
ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие

Доступна аудиоверсия статьи
Главное в статье СкрытьДля вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
По готовым чек-листам проверьте проекты ООП НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021. В чек-листы вынесли контрольные точки, чтобы быстро оценить, все ли новые требования стандартов учли в новых программах.
Главное в статье СкрытьЧек-лист 1. Целевой раздел
Инструкция
Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Важно
По новым ФГОС личностные результаты группируйте по направлениям воспитания, а метапредметные – по видам УУД
Структура пояснительной записки. Пояснительные записки к ООП НОО и ООО теперь должны содержать три элемента: цели реализации программы, принципы формирования и механизмы реализации программы, общую характеристику программы. В пояснительной записке больше не нужно описывать общие подходы к организации внеурочной деятельности, как это требовали старые ФГОС.
Цели реализации ООП. Проверьте, чтобы цели были конкретизированы по требованиям ФГОС к результатам освоения программы. Задачи в новых ФГОС не упоминают, поэтому их можно не расписывать.
Используйте цели из примерных ООП по новым ФГОС. Если их еще нет, можете конкретизировать цели так: в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы.
Принципы формирования и механизмы реализации. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП. В новых программах проверьте, что переформулировали принципы под новые ФГОС.
Новая часть в пояснительной записке – механизмы реализации программы. Проконтролируйте, что описали, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов.
Также в этом блоке разработчики новых ФГОС сделали акцент на индивидуальные учебные планы. Это один из механизмов реализации программы, который обязательно нужно описать в пояснительной записке.
Общая характеристика. В этой части пояснительной записки должны быть прописаны общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Проверьте, что указали структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Также перечислите образовательные технологии, которые используются в школе.

Важно
Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО по ФГОС-2021:цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы
Общие сведения о планируемых результатах. Напишите, что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу. Проконтролируйте, что описали структуру и принципы организации.
Планируемые результаты. Подробно опишите результаты освоения программы по блокам: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты должны быть сгруппированы по направлениям воспитания; метапредметные – по видам универсальных учебных действий. Предметные результаты нужно конкретизировать по предметным областям и учебным предметам.
Проконтролируйте, что в формулировках планируемых результатов обеспечили связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов также должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.
Система оценки по новым ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать планируемые результаты освоения ООП, которые вы описали в программе.
Расширьте перечень методов и форм обучения в ООП ООО, которые планируете использовать, чтобы оценить результаты учеников. Проверьте, что добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе и формируемые с использованием цифровых технологий.
Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Но отслеживать формирование личностных результатов нужно, хоть и без оценивания, например, с помощью мониторинга. Поэтому проверьте, что прописали, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты.
Главное в статье СкрытьЧек-лист 2. Содержательный раздел
Инструкция
Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС. Убедитесь, что рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности сформированы с учетом рабочей программы воспитания. Проверьте, чтобы в тематическом планировании были указаны электронные образовательные ресурсы по каждой теме.

Важно
Границы аудиторной нагрузки по новым ФГОС на уровне НОО:минимум за 4 года – 2954 часа;
максимум за 4 года – 3190 часов
Структура рабочих программ. Проверьте, чтобы рабочие программы соответствовали требованиям к структуре. В рабочих программах по требованиям ФГОС-2021 должны быть три раздела: содержание учебного предмета, курса, модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля; тематическое планирование, в котором прописано количество академических часов на освоение каждой темы и возможность использовать по этой теме электронные или цифровые образовательные ресурсы.
Проконтролируйте также, чтобы в тематических планированиях рабочих программ курсов внеурочной деятельности прописали формы проведения занятий.
Программа формирования УУД. Проверьте, что в тексте ООП правильно назвали программу: теперь это должна быть программа формирования универсальных учебных действий, а не развития. На уровне ООО проконтролируйте, что зафиксировали в программе формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Убедитесь, что сократили содержание программы за счет описания взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. Проверьте, что описали особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обратите внимание, что в описании должен использоваться деятельностный подход.
-
Какие разделы должны быть в рабочей программе воспитания по ФГОС-2021?
