ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2021года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Рекомендации и карточки, чтобы помочь педагогам допобразования обновить программы

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н.
В статье – рекомендации и карточки, которые помогут обновить содержание дополнительного образования к новому учебному году, чтобы реализовать национальные цели развития. Эксперт расскажет, как обсудить с педагогами изменения в программах и учесть новые концепции преподавания учебных предметов.

Одна из национальных целей развития, которую утвердил указом Президент, – создать возможности для самореализации и развития талантов (подп. «б» п. 1 Указа Президента от 21.07.2020 № 474). В том же Указе перечислены задачи в рамках этой цели: войти в десятку стран по качеству образования; сформировать систему выявления и поддержки способностей и талантов детей; создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; увеличить долю посещения культурных мероприятий.

Чтобы выполнить эти задачи, школы должны использовать все ресурсы, в том числе и дополнительное образование. Но его содержание придется скорректировать.

Особенности работы по дополнительным программам

возможность создавать разновозрастные группы;
возможность сочетать групповые и индивидуальные занятия;
реализация программ в течение всего календарного года, включая каникулярное время;
организация обучения по ИУП, в том числе ускоренное обучение;
возможность подключить к занятиям родителей

Как обновить содержание допобразования

Направления обновления содержания допобразования примерно те же, что и для общего образования. Выделили четыре глобальные задачи.

Связать программы с инновационными областями науки и технологий, перспективными профессиями. Например, энергетикой, авиацией, нейронауками, биотехнологиями, программированием, анализом больших данных. Причем желательно выбирать такие направления работы, которые помогут реализовать потребности развития территорий и интересы местного населения. Например, если в вашем регионе развито сельское хозяйство, логично открыть дополнительные программы, которые погрузят детей в эту проблематику.

Увеличить долю проектной и исследовательской деятельности. Это поможет на ранних этапах выявлять и поддерживать способности детей, а также будет способствовать развитию навыков самореализации.

Расширить использование технологий решения творческих и изобретательских задач, развития креативного мышления. Эта задача напрямую связана с двумя предыдущими, а также с требованиями к планируемым результатам освоения ООП.

Переориентировать содержание программ. Наконец, четвертое крупное направление обновления – ориентировать содержание программ на развитие компетенций и ценностей, которые актуальны с точки зрения задач обеспечения социальной стабильности, солидарности, культурного развития страны в целом и местных сообществ. Эта задача связывает программы допобразования с новой рабочей программой воспитания, которую должны разработать и начать внедрять школы с сентября 2021 года.

Как использовать новые концепции преподавания, чтобы обновить содержание программ

Обновить содержание дополнительного образования помогут новые концепции преподавания учебных предметов. В них уже заложены те задачи, о которых говорили ранее в статье. А также разработчики концепций предложили инструменты и решения.

Раздайте педагогам карточки о последних утвержденных концепциях – преподавания физики, химии, астрономии и истории России. В карточках рекомендации, как именно обновить программы, что и на каком уровне включить.

Подход, который описан в карточке о концепциях преподавания физики, химии и астрономии, предложите педагогам применять для дополнительного естественнонаучного и технического образования детей. В программах этих направленностей важно поставить задачи формировать научную картину мира и развивать исследовательскую активность.

Концепции преподавания предметов «Физика» и «Астрономия» реализуйте через программы естественнонаучной и технической направленности. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Циклы и направления, чтобы реализовать концепции преподавания физики и астрономии

Тематические циклы естественнонаучной направленности: физико-географический и физико-химический.
Направления технической направленности: начальное техническое моделирование; технические виды спорта; аэрокосмическое, автомоделирование, судомоделирование; радиотехника и электроника; робототехника и интеллектуальные системы; изобретательство и рационализаторство; компьютерная техника.

Совет

Чтобы помочь педагогам обновить содержание программ и технологии работы, создайте условия для развития профессиональных коммуникаций. Например, проведите на базе школы мастер-классы с участием учителей из других школ, преподавателей вузов и СПО

Концепцию преподавания химии реализуйте через естественнонаучную направленность. Используйте тематические циклы: эколого-биологический и физико-химический.

Положения концепции преподавания истории России в дополнительном образовании можно реализовать через социально-гуманитарную направленность – гражданско-правовые и социокультурные группы программ. Также уместно включить блоки в программы туристско-краеведческой и художественной направленности. Например, изучать традиционные народные промыслы, составлять родословную семьи, узнавать о судьбах соотечественников.

Предусмотрите для мотивированных учеников возможность изучать физику, химию, астрономию, историю России на углубленном уровне с начальной школы. Например, в рамках дополнительных занятий, элективных курсов, кружков и клубов. Также постарайтесь привлечь ресурсы города, региона через сети организаций дополнительного образования, предприятия и партнерские организации. Так вы сможете закрыть образовательные потребности детей и одновременно разгрузить учителей своей школы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.