ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2021года
Срочно к сентябрю!

Ревизия рабочих программ. Как помочь педагогам спланировать изменения

Лариса Бикбаева, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 12» г. Анжеро-Судженск
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из №5. В статье – четкий алгоритм и чек-лист, чтобы провести ревизию рабочих программ. Их подготовила ваша коллега, серебряный призер конкурса «Лучшая школа России – 2021» в номинации «Лучший зам по УВР». Из-за новых требований ФГОС в этом году обязательно надо обновить все рабочие программы. Поэтому ревизию проведите уже в мае, чтобы учителя могли скорректировать программы еще до того, как уйдут в отпуск. А по готовому плану проверите, как педагоги внесли изменения.
 


Вы можете читать статью или сразу перейти в мини-курс>>, который поможет провести ревизию. В уроках потренируетесь находить ошибки педагогов в содержании и оформлении рабочих программ, а также спланируете обновление фонда оценочных средств. 

Ревизия рабочих программ – трудоемкая и неблагодарная задача. Чтобы проверить все документы педагогов, нужно много времени и сил. А в итоге учителя часто подходят к исправлениям формально. Но отказаться от ревизии рабочих программ нельзя. Ведь в этом году правки для галочки не пройдут – изменились требования ФГОС. Сэкономить время и нервы поможет алгоритм в статье. Часть работы можно делегировать руководителям ШМО – для этого есть готовый чек-лист.

Контроль лучше запланировать на май. Так вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году. А учителя успеют внести изменения по замечаниям, которые вы выявите.

Проверьте структуру рабочих программ

Требования ФГОС к структуре рабочих программ изменились, но обязательных компонентов по-прежнему три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Новое требование учитывать в тематическом планировании рабочую программу воспитания действует с января 2021 года. При этом школы должны разработать и начать реализовывать рабочие программы воспитания только с 1 сентября 2021 года. Поэтому с большой долей вероятности учителя вашей школы еще не успели скорректировать программы по новым требованиям. Но это обязательно нужно будет сделать до начала нового учебного года. О том, что порекомендовать педагогам, читайте далее в статье.

Проанализируйте, как сформулированы планируемые результаты

В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» учитель перечисляет три группы планируемых результатов: предметные, метапредметные и личностные. Формулировать результаты педагог должен с опорой на ФГОС и с учетом примерных ООП.

Прямым текстом ни в одном нормативном акте не прописана обязанность учителя брать точные формулировки из ФГОС. Но во время проверки эксперты могут обратить внимание на несоответствие рабочей программы тексту стандарта. Тогда школа получит замечание. Чтобы обезопасить себя от лишних вопросов экспертов, лучше сразу рекомендовать учителям брать дословные формулировки планируемых результатов из ФГОС и закрепить это требование в локальном акте.

Во время ревизии проверьте, как учителя сформулировали планируемые результаты в рабочих программах. Для этого соотнесите тексты программ со ФГОС нужного уровня образования. В таблице 1 смотрите примеры верных и ошибочных формулировок.

Сопоставьте программы с ООП

Соотнесите целевой раздел ООП с рабочими программами. Планируемые результаты, которые содержит целевой раздел ООП, должны совпадать в формулировках с планируемыми результатами в рабочих программах.

Структура рабочих программ, которая описана в ООП, должна быть идентична структуре рабочих программ учебных предметов. Еще обратите внимание на наименование учебных предметов. Если в учебном плане и других частях ООП используете определенное название предмета или курса, такое же название должно быть и в рабочей программе. Особенно это важно для учебных предметов и курсов, которые не входят в обязательную часть учебного плана. Их названия ФГОС не регламентирует, поэтому шанс расхождений выше.

Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Во всех документах количество часов должно совпадать для уровня образования и для учебного года. В противном случае на федеральном контроле качества школа получит предписание.

Еще один важный момент касается содержания учебных предметов, курсов дисциплин в ООП и соответствующих разделах рабочих программ. Нормативные документы не обязывают школу включать это содержание в ООП. Если в ваших ООП не прописано содержание учебных предметов, курсов дисциплин, то никаких ограничений нет. Педагоги сами определяют, как формировать содержание предметов. Если же вы вынесли в ООП содержание, то оно должно быть продублировано и в рабочих программах в разделе «Содержание учебного предмета, курса» дословно, как в ООП.

Проверьте раздел о содержании учебного предмета

Содержание учебного предмета, курса должно быть направлено на достижение планируемых результатов. Посмотрите пример анализа, чтобы проверить, учел ли это педагог, когда писал рабочую программу.

ПРИМЕР. Анализ содержания рабочей программы

В рабочей программе по музыке на уровне ООО заявлен планируемый предметный результат «Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса». В разделах рабочей программы «Содержание учебного предмета, курса» и «Тематическое планирование» нет ни одной темы, в рамках которой дети изучали элементарную нотную грамоту. Получается, учитель описал предметный планируемый результат, но ни в содержании, ни в тематическом планировании не предусмотрел ни одного способа, чтобы достичь этого результата. Если на федеральном контроле качества эксперты обнаружат такое несоответствие, школа получит замечание или предписание.

Если в локальном акте школы фиксируете дополнительные требования к этому разделу рабочих программ, проверьте, как учитель их выполнил. Например, можно зафиксировать обязанность учителя описать межпредметные связи или предложить шаблон, по которому учителя должны описывать содержание.

Проанализируйте тематическое планирование

Тематическое планирование с января 2021 года нужно разрабатывать с учетом рабочей программы воспитания школы. Педагог на уроках должен реализовать воспитательный потенциал предмета в соответствии с целями и задачами, которые описаны в программе воспитания. А отразить, как он будет это делать, учитель должен в тематическом планировании. То есть в тематическом планировании должны появиться темы, которые активизируют воспитательный компонент.

Порекомендуйте педагогам ориентироваться на инвариантный модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок», когда они будут корректировать рабочие программы по новым требованиям. Например, включить в тематическое планирование уроки-экспедиции, учебные дискуссии, интеллектуальные и ролевые игры.

Кроме новшеств проверьте, заложены ли часы в тематическом планировании на текущий контроль в рамках освоения тем, промежуточную и итоговую аттестацию. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы. Еще сверьте количество часов с учебным планом.

Проверьте, какие оценочные материалы приложили учителя к программам. Об этом подробнее читайте далее в статье.

Найдите в программах оценочные материалы

ФГОС в прямом виде не требует от педагогов включать в рабочие программы оценочные средства. Но в организационном разделе ООП эти материалы должны быть, то есть разработать их учителям придется в любом случае.

Чтобы школьная документация была согласована между собой, лучше всего закрепить в школьном локальном акте обязанность учителей готовить оценочные материалы и оформлять их приложением к рабочей программе. Оценочные средства надо связать с планируемыми результатам – указать оценочный инструментарий, который учитель будет использовать для оценки достижения каждого результата. Это может быть тест, контрольная работа, тексты изложений, диктанты, темы проектов, сочинений. Посмотрите вариант оформления КИМ для промежуточной аттестации по геометрии.

Образцы справки и КИМ

Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Обратите внимание педагогов, что оценочные материалы они должны составлять с учетом результатов оценочных процедур разного уровня: ГИА, ВПР, PISA, стартовых и входных диагностик. Посмотрите в таблице 2, что и как нужно учесть в рабочих программах. Раздайте таблицы учителям, чтобы они к сентябрю обновили оценочные материалы в рабочих программах.

Проинспектируйте программы по требованиям локального акта

Проверьте, насколько соответствуют рабочие программы вашим локальным нормативным актам. Например, ни ФГОС, ни Федеральный закон № 273-ФЗ не обязывают учителей разрабатывать календарно-тематическое планирование. Но вы можете закрепить это требование в локальном акте школы. В таком случае соотнесите часы, которые учитель отводит на изучение темы, и содержание учебного предмета в рабочей программе и календарно-тематическом планировании. 

Проверьте, как включили содержание новых концепций преподавания

Учителя химии, физики и астрономии должны были в 2020/21 учебном году скорректировать рабочие программы по требованиям новых концепций. Еще раньше приняли концепции по обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, а также предметным областям «Искусство» и «Технология».

Проследите, чтобы в рабочие программы педагоги внесли изменения из таблицы 3. Если учителя не скорректировали программы, раздайте им таблицу, чтобы к сентябрю они актуализировали документы.

Спланируйте методическую работу по коррекции программ

По результатам ревизии спланируйте мероприятия, чтобы помочь педагогам изменить программы к новому учебному году. Начните с рабочего совещания. На нем актуализируйте требования к составлению рабочих программ. Обсудите с учителями изменения из-за новых концепций преподавания. Все мероприятия по контролю качества посмотрите в готовом плане.

План контроля качества рабочих программ

Отредактируйте текст плана

Добавить – добавьте строку в план

Печать – распечатайте план

 – удалите строку плана

Раздайте педагогам чек-листы по структуре программ. Так учителя будут понимать, какие требования предъявляются к рабочим программам, и смогут провести самоконтроль.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2021года
Срочно к сентябрю!

Как описать в новой рабочей программе воспитания инвариантные модули

Наталья Лунева, замдиректора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из №6. В статье – рекомендации, которые помогут составить самую объемную часть новой рабочей программы воспитания – раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Работу над программой лучше начать с обязательных модулей этого раздела, потому что они будут общими для всех уровней образования. Рекомендации подготовил эксперт-практик, который курирует разработку программы воспитания в своей школе.

Рабочая программа воспитания – новая обязательная часть ООП. На каждый уровень образования надо составить отдельную программу. Все три документа должны быть связаны единой целью и задачами.

Прежде чем составлять программу, изучите примерную программу воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Еще руководствуйтесь Методическими рекомендациями РАО (Методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). В этих документах подробно описан процесс подготовки рабочих программ воспитания, указан примерный объем и содержание их разделов.

Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» – самая объемная часть рабочей программы воспитания. Он отвечает на вопрос: «Как образовательная организация достигнет цели и выполнит задачи программы?» Основа этого раздела – инвариантные и вариативные модули. Располагайте их в программах в порядке значимости для вашей школы. Вся деятельность, которую вы описываете в модулях, должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП. Чтобы наполнить модули, определите единую цель и задачи на уровни образования. Не забудьте про сложившиеся традиции в образовательной организации.

Схема 1. Структура описания отдельного модуля в рабочей программе воспитания

Скачать

Выберите структуру, по которой будете описывать модули

Предлагаем оптимальную структуру описания модуля. Ее удобно использовать для всех модулей – и инвариантных, и вариативных. Посмотрите структуру на схеме 1 справа.

Виды и формы деятельности. Перечислите виды деятельности. Посмотрите описание различных видов внеурочной деятельности школьников на схеме 2. Перечислите формы внеурочной деятельности на разных уровнях образования. Когда будете указывать формы, учитывайте возрастные особенности школьников. Например, игра как форма организации деятельности учеников является ведущей на уровне НОО и в 5-м классе. Посмотрите ниже примеры форм внеурочной деятельности.

ПРИМЕР. Формы внеурочной деятельности

Игра. Кружок. Студия. Секция. Клуб. Объединение. Факультатив. Научное общество. Конференция. Слет. Соревнование. Турнир. Встреча. Концерт. Спектакль. Практика. Экскурсия. Культпоход. Туристический поход. Субботник. Десант.

Содержание деятельности. Пропишите к каждому виду деятельности конкретное содержание. То есть наполните мероприятиями содержание каждого модуля. Это могут быть традиционные мероприятия. Также в содержании модулей опишите способы и приемы, которые реализуют воспитательный потенциал. Разведите содержание по уровням образования.

Если вы еще не определились, какие изменения включить в воспитательную работу школы, используйте всероссийские, региональные проекты, мероприятия, конкурсы, которые сейчас реализуют. Например, в реализации модуля «Классное руководство» всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» предлагает ряд мероприятий для школьников.

Для модулей «Самоуправление» или «Профориентация» общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» может стать основой зарождения уклада школьной жизни и класса. Еще можно активизировать и привлечь внимание школьников к всероссийскому конкурсу «Большая перемена».

Целевые приоритеты. Опишите воспитательный потенциал каждого мероприятия с учетом целей и задач воспитания школы. Целевые приоритеты, которые укажете в модулях, должны отражать конечный результат вашей работы. По своей сути – это стратегия деятельности образовательной организации. Посмотрите целевые приоритеты для инвариантных модулей на схеме 3.

ВАЖНО

Три аспекта, которые должны учесть педагоги, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса; подобрать воспитывающее содержание урока; использовать активные формы работы

Ориентируйтесь на направления работы классруков в модуле «Классное руководство»

В модуле «Классное руководство» представьте систему взаимодействия классного руководителя с участниками образовательных отношений. Так, классный руководитель выступает в роли воспитателя, тьютора, куратора, педагога, психолога. В процессе работы педагога развивается институт наставничества между классным руководителем и учеником.

В содержании деятельности классного руководителя обратите внимание на работу с учениками по формированию портфолио достижений ребенка. Пропишите целевые приоритеты в модуле с учетом взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

В содержании модуля «Классное руководство» опишите способы, как реализуется воспитательный потенциал классного руководства, и приемы, которые помогут классному руководителю в работе. Посмотрите тематические блоки и содержание модуля на схеме 4.

Спроектируйте воспитывающее содержание уроков в модуле «Школьный урок»

Задача модуля «Школьный урок» – придать уроку воспитывающее наполнение, реализовать на уроке цели, которые сформулировали в программе воспитания. Привлеките к работе над этим модулем педагогов школы.

Проведите педсовет. Организуйте и проведите педсовет «Воспитательные компоненты школьного урока». На нем педагогам и предложите заполнить карту «Модуль «Школьный урок». Возьмите готовую карту. Еще проанализируйте разные уроки и определите воспитательную компоненту в цели, содержании и результате уроков.

Карта «Модуль “Школьный урок”»


Скачать

Объясните, что педагоги должны учесть три аспекта, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса, подобрать воспитывающее содержание урока и использовать активные формы работы. Эти же аспекты учтите при описании видов и форм деятельности в модуле «Школьный урок».

Выдайте педагогам памятку, которая расскажет им, как реализовать воспитательный потенциал урока. Например, в подборе содержания урока акцентировать внимание на личностях, которые достигли определенных результатов в области технических, гуманитарных наук, в области управления и менеджмента. Главным воспитательным результатом урока должно стать осознание ответственного отношения к учебному труду со стороны детей. Каждый школьник должен понимать, зачем он учится и для чего.

Внесите изменения в ООП. В целевом разделе, в части планируемых результатов освоения ООП, в личностные результаты пропишите: «в соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку».

ВАЖНО

Рабочая программа воспитания заменила программу духовно-нравственного развития для уровня НОО и программы воспитания и социализации для уровней ООО и СОО

Учитывайте комплексный характер внеурочки, когда пишете модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Не переносите в этот раздел содержание плана внеурочной деятельности. ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности, но чаще всего занятия носят комплексный характер. Отделить одно направление от другого сложно. Поэтому правильнее ориентировать программу сразу по нескольким таким направлениям с опорой на ведущую деятельность: познавательную, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую, спортивно-оздоровительную, трудовую, игровую деятельность. Посмотрите примеры курсов внеурочной деятельности для разных видов деятельности на схеме 2 выше.

Выделите направления работы в модуле «Работа с родителями»

Опишите ведущие направления работы с родителями в части содержания модуля: эффективное общение педагогов с родителями, включение родителей в организации деятельности школьников, повышение родительских компетенций. Посмотрите в примере мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями.

Еще пропишите в содержание модуля, какое участие родители принимают в управлении школой через управляющий совет, общешкольный родительский комитет, совет отцов. Например, совет отцов организует рейды в микрорайоне школы.

ПРИМЕР. Мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями

1. Общение педагогов с родителями: индивидуальные консультации, беседы, школьная родительская конференция отцов.
2. Включение родителей в организацию деятельности школьников: открытые субботы школьников, совместные спортивные и творческие мероприятия, походы выходного дня, выездной учебный день, дни профориентации.
3. Повышение родительских компетенций: курсы повышения родительских компетенций «Азбука для родителей», общешкольные собрания, родительский всеобуч.

СПРАВКА

Модули «Самоуправление» и «Профориентация» можно не включать в рабочую программу воспитания на уровне НОО, если в школе нет профориентационных мероприятий и самоуправления в 1-4-х классах

Разбейте мероприятия в модуле «Самоуправление» по уровням

Мероприятия в модуле разделите на уровни развития ученического самоуправления: уровень школы, классов и индивидуальный. Развитие ученического самоуправления в начальной школе на уровне класса включает организацию совета класса под руководством классного руководителя. В 5-11-х классах классный руководитель становится тьютором. Посмотрите содержание мероприятий на разных уровнях развития ученического самоуправления на схеме 5.

Опишите мероприятия, которые организует ваша школа, в модуле «Профориентация»

ВАЖНО

Содержание инвариантных модулей обязательно должно быть преемственным между уровнями образования

Профориентация предполагает сочетание трех направлений:

  • практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и профессиональной деятельности по тому или иному направлению;
  • информационной поддержки школьников;
  • активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе.

На схеме 6 смотрите варианты мероприятий по этим направлениям. Выберите мероприятия, которые реализует ваша школа, при необходимости добавьте другие и включите их в описание модуля. Не выносите в содержание модуля мероприятия, которые не реализуете в школе.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.