школы, которые выявил анализ работы. Например, можете включить пункты по развитию педагогической деятельности, новые программы и планы. Все цели и задачи школы должны быть направлены на то, чтобы помочь учениками улучшить их образовательные результаты.
- Что рассказать учителям о новых ФГОС до отпуска. Сценарий педсовета>>
- Спецпроект. Переход на новые ФГОС НОО и ООО>>
- Циклограмма на июнь: результаты учебного года, переход на новый ФГОС и еще 29 дел>>
- Мониторинг результатов по допобразованию: как провести с помощью таблицы, карточек и анкет>>
- Как организовать работу по обобщению педагогического опыта>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как проанализировать работу по формированию функциональной грамотности

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1. Функциональная грамотность: комплект образцов, чтобы подвести итоги работы>>
2. Программа наставничества: какие документы подготовить к новому учебному году>>
3. Как заполнить аттестаты по последним требованиям 2022 года. Контрольные точки>>
В этом учебном году школы должны были подготовить и реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Поэтому в июне подведите итоги, как школа реализовала работу по этому направлению.
С помощью справок и отчетов, которые готовили вы и педагоги в течение учебного года, соберите информацию по всем диагностическим работам по определению уровня функциональной грамотности школьников. Укажите уровень диагностик, какие компоненты грамотности они проверяли у учеников и классы, которые приняли участие в работах. Эти сведения помогут детально рассмотреть результаты, которые показали школьники по итогам каждой диагностической работы.
Обобщите статистические данные
Соберите справки и отчеты по формированию функциональной грамотности за учебный год. На основе этих данных вы сможете составить общую таблицу. В ней зафиксируйте сведения обо всех диагностических работах, которые оценивали уровень развития функциональной грамотности школьников. Подготовьте краткое описание диагностик.
Перечень диагностических работ. Сведите в общую таблицу информацию о диагностиках по определению уровня функциональной грамотности школьников, которые проводили в течение учебного года.
Перечислите в таблице все диагностики, их направленность, то есть какой компонент функциональной грамотности проверяют, и уровень. Отметьте, когда и в каких классах проходили работы. Укажите количество школьников, которые участвовали в диагностиках, и долю от общего количества учеников. В таблице 1 посмотрите, как можно обобщить информацию о диагностических работах в рамках мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности.
Таблица 1
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Уровень диагностик. Подытожьте, сколько работ по определению уровня функциональной грамотности учеников провели в учебном году и какого они уровня.
Если проводили работы федерального или регионального уровня, укажите нормативные акты, на основании которых организовали их. Для диагностик школьного уровня кратко опишите, какие задания использовали и как оценивали работы. Посмотрите ниже пример формулировки, чтобы описать систему оценивания диагностик школьного уровня по формированию функциональной грамотности учеников.
ПРИМЕР. Описание системы оценивания диагностических работ по формированию функциональной грамотности
Сведите информацию по каждой диагностике
Когда соберете данные по всем диагностическим работам по определению уровня функциональной грамотности школьников, подробно проанализируйте каждое контрольное мероприятие. Отразите результаты, которые ученики показали по итогам работ, по всем компонентам функциональной грамотности. Также укажите, сформированность каких умений учеников проверяла школа в ходе диагностик.
Диагностики по компонентам функциональной грамотности. Отдельно обобщите результаты диагностических работ по математической, естественно-научной, читательской и финансовой грамотности. Проанализируйте диагностики по глобальным компетенциям и креативному мышлению. Сведите данные в таблицы по классам и параллелям. Распределите результаты по уровням. Зафиксируйте количество школьников, которые справились с заданиями повышенного и высокого уровней. Укажите, сколько учеников не достигли среднего уровня сформированности функциональной грамотности. Если есть возможность, то проанализируйте динамику. В таблице 2 посмотрите пример распределения результатов по уровням сформированности читательской грамотности.
Таблица 2
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Уровень сформированности умений. Отдельно зафиксируйте, как ученики овладели умениями, которые школа оценивала в ходе диагностических работ. Укажите, какие компетенции проверяли и сколько школьников справились с заданиями по каждой компетенции. Так вы увидите, какими умениями ученики уже владеют в соответствии с возрастной категорией на уровне не ниже среднего. Также сделайте выводы, над развитием каких компетенций школьников надо усилить работу на уроках и внеурочных занятиях. Посмотрите в примере, как отразить результаты анализа по сформированности умений учеников.
ПРИМЕР. Представление результатов по проверяемым умениям
Сопоставьте результаты учеников
Сравните результаты школьников по итогам внутренних и внешних диагностик по формированию функциональной грамотности по классам и параллелям. Определите, ученики каких классов справились с заданиями лучше. Зафиксируйте, в каких классах и сколько школьников не достигли среднего уровня. Сделайте краткий вывод для каждой диагностической работы, чтобы было проще подвести итоги по вопросам развития функциональной грамотности за учебный год. Также проверьте, соответствуют ли результаты по итогам диагностик академической успеваемости школьников.