- анализ воспитательного процесса в Организации;
- цель и задачи воспитания обучающихся;
- виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
- система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Рабочие программы воспитания. Проверьте, что сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Это принципиальный момент в новой ООП НОО.
Обратите внимание, что модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Проверьте, какие используете названия разделов программы. Убедитесь, что в программу включили и урочную, и внеурочную деятельность. Так вы обеспечите создание целостной образовательной среды, как требуют ФГОС-2021.
Главное в статье СкрытьЧек-лист 3. Организационный раздел
Инструкция
Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Учебный план. В новых ФГОС изменились границы аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО. Проконтролируйте, что учли эти изменения.
Убедитесь, что в предметных областях выделены не только учебные предметы, но и учебные курсы, учебные модули из обязательного перечня. Проверьте, что выстроили структуру предметных областей по новым требованиям. Памятки с набором предметов, курсов и модулей в предметных областях для ООП НОО и ООО скачайте ниже.
Памятки для замдиректора
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору
Проверьте, что включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ, описали подходы к включению и исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей таких детей.

Важно
Элементы календарного учебного графика по ФГОС-2021:даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации
План внеурочной деятельности. Проверьте, чтобы объем внеурочной деятельности соответствовал новым нормам для НОО. Теперь это максимум 1320 часов за 4 года вместо прежних 1350.
Посмотрите, как обеспечиваете вариативность содержания внеурочной деятельности – состава, структуры, форм. Это должно происходить не только за счет учета интересов детей, но и учета их потребностей, а также запросов родителей. Помните, что новые ФГОС не содержат прямого указания, что форма реализации внеурочной деятельности должна отличаться от урочной, а для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций.
Календарные учебные графики. Проверьте, как оформили КУГ. В них теперь не нужно указывать продолжительность четвертей или триместров. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.
Календарный план воспитательной работы. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа и в которых школа принимает участие. Проверьте также, что включили в план обязательные образовательные события из Всероссийского календаря.
Жестких требований к форме календарного плана воспитательной работы нет. Но обязательно нужно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности; классов или групп школьников – участников этих мероприятий; сроков проведения и подготовки; ответственных лиц.

Важно
По ФГОС-2021 требования к условиям реализации программы включают:общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям
Характеристика условий реализации ООП. Новые ФГОС уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам. Поэтому порядок и содержание описания условий изменились.
Проверьте, что в блоке «Общесистемные требования» подробно и точно описали условия, которые обеспечивают возможности формирования функциональной грамотности учеников, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Обратите внимание, в какой степени созданы, описаны и соответствуют ФГОС и процессу цифровизации условия информационно-образовательной среды.
Убедитесь, что требования к материально-техническому обеспечению учитывают условия реализации адаптированной программы. Добавьте описание требований к кабинетам по предметным областям.
Проконтролируйте, чтобы учебно-методические условия включали характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все эти условия должны помогать обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы ООО, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
В описании психолого-педагогических условий особое внимание уделите профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям отражайте с учетом квалификационных требований Профстандарта. Ключевое требование к описанию финансовых условий – формулировки о соблюдении в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования; возможность реализации всех требований и условий, которые предусматривает ФГОС
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Особенности приема детей в первый класс в 2022 году. Практикум для замдиректора
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как проконтролировать подготовку к ГИА-2022 в IV четверти. Пять контрольных точек
Когда планируете контроль подготовки, опирайтесь на изменения текущего года. Оцените, как организовали информационно-консультативное сопровождение, работу с выпускниками группы риска. Посетите уроки, проверьте организацию пробных работ. Еще оцените результативность проведения консультаций.
Контрольная точка 1. Скорректируйте план контроля подготовки
Проанализируйте школьный план контроля подготовки к экзаменам. Оцените, все ли запланированные мероприятия вы провели. Если выбиваетесь из намеченного графика, скорректируйте документ. Например, внесите в план проведение пробных работ, которые отменили из-за дистанта. Воспользуйтесь готовым образцом плана контроля подготовки до конца года.
