
Как обновить план развития ВСОКО на II полугодие 2021/22 учебного года
При разработке плана развития ВСОКО на II полугодие опирайтесь на локальные акты школы: положение в ВСОКО, положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, положение о ВШК и др. Единого регламента по структуре ВСОКО, планам ее развития и функционирования нет. Самостоятельно определите компоненты, структуру, параметры так, чтобы они отвечали интересам вашей школы. Например, в логической структуре ВСОКО отразите три направления: качество образовательных результатов, качество реализации образовательной деятельности и качество условий, которые обеспечивают образовательную деятельность. Еще отметьте состав лиц, которых привлечете к оценке качества образования, включите график оценочных процедур или систему мониторинга.
Чтобы обновить план развития ВСОКО, учитывайте новые требования к качеству образования и изменения в сфере образования. Так в II полугодии учитывайте рекомендации ведомств по графику оценочных процедур в школе (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01–169/08–01). Используйте возможности подготовки к международным тестированиям, например PISA. Это позволит развивать функциональную грамотность школьников, что является одним из факторов качества образования. Еще обратите внимание на особые условия, в которых работает школа, – периоды карантина или дистанционного обучения в течение I полугодия. Главный санитарный врач постановил продлить действие антикоронавирусных санитарных правил до 1 января 2024 года (постановление от 02.11.2021 № 27). Это означает, что за каждым классом все также придется закрепить отдельный учебный кабинет и проводить в нем обучение почти по всем предметам (п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598–20). Также следите за изменениями в графиках и формах проведения ВПР, ГИА и других оценочных процедур федерального уровня. Изменения могут произойти из-за ухудшения эпидобстановки.
Далее в статье узнаете, какие изменения нужно отразить в плане развития ВСОКО. На полях увидите направление контроля, которое нужно дополнить, и примерные сроки для конкретных задач.
Качество образовательных результатов
Проверить готовность к ВПР Главное в статье Скрыть
В этом учебном году ВПР для учеников 7-х и 8-х классов станут обязательными. Ранее они писали такие работы по решению руководства школы. Школьники 4-6-х классов будут проходить ВПР, как и раньше. Сдавать ли ВПР ученикам 10-11-х классов, как и в предыдущие годы, вы решаете самостоятельно. Причем проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проходить по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи на ЕГЭ.
Работы пройдут весной – с марта по май (приказ Рособрнадзора от 16.08.2021 № 1139). Изменения затронут состав заданий. Теперь они будут индивидуализированными, то есть задания составят специально для конкретной школы. Нововведения коснулись и графиков ВПР. Теперь расписания стали «плавающими», то есть школа может выбрать подходящие даты, чтобы не перегрузить учеников проверочными мероприятиями.
Чтобы проанализировать, как педагоги учитывают на уроках темы и разделы, которые школьники плохо усвоили по итогам ВПР-2021, порекомендуйте учителям использовать возможности сопутствующего повторения. Пусть педагоги включат задания по наиболее трудным для школьников темам и разделам в домашние работы, а также в индивидуальные задания для отдельных учеников.
Главное в статье Скрыть Работа на уроках. Контроль по этому направлению проводите выборочно по предметам, педагогам или параллелям. Это позволит избежать перегрузки в отношении отдельных учителей и школьников. Обратите внимание на качество и содержание заданий аналогичных ВПР, которые предлагает учитель школьникам.
Контрольные мероприятия. Чтобы оценить результаты, которых достигли ученики перед ВПР, запланируйте контрольные мероприятия. Проведите тематическую проверку, выборочную проверку рабочих тетрадей, административный контрольный срез знаний, а также персональный контроль. Учитывайте рекомендации Минпросвещения и Рособрнадзора по формированию графика оценочных процедур, чтобы не перегрузить школьников (письмо от 06.08.2021 № СК-228/03, 01.169/08–01). Так, включите контрольные мероприятия в тематическое повторение, если такую работу педагог предусмотрел в рабочей программе по предмету. Если в школе действует своя система повышения качества образования в виде регулярных мониторингов или системы учебных отработок, используйте их для контроля готовности к ВПР, чтобы время урока отводить на программный материал.
Качество реализации образовательной деятельности
Спланировать работу по оценке качества на основе международных исследований
В 2021 году должен был начаться новый цикл международного исследования PISA. Но из-за пандемии исследование качества образования перенесли на 2022 год. В новом цикле PISA основное внимание уделят математической грамотности. А в качестве дополнительного инновационного направления этого цикла организаторы планируют исследовать креативность мышления школьников. Запланируйте три крупные задачи в плане развития ВСОКО.
Оценочные материалы. Во II полугодии запланируйте провести экспертизу оценочных и методических материалов в ООП по уровням образования. Проверьте, как педагоги работают с новыми оценочными материалами. Проанализируйте качество таких материалов.
Работа на уроках. Запланируйте посещение занятий педагогов. Обратите внимание на то, как учителя формируют читательскую, финансовую, математическую, естественно-научную грамотность школьников. Ведь именно их будут проверять в рамках исследований по международным моделям. Такую работу проводите систематически. Контролируйте работу педагогов в этом направлении, результаты включите в анализ посещенных уроков.
Работа с педагогами. Проверьте, как педагоги владеют функциональной грамотностью. Ведь образовательные стандарты, международные исследования, нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции. Организуйте для учителей диагностику по функциональной грамотности и по навыкам ее развития у школьников.
Качество условий, которые обеспечивают образовательную деятельность
Усилить работу по антитеррористической безопасности
За последние годы участились случаи нападений на школы. Статистика показывает, что такие чрезвычайные ситуации чаще происходят в осенне-весенний период. Минпросвещения еще в конце прошлого учебного года распорядилось усилить защищенность школ (письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07). Проверьте, как коллеги выстроили работу по антитеррористической безопасности. Ведь если ученики и педагоги не чувствуют себя в безопасности в школе, возникает психологическая тревожность и страдает качество образования.
Мониторинг безопасности. Проконтролируйте работу антикризисной команды школы и выполнение кризисного плана. Проинспектируйте, какие антитеррористические меры приняты в школе. Работайте по срокам антикризисного плана.
Работа с педагогами. Проверьте, как классные руководители и учителя включили работу с детьми о правилах поведения в чрезвычайной ситуации. Еще узнайте, проводили ли классные руководители родительские собрания, чтобы снизить тревожность родителей и рассказать, как говорить с детьми о насилии и терактах. Эти формы работы должны быть ежемесячными, чтобы не стать внеплановыми. Запланируйте во II полугодии повышение квалификации педагогов по антитеррористической безопасности.
Работа психолого-педагогической службы. Проверьте деятельность психологической службы школы в этом направлении антитеррористической безопасности: тематические совещания для педагогов школы, родительские собрания, работа с детьми группы риска. Проконтролируйте, чтобы коллеги проводили такую деятельность системно.
Качество реализации образовательной деятельности
Активизировать работу с учениками группы риска
В этом году ФИОКО выпустил методические рекомендации, которые помогут внедрить в практику школ современные разработки в сфере профилактики деструктивного поведения подростков. В материалах разработчики представили направления профилактической работы с детьми, рекомендации по диагностике деструктивного поведения, требования к организации и содержанию профилактики. Еще есть рекомендации по повышению психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах профилактики деструктивного поведения. Чтобы активизировать работу с учениками группы риска, предложите классным руководителям, психологам и соцпедагогам использовать в работе методрекомендации ФИОКО.
Работа с учениками. Проверьте, насколько системно педагоги контролируют посещаемость, учебную успешность и занятость школьников во внеурочное время. Ведь такая работа позволит своевременно увидеть зоны риска ученика – учебные или поведенческие. Проведите социально-психологическую диагностику школьников. При необходимости организуйте коррекционно-развивающую работу. Для этого привлеките школьную психолого-педагогическую службу или внешних специалистов. Во II полугодии акцентируйте внимание на сборе данных о летней занятости учеников группы риска.
Работа с педагогами. Предложите педагогам изучить рекомендации ФИОКО по профилактике деструктивного поведения подростков. Пусть коллеги обменяются опытом в отношении конкретных учеников группы риска. Проконтролируйте, как педагоги разрабатывают для таких детей индивидуальные образовательные маршруты, чтобы ликвидировать академическую задолженность или учебную неуспешность.
Работа психолого-педагогической службы. Осуществите контроль за документацией, которую ведут психолог и социальный педагог в отношении детей группы риска. Личные дела таких школьников курирует не только школа, но и ОПДК, КПДН и другие заинтересованные ведомства.
Качество реализации образовательной деятельности
Качество условий, которые обеспечивают образовательную деятельность
Активизировать работу с детьми с ОВЗ и инклюзивное образование
Одним из важных направлений работы школы является работа с детьми с ОВЗ, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Проверьте, как педагоги обеспечивают системную работу с такими детьми: вовлекают в олимпиады, интеллектуальные или творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия. Ведь Президент поручил ведомствам и чиновникам проработать этот вопрос (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). Также ведомства должны будут разработать и утвердить требования и показатели деятельности школ, чтобы обеспечить инклюзивное образование. Проконтролируйте, как сейчас обстоит работа школы и в этом направлении.
Мониторинг учета индивидуальных потребностей. Проверьте, как педагоги реализуют инклюзивное образование. Ведь для учеников, которые проходят обучение по АООП, ИУП или индивидуальное обучение на дому, детей-инвалидов или детей с ОВЗ, необходимы условия инклюзии. Проанализируйте, насколько родители таких детей удовлетворены условиями, которые школа создала с учетом индивидуальных потребностей школьников.
Работа с учениками. Оцените динамику учебной и внеучебной деятельности школьников, которые имеют особенности в развитии. Сделайте это относительно их личных возможностей. Результаты включите в анализ работы школы за год в раздел по созданию условий инклюзивного образования.
Работа с педагогами. Проконтролируйте разработку индивидуальных образовательных маршрутов для учеников, которые нуждаются в этом. Проверьте, все ли педагоги, которые работают с такими детьми, прошли курсы повышения квалификации по этому направлению.
Работа психолого-педагогической службы. Проанализируйте работу педагога-психолога и социального педагога с детьми с ОВЗ. Посмотрите, адаптировались ли такие дети к инклюзивным условиям обучения в школе.
Качество образовательных результатов
Проанализировать количество контрольных и проверочных работ
Сократите объем контрольных и проверочных работ в школе, чтобы обеспечить обоснованный режим контроля знаний. Так вы сможете выполнить одно из поручений Президента (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). При выборе работ сделайте акцент на актуальности задач мониторинга качества образования. Проверьте, чтобы график оценочных процедур на II полугодие учитывал рекомендации ведомств (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01–169/08–01).
Проанализируйте фактический объем учебной и внеучебной нагрузки школьников. При этом учитывайте реальное время, которое дети тратят на выполнение учебных заданий, когда готовятся к занятиям. Это необходимо, чтобы сохранить здоровье школьников. Проверьте условия и ресурсы школы, чтобы обеспечить для учеников возможность выполнять такие учебные задания в школе. Например, в рамках реализации модели «Школа полного дня» или в группах продленного дня.
Работа с педагогами. На заседании педсовета или методического совета школы проанализируйте систему форм и приемов контроля текущей успеваемости, которую используют педагоги. Это позволит синхронизировать, упростить и сократить избыточное количество контрольных и проверочных мероприятий. Порекомендуйте педагогам, которые работают в одной параллели, создать банк комплексных работ и включить только эти работы в график оценочных процедур на II полугодие.
Качество реализации образовательной деятельности
Качество условий, которые обеспечивают образовательную деятельность
Контролировать работу с ИКТ
Проконтролируйте, как педагоги на занятиях соблюдают требования Санитарных правил и СанПиН к работе с электронными средствами обучения. Еще проверьте, какие ресурсы и сервисы используют учителя на уроках, а дети при подготовке к ним. Проанализируйте качество таких электронных ресурсов. Так, с 1 января 2022 года Минпросвещения будет проводить экспертизу содержания и лицензирование электронных образовательных ресурсов (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). А с 2023 года в школах планируют ввести исключительно государственные информационные системы или ресурсы. Их будут применять для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС). Ведь электронные системы или ресурсы часто сопряжены с обработкой персональных данных учеников.
Работа с педагогами. Попросите педагогов описать, какие средства ИКТ, электронные системы и ресурсы они используют в урочной и внеурочной деятельности. Соберите и проанализируйте сведения, которые вам предоставят коллеги.
