
Как контролировать ведение журналов успеваемости
Единых федеральных требований к ведению журнала успеваемости нет. Ориентируйтесь на нормы, которые установили в вашем регионе, чтобы определить в какой форме вести журналы – в бумажной или электронной.
Ответственность по работе с журналом школа закрепляет в локальном акте, например, в положении об электронном или бумажном классном журнале. Проверьте, что в вашем локальном акте вы отразили вопросы сроков внесения в журнал сведений об учениках, тематического планирования, тем проведенных уроков и домашних заданий. Еще посмотрите, включили ли вы в документ порядок взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал и архивирование сведений об успеваемости. Это необходимо, если педагоги ведут журнал успеваемости в электронном виде.
Проконтролируйте, не нарушают ли учителя правила заполнения классных журналов. Так, Минпросвещения направило в регионы письмо, в котором разъясняет особенности ведения журналов успеваемости и выставления отметок (письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08). Еще ведомства дали рекомендации по формированию графика оценочных процедур в 2021/2022 учебном году (письмо Минпросвещения № СК-228/03, Рособрнадзора № 01–169/08–01 от 06.08.2021).
Определите периодичность и цели проверки журналов успеваемости. Организуйте систематический контроль работы педагогов в этом направлении. Так вы сможете оперативно выявить и устранить нарушения, чтобы не получить предписание от надзорных органов в ходе проверок.
Закрепите периодичность и определите цели проверки
Периодичность проверки школьной документации вы устанавливаете самостоятельно. Предусмотрите систематический контроль журналов успеваемости. Например, проверяйте, как педагоги работают с журналом, один-два раза в учебный период. Причем используйте разные цели контроля. Посмотрите периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля на схеме 1. А на схеме 2 посмотрите примеры целей проверки классных журналов.
Схема 1. Периодичность проверки классного журнала в зависимости от цели контроля
Закрепите периодичность проверки журналов успеваемости, в плане внутришкольного контроля. Помимо классных журналов, запланируйте регулярную проверку других журналов, в которых фиксируется образовательная деятельность. Перечень журналов, которые также нужно систематически проверять, посмотрите на схеме 3.
Схема 2. Примеры целей проверки классных журналов
Схема 3. Журналы, в которых фиксируется образовательная деятельность

ВАЖНО
Школам нельзя одновременно вести журнал успеваемости в электронном и бумажном виде. (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08)
Осуществите проверку
Контролируйте, чтобы педагоги не вели журнал успеваемости в электронном и бумажном виде одновременно. Педагоги могут заполнять журнал только в одной форме: либо в бумажной, либо в электронной (п. 2.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). При этом ведение журнала успеваемости является госуслугой, которую предоставляют в электронном виде (распоряжение Правительства от 25.04.2011 № 729-р).
При любой цели проверки журналов обращайте внимание на правильность и своевременность записей в документах. В бумажном журнале класса для замечаний отведена специальная страница в конце. Укажите дату проверки, ее цель, замечания конкретным педагогам и срок их устранения. В назначенный срок проверьте, устранены ли замечания, сделайте об этом соответствующую запись и заверьте ее подписью. Посмотрите ниже пример оформления замечания в бумажном журнале.
ПРИМЕР. Пример оформления замечаний в бумажном журнале

Для контроля классных журналов в конце учебного периода используйте чек-лист. Так вы подойдете к проверке комплексно и ничего не упустите.

ВАЖНО
Справку по итогам контроля классных журналов подготовьте в течение двух-трех дней после окончания проверки, чтобы учителя оперативно исправили недочеты
Проанализируйте результаты и подведите итоги
По итогам проверки классных журналов составьте аналитическую справку. Четко определите и зафиксируйте в справке цель проверки журнала. Отметьте в ней проблемы, которые выявили в ходе контроля, сделайте выводы и определите пути решения проблем. Выводы и рекомендации в справке дайте в соответствии с целями проверки. Ознакомьте с результатами проверки педагогов, работу которых вы проверяли. Тогда они смогут учесть недочеты и своевременно их исправить. Посмотрите примеры формулировок для подготовки аналитической справки.
Примеры формулировок для справки
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите вариант формулировки
Посмотрите образец аналитической справки, которая поможет зафиксировать результаты проверки качества ведения журналов. Возьмите ниже еще четыре образца справок, которые отличаются по цели проверки журналов: ведение электронного журнала; своевременность заполнения; накопляемость текущих и объективность выставления четвертных отметок; своевременность выставления отметок за I полугодие, заполнение сводных ведомостей успеваемости и посещаемости.
Возьмите готовые справки
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Ребенок отказывается идти в школу. Четыре ситуации, когда замдиректора должен вмешаться»>>. Когда ребенок не хочет ходить в школу, родители пытаются найти этому причины и приходят с претензиями к заместителю директора. В статье – как построить диалог с такими родителями, избежать конфликтов и помочь ребенку адаптироваться к школе. Также смотрите шпаргалки, чтобы подготовиться к разговору с родителями, и памятку для педагогов.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

А ТАКЖЕ: