ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2022года
Образовательная деятельность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация-2022: правила организации и нестандартные ситуации

Натали Кужель, главный редактор журнала,
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
В статье – как организовать промежуточную аттестацию, чтобы не нарушить требования законодательства. Узнаете, как провести контрольные мероприятия на дистанте, как выставить оценку школьнику, который находится на длительном лечении, и особенности процедуры в других нестандартных ситуациях, которые могут произойти в любой школе.

Главное в статье СкрытьПромежуточную аттестацию проводите в любых классах. Процедура обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому можете провести ее даже в первых классах, но не используйте при этом балльное оценивание. Выбирайте такие формы промежуточной аттестации, которые не предполагают выставления отметок – встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений.

Не вводите процедуры допуска к аттестации. Аттестация – это право и обязанность ученика. Ни формального, ни документального допуска к этой процедуре быть не должно. Не проводите педсовет по допуску к процедуре. Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – это не основание, чтобы не допускать ученика к аттестации.

Самостоятельно определяйте сроки, форму и порядок аттестации. Периодичность и порядок закрепите в локальном акте школы, например, положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год. Но можно проводить и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия. Оценочные материалы, формы аттестации и ее сроки закрепите в ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации укажите те, которые отразили в учебном плане, а сроки – которые отметили в календарных учебных графиках для всех ООП общего образования.

ВАЖНО

Оценочные материалы разрабатывают педагоги школы (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оценочные материалы включите в фонд оценочных средств

Утверждайте график аттестации и состав комиссии приказом. Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, но он облегчит вам работу. В нем удобно закреплять состав аттестационной комиссии, расписание консультаций и график промежуточной аттестации. График промежуточной аттестации оформите приложением к приказу. Так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Чтобы избежать дублирования работ по промежуточной аттестации, включите их в общешкольный график оценочных процедур. Например, вы можете запланировать промежуточную аттестацию в те же сроки, в которые будет проходить контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков и вы не перегрузите учеников.

Фиксируйте и оформляйте результаты согласно локальному акту. Результаты промежуточной аттестации фиксируйте, как установили в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Проще использовать пятибалльную оценочную шкалу, так как она позволяет единообразно фиксировать и обрабатывать результаты промежуточной аттестации, сводить их и включать в отчет о самообследовании. Другие оценочные шкалы обычно применяют, если школа использует результаты внешней оценки. А оформить результаты можно протоколом. Зафиксируйте все результаты в протоколе, в том числе и неудовлетворительные. Укажите в протоколе учеников, которые пропустили промежуточную аттестацию.

Предусмотрите порядок аттестации в нестандартных ситуациях. Закрепите такой порядок в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Например, опишите, как действовать, если нужно аттестовать ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. Далее смотрите 6 нестандартных ситуаций промежуточной аттестации, которые могут произойти в любой школе, и особенности процедуры в каждом из случаев.

Главное в статье СкрытьСитуация 1. Перешли на дистант

  Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе наша школа перешла на дистанционное обучение. Как провести промежуточную аттестацию на дистанте?

Локальные акты. Проводите промежуточную аттестацию в полном объеме как отдельную процедуру. Не нужно составлять отдельно положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Это нужно, чтобы проверяющие органы не вынесли предписание.

Формы аттестации сохранили. Вы можете оставить прежние формы промежуточной аттестации, если понимаете, что такие формы реально организовать на дистанте. Так, проводите промежуточную аттестацию в той форме, в которой и планировали, но с поправкой на дистанционное обучение. Например, если запланировали сочинение, то попросите учеников включить Zoom и всех писать работу в режиме реального времени. Если потребуется, то поручите педагогам-предметникам скорректировать материалы для промежуточной аттестации под дистанционный формат.

Формы аттестации изменили. Возможна ситуация, когда в локальном акте вы предусмотрели формы промежуточной аттестации, которые невозможно провести дистанционно, или понимаете, что формы, которые запланировали, слишком сложны для школьников на дистанте и не хотите перегрузить учеников контрольными процедурами. Тогда нужно внести изменения в ООП уровней образования в части учебного плана, чтобы поменять формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы выбрать тестирование. Напомните педагогам, что если они меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы.

Чтобы заменить формы промежуточной аттестации и оценочные материалы, нужно внести изменения в ООП уровня образования и утвердить их в том порядке, который установлен в вашей школе. Школа самостоятельно устанавливает формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Но когда вносите изменения в локальные акты, которые затрагивают права учеников и работников, а промежуточная аттестация – это право учеников, то вы должны учитывать мнение советов школьников, родителей и педагогов. Еще ваши изменения в локальных актах не должны ухудшать положение школьников или педагогов (ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ситуация 2. Зачислили экстерна

  К нам обратились родители ребенка, который проходит семейное образование. Они хотят пройти промежуточную аттестацию в нашей школе. Как организовать промежуточную аттестацию ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании?

Четыре документа. Чтобы провести аттестацию такого ребенка, вам понадобятся четыре документа: приказ о приеме для прохождения промежуточной аттестации, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, протокол и справка об обучении или об освоении части образовательной программы.

Заявление. Получите заявление о приеме экстерна на промежуточную аттестацию от родителей ребенка, который проходит семейное образование. Ребенок, который находится на самообразовании, может самостоятельно подать заявление, если достиг возраста 18 лет. Используйте форму заявления, которую утвердил учредитель, или разработайте свою. Проконтролируйте, чтобы в заявлении родители указали предметы, по которым ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Еще не забудьте получить согласие родителей на обработку персданных ребенка. Также учитывайте региональные нормативные акты, так как в них могут быть установлены дополнительные требования к пакету документов, которые родители подают вместе с заявлением. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами школа устанавливает самостоятельно в локальных нормативных актах.

Приказ. На основе заявления родителей директор должен издать приказ о зачислении ученика. С момента зачисления такой ребенок считается экстерном. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учеников по соответствующей образовательной программе (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08).

График. График проведения промежуточной аттестации экстерна установите самостоятельно. Промежуточную аттестацию экстернов проводите по всем учебным дисциплинам ООП соответствующего уровня образования. Укажите в графике формы и сроки проведения промежуточной аттестации.

Когда готовите график, запланируйте одно испытание по предмету в день. Не забудьте согласовать график аттестации с родителями экстерна (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). График промежуточной аттестации экстернов должен утвердить директор школы. Например, в приложении к приказу о приеме ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации. Ознакомьте с графиком проведения аттестации экстерна, а также его родителей под подпись.

Еще организуйте консультации для экстерна по предметам, по которым планируете проводить промежуточную аттестацию. С графиком консультации также ознакомьте экстерна и его родителей.

Комиссия. Промежуточную аттестацию экстерна может провести предметная комиссия. В ее состав включите не менее 3 человек. Персональный состав комиссии обсудите с председателями методических объединений или руководителями предметных кафедр школы. В каждую комиссию также включите секретаря, который будет фиксировать ход промежуточной аттестации в протоколе. Составы предметных комиссий должен утвердить приказом директор. Не забудьте ознакомить всех членов предметных комиссий с приказом под подпись.

Контрольные мероприятия. Промежуточную аттестацию экстернов предметные комиссии должны проводить по контрольно-измерительным материалам ООП соответствующего уровня общего образования, которые прошли экспертизу и утверждены приказом директора. Также объем знаний, который ребенок получил при обучении в форме семейного образования или самообразования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС соответствующего уровня общего образования.

Порядок проведения промежуточной аттестации экстернов регулируют региональные нормативные акты и локальные нормативные акты школы, например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Успешное прохождение аттестации. Результаты промежуточной аттестации экстернов по каждому предмету можете фиксировать в отдельных протоколах. Следите за тем, чтобы их подписывали все члены аттестационной комиссии. Также передавайте каждый протокол на утверждение директору. К протоколам прикладывайте письменные работы экстернов.

Можете завести для учета результатов промежуточной аттестации экстернов журнал. На федеральном уровне такая обязанность не закреплена. В журнале фиксируйте результаты аттестации каждого экстерна отдельно.

Если экстерн успешно прошел промежуточную аттестацию, выдайте ему справку об обучении или справку об освоении части образовательной программы (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Отметьте в справке результаты промежуточной аттестации экстерна. Форму справки установите самостоятельно или используйте форму, которую установили органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Неудовлетворительный результат. Если экстерн получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не присутствовал на аттестации без уважительных причин, то у него появляется академическая задолженность. Экстерн должен ликвидировать задолженность в сроки, которые вы установили в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

У экстерна есть две попытки, чтобы ликвидировать задолженность. Сделать это можно только в течение года с момента, когда он первый раз не прошел аттестацию. Обратите внимание, что в этот период нельзя включать время болезни ребенка (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если ребенок, который проходит обучение в форме семейного образования или самообразования, не ликвидирует задолженность в установленные сроки, то обучаться дальше в таком режиме он не может. Проинформируйте родителей, что ребенка необходимо зачислить в школу, чтобы он продолжил свое образование в ней (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Напомните родителям, что они имеют право зачислить ребенка в любую школу, а не только в ту, где он раньше проходил промежуточную аттестацию.

Если родители ребенка не создали условия, чтобы он ликвидировал задолженность, и не хотят отдавать его в школу, то они не выполняют свои обязанности (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ст. 63 Семейного кодекса). Сообщите об этом в орган опеки и попечительства.

Ситуация 3. Появились надомники и школьники на длительном лечении

  В школе есть ученик, который получает образование на дому. Такой ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья и нуждается в длительном лечении в стационаре. Как провести промежуточную аттестацию школьника, который учится на дому или находится на длительном лечении?

Договор. Если ваша школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением для обучения детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В таком случае с ребенком работают разные специалисты: лечащий врач и другие медицинские работники, которые занимаются лечением ученика; учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, педагоги-психологи, тьюторы; социальные работники, ассистенты, социальные педагоги, педагоги-организаторы.

Локальные акты. Дети, которые обучаются на дому, школьники с ОВЗ или с инвалидностью могут проходить обучение по ИУП. Промежуточную аттестацию проводите для таких детей в формах, которые самостоятельно определили учебным планом и положением о промежуточной аттестации.

Внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые касаются аттестации надомников. Например, какие формы можно использовать для промежуточной аттестации таких учеников. Или как проводить аттестацию: дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому.

Формы аттестации. Учтите особенности аттестации школьников, которые учатся на дому. Промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации надомника следует указать в индивидуальном учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.

Если ИУП ученика предусматривает самостоятельное изучение какого-либо предмета, для промежуточной аттестации можно использовать разные формы: проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу и др. Объем и требования к работе определяет педагог-предметник. Он основывается на рабочей программе и утверждает формы промежуточной аттестации на заседании методобъединения. Формы промежуточной аттестации и сроки ее проведения зафиксируйте в плане-графике. С ним нужно будет ознакомить родителей и ученика под подпись.

Итоги. Результаты промежуточной аттестации учеников-надомников педагог фиксирует в журнале. В нем же нужно отразить решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке.

Если ученик не освоил учебную программу в полном объеме, как правило, он не остается на повторное обучение. Предоставьте школьнику право на ликвидацию задолженности. Если он дважды не сможет ее ликвидировать, предложите родителю выбрать один из вариантов обучения: повторное, по ИУП, по АООП. Помните, что школа не имеет права применять дисциплинарные взыскания к ученикам во время их болезни.

Если надомник временно обучался в образовательном подразделении медицинской организации, то чтобы вы смогли зачесть его образовательные результаты, ученик должен представить справку об обучении, которую выдала организация, проводившая обучение. Зачет результатов проводите по учебным предметам, которые указаны в справке об обучении. При этом ориентируйтесь на ваш локальный акт – положение о зачете результатов учеников. В этом документе вы должны регламентировать порядок зачета результатов освоения предметов, курсов, дисциплин и составить его с учетом Порядка зачета, который установили министерства (приказ Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, № 369).

Ситуация 4. Особые формы для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов

  Школьник получил статус ребенка с ОВЗ. Его родители спрашивают, будут ли у ребенка особые формы проведения промежуточной аттестации. Как школе закрепить организацию промежуточной аттестации учеников с ОВЗ и детей-инвалидов в отдельных формах?

Формы аттестации. Школьник с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Если вы предусматриваете отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в локальном акте о формах и порядке промежуточной аттестации. Учтите, что система оценки результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Еще особенности проведения промежуточной аттестации можете установить в адаптированной образовательной программе, которую самостоятельно готовите и утверждаете.

Ситуация 5. Аттестация особых групп детей

  В школу зачислили нового ученика, который приехал из другой страны. В предыдущей школе обучение проводилось на иностранном языке, поэтому ребенок плохо говорит по-русски и плохо понимает русскую речь. Может ли школа для особых групп школьников установить особенности организации и иные формы промежуточной аттестации?

Нестандартные случаи. В рамках промежуточной аттестации могут возникать вопросы, как быть с аттестацией особых групп детей. Например, часто болеющие дети, школьники из малообеспеченных или многодетных семей, дети-иностранцы, ученики, которые находятся в социально опасном положении. Таким детям может понадобиться больше времени на выполнение задания, чем остальным детям.

Школьники, которых можно отнести к особой группе, нуждаются в дополнительных возможностях, чтобы комфортнее пройти процедуру промежуточной аттестации. Например, если ребенок относится к категории часто болеющих детей, то для него сделать возможным пройти аттестацию дистанционно. Для учеников, для которых русский язык не является родным, ввести дополнительную консультативную помощь педагога на промежуточной аттестации. Например, по более подробному разъяснению задания, ведь такой ребенок мог не до конца понять, что именно от него требуется сделать. Для малообеспеченных и многодетных семей установить особенности промежуточной аттестации на дистанте. Ведь не всегда дети из таких семей имеют возможность удаленно пройти контрольные мероприятия.

Локальный акт. Школа может формально закрепить все вопросы промежуточной аттестации особенных групп школьников в локальном акте. Продумайте возможные ситуации, когда ребенок в силу объективных причин не может пройти промежуточную аттестацию в той форме, в которой проходят все остальные дети. Уточните в положении о промежуточной аттестации, как особенные дети пройдут процедуру. Например, «промежуточная аттестация осуществляется в форме письменной работы. Детям, которые находятся в социально опасном положении, срок выполнения письменной работы продлевается в 1,5 раза либо предоставляется возможность разбить выполнение задания на части и закончить в течение двух дней».

Ситуация 6. Аттестация «автоматом»

  Ученик выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Учитель хочет автоматически выставить отметку за промежуточную аттестацию по литературе такому школьнику. Может ли школа освободить от промежуточной аттестации ученика?

Учет достижений школьников. Если вы хотите дать возможность получить отметку за промежуточную аттестацию автоматически, предусмотрите в учебном плане форму проведения промежуточной аттестации «учет достижений обучающихся». Освобождать учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП.

Определите категории учеников, к которым будете применять форму «учет достижений обучающихся», и составьте перечень засчитываемых достижений. Например, учитывайте в качестве промежуточной аттестации оценки за диагностические работы, результаты олимпиад или конкурсов. Такую промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета. Вы сможете зачесть индивидуальные достижения ученика в качестве промежуточной аттестации, только если такую форму прописали в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2022года
Образовательная деятельность
Микрообучение на 7 минут

Практикум для замдиректора: как организовать промежуточную аттестацию в 2021/22 учебном году

Перед вами три практических урока, которые помогут провести промежуточную аттестацию по всем требованиям законодательства. В первом уроке потренируетесь перед разговором с директором об организации процедуры. Во втором – разберетесь, какие формы выбрать для контрольных мероприятий. В третьем – рассмотрите документы, которые понадобятся для проведения промежуточной аттестации. В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Когда вы успешно справитесь с тестом, получите сертификат о прохождении программы. Желаем успехов!