Образец плана
Контрольная точка 2. Проверьте, как организовано информационно-консультативное сопровождение
Проверьте, что педагоги информируют выпускников о том, как пройдет ГИА и как вести себя на экзаменах. Сообщают о порталах для подготовки к экзаменам, консультируют учеников и родителей. Также проконтролируйте, как педагог-психолог оказывает психологическую поддержку перед ГИА.
Правила поведения во время экзамена. Проверьте, как педагоги объясняют выпускникам правила поведения во время экзамена. Убедитесь, что выпускники знают и понимают правила, например, четко ориентируются, за что удаляют с экзамена.
Опросите выпускников, знают ли они, что произойдет, если ученик не придет на экзамен. Выпускник вправе не явиться на экзамен по состоянию здоровья или другой объективной причине. Объясните школьникам, что причину неявки на экзамен они должны подтверждать документально. Иначе пересдать экзамен в текущем учебном году в резервные сроки они не смогут.
Информационные порталы для подготовки. Проинформируйте выпускников о телефонах горячей линии по вопросам ГИА, которые организуют в каждом регионе. Расскажите выпускникам об онлайн-ресурсах, которые помогут подготовиться к экзаменам. Описание основных ресурсов смотрите в таблице.
Таблица. Онлайн-ресурсы для школьников, чтобы подготовиться к экзаменам
Консультативно-правовая поддержка. Поручите классным руководителям провести с выпускниками цикл бесед о правах выпускников. Если в школе учатся выпускники с ОВЗ, они вправе проходить ГИА в форме ГВЭ. Во время экзамена участники ГИА имеют право на тишину, соблюдение питьевого режима и другие. После экзамена – право своевременно узнать результаты экзамена, подать апелляцию, если не соглашаются с выставленными баллами.
Проверьте, как классный руководитель рассказал выпускникам об обязанностях участников ГИА из Порядков ГИА-9 и ГИА-11. Также предложите классным руководителям использовать для выпускников памятки с советами, которые помогут сдать экзамены.
Психологическая поддержка. Проверьте, как педагог-психолог проводит групповую и индивидуальную работу со школьниками. Для этого специалист обычно составляет план психолого-педагогического сопровождения выпускников, чтобы организовать работу вместе с классными руководителями. Запросите план у педагога-психолога, чтобы проконтролировать, какие мероприятия уже проведены, скорректировать документ при необходимости. Воспользуйтесь готовым образцом плана психолого-педагогического сопровождения до конца года.
Готовый план
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Информационные стенды и сайт школы. Разместите стенды там, где они будут регулярно доступны для родителей и выпускников. Обычно их размещают на первом этаже или при входе в школу. Регулярно размещайте информацию о ГИА на стендах. Проконтролируйте, что технический специалист вовремя размещает актуальную информацию о государственных экзаменах на сайте школы. Разместите плакат с информацией о ГИА-2022 на стендах и сайте.
Информационный плакат «ГИА-2022»
Инструкция
Кликните на картинку, чтобы увидеть плакат в полном размере
Тематические собрания с родителями, дни открытых дверей. Подготовьте информационные материалы для родителей. Со всей информацией знакомьте их под подпись (п. 34 Порядка ГИА-9, п. 42 Порядка ГИА-11). Расскажите на мероприятиях обо всех аспектах ГИА. В примере смотрите темы родительских собраний, которые обеспечат информационную подготовку.
ПРИМЕР. Темы родительских собраний
2. Права и обязанности участников ГИА.
3. Порядок подачи и рассмотрения апелляций.
Если родители выпускника не пришли на собрание, поручите классному руководителю передать им информационные материалы, уведомления. Проконтролируйте, чтобы они подтвердили подписью, что ознакомлены с материалами.
В условиях запрета на массовые мероприятия собрания проводите онлайн. В этом случае необходимо подтвердить, что родители посетили собрание, поняли и приняли информацию, которую вы транслировали на собрании, помогут электронные письма-подтверждения. Попросите родителей после собрания направить короткие электронные письма. Например, на электронный адрес школы. Пример такого письма смотрите ниже.
ПРИМЕР. Письмо-подтверждение о посещении родительского собрания
Контрольная точка 3. Оцените работу с выпускниками группы риска
По результатам стартовых диагностических работ к концу года классные руководители и педагоги-предметники уже выявили выпускников группы риска. В нее входят низкомотивированные выпускники и те, кто рискует не преодолеть минимального порога на экзаменах.
В работу с учениками группы риска педагоги должны включить методические рекомендации, которые подготовил ФИПИ. Проверьте, как организована эта работа. Текст рекомендаций скачайте на сайте fipi.ru.
Результаты контроля работы с выпускниками группы риска обобщите в справке. Пропишите в справке выводы по итогам контроля и рекомендации педагогам. Проверьте, что педагоги скорректировали подготовку в соответствии с рекомендациями и восполняют дефициты.
По результатам контроля также оцените, эффективно ли реализуют педагоги план подготовки учеников группы риска к государственной итоговой аттестации. Возьмите готовый образец плана и посмотрите, какие мероприятия нужно реализовать до конца года.
Готовый план
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Контрольная точка 4. Посетите уроки в выпускных классах
Посетите уроки по предметам, которые выпускники сдают в форме ГИА. Оцените, как педагоги выстраивают уроки. Разбирают ли они задания демоверсий КИМ и типичные ошибки прошлых лет. Еще проконтролируйте, как педагоги организовали дифференцированное обучение. Например, как педагоги готовят низко- и высокомотивированных выпускников.
На урок возьмите с собой часть 2 кодификатора КИМ. Перед занятием попросите педагога назвать тему урока и отметить в кодификаторе, какие предметные навыки он отработает по теме. Также используйте карту оценки урока, в которой отметьте его составляющие, дайте рекомендации для педагога и сделайте выводы.
Карта оценки урока
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Контрольная точка 5. Проконтролируйте, как проходят пробные работы и консультации
В апреле у вас уже есть результаты итоговых сочинения и собеседования, тренировочных работ, а также списки предметов по выбору. С опорой на эти данные оцените, по каким предметам выпускникам нужны дополнительные консультации и когда провести тренировочные работы по моделям ГИА.
Дополнительные консультации по ГИА. Пересмотрите график консультаций. Если школа работает в дистанционном формате из-за эпидемиологической ситуации, консультации проводите в форме онлайн-конференций. Включите в график дополнительные консультации по предметам, которые определили для сдачи по выбору выпускники. Еще дополнительные консультации понадобятся по предметам, по которым оказались низкими результаты промежуточного контроля и пробных работ.
График консультаций приказом утверждает директор. Образец приказа об организации консультаций перед ГИА смотрите ниже.
Образец приказа об организации консультаций перед ГИА
Инструкция
1. Заполнить – кликните, чтобы раскрыть приказ полностью и начать работу над ним
2. Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать.
3. Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с документом.
Если сервис не загрузился, обновите страницу
Пробные работы в формате ГИА. Проверьте, как педагоги проводят диагностические работы по разным предметам в 9-х и 11‑х классах. Пробные экзамены организуйте по тем предметам, которые выпускники собираются сдавать на ГИА. Это поможет выявить учеников группы риска и отследить динамику результатов.
Предупредите выпускников и их родителей о пробных работах в формате ГИА заранее. Запланируйте участие в пробных экзаменах нескольких учителей, которые будут контролировать, чтобы школьники не списывали. До начала экзамена проведите инструктаж по заполнению бланков. Такие работы можно проводить на уроках по предмету и не менять расписание.
На последней пробной работе организуйте условия, максимально приближенные к реальному экзамену. Для этого определите организаторов в аудитории из педагогов, которые не ведут уроки в выпускных классах. В таком случае в расписание уроков в этот день придется внести изменения.
По результатам пробных работ в форме ГИА подготовьте справку. Чтобы уменьшить количество документов, в одной справке проанализируйте все пробные экзамены в 9-х, 11-х классах.
Информируйте родителей о результатах пробных работ. Так они совместно с классным руководителем примут меры, чтобы улучшить результаты учеников на реальных экзаменах.

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
Как провести пробные работы в формате ГИА для отсутствующих
по уважительной причине
This is a modal window.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
