ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2022года
Профессиональные компетенции
Советы психолога

Как отвлечь детей от гаджетов. Четыре рекомендации психолога

Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
В статье – четыре рекомендации для родителей, которые помогут отвлечь детей от гаджетов. Советы практикующего психолога позволят родителям уменьшить тревожность, когда школьники проводят много времени в виртуальной реальности, а также переключить детей на другие занятия. Еще есть памятка, чтобы помочь ребенку проводить меньше времени в гаджетах.

Доступна аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение 

Родителям удобно, когда дети играют с гаджетами. Школьники спокойны и увлечены, а родители в этот момент могут заняться своими делами. Но через некоторое время взрослые замечают, что дети все больше времени проводят в виртуальной реальности. Тогда у родителей появляется тревожность. Они беспокоятся, что у ребенка может появиться зависимость от гаджетов. В таком случае родители могут прийти в школу и обратиться за советом к педагогам.

Объясните родителям, что есть ситуации, которые должны вызывать беспокойство, когда ребенок проводит много времени в виртуальной реальности. Например, если школьник все время находится в гаджетах. Причем такой ребенок часто не имеет увлечений, отказывается общаться со сверстниками в реальной жизни, не хочет ходить в школу и даже забывает о необходимых вещах – еде или сне. Если к вам пришел родитель с такой проблемой, то порекомендуйте ему обратиться за помощью к специалистам. Например, школьному педагогу-психологу.

Если ребенок проводит свободное время в гаджетах, но при этом учится, общается со сверстниками, посещает кружки или секции, помогает в домашних делах, то успокойте родителей. Ведь виртуальная реальность постепенно становится частью нашей жизни. И такая ситуация не должна вызывать сильное беспокойство у родителей.

Чтобы помочь родителям снизить тревогу за ребенка, который проводит много времени в виртуальной реальности, используйте рекомендации практикующего психолога. Посмотрите в статье четыре рекомендации. Они помогут снять обеспокоенность взрослых и разнообразить досуг ребенка. Еще предложите классным руководителям озвучить эти рекомендации на родительском собрании, а в конце мероприятия раздать родителям памятку. Возьмите готовую памятку.

Подарите ребенку новые впечатления

Родителей устраивает, когда все дни проходят по одному сценарию: ребенок гуляет в одних и тех же местах, занимается одними и теми же делами. Причиной недостатка новизны могут быть кружки и занятия, которые не соответствуют интересам или возрасту школьника.

Когда дома отсутствуют книги или родители не читают и не обсуждают их с детьми, ребенок не стремится проводить свободное время за чтением. Ему это неинтересно. Иногда книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту ребенка, что также приводит к потере интереса к чтению.

К игровой зависимости может привести и чрезмерная забота родителей. При первой неудаче школьника, они делают все за него. Родители не дают ребенку пробовать, рисковать и ошибаться. Ученик не сталкивается с трудностями и не пробует новое.

К игровой зависимости может привести и чрезмерная забота родителей

Что порекомендовать родителям. Посоветуйте родителям разнообразить повседневную жизнь ребенка. Предложите придумать различные занятия дома и на улице. Например, можно обсудить или изготовить что-то новое, заняться творчеством. У школьника должна быть возможность контактировать с разными людьми: ровесниками и взрослыми.

Следует увеличить количество новых событий в жизни ребенка. Если у родителей есть материальные возможности и складывается благоприятная эпидемиологическая ситуация, предложите отправиться в путешествие или дом отдыха. Также можно посетить пробные занятия в студиях и кружках. Если школьнику понравится, он захочет посещать их на постоянной основе.

Если материальные возможности родителей ограничены, посоветуйте посещать бесплатные мастер-классы или пешеходные экскурсии. Еще можно предложить школьнику поучаствовать в бесплатных психологических занятиях.

Пусть родители попросят ребенка помочь приготовить обед или помочь в ремонте какой-нибудь техники. Можно устроить пикник, сходить на рыбалку или за грибами. Порекомендуйте предоставить школьнику возможность заниматься чем-то самостоятельно. Например, пусть не следит за порядком во время творческих занятий и пробует новое.

Разговаривайте с ребенком и разрешайте ему общаться с ровесниками

Если родители взаимодействуют с ребенком только в бытовых ситуациях, то ему может не хватать общения с ними. Родители не разговаривают содержательно и не отвечают на вопросы. Например, когда вместо ответов школьник получает высказывания, такие как «так надо», «потому что», «отстань» или «иди к папе с этим вопросом».

Дефицит общения возникает и в ситуации, когда родители не проводят время с ребенком, часто отвлекаются и уходят. Когда школьник вынужден следить за младшим братом или сестрой и выполнять родительские бытовые обязанности, у него появляется недостаток общения со сверстниками.

Иногда родители оценивают увлечения и занятия своего ребенка как странные, глупые и бесполезные. Вместо этого они перегружают его развивающими и учебными занятиями. У ребенка не хватает времени на деятельность, которая ему нравится.

Что порекомендовать родителям. Электронные игры в какой- то степени диалогичны, поэтому они привлекают детей, которые испытывают одиночество. Посоветуйте родителям больше разговаривать со своим ребенком. Не нужно проявлять негатив по отношению к нему: ругать, поучать и уговаривать.

Родителям в разговоре не следует фокусироваться на обязанностях ребенка или домашних правилах. Лучше говорить о жизни и других людях. Общаться не с целью чему-то научить или от чего-то предостеречь.

Нужно больше взаимодействовать с ребенком, спрашивать о чем-то или советоваться. Порекомендуйте родителям выслушать своего ребенка до конца, реагировать не на форму, а на содержание слов. Следует расширить количество тем для диалога, а членам семьи больше времени проводить вместе.

Пусть родители поддержат желание школьника общаться со сверстниками. Для этого нужно расспросить об одноклассниках и друзьях, о хороших и плохих отношениях в окружении ребенка. Главная задача – воздержаться от прогнозов, которые напугают школьника или обесценят ровесника в его глазах. Например, «Никто с тобой общаться не будет!» или «Они все ужасные!». Чтобы ребенок расширил круг общения, нужно разрешить ему посещать места, где собираются его сверстники.

СПРАВКА

ВОЗ признала зависимость от видеоигр заболеванием и включила его в новое издание Международной классификации болезней. Документ вступил в силу с 1 января 2022 года

Установите эмоциональный контакт с ребенком

Ребенок с зависимостью – всегда тот, кто в глазах родителя не очень хорош. Ему кажется, что его видят неудачником, которого нужно переделывать и контролировать. Ведь родители считают, что хороший ребенок – это послушный ребенок. Они требуют, чтобы школьник не мешал, занимался чем-то самостоятельно и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру от родительского разочарования и несчастливости повседневного мира.

Что порекомендовать родителям. Посоветуйте родителям проявлять больше внимания и интереса к школьнику. Не нужно критиковать или оценивать его. Лучше спросить, что ребенок чувствует, почему выбрал то или иное занятие. Родителям следует избегать вопросов, которые доказывают их правоту. Например: «Опять отвлекаешься?», «Ты что, еще не сделал?!».

Предложите родителям помочь школьнику чувствовать себя успешным. Для этого нужно одобрять и поддерживать ребенка, но не преувеличивать его достижения. Также следует выражать радость от общения и проявлять интерес к его делам. Родителям следует выражать эмоции по отношению к ребенку: проявлять любопытство или выражать сочувствие.

Зачастую для школьника игра – единственный способ выразить негативные эмоции, который разрешают родители. Не нужно запрещать ему злиться. Лучше научить выражать агрессию способами, которые приемлемы.

Договоритесь с ребенком о границах и правилах

Ребенок не понимает, можно или нельзя играть с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся.

В семье могут разрешать школьнику играть в качестве поощрения и запрещать, если он нарушает правила. Также, когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в ответ на его негативные эмоции. Все это говорит о том, что четких правил нет.

Что порекомендовать родителям. Чтобы избежать стихийного воспитания, предложите родителям сформулировать и записать правила и требования, которые они хотят предъявить ребенку. Следует быть краткими. Три четких и реализуемых правила лучше, чем тридцать три, которые зависят от настроения взрослых.

Когда родители будут формулировать требования, пусть отталкиваются от обязательных ежедневных дел и действий, которые категорически запрещены. Придерживаться этих правил нужно всем членам семьи вне зависимости от настроения или усталости.

Посоветуйте родителям вместе с ребенком выбрать и использовать один вид поощрения и один вид наказания, которые не связаны с электронной игрой и не унижают школьника. Лучше спросить напрямую, какую родительскую реакцию он ожидает в ответ на нарушение правил и чего хотел бы в качестве поощрения.

Пусть родители используют однозначные и понятные высказывания, чтобы выразить свое отношение к ребенку. Свое пожелание взрослые должны обозначать твердо, но спокойно и ясно. Например: «Я прошу тебя прекратить это делать», «Остановись», «Доделай», «Убери».

Родителям нужно избегать риторических и двусмысленных высказываний. Например, таких фраз, как «Да что ты делаешь!», «На что это похоже?», «Что же это такое?», «Когда же ты наиграешься?» или «Ты что, самый умный?».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2022года
Образовательная деятельность

Комплект апрельских справок по контролю качества образовательной деятельности

Дарья Соловьева, методист МУ ДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар,
Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
В статье – комплект справок по контролю качества образовательной деятельности в апреле для начальной школы. Проанализируйте предметные и метапредметные результаты учеников 2-3-х классов на конец учебного года, планируемые результаты освоения ООП четвероклассниками. Результаты включите в справку.

Воспользуйтесь примерами справок по контролю качества образовательной деятельности в апреле. Вам необходимо разработать справки: по итогам мониторинга предметных и метапредметных результатов учеников 2-3-х классов, по итогам мониторинга достижения планируемых результатов четвероклассниками.

Проведите в конце апреля контрольные работы по русскому языку и математике для 2–3‑х классов, чтобы определить, как сформированы предметные результаты на конец учебного года. Результаты включите в таблицы. Сделайте выводы и дайте рекомендации.

Чтобы определить, достигли ли ученики 4-х классов планируемых результатов освоения ООП, проведите контрольные работы по математике, русскому языку и окружающему миру. А также – диагностическую работу. Результаты включите в таблицы. По итогам сделайте выводы и дайте рекомендации.

В майском номере дадим примеры справок: по итогам контроля реализации рабочей программы воспитания, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы. А также – пример справки по итогам участия школьников в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различных уровней.

Образцы справок

Выберите вкладку


Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать справку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2022года
Профессиональные компетенции
Мини-курс на 3 минуты

Как научить школьников мерам антитеррористической безопасности

Это статья-практикум. В ней потренируетесь подбирать воспитательные мероприятия для школьников разного возраста, чтобы сформировать у них основы поведения при террористической угрозе. Еще найдете памятки, которые помогут учителю выстроить алгоритм действий в кризисной ситуации, а родителям подскажут, как поговорить с детьми о терактах и насилии.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.