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

4
Апрель 2022года
Образовательная деятельность
Работа с документами

ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Круп­ской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – чек-листы, которые помогут проверить, учитывают ли ваши проекты новых ООП начального и основного общего образования требования ФГОС-2021. Для каждого раздела программ найдете свой чек-лист. По чек-листам поэтапно проверите ООП и оперативно внесете правки, если обнаружите недочеты.

Доступна аудиоверсия статьи

Главное в статье СкрытьДля вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение 

По готовым чек-листам проверьте проекты ООП НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021. В чек-листы вынесли контрольные точки, чтобы быстро оценить, все ли новые требования стандартов учли в новых программах.

Главное в статье СкрытьЧек-лист 1. Целевой раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Важно

По новым ФГОС личностные результаты группируйте по направлениям воспитания, а метапредметные – по видам УУД

Структура пояснительной записки. Пояснительные записки к ООП НОО и ООО теперь должны содержать три элемента: цели реализации программы, принципы формирования и механизмы реализации программы, общую характеристику программы. В пояснительной записке больше не нужно описывать общие подходы к организации внеурочной деятельности, как это требовали старые ФГОС.

Цели реализации ООП. Проверьте, чтобы цели были конкретизированы по требованиям ФГОС к результатам освоения программы. Задачи в новых ФГОС не упоминают, поэтому их можно не расписывать.

Используйте цели из примерных ООП по новым ФГОС. Если их еще нет, можете конкретизировать цели так: в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы.

Принципы формирования и механизмы реализации. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП. В новых программах проверьте, что переформулировали принципы под новые ФГОС.

Новая часть в пояснительной записке – механизмы реализации программы. Проконтролируйте, что описали, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов.

Также в этом блоке разработчики новых ФГОС сделали акцент на индивидуальные учебные планы. Это один из механизмов реализации программы, который обязательно нужно описать в пояснительной записке.

Общая характеристика. В этой части пояснительной записки должны быть прописаны общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Проверьте, что указали структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Также перечислите образовательные технологии, которые используются в школе.

Важно

Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО по ФГОС-2021:
цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы

Общие сведения о планируемых результатах. Напишите, что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу. Проконтролируйте, что описали структуру и принципы организации.

Планируемые результаты. Подробно опишите результаты освоения программы по блокам: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты должны быть сгруппированы по направлениям воспитания; метапредметные – по видам универсальных учебных действий. Предметные результаты нужно конкретизировать по предметным областям и учебным предметам.

Проконтролируйте, что в формулировках планируемых результатов обеспечили связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов также должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.

Система оценки по новым ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать планируемые результаты освоения ООП, которые вы описали в программе.

Расширьте перечень методов и форм обучения в ООП ООО, которые планируете использовать, чтобы оценить результаты учеников. Проверьте, что добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе и формируемые с использованием цифровых технологий.

Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Но отслеживать формирование личностных результатов нужно, хоть и без оценивания, например, с помощью мониторинга. Поэтому проверьте, что прописали, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты.

Главное в статье СкрытьЧек-лист 2. Содержательный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС. Убедитесь, что рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности сформированы с учетом рабочей программы воспитания. Проверьте, чтобы в тематическом планировании были указаны электронные образовательные ресурсы по каждой теме.

Важно

Границы аудиторной нагрузки по новым ФГОС на уровне НОО:
минимум за 4 года – 2954 часа;
максимум за 4 года – 3190 часов

Структура рабочих программ. Проверьте, чтобы рабочие программы соответствовали требованиям к структуре. В рабочих программах по требованиям ФГОС-2021 должны быть три раздела: содержание учебного предмета, курса, модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля; тематическое планирование, в котором прописано количество академических часов на освоение каждой темы и возможность использовать по этой теме электронные или цифровые образовательные ресурсы.

Проконтролируйте также, чтобы в тематических планированиях рабочих программ курсов внеурочной деятельности прописали формы проведения занятий.

Программа формирования УУД. Проверьте, что в тексте ООП правильно назвали программу: теперь это должна быть программа формирования универсальных учебных действий, а не развития. На уровне ООО проконтролируйте, что зафиксировали в программе формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Убедитесь, что сократили содержание программы за счет описания взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. Проверьте, что описали особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обратите внимание, что в описании должен использоваться деятельностный подход.

  • Какие разделы должны быть в рабочей программе воспитания по ФГОС-2021?

    • анализ воспитательного процесса в Организации;
    • цель и задачи воспитания обучающихся;
    • виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
    • система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Рабочие программы воспитания. Проверьте, что сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Это принципиальный момент в новой ООП НОО.

Обратите внимание, что модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Проверьте, какие используете названия разделов программы. Убедитесь, что в программу включили и урочную, и внеурочную деятельность. Так вы обеспечите создание целостной образовательной среды, как требуют ФГОС-2021.

Главное в статье СкрытьЧек-лист 3. Организационный раздел

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Учебный план. В новых ФГОС изменились границы аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО. Проконтролируйте, что учли эти изменения.

Убедитесь, что в предметных областях выделены не только учебные предметы, но и учебные курсы, учебные модули из обязательного перечня. Проверьте, что выстроили структуру предметных областей по новым требованиям. Памятки с набором предметов, курсов и модулей в предметных областях для ООП НОО и ООО скачайте ниже.

Памятки для замдиректора

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору

Проверьте, что включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ, описали подходы к включению и исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей таких детей.

Важно

Элементы календарного учебного графика по ФГОС-2021:
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации

План внеурочной деятельности. Проверьте, чтобы объем внеурочной деятельности соответствовал новым нормам для НОО. Теперь это максимум 1320 часов за 4 года вместо прежних 1350.

Посмотрите, как обеспечиваете вариативность содержания внеурочной деятельности – состава, структуры, форм. Это должно происходить не только за счет учета интересов детей, но и учета их потребностей, а также запросов родителей. Помните, что новые ФГОС не содержат прямого указания, что форма реализации внеурочной деятельности должна отличаться от урочной, а для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций.

Календарные учебные графики. Проверьте, как оформили КУГ. В них теперь не нужно указывать продолжительность четвертей или триместров. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

Календарный план воспитательной работы. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа и в которых школа принимает участие. Проверьте также, что включили в план обязательные образовательные события из Всероссийского календаря.

Жестких требований к форме календарного плана воспитательной работы нет. Но обязательно нужно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности; классов или групп школьников – участников этих мероприятий; сроков проведения и подготовки; ответственных лиц.

Важно

По ФГОС-2021 требования к условиям реализации программы включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям

Характеристика условий реализации ООП. Новые ФГОС уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам. Поэтому порядок и содержание описания условий изменились.

Проверьте, что в блоке «Общесистемные требования» подробно и точно описали условия, которые обеспечивают возможности формирования функциональной грамотности учеников, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Обратите внимание, в какой степени созданы, описаны и соответствуют ФГОС и процессу цифровизации условия информационно-образовательной среды.

Убедитесь, что требования к материально-техническому обеспечению учитывают условия реализации адаптированной программы. Добавьте описание требований к кабинетам по предметным областям.

Проконтролируйте, чтобы учебно-методические условия включали характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все эти условия должны помогать обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы ООО, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий особое внимание уделите профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям отражайте с учетом квалификационных требований Профстандарта. Ключевое требование к описанию финансовых условий – формулировки о соблюдении в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования; возможность реализации всех требований и условий, которые предусматривает ФГОС

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК