ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2022года
Качество образования
Планирование и организация

Функциональная грамотность: комплект образцов, чтобы подвести итоги работы

Елена Кондратенко, заместитель директора по УВР «Детчинская средняя общеобразовательная школа»
В статье узнаете, как подвести итоги работы школы по формированию функциональной грамотности учеников в 2021/22 учебном году. Еще найдете комплект образцов, чтобы обсудить с коллегами итоги работы по развитию функциональной грамотности школьников.

Отразите в аналитической справке, как школа в этом учебном году реализовала план по формированию функциональной грамотности учеников. Выделите в справке два раздела. В первом разделе представьте результаты диагностических работ по определению уровня функциональной грамотности, в которых школьники приняли участие. Во втором – опишите компетентность учителей по вопросам формирования функциональной грамотности учеников. В конце аналитической справки сформулируйте выводы и адресные рекомендации для педагогов.

Чтобы обсудить итоги работы школы по развитию функциональной грамотности учеников, организуйте педсовет. Так вы сможете вместе с педагогами рассмотреть результаты школьников по всем диагностикам функциональной грамотности, которые проводили в течение учебного года. Еще коллеги смогут поделиться своими наблюдениями и возможными причинами успешности или неуспешности школьников в вопросах функциональной грамотности.

Подготовьте аналитическую справку

Когда подведете итоги работы по формированию функциональной грамотности за учебный год, подготовьте справку. Оформите в документе два раздела. Первый – результаты школьников за диагностические работы и выводы по каждой диагностике. Второй раздел – анализ компетентности учителей в вопросах развития функциональной грамотности учеников.

Как проанализировать работу по формированию функциональной грамотности в 2021/22 году, читайте в статье>>. Там же найдете примеры формулировок и таблицы, которые помогут оформить справку.

Обобщите выводы. Сформулируйте выводы по каждому разделу справки, а также общие выводы. Зафиксируйте, с какими заданиями диагностических работ по функциональной грамотности ученики справились успешно. Обозначьте причины низких результатов школьников. Определите, с чем связаны дефициты в знаниях учеников, если они не смогли справиться с конкретными заданиями.

Сформулируйте рекомендации. Рекомендации лучше делать адресными, чтобы можно было назначить ответственных. Например, поручите руководителям ШМО проанализировать причины неуспешного выполнения отдельных групп заданий.

Пусть педагоги организуют коррекционную работу, чтобы ликвидировать проблемы, которые выявили. Также это поможет предупредить проблемы в дальнейшем. Порекомендуйте учителям изучить практические приемы, чтобы научиться разрабатывать задания, которые будут развивать функциональную грамотность школьников. Такие задания педагоги смогут использовать на своих уроках в следующем учебном году. Еще учителя смогут поделиться наработками с коллегами на мастер-классах или тренингах. Смотрите пример формулировок выводов и рекомендаций для коллег по вопросам развития функциональной грамотности школьников.

ПРИМЕР. Формулировки выводов и рекомендаций в справке

Оформите документ. Подготовьте справку и представьте ее директору. Так вы ознакомите руководителя с итогами работы школы по формированию функциональной грамотности учеников. 

Образец справки по итогам мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Чтобы объяснить учителям критерии сформированности отдельных компонентов функциональной грамотности, соотнесите их с метапредметными результатами

Обсудите итоги работы по формированию функциональной грамотности

Организуйте заседание педсовета, чтобы обсудить итоги работы по развитию функциональной грамотности школьников.

Составьте план педсовета. В плане заседания выделите две основные части. В первой части педсовета представьте коллегам анализ результатов по каждой диагностике функциональной грамотности школьников. Поручите сделать это руководителям ШМО. Пусть они расскажут о системе оценивания каждой диагностической работы, дадут характеристику заданий и проанализируют успешность их выполнения школьниками.

Во второй части педсовета обобщите результаты всех диагностических работ, которые проверяли уровень сформированности функциональной грамотности учеников, и сделайте выводы. Дайте слово учителям. Пусть педагоги выскажут свое мнение о причинах успешности и неуспешности школьников на диагностиках. Попросите коллег сформулировать задачи, которые надо решить, чтобы повысить результаты учеников. Смотрите готовый образец плана педсовета об итогах работы школы по развитию функциональной грамотности учеников.

Готовый план педсовета 

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Примите решения. По ходу обсуждений на педсовете сформулируйте решения на основе рекомендаций из аналитической справки. Еще учитывайте предложения учителей-предметников. Решения, которые примите на педсовете, закрепите в протоколе его хода. Возьмите готовый образец протокола педсовета об итогах работы школы по развитию функциональной грамотности учеников.

Образец протокола педсовета

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Скорректируйте план по формированию функциональной грамотности. В соответствии с решениями педагогического совета скорректируйте план мероприятий по формированию функциональной грамотности на следующий учебный год. Отразите в плане особенности новых ФГОС. Образовательные стандарты третьего поколения отмечают, что развитие функциональной грамотности – одно из условий, которое должна выполнять школа, чтобы обеспечить высокий уровень качества образования.

Запланируйте мероприятия, которые помогут повысить уровень функциональной грамотности школьников. Предусмотрите в плане мероприятия, чтобы помочь учителям устранить профессиональные дефициты в области формирования функциональной грамотности учеников. Чтобы реализовать требования новых ФГОС, педагоги должны применять на уроках и внеурочных занятиях комплексные задания для формирования функциональной грамотности школьников. Смотрите пример мероприятий, которые можно включить в план по формированию функциональной грамотности, на следующий учебный год.

Пример мероприятий по ФГОС-2021 для плана по формированию функциональной грамотности

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2022года
Качество образования
Микрообучение на 8 минут

Как провести диагностику образовательных потребностей педагогов при переходе на ФГОС-2021

В статье-практикуме – пять тренажеров. Они помогут определиться со способом диагностики компетенций педагога перед переходом на новые ФГОС. Также узнаете, как использовать результаты диагностики учителей, чтобы выявить и устранить их профессиональные дефициты.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2022года
Качество образования
Форма работы

Четыре рекомендации для педагогов, которые летом скучают по работе с детьми

Павел Скрипниченко, руководитель проекта «Контур.Класс», председатель национального комитета по астрономическому образованию Международного астрономического союза в России
В статье – четыре карточки-рекомендации для учителей, которые хотят организовать работу со школьниками летом. Каждая карточка характеризует форму работы с детьми в летний период, а также описывает плюсы и минусы деятельности педагога.

Летний отпуск – долгожданное событие для тех учителей, которые устали и выгорели за учебный год. Такие педагоги с нетерпением ждут лета, чтобы отдохнуть от школьной работы и восстановить силы. Однако есть коллеги, которым достаточно нескольких недель для отдыха. Затем они начинают скучать без педагогической работы и взаимодействия с детьми. Если в вашей школе найдутся такие учителя, раздайте им карточки с рекомендациями.

Карточки подскажут педагогам, как организовать свободное время, чтобы заниматься любимым делом – работать с детьми. Каждая карточка описывает одну из форм работы со школьниками в летнее время. Также учителя найдут в рекомендациях плюсы и минусы каждой формы работы с детьми и выберут то, что им подходит.

Энергичные и выносливые педагоги могут отправиться в детский лагерь активного отдыха в качестве вожатого или организовать поход. Так, учителя смогут взаимодействовать с детьми и совершенствовать свои профессиональные навыки по воспитательной работе. А возможность отправиться в путешествие поможет сменить обстановку, получить новые впечатления и отдохнуть перед началом нового учебного года. Для тех педагогов, которые хотят преподавать, подойдут занятия в сфере репетиторства, в кружках или детских учебных лагерях. Например, творческие учителя смогут реализовать нестандартные формы занятий и заданий в рамках преподавания в различных кружках.

Карточки с рекомендациями для педагогов

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.