ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2022года
План работы
Методическое сопровождение

Циклограмма работы методических объединений до мая

Наталья Лунева, директор МКОУ «Средняя школа № 1» г. Людиново, Калужская область
В статье – циклограмма работы для методических объединений вашей школы на II полугодие. В ней основные универсальные направления работы по месяцам и варианты мероприятий, чтобы реализовать специфику каждого объединения.

Для эффективной работы методические объединения организуйте в соответствии с предметными областями, которые преподают педагоги. Например, методобъединение учителей естественно-научных предметов. Еще можете сформировать отдельные объединения учителей начальных классов или классных руководителей.

В январе акцентируйте внимание на реализации планов внеурочной деятельности. Задействуйте классных руководителей, чтобы они проанализировали внеклассную работу со школьниками и участие родителей в жизни класса.

В феврале рассмотрите особенности региональной оценки качества образования по модели PISA. Например, проведите общешкольное заседание методических объединений в форме семинара. Также обсудите с коллегами индивидуальные подходы к работе со школьниками, которые требуют особого внимания.

В марте уделите внимание вопросам безопасности в школе. Организуйте тематическую Неделю безопасности. Также проведите ревизию образовательных платформ, которые педагоги используют в своей деятельности.

В апреле проанализируйте официальные документы, например, новые ФГОС НОО и ООО. Еще проверьте, как учителя реализовали рабочие программы по учебным предметам.

Акцент мая – подвести итоги ВПР. Обсудите с педагогами демоверсии работ и проанализируйте результаты школьников. Еще спланируйте, как скорректировать работу на следующий учебный год по результатам ВПР.

Январь – план внеурочной деятельности

В январе рассмотрите, как учителя реализовали планы внеурочной деятельности за I полугодие. Акцентируйте внимание на работе классных руководителей в этом направлении.

Внеурочная деятельность. Проверьте, как педагоги реализовали планы внеурочной деятельности. Для этого поручите классным руководителям проанализировать внеклассную работу со школьниками. Пусть они расскажут о тематических классных часах, которые провели в I полугодии. Также пусть педагоги отметят участие родителей в жизни класса. Предложите руководителям курсов внеурочной деятельности рассказать, как они организовали работу на своих занятиях. Еще дайте задание техническому специалисту – смонтировать видеоряд о внеурочной жизни школы.

Подготовьте выступление и включите в него информацию о деятельности школьных секций и кружков. Подчеркните роль общешкольных мероприятий, которые прошли в I полугодии. Отметьте учеников, которые приняли участие в волонтерском движении. Ниже смотрите пример поэтапного плана заседания методобъединения по вопросу реализации плана внеурочной деятельности.

ПРИМЕР. План заседания методобъединения по реализации плана внеурочной деятельности

Вопросы, чтобы ознакомить педагогов с системой оценки качества образования по модели PISA


Скачать

Февраль – оценка качества образования по модели PISA и работа с разными категориями детей

В феврале рассмотрите с педагогами международное исследование PISA, которое оценивает качество образования. Для этого организуйте заседание методических объединений в формате семинара. Второй акцент месяца – работа со школьниками разных категорий. Обсудите с коллегами и педагогами-психологами индивидуальный подход к таким ученикам.

Оценка качества образования по модели PISA. В 2021 году должен был начаться новый цикл международного исследования PISA. Но из-за пандемии его перенесли. Уделите внимание трем направлениям исследования – читательская, математическая и естественно-научная грамотность.

Чтобы проанализировать вопрос подготовки школьников к оценке качества обучения по модели PISA, проведите общешкольное заседание методических объединений в форме семинара. Предварительно познакомьте коллег с особенностями международного исследования и региональной оценкой качества образования по модели PISA. Вопросы для педагогов, чтобы ознакомить их с исследованием PISA смотрите на схеме 1 справа. Также возьмите готовый план семинара с учителями.

Сценарий семинара с педагогами

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Работа с разными категориями детей. В феврале уделите внимание индивидуальному сопровождению детей, которые требуют особого внимания. В группу риска входят школьники с неудовлетворительным поведением и слабой успеваемостью. Сюда же можно отнести учеников, которые часто пропускают занятия без уважительных причин или совершают правонарушения. Отдельная категория – школьники с ОВЗ и дети-инвалиды. Попросите классных руководителей составить списки таких учеников.