Внутренние и внешние диагностики. Сопоставьте результаты внутренних и внешних диагностик по развитию функциональной грамотности. Для наглядности представьте данные в таблицах и диаграммах. Это упростит анализ и формулировку выводов. Опишите результаты школьников, опираясь на информацию, которую получите из каждой диаграммы. Проанализируйте, с заданиями какой диагностической работы школьники справились успешнее. Посмотрите ниже пример со сравнением результатов внутренней и внешней диагностик.
Если заметите, что результаты внешней диагностики имеют значительные расхождения с результатами школьной, определите причины. Например, КИМ, которые разработали учителя, не позволяют объективно оценить уровень достижения учениками проверяемых умений.
ПРИМЕР. Результаты внутренних и внешних диагностик
Отдельные задания в диагностиках. Каждое задание диагностики проверяет, в какой степени школьники овладели определенным умением. Сравните, как ученики разных классов справились с отдельными заданиями. Удобнее оформить результаты анализа в виде таблицы. Так вы увидите, какие задания вызывают затруднения у школьников. Также поймете, в каких классах необходимо организовать коррекционную работу. В таблице 3 посмотрите пример анализа выполнения отдельных заданий диагностической работы.
Таблица 3
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Объективность результатов. Сравните результаты каждой диагностической работы с академической успеваемостью учеников. Информацию удобнее оформить в виде таблицы. Укажите в ней количество школьников, которые успевают в учебе и которые учатся без троек. Внесите результаты по итогам диагностики. Зафиксируйте, сколько учеников справились с диагностикой и сколько не преодолели установленный порог. Сопоставьте данные и оцените, насколько отличаются результаты. Если есть расхождения, определите их причины. Как оформить таблицу, чтобы сравнить результаты диагностики и уровень академической успеваемости школьников, посмотрите в примере ниже.
ПРИМЕР. Сравнение результатов диагностики и уровня академической успеваемости школьников
Проанализируйте работу учителей
Анализ работы учителей поможет выявить причины низких результатов школьников. Отметьте педагогов, ученики которых плохо справились с работами по определению уровня функциональной грамотности. Также проверьте, как в течение года учителя развивали функциональную грамотность школьников на уроках и внеурочных занятиях.
Перечень учителей с низкими результатами. Оцените работу педагогов, чтобы понять причины низких результатов школьников. Для этого сначала определите классы, в которых ученики показали низкие результаты по итогам диагностик. Зафиксируйте фамилии учителей, которые работают в таких классах. Результаты представьте в таблице. Укажите в ней для каждого класса количество успевающих учеников и отразите, как школьники справились с диагностикой. Cмотрите образец таблицы 4, чтобы оформить анализ работы учителей.
Таблица 4
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Формирование функциональной грамотности на уроках. Проанализируйте справки по итогам посещения уроков педагогов. Определите количество уроков, на которых педагоги проводили систематическую работу по формированию функциональной грамотности школьников.
Проведите мониторинг содержания заданий, которые учителя включают в работу на занятиях. Выявите, сколько педагогов используют упражнения на формирование функциональной грамотности на уроке и задают их на дом. Оцените, какие ЭОР и ЦОР применяют учителя. Выясните, сколько педагогов умеют разрабатывать задания, которые развивают функциональную грамотность школьников. Определите количество педагогов, которые прошли курсы повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности учеников. Данные, которые подготовите, оформите в виде таблицы. Смотрите образец таблицы 5, чтобы зафиксировать сведения о компетентности учителей в области развития функциональной грамотности школьников ниже.
Таблица 5
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl +V)
Формирование функциональной грамотности на внеурочных занятиях. Обобщите внеурочную работу. Отметьте классы, в которых проводились внеурочные мероприятия по формированию функциональной грамотности. Укажите количество школьников, которые приняли в них участие. Оцените каждое мероприятие и распределите их по уровням. Для этого определите критерии и выделите уровни. Например, низкий, базовый, повышенный и высокий. Зафиксируйте, сколько учителей провели внеурочные занятия на высоком и повышенном уровнях. Для наглядности представьте результаты в виде диаграммы. Посмотрите ниже пример диаграммы, чтобы отразить уровни проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности учеников.
ДИАГРАММА. Уровень проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности школьников
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Как заполнить аттестаты по последним требованиям 2022 года. Контрольные точки>>
- Мониторинг результатов по допобразованию: как провести с помощью таблицы, карточек и анкет>>
- Как организовать работу по обобщению педагогического опыта>>
- Как провести диагностику образовательных потребностей педагогов при переходе на ФГОС-2021>>
- Что рассказать учителям о новых ФГОС до отпуска. Сценарий педсовета>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: