ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2021года
Качество образования
Формы и методы работы

Чек-лист, чтобы проверить рабочую программу воспитания

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
В статье – чек-лист, чтобы проверить, учитывает ли ваша рабочая программа федеральные требования и особенности школы. По нему сможете отследить этапы проверки и зафиксировать результаты, чтобы оперативно исправить программы, если обнаружите недочеты. Ведь работать по ним нужно уже с сентября.

Анализ чек-листа позволит выявить слабые места в документах и вовремя их устранить. Работайте с чек-листом по схеме «сделали пункт – отметили выполнение и оценили качество – исправили ошибки».

Разделы рабочей программы воспитания

Скачать

Проверьте структуру программы

Рабочие программы воспитания всех уровней должны иметь модульную структуру и включать четыре обязательных раздела (п. 19.6 ФГОС НОО, п. 18.2.3 ФГОС ООО, п. 18.2.3 ФГОС СОО). Поэтому проверьте, включены ли в каждую из них разделы, которые представлены на схеме справа. Добавлять или убирать разделы нельзя, иначе вы нарушите требования ФГОС к структуре рабочей программы воспитания.

Проанализируйте содержание разделов

Когда будете проверять содержание разделов рабочих программ воспитания, опирайтесь на примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания. Это поможет выявить ненужную или избыточную информацию.

Разработчики примерной программы рекомендуют использовать ее как конструктор. С этим связана самая распространенная ошибка в рабочих программах воспитания – школы копируют текст примерной программы и оставляют без изменений. Так делать нельзя. Вы можете скопировать примерную программу воспитания, но должны ее изменить под особенности воспитательного процесса вашей школы. Можно убирать ненужное или добавлять свое – так вы получите действительно рабочий документ. Каждый раздел должен содержать информацию о воспитании именно в вашей школе.

  • Сколько рабочих программ воспитания должна разработать школа?

    Всего в школе должно быть три рабочие программы воспитания – отдельно для каждого уровня образования. Это требование ФГОС (п. 9 ст. 2 и ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Еще программы воспитания являются частью ООП уровней образования, а школа разрабатывает отдельные ООП для каждого уровня образования (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
    Письмо Минпросвещения и Рособрнадзора, а также методические рекомендации о разработке программы воспитания содержат иную информацию (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 26.04.2021 № СК-114/06, 01–115/08–01, методические рекомендации РАО от 02.06.2020 № б/н). Эти документы разъясняют, что программа должна быть одна – единая для НОО, ООО и СОО. Однако и письмо, и методрекомендации не являются нормативными правовыми актами и содержат исключительно рекомендации. При этом документы не учитывают нормы законодательства.
    Посоветуйтесь с учредителем – нужно ли разрабатывать единую рабочую программу воспитания или создавать отдельные программы для НОО, ООО и СОО. В любом случае календарные планы воспитательной работы разрабатывайте для каждого уровня образования отдельно.

Рассмотрите описание особенностей воспитательного процесса

В этом разделе школа описывает специфику своей воспитательной деятельности. Раздел оформлен неправильно, если вы указали только официальные данные, например, наименование и почтовый адрес вашей школы или количественные данные о численности учеников.

Расскажите об особенностях расположения школы, об особенностях контингента школьников и их родителей. Опишите воспитывающий потенциал микрорайона школы: что оказывает позитивное влияние на детей, а что – негативное. Укажите социальных партнеров школы, например, предприятия микрорайона, учреждения культуры, библиотеки, СПО. Если у вашей образовательной организации есть собственные воспитательные методики, важные для школы принципы и традиции воспитания – расскажите и о них.

При проверке учитывайте также, что этот раздел не должен быть большим. Подобный раздел есть в ООП, поэтому здесь описывайте только те особенности, которые имеют отношение к воспитательной работе.

Проверьте цели и задачи воспитания

Воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие личности детей (п. 19.6 ФГОС НОО, п. 18.2.3 ФГОС ООО, п. 18.2.3 ФГОС СОО, п. 2 ст. 2 и ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому цель воспитания будет одна для всех уровней образования – личностное развитие школьников. Но в рабочих программах воспитания вы должны указать целевые приоритеты для каждого из уровней образования.

Неправильно, если во всех трех рабочих программах воспитания вы указали одну и ту же цель, но не указали целевой приоритет для уровня образования. Или если указали одни и те же целевые приоритеты для всех уровней образования.

Задачи, которые описаны в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, поэтому их можно корректировать исходя из специфики школы и особенностей учеников. Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые школе необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи она может формулировать по-своему. При этом задачи должны отражать конкретные шаги, которые помогут школе достигнуть цели воспитания. Соотносите задачи с модулями в разделе «Виды, формы и содержание деятельности». Так, в каждом модуле вы покажете конкретные способы решения задач, которые поставили.

ВАЖНО

Количество воспитательных задач и количество модулей должны совпадать

Проанализируйте виды, формы и содержание совместной деятельности

В этом разделе должно быть описание, как школа реализует на практике цель и задачи воспитания. Структуру раздела, виды и формы деятельности можно взять из примерной программы воспитания. Но проверьте, что содержание указали свое, а не скопировали из примерной программы.

Количество модулей. Проконтролируйте, что раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен решать одну из задач воспитания. Ошибкой будет, если модулей в программе больше, чем воспитательных задач, или наоборот. Поэтому, когда выбираете модули, сразу ставьте задачу, которую он будет решать. Для этого соотнесите задачи воспитания из программы и содержание воспитательной деятельности в разделе «Виды, формы и содержание деятельности». Также обратите внимание на воспитательный потенциал всех модулей. Проверьте, чтобы мероприятия, которые планируете проводить, соответствовали возрастным особенностям школьников.

Формы, виды, содержание. Недостаточно просто перечислить воспитательные дела и мероприятия, которые вы планируете провести в рамках модулей. Поэтому удостоверьтесь, что в каждом модуле описали формы организации деятельности, виды деятельности и их содержание.

Проверьте, отразили ли вы в содержании модулей взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, классных коллективов на уровне образования и в целом по школе. Когда будете описывать содержание деятельности, будьте краткими, обязательно укажите, какой воспитательный потенциал заложен в мероприятиях.

Обязательные модули. Убедитесь, что в рабочих программах воспитания для уровней ООО и СОО есть все шесть инвариантных модулей: классное руководство, школьный урок, курсы внеурочной деятельности, работа с родителями, самоуправление, профориентация. В рабочей программе воспитания НОО инвариантных модулей должно быть на два меньше: самоуправление и профориентацию не надо включать из-за возрастных особенностей детей. Но учитывайте здесь особенности вашей школы: если в ней ведется работа по этим модулям с начальной школы, вы вправе их описать.

Необязательные модули. Вариативные модули каждая школа выбирает самостоятельно в зависимости от своих особенностей и традиций воспитания. Количество модулей может быть любым, главное, чтобы они отражали реальную деятельность, которая значима для детей и педагогов. Вариативные модули можно выбрать из примерной программы воспитания или включить свои, если предложенные не отражают в полной мере особенности вашей школы.

Вариативные модули – это возможность для школы раскрыть или сохранить индивидуальность своей воспитательной среды, возможность творчества. Школа может включить в рабочую программу воспитания воспитательные дела, которые стали традиционными, или попробовать новшества в воспитании. Для этого учитывайте условия именно вашей школы и исключите формальный подход к выбору вариативных модулей.

Ресурсы школы. Убедитесь, действительно ли вариативные модули учитывают кадровые и материальные ресурсы вашей школы, отражают реальную и значимую деятельность школьников и педагогов. Смотрите ниже причины, по которым вариативный модуль лучше не выделять или исключить.

ПРИМЕР. Причины, когда лучше не выделять в рабочей программе воспитания отдельный вариативный модуль:

– для реализации модуля ваша школа имеет материальные ресурсы, но не имеет в штате нужного педагога, и наоборот;
– для реализации модуля ваша школа не имеет ресурсов вовсе;
– деятельность неинтересна детям или педагогам;
– деятельность не имеет важного значения для детей или педагогов.

Не стремитесь включить в рабочую программу как можно больше модулей. Если во время проверки вы установили, что какой-то вариативный модуль дублирует содержание других модулей или у школы нет возможностей для реализации, лучше такой модуль исключить.

Расположение модулей. Последовательность модулей в разделе может быть любая. При этом неправильно, если вы распределили модули по группам «Инвариантные» и «Вариативные». Не нужно даже указывать – обязательный модуль или нет. Выбранные модули должны быть расположены в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы. Приоритетным может быть любой как инвариантный, так и вариативный модуль.

Рассмотрите основные направления самоанализа воспитательной работы

Вы оформили этот раздел правильно, если просто перечислили основные направления самоанализа, кратко описали критерии самоанализа и способы, с помощью которых школа его проводила: анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение или другие. Смотрите ниже примерные направления самоанализа.

ПРИМЕР. Основные направления самоанализа воспитательного процесса

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Не описывайте результаты самоанализа с выводами, рекомендациями и прочим. Результаты самоанализа будут меняться из года в год. Если вы внесете их в раздел рабочих программ воспитания, то вам ежегодно придется перерабатывать программы. Кроме того, результаты самоанализа воспитательной работы – это достаточно объемная информация, которая увеличит и объем рабочей программы.

Составьте справку по итогам проверки и спланируйте контроль

Оформите результаты контроля качества рабочих программ воспитания в виде справки: зафиксируйте цель и задачи контроля, его сроки, вид и методы, опишите результаты и сделайте выводы. Если потребуется доработать, составьте рекомендации для рабочей группы по улучшению и дополнению рабочих программ воспитания. В этом случае укажите сроки повторного контроля. Приложите к справке для наглядности чек-лист контроля рабочей программы воспитания.

По итогам анализа рабочих программ воспитания внесите контрольные мероприятия в планы ВШК и развития ВСОКО на новый учебный год. В план ВШК внесите контроль реализации рабочих программ воспитания за полугодие и учебный год. Проанализируйте эффективность видов и форм воспитательной работы, которые были запланированы.

В плане развития ВСОКО по месяцам и неделям распределите мероприятия по контролю качества реализации рабочих программ воспитания уровней образования. Контрольные мероприятия можете внести в разделы плана: качество образовательных результатов; качество организации образовательного процесса; качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Инструкция

Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2021года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как составить расписание по СанПиН. Семь контрольных точек

Наталья Тикарадзе, учитель географии и экологии ГБОУ города Москвы «Школа № 1367», более пятнадцати лет занимается подготовкой школьного расписания
В статье – контрольные точки, чтобы составить расписание по новым санитарным требованиям. За рекомендациями редакция обратилась к эксперту-практику, который более 15 лет отвечает в своей школе за расписание. Узнаете, что изменилось и как в новом расписании на 2021/22 учебный год не нарушить санитарные правила.

Новые санитарные требования СП 2.4.3648–20 и СанПиН 1.2.3685‑21 заменили единый документ – СанПиН 2.4.2.2821‑10. Многие нормы, которые касаются требований к расписанию, сохранили из старых санитарных правил, но также обновили некоторые требования и внесли новшества. Все новые требования собрали в карточках.

Карточки с санитарными требованиями к расписанию

Инструкция

Кликните на название карточки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую карточку, нажмите на открытый документ снова

Контрольная точка 1. Не забыть про антиковидные правила

В 2020 году из-за пандемии для образовательных организаций утвердили антиковидные санитарные правила (СП 3.1/2.4.3598‑20). Не забудьте про них, когда будете составлять расписание, ведь срок действия правил продлили до 1 января 2022 года.

Главное требование к расписанию в антиковидных санитарных правилах – минимизировать контакты учеников друг с другом. Поэтому составьте расписание занятий, перемен, графики прихода в школу, посещения столовой и термометрии так, чтобы не допустить скопления школьников (п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598–20). Смотрите памятку с лайфхаками, чтобы составить расписание по антиковидным правилам.

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать

Контрольная точка 2. Спланировать недельную нагрузку и облегченные дни

В новых СанПиН максимальный общий недельный объем образовательной нагрузки не изменился. Нагрузку во всех классах распределяйте равномерно в течение недели. Это требование также сохранили. Но ввели требование по объему учебных дней в неделе для классов, где обучаются дети с ОВЗ. Старые СанПиН не содержали норм к недельной нагрузке для этой категории детей. Составляйте расписание для классов, где есть дети с ОВЗ, только по пятидневной учебной неделе.

Еще изменили рекомендации по облегченным дням. Раньше их нужно было планировать на четверг или пятницу. Теперь планируйте в расписании облегченный день на среду или четверг.

Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования проводите в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Это требование в новых санитарных правилах не изменилось.

Не изменили и требования к сдвоенным урокам. Вы можете планировать сдвоенные уроки в расписании 5-11-х классов. Но на уровне НОО сдвоенные уроки проводите только по физической культуре, лыжной подготовке и плаванию.

Контрольная точка 3. Использовать новые шкалы трудности предметов

Трудность предметов теперь рассчитывайте по обновленным шкалам. В них некоторые предметы исключили, добавили или заменили наименование. Посмотрите в таблице 1 все обновления шкалы трудности.

Таблица 1. Изменения в шкале трудности предметов

Изменения произошли в названии некоторых предметов в соответствии с современной программой. Например, в шкале для 1–4‑х классов заменили наименование предмета «Рисование» на «Изобразительное искусство», вместо «Труд» – «Технология».

ВАЖНО

Среда или четверг – облегченный день в расписании (п. 3.4.16 СП 2.4.3648‑20)

Скорректировали трудность предметов. Например, в шкале для 5–9‑х классов убрали баллы по химии для 7-го класса, а для 9‑го класса добавили балл по обществознанию, которого раньше не было.

Еще в новой шкале некоторые предметы удалили из списка. Например, в шкале для 10-11-х классов исключили предметы – «Краеведение», «Астрономия» и «Экология». Смотрите новые шкалы в таблицах 2–4.

Новые шкалы трудности

Инструкция

Кликните на номер таблицы, чтобы посмотреть и скачать

Оценивать трудность предметов, которых нет в шкалах СанПиН, разработчики предлагают аналогично имеющимся предметам из предметной области. Смотрите в примере ниже, как определить трудность предмета, которого нет в шкале.

ПРИМЕР. Как определить трудность предмета, которого нет в шкале

В 6-м математическом классе вводится предмет «Введение в физику», который входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Сам учебный предмет «Физика» школьники начинают изучать с 7-го класса. В шкале предмет «Физика» в 7-м классе имеет трудность 8 баллов. Кроме того, предмет, который входит в ту же предметную область и изучается в 6-м классе, – это биология с баллом 8. Поэтому в 6-м классе для предмета «Введение в физику» трудность предмета будет логично установить равной 8.
В учебным плане на уровне СОО может появиться предмет «Экология», которого тоже нет в шкалах СанПиН. Его трудность надо рассчитывать так же, как трудность предметов из предметной области. Для экологии эти предметы – физкультура и ОБЖ. Они имеют трудность 1 и 2. Следовательно, трудность экологии будет не выше двух.