Организуйте заседания методобъединений, на которых обсудите индивидуальный подход к работе с разными категориями детей. Пригласите специалистов социально-психологической службы школы и психолого-педагогического консилиума. Составьте график заседаний методобъединений педагогов, чтобы выстроить эффективную работу специалистов в них. Обсудите, как учителям продуктивно работать на уроках с детьми, которые требуют особого внимания.

Проведите ежегодный мониторинг по профилактике правонарушений среди учеников, чтобы проконтролировать работу школы с детьми разных категорий. Например, проанализируйте вопрос по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. Результаты мониторинга представьте на заседании методобъединения классных руководителей. Предложите педагогам форму для ежедневной работы с учениками разных категорий.

Форма для сопровождения школьников, которые требуют особого внимания

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Март – вопросы безопасности и образовательные платформы в обучении

Основных направлений работы методобъединений в марте два. Первое – обсудить вопросы безопасности в школе. Второе проанализировать образовательные платформы, которые педагоги используют в работе.

Безопасность в школе. В марте на заседаниях методобъединений сконцентрируйтесь на вопросе безопасности в школе. Повторите с педагогами инструкции по безопасности в классах. Пусть классные руководители еще раз ознакомят с ними учеников.

Проведите комплексную работу, чтобы проконтролировать организацию безопасности в школе. Например, запланируйте Неделю безопасности, а мероприятия для нее обсудите на заседаниях методобъединений. Чтобы подготовиться к тематической неделе, используйте чек-лист. Он поможет распределить задания среди педагогов. Еще посмотрите примерный план тематической Недели безопасности.

Примерный план Недели безопасности

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Образовательные платформы в обучении. С 2023 года школы смогут использовать только государственные информационные системы и ресурсы для дистанционного или электронного обучения (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). Поэтому в марте проведите ревизию образовательных платформ, которые педагоги используют в работе с учениками.

Предложите педагогам обменяться с коллегами опытом работы с разными образовательными платформами. Но до этого проведите анкетирование учителей. Выдайте педагогам готовую форму анкеты и попросите ее заполнить. Проанализируйте ответы педагогов и заполните форму по результатам анкетирования учителей. Она позволит подготовить перечень платформ, с которыми учителя работают чаще.

Готовые формы по использованию образовательных платформ

Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

СПРАВКА

SWOT-анализ – отчет, который выявляет факторы внутренней и внешней среды школы по четырем категориям:

Strengths (сильные стороны);
Weakness (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы)

Поручите педагогам подготовить мастер-классы по работе с образовательными платформами. Пусть каждый учитель расскажет коллегам о содержании и возможностях конкретного электронного ресурса. Например, покажет, как проходить регистрацию, чтобы начать пользоваться сервисом. А завершить мастер-класс можно примерами по работе с электронным ресурсом. Если у педагогов останутся вопросы, организуйте для них индивидуальные консультации.

Апрель – реализация рабочих программ и внедрение новых ФГОС НОО и ООО

В апреле сделайте два акцента на официальных документах. Первый – проанализируйте, как педагоги выполняют рабочие программы. Второй – обсудите с педагогами новые ФГОС НОО и ООО, чтобы подготовиться к переходу на них.

Реализация рабочих программ. Перед тем как провести заседания методобъединений, поручите учителям выполнить два задания. Первое – предложите педагогам проанализировать, как они выполняют рабочую программу по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности. Для этого выдайте учителям листы самоанализа. Возьмите готовый образец шаблона листа самоанализа.

Шаблон листа

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Второе – порекомендуйте руководителям методобъединений подготовить SWOT-анализ. Чтобы его провести, посоветуйте коллегам изучить формы самоанализа, которые ранее заполнили учителя. Посмотрите пример SWOT-анализа реализации рабочих программ по учебным предметам.

ПРИМЕР. SWOT-анализ реализации рабочих программ по учебным предметам

На заседании методических объединений обсудите проблемы, которые возникли у педагогов при реализации рабочих программ. Рассмотрите варианты решений, чтобы устранить сложности, с которыми столкнулись педагоги. Например, проведите педсовет «Рабочие программы учебных предметов как механизм повышения качества образования». Еще обсудите возможность повышения квалификации педагогов на курсах или корпоративном обучении.

Внедрение новых ФГОС НОО и ООО. В апреле сделайте акцент на предметных результатах в новых ФГОС НОО и ООО. Отдельно рассмотрите систему оценки планируемых результатов ООП уровней образования.

Начните заседание методобъединений с доклада. В нем расскажите коллегам об общих положениях новых ФГОС и их отличиях от старых. Затем разбейте учителей на группы и раздайте им тексты стандартов второго и третьего поколений и рабочий лист. Пусть педагоги сравнят планируемые результаты и систему их оценки в старых и новых ФГОС. Предложите учителям записать свои наблюдения в рабочий лист. Посмотрите ниже пример рабочего листа, который заполнили педагоги.

Рабочий лист для педагогов, чтобы сравнить старые и новые ФГОС НОО и ООО

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Май – анализ результатов ВПР

Главный акцент в мае – подвести итоги Всероссийских проверочных работ. К концу месяца ученики уже напишут ВПР по всем предметам. Тогда вы получите точные сведения о качестве и результатах обучения в школе. Обсудите на заседаниях методических объединений демоверсии работ и проанализируйте результаты школьников. Также спланируйте, как скорректировать методическую работу педагогов по результатам ВПР.

Демоверсии. Напомните педагогам, что всю информацию о Всероссийских проверочных работах они могут найти на сайте ФИОКО. Там есть демоверсии и описание проверочных работ по всем классам и предметам.

Анализ результатов. Чтобы проанализировать результаты ВПР, предложите педагогам заполнить форму. Пример формы смотрите ниже. Поручите руководителям методобъединений подготовить общий анализ на основе листов, которые заполнили педагоги. Раздайте им ту же форму, что и учителям, но добавьте в таблицу еще один столбец – «Предмет».

Корректировка методработы. Обсудите с педагогами типичные ошибки, которые допустили школьники на ВПР. Опирайтесь на общий анализ, который подготовили руководители методобъединений. Рассмотрите план индивидуальной работы на уроках с учениками, которые не справились с ВПР. Предложите педагогам взять задания для таких школьников на сайте ФИОКО.

Форма для анализа результатов ВПР

Циклограмма работы методических объединений на январь–май

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2022года
План работы
Циклограмма работы на январь

Развитие функциональной грамотности школьников и еще 28 задач в циклограмме заместителя директора на январь

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
В статье – циклограмма работы заместителя директора на январь. Редакция журнала равномерно распределила все мероприятия по дням, чтобы вам было проще спланировать работу. Также в циклограмме вы найдете список документов, которые нужно подготовить после проведения мероприятий.

Главные задачи января – организовать подготовку к итоговому собеседованию и развивать функциональную грамотность школьников. Проконтролируйте, как педагоги выстроили подготовку девятиклассников к экзамену. Выполните организационные задачи, чтобы провести итоговое собеседование в школе. Также запланируйте провести методический семинар для педагогов. На нем обсудите план мероприятий по развитию функциональной грамотности учеников. Посетите уроки учителей и проконтролируйте, как они следуют плану.

ВАЖНО

До 2024 года продлили действие антикоронавирусных санитарных правил (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.11.2021 № 27)

Проконтролируйте организацию итогового собеседования

Поручите классным руководителям провести классный час, чтобы сообщить девятиклассникам о процедуре экзамена. Организуйте собрание для родителей выпускников, на котором проинформируете их о порядке итогового собеседования. Расскажите родителям, как они смогут помочь ребенку в подготовке к экзамену.

Посетите уроки русского языка и литературы, чтобы проконтролировать подготовку учеников к экзамену. Организуйте пробное итоговое собеседование и обсудите его результаты с учителями-словесниками. Еще выполните организационные мероприятия, чтобы провести итоговое собеседование в школе. Для этого проверьте заявления девятиклассников и назначьте членов экспертной комиссии.

Скорректируйте школьные документы

Проверьте расписание уроков и занятий по внеурочной деятельности. Скорректируйте его так, чтобы оно соответствовало антикоронавирусным санправилам (п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598–20).

Проведите заседание методобъединений, чтобы обсудить с коллегами школьные документы, которые нужно скорректировать в I полугодии. Еще подготовьте изменения в целевой раздел ООП НОО и ООО согласно требованиям новых ФГОС. Также обсудите первые итоги реализации программ воспитания в I полугодии. Скорректируйте календарные планы воспитательной работы на II полугодие.

Развивайте функциональную грамотность школьников

Запланируйте мероприятия по формированию функциональной грамотности школьников. Проведите методический семинар, чтобы обсудить план мероприятий по развитию функциональной грамотности учеников. Посетите занятия учителей-предметников. Проконтролируйте, как они включают в уроки задания по формированию функциональной грамотности учеников из открытого банка заданий.

Проанализируйте объективность оценивания

Проконтролируйте, объективно ли педагоги выставили отметки школьникам за II четверть и I полугодие. Результаты, которые получите, озвучьте на совещании при директоре. Также обсудите с руководителями методобъединений результаты рубежных диагностик учеников. Это поможет скорректировать работу со школьниками, которые испытывают трудности в обучении.

Образец циклограммы замдиректора на январь

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2022года
Образовательная деятельность
Аттестация обучающихся

Семейное образование: как провести аттестацию ученика, который обратился в вашу школу

Елена Болотова, профессор кафедры права ИСГО МПГУ, доцент, д. п. н.
В школу в любой момент может прийти ребенок, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. И школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию. В статье – рекомендации и полный комплект документов, чтобы без ошибок провести промежуточную аттестацию такого ребенка.

Схема. Сроки подачи заявления 

Обычно школы организуют промежуточную аттестацию один-два раза в год. На этот период в школу может прийти ребенок, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. Такие дети имеют право бесплатно пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, которая имеет государственную аккредитацию по образовательным программам соответствующего уровня (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Родители ребенка на семейном образовании могут выбрать школу сами или на основе рекомендаций органа местного самоуправления района, на территории которого они проживают. Так же может сделать и ребенок, который находится на самообразовании.

Чтобы организовать аттестацию такого ребенка, вам понадобятся четыре документа: приказ о приеме для прохождения промежуточной аттестации, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, протокол и справка об обучении или об освоении части образовательной программы.

Примите заявление

Чтобы ребенок мог пройти аттестацию, его родители должны подать заявление в школу, в которой уже учился ребенок. Либо родители могут подать заявление в школу, которую рекомендовал орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого проживает семья. Смотрите готовый образец заявления. Родители для такого ребенка могут выбрать школу на один год, весь период получения общего образования или только для прохождения конкретной аттестации (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

Образец заявления о приеме экстерна на промежуточную аттестацию

Инструкция
Кликните Копировать внизу заявления, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку

ВАЖНО

Учитывайте региональные нормативные акты, так как в них могут быть установлены дополнительные требования к пакету документов, которые родители подают вместе с заявлением

Обратите внимание родителей, что заявление на зачисление ребенка в школу для прохождения ГИА нужно подавать в определенные сроки (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Смотрите сроки на схеме справа.

Подготовьте приказ о зачислении

На основе заявления родителей директор должен издать приказ о зачислении ученика. Возьмите готовый образец приказа. С момента зачисления ребенок считается экстерном. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учеников по соответствующей образовательной программе. Кроме этого, экстерны наравне с другими учениками имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов. Например, могут участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках и физкультурных мероприятиях. Экстерны также могут получать социально-педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08).

Если вы зачислили в школу экстерна для прохождения государственной итоговой аттестации, то внесите сведения о нем в РИС ГИА. К итоговой аттестации экстернов допускайте на тех же основаниях, что и других учеников, без академических задолженностей.

Образец приказа о приеме ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации

Инструкция
Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести другие данные

Печать – распечатайте документ

 – посмотрите совет или подсказку

СПРАВКА

Экстерн – ребенок, который зачислен в школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (п. 9 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Составьте график аттестации

График проведения промежуточной аттестации экстерна устанавливает школа. Промежуточную аттестацию экстернов проводите по всем учебным дисциплинам ООП соответствующего уровня образования. Укажите в графике формы и сроки проведения промежуточной аттестации. Когда готовите график, запланируйте одно испытание по предмету в день. Согласуйте график аттестации с родителями экстерна (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

График промежуточной аттестации экстернов должен утвердить директор школы. Например, в приложении к приказу о приеме ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации. Ознакомьте с графиком проведения аттестации экстерна, а также его родителей под подпись.

Организуйте консультации для экстерна по предметам, по которым планируете проводить промежуточную аттестацию. С графиком консультации также ознакомьте экстерна и его родителей.