Работа с учениками. Проведите опрос или анкетирование школьников, чтобы определить, какие электронные средства обучения учителя используют на уроках, сколько времени тратят на работу с ними. Узнайте, какие электронные образовательные ресурсы используют педагоги на уроках. Так вы повысите объективность тех данных, которые вам предоставили учителя. Еще предложите школьникам описать дополнительные и интересные для них электронные ресурсы и формы их применения на уроках.
Контрольные мероприятия. Посетите занятия и проанализируйте качество электронных ресурсов, а также средств обучения, которые педагоги используют на уроках, в домашних заданиях, во внеурочной работе с детьми. В рамках контроля подготовки к международным исследованиям оцените, как учителя формируют функциональную грамотность школьников средствами ИКТ. Запланируйте ревизию сайта школы, ведь с 1 марта 2022 года будут действовать новые Правила (постановление Правительства от 20.10.2021 № 1802).
Качество реализации образовательной деятельности
Проанализировать внеурочную деятельность
Проведите анализ внеурочной деятельности в рамках ВСОКО. Такая деятельность должна соответствовать требованиям ФГОС, Санитарных правил и СанПиН. Проверьте, что в положение о ВСОКО вы включили критерии и показатели для анализа внеурочной деятельности. Перечень критериев и показателей определите самостоятельно. Также проконтролируйте, чтобы тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности педагоги составили с учетом рабочей программы воспитания (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО и п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Если ваша школа не вошла в пилотный проект по деятельности советников директоров по воспитанию, проанализируйте условия и ресурсы школы, чтобы ввести такую работу со следующего года. Еще продумайте возможность внедрить в деятельность вашей школы модель «Школа полного дня». Так вы интегрируете между собой урочную и внеурочную деятельность учеников, программы дополнительного образования детей, включая пребывание в группах продленного дня, и выполните одно из поручений Президента (поручение Президента от 24.09.2021 № Пр-1808ГС).
Главное в статье СкрытьОбразец плана функционирования ВСОКО на II полугодие 2021/22 учебного года
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Контроль работы методобъединений в декабре. Промежуточные итоги воспитательной и проектной работы»>>. Чтобы подвести итоги работы школы за первое полугодие, в декабре проверьте, как педагоги организовали воспитательную и проектную работу. В статье – готовые образцы аналитических справок, которые помогут зафиксировать результаты контроля.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум для замдиректора: как обновить план развития ВСОКО на II полугодие 2021/22 учебного года
Пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Итоговое сочинение: как проверить, чтобы скорректировать подготовку выпускников к ГИА
Первого декабря начнется важное экзаменационное испытание одиннадцатиклассников – итоговое сочинение. После проведения экзамена проконтролируйте, как экспертная комиссия организовала проверку работ выпускников. После завершения проверки ознакомьте учеников и их родителей с результатами экзамена под подпись.
Проанализируйте результаты итогового сочинения. Результаты сочинения показывают дефициты подготовки не только по русскому языку, но и по другим предметам, где выпускники должны написать текст. Поэтому предложите всем педагогам скорректировать подготовку выпускников к ГИА на основе результатов итогового сочинения.
Зафиксируйте итоги экзамена в аналитической справке. На основе справки подготовьте приказ. В содержание приказа включите выводы и рекомендации, которые прописали в справке. Смотрите образец приказа.

ВАЖНО
Не проверяйте и не оценивайте черновики, которые использовали выпускники во время написания итогового сочинения
Контролировать работу экспертной комиссии
Проверяют итоговое сочинение члены экспертной комиссии. Проконтролируйте, чтобы при проверке работ экспертная комиссия ориентировалась на методические рекомендации Рособрнадзора (письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 № 04–416). Напомните педагогам, которых назначили экспертами комиссии, что нужно сохранять объективность при проверке работ выпускников. Для этого предложите им воспользоваться чек-листом.
Все работы эксперты должны проверить в течение семи календарных дней. Проконтролируйте, как идет проверка. Смотрите основные этапы проверки, а также ответственных на схеме 1.
Схема 1. Этапы проверки итогового сочинения
Схема 2. Кто может повторно написать итоговое сочинение в допсроки
Скачать
Выявить участников итогового сочинения в дополнительные сроки. Если ученик получил «незачет», расскажите, что он сможет написать сочинение повторно в дополнительные сроки. В 2021/22 учебном году – это 2 февраля и 4 мая. Проведите педсовет по допуску такого ученика к повторному итоговому сочинению. Предупредите педагогов и учеников, что к повторному сочинению школа допустит выпускника, если он входит в одну из категорий. Смотрите категории участников, которых можно допустить к повторному экзамену, на схеме 2. Процедура организации и проведения повторного итогового сочинения такая же, что и при первой сдаче. Оформите те же документы, что и в первый раз.
Проанализировать результаты сочинения
Проанализируйте результаты итогового сочинения. Поручите это сделать учителям русского языка. Организуйте заседания с педагогами и методическим советом школы. На них обсудите результаты экзамена и составьте график консультаций для учеников группы риска. Выводы зафиксируйте в справке о результатах итогового сочинения. Включите в справку сведения о том, как ученики выполнили требования и критерии итогового сочинения, какие темы выбрали. Перечислите типичные ошибки выпускников. Пропишите выводы и рекомендации. Посмотрите готовый образец справки о результатах итогового сочинения.
-
Как долго хранить бланки итогового сочинения?
Сроки хранения бланков итоговых сочинений и изложений определяют региональные органы исполнительной власти. Копии бланков храните не меньше месяца. Когда срок хранения истечет, вы сможете уничтожить материалы.
На основании справки подготовьте приказ, в котором зафиксируйте управленческие решения по результатам итогового сочинения. Посмотрите образец приказа о результатах итогового сочинения.
Готовые документы. Справка и приказ
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

СПРАВКА
Если в протоколе проверки эксперт ставит «незачет» по одному из требований или по критериям 1–2, то по всем другим требованиям и критериям также должен быть поставлен «незачет»
Скорректировать подготовку выпускников
По результатам итогового сочинения скорректируйте подготовку одиннадцатиклассников к ГИА. Порекомендуйте педагогам организовать дифференцированный подход при подготовке выпускников к экзаменам.
Организуйте заседание учителей русского языка. Поручите руководителю методического объединения провести совещание с педагогами, которые ведут уроки русского языка у выпускников. Проконтролируйте, что на заседании педагоги обсудили результаты итогового сочинения, выявили дефициты и скорректировали подготовку к ГИА по русскому языку.
Проведите заседание методического совета школы. После того как педагоги русского языка скорректируют свои планы подготовки выпускников к ГИА, проведите заседание методического совета. Результаты итогового сочинения показывают дефициты подготовки не только по русскому языку, но и по другим предметам. Это предметы, по которым выпускники должны написать текст: история, обществознание, иностранные языки. Предложите всем педагогам объединить усилия по подготовке выпускников. Для этого поручите им провести интегрированные уроки.
Выявите группу риска. По результатам итогового сочинения выявите группу риска. К ней относятся ученики, которые получили на итоговом сочинении «незачет». Также включите в группу риска тех, кто может не перейти минимальный порог на ГИА. Организуйте для учеников группы риска дополнительные занятия с педагогами русского языка. Типы учеников из группы риска и форматы дополнительных занятий для них смотрите на схеме 3. Составьте график дополнительных консультаций для учеников группы риска.
Схема 3. Работа с учениками группы риска

СПРАВКА
2 февраля и 4 мая – дополнительные сроки написания итогового сочинения в 2021/22 учебном году
ПРИМЕР. График консультаций учеников группы риска

-
Что делать, если выпускник не явился на итоговое сочинение без уважительной причины или не может подтвердить ее документально?
Не допускайте такого выпускника к повторной сдаче итогового сочинения в дополнительные сроки, а также к ГИА. Выдайте такому ученику по окончании учебного года справку об обучении. Объясните родителям и ребенку, что он сможет зачислиться в школу экстерном в следующем учебном году, чтобы написать итоговое сочинение, а также сдать ГИА и получить аттестат.
А ТАКЖЕ:
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Как провести аттестацию ученика, который находится на семейном образовании»>>. В школу в любой момент может прийти ребенок, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. И школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию. В статье – рекомендации и полный комплект документов, чтобы без ошибок провести промежуточную аттестацию такого ребенка.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

А ТАКЖЕ: