ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2022года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Активные формы работы методобъединений, чтобы устранить рутину в заседаниях

Татьяна Патрикова, завкафедрой профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», к. т. н.
В статье – компактные карточки, которые помогут провести совещание педагогов в нестандартной форме и избежать рутины. В карточках найдете, как подготовить и провести заседания методобъединений учителей в разных активных формах. А для каждой нестандартной формы заседания эксперт подобрал тему, которая будет актуальна для педагогов во втором полугодии 2021/22 учебного года.

Цель методической работы в образовательной организации – развитие кадрового потенциала. Для этого в школе нужно сформировать внутреннюю систему непрерывного профессионального развития педагогов. Важную роль здесь играет деятельность школьных методических объединений педагогов (далее – ШМО). Чтобы деятельность коллег была эффективной, выберите такую форму методического объединения учителей, которая будет подходить под особенности педагогического состава вашей школы. А чтобы уйти от рутины в работе ШМО и сделать заседания полезными для педагогов, используйте активные формы.

Посмотрите краткие карточки с разными активными формами организации заседаний ШМО. В карточках узнаете, как подготовить и провести нестандартные заседания педагогов. А еще для каждой карточки эксперт подобрал тему, которую можно в активной форме обсудить на методобъединениях с педагогами. Выберите темы, которые будут актуальными для вашей школы во втором полугодии. Выдайте готовые карточки с активными формами заседаний руководителям ШМО. Порекомендуйте им проводить заседания методобъединений во втором полугодии в нестандартной форме.

Как выбрать форму методического объединения

Школы могут использовать разные формы методических объединений педагогов. Обычно педагоги образуют объединения по профилям, к которым относятся их учебные предметы. Например, ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей естественно-научного цикла и другие. Но не всегда удобно создавать в школе объединения педагогов по профильной направленности. Например, в малокомплектных школах в методобъединения собираются педагоги из разных предметных областей. Это происходит из-за небольшого педсостава. Поэтому в небольшом коллективе удобно организовать методическую работу учителей в творческих группах. Такие группы можно собрать на основе профессиональных интересов педагогов.

Если в школе неоднородный педколлектив, то распределять педагогов в методобъединения по предметным областям тоже неэффективно. Ведь у педагогов может сильно различаться уровень профессионального мастерства. Поэтому в таких школах эффективнее распределить педагогов по творческим группам на дифференцированной основе. Заложите в основе таких объединений научно-методические интересы учителей, а не профиль предмета. Посмотрите на схеме 1, как организовать методработу школы на основе творческих групп педагогов.

Схема 1. Методическая работа школы на основе творческих групп педагогов


Скачать

Еще один вариант, который позволит организовать методработу педагогов в школе, – разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого из учителей. Для этого администрации школы нужно изучить дефициты педагогов. Например, сделать это в ходе диагностики. На основе результатов спроектируйте индивидуальные образовательные маршруты для каждого педагога конкретно под его профессиональные интересы и потребности. Такие маршруты разработайте на учебный год. Еще организуйте для педагогов методические семинары, конференции и другие методические мероприятия. А в конце учебного года проведите анализ деятельности учителей, например, на итоговом педсовете. Посмотрите на схеме 2, как организовать методработу школы, чтобы выстроить индивидуальные образовательные маршруты педагогов.

Схема 2. Методическая работа школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов педагогов


Скачать

Как выбрать форму организации методической работы

Классический вариант заседания ШМО – это те же рутинные заседания педсовета. Так, учителей объединяет общая проблемная тема. Они предлагают и обсуждают пути преодоления затруднений, отчитываются о проделанной работе. Руководитель ШМО поощряет отличившихся и стимулирует на активную работу тех членов коллектива, кто недостаточно мотивирован на активную методическую деятельность. Часто такую работу методобъединения педагоги воспринимают как рутину, которая отнимает время и реальной пользы не приносит.

Чтобы работа в творческих группах и методических объединениях стала интересной и полезной педагогам, недостаточно выбирать для заседаний актуальные темы. Важно проводить и сами заседания в активной форме. Организаторами таких заседаний могут стать не только руководители ШМО, но и творческая мини-группа педагогов. Посмотрите нетрадиционные организационные формы методической работы в карточках. Выдайте краткие карточки руководителям ШМО и порекомендуйте использовать активные формы заседаний с педагогами своих методобъединений.

Карточки с активными формами организации заседаний методобъединений

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку

Как стимулировать педагогов к участию

Инновации в деятельности методобъединений могут вызывать сопротивление и даже отторжение со стороны педагогов. Чтобы это преодолеть, составьте для участников ШМО правила методической работы, которых они должны придерживаться. Посмотрите примерные правила ниже. Еще посоветуйте придерживаться правил и руководителей ШМО, когда они будут планировать работу методобъединений в интерактивном формате. Выдайте руководителям ШМО готовую памятку с правилами.

ПРИМЕР. Правила методической работы для педагогов

1. Прежде чем критиковать или отказываться выполнять что-либо, попробуйте!
2. Критикуя, предлагайте свои варианты и решения.
3. Мы будем придерживаться эволюционного пути. Никакой революции!
4. Чтобы обратная связь была эффективной, она должна исходить и от руководителя ШМО и от вас.
5. Не стоит опускать руки, даже если кажется, что раньше было лучше, чем сейчас.

Чтобы педколлектив смог воплотить интересные и амбициозные образовательные проекты, нужна команда увлеченных педагогов. Поэтому постарайтесь совместно с участниками ШМО сформулировать ключевые ценности методической деятельности, а не предлагать готовые. Так вы сможете выстроить систему мотивации, которая построена на доверии, взаимопомощи и сотворчестве.

Педагоги должны относиться к активным формам проведения методобъединений серьезно и видеть их результаты. Поэтому обязательно контролируйте, как руководители ШМО подводят итоги таких заседаний. Например, в виде протоколов. В них должны быть отмечены принятые решения и результаты голосований по итогам заседаний. Порекомендуйте руководителям ШМО на каждом последующем заседании анализировать, какие решения предыдущих заседаний удалось воплотить и какой эффект был достигнут. Посмотрите рекомендации по оформлению протокола заседания ШМО в таблице.

Таблица. Рекомендации по оформлению протокола заседания ШМО

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2022года
Профессиональные компетенции
Мини-курс на 5 минут

Плюсы инклюзии для ребенка и риски, которые школам понадобится преодолеть

Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Есть четыре сложные ситуации, которые возникают, когда для особенных детей школа организует инклюзию. В каждой из них такой ребенок все-таки получает плюсы, но минусы в итоге могут привести к тяжелым последствиям. В статье мы предлагаем пройти четыре тренажера, которые помогут разобраться, как минимизировать риски для каждой ситуации.

Пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат 

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2022года
План работы
Методическое сопровождение

Циклограмма работы методических объединений до мая

Наталья Лунева, директор МКОУ «Средняя школа № 1» г. Людиново, Калужская область
В статье – циклограмма работы для методических объединений вашей школы на II полугодие. В ней основные универсальные направления работы по месяцам и варианты мероприятий, чтобы реализовать специфику каждого объединения.

Для эффективной работы методические объединения организуйте в соответствии с предметными областями, которые преподают педагоги. Например, методобъединение учителей естественно-научных предметов. Еще можете сформировать отдельные объединения учителей начальных классов или классных руководителей.

В январе акцентируйте внимание на реализации планов внеурочной деятельности. Задействуйте классных руководителей, чтобы они проанализировали внеклассную работу со школьниками и участие родителей в жизни класса.

В феврале рассмотрите особенности региональной оценки качества образования по модели PISA. Например, проведите общешкольное заседание методических объединений в форме семинара. Также обсудите с коллегами индивидуальные подходы к работе со школьниками, которые требуют особого внимания.

В марте уделите внимание вопросам безопасности в школе. Организуйте тематическую Неделю безопасности. Также проведите ревизию образовательных платформ, которые педагоги используют в своей деятельности.

В апреле проанализируйте официальные документы, например, новые ФГОС НОО и ООО. Еще проверьте, как учителя реализовали рабочие программы по учебным предметам.

Акцент мая – подвести итоги ВПР. Обсудите с педагогами демоверсии работ и проанализируйте результаты школьников. Еще спланируйте, как скорректировать работу на следующий учебный год по результатам ВПР.

Январь – план внеурочной деятельности

В январе рассмотрите, как учителя реализовали планы внеурочной деятельности за I полугодие. Акцентируйте внимание на работе классных руководителей в этом направлении.

Внеурочная деятельность. Проверьте, как педагоги реализовали планы внеурочной деятельности. Для этого поручите классным руководителям проанализировать внеклассную работу со школьниками. Пусть они расскажут о тематических классных часах, которые провели в I полугодии. Также пусть педагоги отметят участие родителей в жизни класса. Предложите руководителям курсов внеурочной деятельности рассказать, как они организовали работу на своих занятиях. Еще дайте задание техническому специалисту – смонтировать видеоряд о внеурочной жизни школы.

Подготовьте выступление и включите в него информацию о деятельности школьных секций и кружков. Подчеркните роль общешкольных мероприятий, которые прошли в I полугодии. Отметьте учеников, которые приняли участие в волонтерском движении. Ниже смотрите пример поэтапного плана заседания методобъединения по вопросу реализации плана внеурочной деятельности.

ПРИМЕР. План заседания методобъединения по реализации плана внеурочной деятельности

Вопросы, чтобы ознакомить педагогов с системой оценки качества образования по модели PISA


Скачать

Февраль – оценка качества образования по модели PISA и работа с разными категориями детей

В феврале рассмотрите с педагогами международное исследование PISA, которое оценивает качество образования. Для этого организуйте заседание методических объединений в формате семинара. Второй акцент месяца – работа со школьниками разных категорий. Обсудите с коллегами и педагогами-психологами индивидуальный подход к таким ученикам.

Оценка качества образования по модели PISA. В 2021 году должен был начаться новый цикл международного исследования PISA. Но из-за пандемии его перенесли. Уделите внимание трем направлениям исследования – читательская, математическая и естественно-научная грамотность.

Чтобы проанализировать вопрос подготовки школьников к оценке качества обучения по модели PISA, проведите общешкольное заседание методических объединений в форме семинара. Предварительно познакомьте коллег с особенностями международного исследования и региональной оценкой качества образования по модели PISA. Вопросы для педагогов, чтобы ознакомить их с исследованием PISA смотрите на схеме 1 справа. Также возьмите готовый план семинара с учителями.

Сценарий семинара с педагогами

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Работа с разными категориями детей. В феврале уделите внимание индивидуальному сопровождению детей, которые требуют особого внимания. В группу риска входят школьники с неудовлетворительным поведением и слабой успеваемостью. Сюда же можно отнести учеников, которые часто пропускают занятия без уважительных причин или совершают правонарушения. Отдельная категория – школьники с ОВЗ и дети-инвалиды. Попросите классных руководителей составить списки таких учеников.

Организуйте заседания методобъединений, на которых обсудите индивидуальный подход к работе с разными категориями детей. Пригласите специалистов социально-психологической службы школы и психолого-педагогического консилиума. Составьте график заседаний методобъединений педагогов, чтобы выстроить эффективную работу специалистов в них. Обсудите, как учителям продуктивно работать на уроках с детьми, которые требуют особого внимания.

Проведите ежегодный мониторинг по профилактике правонарушений среди учеников, чтобы проконтролировать работу школы с детьми разных категорий. Например, проанализируйте вопрос по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. Результаты мониторинга представьте на заседании методобъединения классных руководителей. Предложите педагогам форму для ежедневной работы с учениками разных категорий.

Форма для сопровождения школьников, которые требуют особого внимания

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Март – вопросы безопасности и образовательные платформы в обучении

Основных направлений работы методобъединений в марте два. Первое – обсудить вопросы безопасности в школе. Второе проанализировать образовательные платформы, которые педагоги используют в работе.

Безопасность в школе. В марте на заседаниях методобъединений сконцентрируйтесь на вопросе безопасности в школе. Повторите с педагогами инструкции по безопасности в классах. Пусть классные руководители еще раз ознакомят с ними учеников.

Проведите комплексную работу, чтобы проконтролировать организацию безопасности в школе. Например, запланируйте Неделю безопасности, а мероприятия для нее обсудите на заседаниях методобъединений. Чтобы подготовиться к тематической неделе, используйте чек-лист. Он поможет распределить задания среди педагогов. Еще посмотрите примерный план тематической Недели безопасности.

Примерный план Недели безопасности

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Образовательные платформы в обучении. С 2023 года школы смогут использовать только государственные информационные системы и ресурсы для дистанционного или электронного обучения (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). Поэтому в марте проведите ревизию образовательных платформ, которые педагоги используют в работе с учениками.

Предложите педагогам обменяться с коллегами опытом работы с разными образовательными платформами. Но до этого проведите анкетирование учителей. Выдайте педагогам готовую форму анкеты и попросите ее заполнить. Проанализируйте ответы педагогов и заполните форму по результатам анкетирования учителей. Она позволит подготовить перечень платформ, с которыми учителя работают чаще.

Готовые формы по использованию образовательных платформ

Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

СПРАВКА

SWOT-анализ – отчет, который выявляет факторы внутренней и внешней среды школы по четырем категориям:

Strengths (сильные стороны);
Weakness (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы)

Поручите педагогам подготовить мастер-классы по работе с образовательными платформами. Пусть каждый учитель расскажет коллегам о содержании и возможностях конкретного электронного ресурса. Например, покажет, как проходить регистрацию, чтобы начать пользоваться сервисом. А завершить мастер-класс можно примерами по работе с электронным ресурсом. Если у педагогов останутся вопросы, организуйте для них индивидуальные консультации.

Апрель – реализация рабочих программ и внедрение новых ФГОС НОО и ООО

В апреле сделайте два акцента на официальных документах. Первый – проанализируйте, как педагоги выполняют рабочие программы. Второй – обсудите с педагогами новые ФГОС НОО и ООО, чтобы подготовиться к переходу на них.

Реализация рабочих программ. Перед тем как провести заседания методобъединений, поручите учителям выполнить два задания. Первое – предложите педагогам проанализировать, как они выполняют рабочую программу по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности. Для этого выдайте учителям листы самоанализа. Возьмите готовый образец шаблона листа самоанализа.

Шаблон листа

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Второе – порекомендуйте руководителям методобъединений подготовить SWOT-анализ. Чтобы его провести, посоветуйте коллегам изучить формы самоанализа, которые ранее заполнили учителя. Посмотрите пример SWOT-анализа реализации рабочих программ по учебным предметам.

ПРИМЕР. SWOT-анализ реализации рабочих программ по учебным предметам

На заседании методических объединений обсудите проблемы, которые возникли у педагогов при реализации рабочих программ. Рассмотрите варианты решений, чтобы устранить сложности, с которыми столкнулись педагоги. Например, проведите педсовет «Рабочие программы учебных предметов как механизм повышения качества образования». Еще обсудите возможность повышения квалификации педагогов на курсах или корпоративном обучении.

Внедрение новых ФГОС НОО и ООО. В апреле сделайте акцент на предметных результатах в новых ФГОС НОО и ООО. Отдельно рассмотрите систему оценки планируемых результатов ООП уровней образования.

Начните заседание методобъединений с доклада. В нем расскажите коллегам об общих положениях новых ФГОС и их отличиях от старых. Затем разбейте учителей на группы и раздайте им тексты стандартов второго и третьего поколений и рабочий лист. Пусть педагоги сравнят планируемые результаты и систему их оценки в старых и новых ФГОС. Предложите учителям записать свои наблюдения в рабочий лист. Посмотрите ниже пример рабочего листа, который заполнили педагоги.

Рабочий лист для педагогов, чтобы сравнить старые и новые ФГОС НОО и ООО

Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V)

Май – анализ результатов ВПР

Главный акцент в мае – подвести итоги Всероссийских проверочных работ. К концу месяца ученики уже напишут ВПР по всем предметам. Тогда вы получите точные сведения о качестве и результатах обучения в школе. Обсудите на заседаниях методических объединений демоверсии работ и проанализируйте результаты школьников. Также спланируйте, как скорректировать методическую работу педагогов по результатам ВПР.

Демоверсии. Напомните педагогам, что всю информацию о Всероссийских проверочных работах они могут найти на сайте ФИОКО. Там есть демоверсии и описание проверочных работ по всем классам и предметам.

Анализ результатов. Чтобы проанализировать результаты ВПР, предложите педагогам заполнить форму. Пример формы смотрите ниже. Поручите руководителям методобъединений подготовить общий анализ на основе листов, которые заполнили педагоги. Раздайте им ту же форму, что и учителям, но добавьте в таблицу еще один столбец – «Предмет».

Корректировка методработы. Обсудите с педагогами типичные ошибки, которые допустили школьники на ВПР. Опирайтесь на общий анализ, который подготовили руководители методобъединений. Рассмотрите план индивидуальной работы на уроках с учениками, которые не справились с ВПР. Предложите педагогам взять задания для таких школьников на сайте ФИОКО.

Форма для анализа результатов ВПР

Циклограмма работы методических объединений на январь–май

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.