ВАЖНО

Порекомендуйте себя в качестве председателя предметной комиссии. Так вам будет удобнее контролировать ход промежуточной аттестации экстерна

Организуйте предметные комиссии

Промежуточную аттестацию экстерна проводит предметная комиссия. В ее состав включите не менее 3 человек. Персональный состав комиссии обсудите с председателями методических объединений или руководителями предметных кафедр школы. В каждую комиссию также включите секретаря, который будет фиксировать ход промежуточной аттестации в протоколе. Составы предметных комиссий должен утвердить приказом директор. Ознакомьте всех членов предметных комиссий с приказом под подпись.

Промежуточную аттестацию экстернов предметные комиссии должны проводить по контрольно-измерительным материалам ООП соответствующего уровня общего образования, которые прошли экспертизу и утверждены приказом директора. Также объем знаний, который ребенок получил при обучении в форме семейного образования или самообразования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС соответствующего уровня общего образования.

Порядок проведения промежуточной аттестации экстернов регулируют региональные нормативные акты и локальные нормативные акты школы, например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся▼.

ВАЖНО

Порекомендуйте себя в качестве председателя предметной комиссии. Так вам будет удобнее контролировать ход промежуточной аттестации экстерна

Подведите итоги аттестации

Результаты промежуточной аттестации экстернов по каждому предмету фиксируйте в отдельных протоколах. Следите за тем, чтобы их подписывали все члены аттестационной комиссии. Также передавайте каждый протокол на утверждение директору. К протоколам прикладывайте письменные работы экстернов.

Заведите для учета результатов промежуточной аттестации экстернов журнал. На федеральном уровне такая обязанность не закреплена. В журнале фиксируйте результаты аттестации каждого экстерна отдельно. Еще так вы сможете контролировать справки, которые выдавали экстернам. Смотрите образец журнала успеваемости и выставления отметок экстернов.

Экстерн успешно прошел аттестацию. Если экстерн успешно прошел промежуточную аттестацию, выдайте ему справку об обучении или справку об освоении части образовательной программы (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Отметьте в справке результаты промежуточной аттестации экстерна. Форму справки установите самостоятельно или используйте форму, которую установили органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Смотрите образец справки.

  • Надо ли разрабатывать локальный нормативный акт о получении образования в форме семейного образования и самообразования?

    Нет, не надо. Семейное образование и самообразование – формы образования вне школы. Поэтому вы не вправе устанавливать правила. Однако обязаны регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной аттестации экстернов. Это можно сделать двумя способами: принять отдельный локальный нормативный акт или включить нормы об аттестации экстернов в положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Если экстерна вы зачисляли для государственной итоговой аттестации и он прошел ее успешно, то выдайте ему аттестат.

Готовые документы

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ

Экстерн не прошел аттестацию. Если экстерн получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не присутствовал на аттестации без уважительных причин, то у него появляется академическая задолженность. Экстерн должен ликвидировать задолженность в сроки, которые вы установили в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

У экстерна есть две попытки, чтобы ликвидировать задолженность. Сделать это можно только в течение года с момента, когда он первый раз не прошел аттестацию. В этот период не включайте время болезни ребенка (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2
попытки

есть у экстерна, чтобы ликвидировать академическую задолженность

Если ребенок, который проходит обучение в форме семейного образования или самообразования, не ликвидирует задолженность в установленные сроки, то обучаться дальше в таком режиме он не может. Проинформируйте родителей, что ребенка необходимо зачислить в школу, чтобы он продолжил свое образование в ней (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Напомните родителям, что они имеют право зачислить ребенка в любую школу, а не только в ту, где он раньше проходил промежуточную аттестацию.

Если родители ребенка не создали условия, чтобы он ликвидировал задолженность, и не хотят отдавать его в школу, то они не выполняют свои обязанности (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ст. 63 Семейного кодекса). Сообщите об этом в орган опеки и попечительства.

К СВЕДЕНИЮ

Чем отличается самообразование от семейной формы

Главное отличие между самообразованием и семейной формой – уровень, на котором их можно выбрать. Семейная форма доступна с уровня начального до среднего общего образования включительно. Выбрать самообразование можно только на уровне СОО или по достижении ребенком 18 лет (ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При самообразовании ученик самостоятельно осваивает материал, определяет траекторию обучения, контролирует свои результаты. В любое время ребенок вправе написать заявление о зачислении в школу и продолжить в ней обучение.

Ученик, который учится на уровне СОО или достиг 18 лет, вправе уйти на самообразование. Для этого он должен написать заявление об отчислении.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей