
Как в январе помочь девятиклассникам психологически подготовиться к итоговому собеседованию
Итоговое собеседование по русскому языку пройдет 9 февраля 2022 года. Порекомендуйте классным руководителям организовать занятие с девятиклассниками, чтобы помочь им психологически подготовиться к экзамену. Предложите педагогам готовый план-конспект занятия, которое поможет ученикам перестать переживать из-за итогового собеседования.
План-конспект занятия
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Провести занятие с выпускниками. С помощью плана-конспекта занятия классный руководитель проверит, знают ли выпускники, как и где будет проходить итоговое собеседование. Если ученики будут знать процедуру проведения экзамена, то исчезнет одна из причин их тревоги. Также есть упражнения для выпускников, которые помогут им обрести спокойствие и уверенность в себе. Чтобы упражнения подействовали, посоветуйте ученикам выполнять их все время, которое остается до итогового собеседования.
Актуализировать знания учеников о процедуре собеседования. Подготовьте памятку с актуальными вопросами об итоговом собеседовании и раздайте ее девятиклассникам. Она поможет им не нарушить правила экзамена и быть готовыми к ситуациям, которые могут вызвать сильную тревогу и помешают сдать экзамен.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – целевой раздел
Во втором полугодии начните разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Эти объемные документы не обязательно создавать с нуля – внесите изменения в уже существующие программы. Но выделите достаточно времени на подготовку проектов ООП, ведь обновленные стандарты содержат много изменений.
Запланируйте разработать обновленные образовательные программы за три месяца. Предлагаем именно такой срок по двум причинам. Первая – основные образовательные программы уровней образования содержат три раздела. Поэтому в январе разработайте целевой раздел программ, в феврале – содержательный, а в марте – организационный. Так у рабочей группы будет достаточно времени, чтобы изучить обновленные стандарты и без спешки разработать необходимые документы. Вторая причина – с 1 апреля 2022 года вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. Поэтому к этому сроку у вас уже должен быть готов проект ООП НОО. С проектом ООП ООО можно не спешить, поскольку ученики 4-х классов уже обучаются в школе, они просто перейдут в 5-й класс. Получается, у рабочей группы есть время, чтобы разработать проект программы вплоть до 1 сентября 2022 года.
Далее в статье читайте, как составить целевой раздел основных образовательных программ по новым ФГОС НОО и ООО. А в февральском и мартовском номере узнаете, какие изменения внести в содержательный и организационный разделы ООП.

ВАЖНО
Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО:цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы
Главное в статье СкрытьПояснительная записка по новым ФГОС
Разработайте пояснительные записки к программам с учетом изменений в их структуре. Пояснительные записки к ООП теперь должны содержать общую характеристику программы. Цели программ должны быть конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения. Также придется описать не только принципы, но и механизмы реализации ООП. При этом подходы указывать не надо. В программе НОО теперь не нужно делать раздел «Общие подходы к организации внеурочной деятельности».
Цели реализации ООП. Конкретизируйте цели в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы. Задачи во ФГОС не упоминают, поэтому расписывать их не обязательно. Пока нет примерных программ по новым ФГОС, конкретизируйте цели одним из способов. Первый – в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы. Второй – добавить задачи, которые раскроют значение емких целей. Ниже пример формулировки целей реализации ООП в пояснительной записке.
Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – цели реализации программы
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте фрагмент (Ctrl + V)
Принципы формирования и механизмы реализации программы. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП, теперь переформулируйте их под новые ФГОС. Новая часть в этом разделе – механизмы реализации программы. Здесь опишите, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов. Пропишите, как ресурсы функционируют: их цели, структуру, состав, направления и формы деятельности. Если обучение строится по индивидуальным учебным планам (ИУП), добавьте информацию о реализации ИУП. Ниже пример формулировки механизмов реализации ООП ООО в пояснительной записке.
Фрагмент пояснительной записки ООП ООО – механизмы реализации программы
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Общая характеристика программы. В этой части напишите общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Укажите структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Перечислите образовательные технологии, которые используются в школе. Смотрите ниже пример фрагмента общей характеристики программы в пояснительной записке ООП НОО.
Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – общая характеристика программы
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Планируемые результаты по обновленным стандартам Главное в статье Скрыть
В стандартах третьего поколения разработчики подробнее описывают результаты освоения программы. Например, в старых ФГОС личностные и метапредметные результаты были представлены перечнями. Сейчас эти результаты описываются по группам – посмотрите пример ниже.
ПРИМЕР. Как сгруппировано описание личностных и метапредметных результатов в новых ФГОС
– гражданско-патриотическое;
– духовно-нравственное;
– эстетическое;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
– трудовое;
– экологическое;
– ценность научного познания.
– овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией);
– овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность);
– овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль).
Предметные результаты описываются как знания, умения и навыки, которые школьники должны уметь применять в учебной ситуации для успешного обучения или в повседневной жизни. Их конкретизировали по предметным областям и учебным предметам. Например, во ФГОС ООО описали предметные результаты отдельно для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Кроме того, на уровне ООО описали предметные результаты при углубленном изучении некоторых учебных дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Еще во ФГОС НОО разделили предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Когда будете описывать планируемые результаты в новых ООП, обеспечьте связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.
Описать общие сведения. В начале планируемых результатов напишите общие сведения. Что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу, опишите структуру и принципы организации. Смотрите ниже пример описания структуры планируемых результатов в ООП НОО.
Фрагмент планируемых результатов ООП НОО
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
3 приема, чтобы описать планируемые результаты в ООП
ФГОС НОО и ФГОС ООО не дают готовых формулировок планируемых результатов, а содержат только требования к ним. Это сделано, чтобы школа сформулировала планируемые результаты самостоятельно. Так школа учтет собственные цели и перспективы развития, своеобразие региона, особенности истории и культуры.
Использовать приемы, чтобы описать результаты. При формулировании планируемых результатов применяйте три приема. Посмотрите их на схеме справа. Эти приемы помогут правильно сформулировать планируемые результаты, а третий прием – еще и продумать систему оценки достижения планируемых результатов. Смотрите примеры приемов в таблице ниже.
ПРИМЕР. Приемы формулировки планируемых результатов

Использовать примерные рабочие программы по предметам. При составлении предметных планируемых результатов используйте примерные рабочие программы учебных предметов по новым ФГОС НОО и ООО (одобрены решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21). Их опубликовали на сайте fgosreestr.ru. В рабочих программах планируемые результаты по каждому из учебных предметов содержат личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем предметные результаты разделены на классы по уровням образования.
Используйте планируемые результаты как содержательную и критериальную основу для разработки:
- рабочих программ предметов, модулей, курсов, в том числе и внеурочной деятельности;
- рабочей программы воспитания;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- системы оценки качества освоения учениками программы;
- средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.
Для начальной школы планируемые результаты должны давать общее понимание формирования личностных результатов. Также планируемые результаты должны уточнять, конкретизировать предметные и метапредметные результаты в процессе организации достижения и при оценке результатов (п. 30.2 ФГОС НОО). Для уровня ООО достижение планируемых результатов определяется после завершения обучения на ГИА (п. 31.2 ФГОС ООО).
Главное в статье СкрытьСистема оценки по новым ФГОС
Новый ФГОС НОО ориентирует систему оценки на личностное развитие школьников, а не на духовно-нравственное, как это было раньше. То есть за основу взяли более широкое и конкретное понятие «личностное развитие». В новом стандарте ООО такого уточнения нет.
ФГОС ООО расширяет перечень методов и форм обучения, которые нужно использовать при оценке результатов учеников. В него добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий. Из списка убрали стандартизированные письменные и устные работы.
Формируйте систему оценки достижения планируемых результатов на основе планируемых результатов освоения ООП, которые описали в своей программе. ФГОС предъявляют требования к системе оценки результатов. Смотрите сходства и отличия требований для начальной и основной школы в таблице.
Таблица. Требования ФГОС НОО и ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Отдельные требования к содержанию системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС совпадают с предыдущими стандартами. Поэтому при составлении системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС подчеркните основные отличия от предыдущих стандартов.
Требование 1. Новые ФГОС предъявляют меньше требований к описанию содержания системы оценки. Теперь можно включить в эту часть особенности оценивания, которые характерны именно для вашей школы. Также более свободная форма позволит сосредоточиться на ключевых позициях содержания – критериях оценки и формах представления результатов.
Требование 2. Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Отслеживать формирование личностных результатов все-таки нужно, но без оценивания, например с помощью мониторинга. Укажите, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты. Пример формулировки контроля личностных результатов в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Фрагмент системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО – контроль личностных результатов
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО
Проверьте, что система оценки достижения планируемых результатов не противоречит локальным актам о ВСОКО
Требование 3. Предыдущие ФГОС предусматривали оценку динамики учебных достижений учеников только для начальной школы. По новым ФГОС оценка динамики учебных достижений учеников включена в ООП не только начальной школы, но и основной. Поэтому предусмотрите в ООП НОО и ООП ООО оценку динамики учебных достижений учеников.
Требование 4. Система оценки достижения планируемых результатов теперь должна обеспечивать объективную информацию о качестве подготовки учеников. Эту информацию сделайте доступной для всех участников образовательных отношений. Для этого в системе оценки укажите, как планируете отслеживать качество подготовки учеников. Также отметьте, как проверите доступность информации, распишите критерии, формы отчетности и др.
Требование 5. Ориентированность на воспитание учеников по новым ФГОС сохранилась только на уровне НОО, на уровне ООО это требование убрали. При этом для уровня НОО к ориентированности на воспитание добавили ориентированность на личностное развитие учеников. Поэтому, когда будете описывать контроль личностных результатов, сделайте акцент на личностное развитие и способы его проверки.
По новым ФГОС ООО в требованиях к системе оценки изменили перечень методов и форм обучения. Перенесите из прежних ООП: проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценку, наблюдения, испытания (тесты). Добавьте к ним новые: командные и исследовательские работы, взаимооценку, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемые с использованием цифровых технологий. Убедитесь, что убрали стандартизированные письменные, устные работы, которых нет в новых стандартах третьего поколения.

А ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ
Пять чек-листов, которые помогут подготовить и провести итоговое собеседование – 2022 >>
Требование 6. При разработке системы оценки для уровня ООО опишите организацию и содержание промежуточной аттестации учеников. Распишите промежуточную аттестацию урочной и внеурочной деятельности, внесите оценку проектной деятельности. При этом описывать организацию и содержание ГИА и итоговой оценки по предметам, которые не выносят на ГИА, теперь не нужно. Проверьте, что организация и содержание промежуточной аттестации учеников не противоречат положению о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Функциональная грамотность школьников: как развивать во втором полугодии
Уровень сформированности функциональной грамотности школьников оценивают внешние ведомства или сама школа. Чтобы подготовить учеников к внешней и внутренней оценке, следуйте плану мероприятий по формированию функциональной грамотности, который вы разработали в начале года. Ведь Минпросвещения рекомендовало всем школам подготовить план в этом учебном году (письмо от 14.09.2021 № 03–1510). Так, мероприятия плана должны повысить качество образования. Еще они должны быть связаны с метапредметными результатами и универсальными учебными действиями, которые вы указали в ООП уровней образования.
Проконтролируйте, как школа реализовала план мероприятий по формированию функциональной грамотности в первом полугодии. Для этого подведите итоги реализации первого этапа плана – подготовительного. Так убедитесь, что все участники образовательных отношений понимают цели и задачи плана.
Во втором полугодии переходите к реализации практического этапа. Включите в план мероприятия, которые повысят уровень педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности. Проконтролируйте, чтобы учителя включили в уроки задания из открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности. Организуйте внутреннюю диагностику функциональной грамотности школьников. А в конце учебного года подведите итоги, чтобы скорректировать план мероприятий на следующий год. Посмотрите готовый образец плана мероприятий, которые направлены на формирование и оценку функциональной грамотности школьников, на второе полугодие.
Образец плана
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Использовать внешние оценки
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Посмотрите подробную информацию про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников, в таблице выше. Включите в план мероприятий по формированию функциональной грамотности те внешние исследования, которые выпали на второе полугодие 2021/22 учебного года.
Таблица. Внешние исследования функциональной грамотности
Провести оценку внутри школы
Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги готовят метапредметную контрольную работу, в которую включают задания по каждому компоненту функциональной грамотности. Если вы хотите проконтролировать каждое направление отдельно, подготовьте контрольно-измерительные материалы и включите их в фонд оценочных средств.
Чтобы добавить в фонд оценочных средств задания на проверку функциональной грамотности, используйте открытые банки заданий. Например, демоверсии работ по оценке всех шести компонентов функциональной грамотности есть в банке заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на сайте skiv.instrao.ru. А на сайте fipi.ru есть раздел с открытым банком заданий для оценки естественно-научной грамотности школьников 7-9-х классов. Если вам нужно создать метапредметную контрольную работу, смотрите банк заданий Минпросвещения на сайте fg.resh.edu.ru. Там есть упражнения, чтобы сформировать все компоненты функциональной грамотности у школьников разных параллелей.
включает функциональная грамотность
Обновить план по формированию функциональной грамотности
Работу по формированию функциональной грамотности школьников вы организовали в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определили мероприятия. По итогам первого полугодия проанализируйте, как реализовали подготовительный этап плана. Скорректируйте мероприятия для практического этапа, который начнете реализовывать во втором полугодии. А в конце учебного года запланируйте подвести итоги работы по формированию функциональной грамотности школьников. Проанализируйте результаты, определите точки роста и составьте план на следующий учебный год.
Подвести промежуточные итоги. Подведите итоги подготовительного этапа. Для этого определите контрольные точки и мероприятия, которые нужно было провести. Например, к концу первого этапа участники образовательных отношений должны понимать цели и задачи плана по формированию функциональной грамотности. Что еще нужно проконтролировать по итогам подготовительного этапа плана смотрите в памятке. Если подготовительный этап вы реализовали в полном объеме, во втором полугодии приступайте к практическому.
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору
Запланировать мероприятия практического этапа. Предусмотрите мероприятия для практического этапа. Порекомендуйте руководителям методических объединений организовать заседания, на которых педагоги обменяются опытом по формированию функциональной грамотности школьников. Еще проведите педагогический совет и методические семинары, которые помогут коллегам организовать образовательную деятельность так, чтобы повысить функциональную грамотность школьников. Запишите учителей на курсы повышения квалификации по теме формирования функциональной грамотности на уроках. Обеспечьте участие педагогов в профессиональных конкурсах, которые посвящены развитию функциональной грамотности школьников.
Проконтролируйте, как педагоги используют на уроках задания для формирования функциональной грамотности из открытого банка. Включите в план мероприятия по диагностике функциональной грамотности школьников. Это позволит регулярно проверять уровень ее сформированности у учеников.
Организуйте участие школьников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности. Поручите педагогам подготовить учеников к конкурсам. Включите в план ВШК контроль качества занятий на спецкурсах и внеурочной деятельности. Также проверьте работу учеников в рамках проектной и исследовательской деятельности. Еще проконтролируйте организацию работы в профильных группах старших классов.
Подвести итоги в конце учебного года. В апреле переходите к рефлексивно-оценочному этапу, чтобы подвести итоги работы за год. Определите все положительные изменения и проблемы. Это поможет скорректировать внутришкольную модель по формированию функциональной грамотности учеников на следующий учебный год.

А ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ
Организуйте в формате ВПР мониторинг качества подготовки школьников. Проведите опрос педагогов, чтобы узнать их ожидания от реализации плана. Проанализируйте результаты и внесите корректировки в план на следующий учебный год. Еще проведите методические мероприятия, чтобы педагоги обобщили свой опыт по развитию функциональной грамотности школьников. Например, организуйте конкурс инновационных продуктов, ярмарку методических идей, научно-практическую конференцию или мастер-классы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