ВАЖНО

Дистанционное обучение должно заканчиваться не позднее 18:00 часов, а продолжительность урока не должна превышать 40 минут (п. 3.5.12 СП 2.4.3648–20)

Контрольная точка 4. Не превысить дневной максимум уроков

В новых правилах утвердили обновленный дневной максимум уроков для школьников разных возрастов. Так, скорректировали объем нагрузки в течение дня – уменьшили количество уроков в день у 5–6‑х и 8-11-х классов. Теперь составляйте расписание так, чтобы у 5-6-х классов было максимум 6 уроков в день, а у 7–11‑х классов – 7 уроков.

Еще ввели требование по общему объему нагрузки в течение дня для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ. Старые СанПиН нормы по количеству уроков для этой категории детей не закрепляли. Составляйте расписание так, чтобы во 2-4-х классах, где есть дети в ОВЗ, было максимум 5 уроков в день, а в 5-11-х классах – 6 уроков.

Не изменили требование к режиму обучения в 1-х классах – он должен быть «ступенчатым». Также сохранили максимальную длительность урока для всех классов, кроме 1-х, – не более 45 минут. А для компенсирующих классов – не более 40 минут.

Контрольная точка 5. Проверить распределение классов по сменам

Изменился список классов, которые могут учиться во вторую смену. Из него исключили десятиклассников. Если ваша школа работает в две смены, то составляйте расписание так, чтобы в первую смену учились 1-е, 5-е, 9-11-е классы, а также классы для учеников с ОВЗ.

Раньше классы с углубленным изучением предметов, а также все классы лицеев и гимназий не могли учиться во вторую смену. Ни в СП, ни в СанПиН теперь такого требования нет.

Контрольная точка 6. Предусмотреть большую перемену

В СанПиН закрепили обязательное требование организовать увеличенную перемену, чтобы школьники могли поесть. Ее продолжительность – 20–30 минут. Но вместо одной большой перемены вы можете устанавливать две перемены после 2-го и 3-го уроков по 20 минут каждая.

Длительность обычных перемен не изменилась – минимум 10 минут для детей всех возрастов. А для первоклассников по-прежнему нужно предусмотреть дополнительную динамическую паузу в 40 минут.

Еще сократили минимальную длительность перерыва между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком. Теперь он должен быть 20 минут.

Также установили продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью школьников. Исключение сделали только для учеников с ОВЗ, которые учатся по специальной индивидуальной программе развития. Согласно новым санитарным правилам такая перемена должна составлять не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20). Но эта норма расходится с новыми СанПиН, где указано, что продолжительность перемены между внеурочной и урочной деятельностью должна быть минимум 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685–21). Оба документа устанавливают требования, которые школа обязана соблюдать. Чтобы не нарушить одно из требований, ориентируйтесь на большее время перерыва – предусмотрите в расписании перерыв в 30 минут между урочной и внеурочной деятельностью учеников.

ВАЖНО

Нельзя обучать в три смены (п. 3.4.15 СП 2.4.3648–20)

Контрольная точка 7. Скорректировать время окончания уроков

Теперь по основным программам занятия нужно завершать до 19 часов. Раньше требования были только для групп продленного дня. Составляйте расписание так, чтобы, например, занятия второй смены заканчивались не позднее 19:00.

Раньше по дополнительным программам занятия надо было заканчивать до 20:00, а для учеников 16–18 лет можно было завершать занятия в 21:00. Теперь составляйте расписание так, чтобы дети 7–10 лет заканчивали доппрограммы до 20:00, а ученики 10–18 лет – до 21:00.

Требования к времени начала занятий не изменились. Не планируйте начало уроков ранее 8 часов и не проводите нулевые уроки.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2021года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Новые требования Санитарных правил и СанПиН в семи карточках

В статье – карточки по новым требованиям в Санитарных правилах и СанПиН, которые будут действовать до марта 2027 года. Карточки помогут вам подготовить выступление на августовском педсовете и не нарушить требования, когда будете составлять документы на 2021/22 учебный год.

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.