ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2021года
Спецпроект. Школьный кабинет
Пространство кабинета

Семь бюджетных способов по‑новому организовать пространство кабинета

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района,
Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан,
Наталья Романова, главный редактор журнала
В статье – способы, которые помогут педагогам обновить пространство кабинета, пока школьники на каникулах. Все способы либо не требуют дополнительных затрат, либо обойдутся недорого. А использовать варианты работы с пространством можно в разных кабинетах.

К пространству учебных кабинетов предъявляют требования Санитарные правила и СанПиН. Чтобы проверить, как их выполняют педагоги, используйте листы контроля>>.

Но еще учебный кабинет – это один из инструментов организации учебного процесса. С его помощью учитель не только может, но и должен решать учебные и воспитательные задачи. Часто учителя не знают, как работать с пространством кабинета, а потому используют традиционные варианты – стенды, портреты писателей или ученых, максимум – тематический декор к праздникам. Другая проблема – отсутствие денег на интересные дизайнерские решения и расходные материалы.

Предложите учителям семь способов обновить свои кабинеты. Все способы либо бюджетные, либо вовсе не требующие никаких затрат. Используйте возможность сделать кабинет особенным как способ нематериального поощрения педагогов. Особенно важно это в работе с молодыми творческими учителями. Также рекомендуйте педагогам привлечь к проектированию пространства кабинетов школьников. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Проекты учеников и педагогов

Ученик 10-го класса МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской» выполняет индивидуальный проект по теме «Использование школьного пространства в образовательных целях на примере моей школы». В ходе работы он проводил опрос учеников и педагогов лицея о том, какими они видят школьное образовательное пространство и какие его трансформации и оформление предлагают. Результаты работы можно затем использовать, чтобы проектировать обновление пространства кабинетов.
Команда лицея «Молодежка» в рамках городского фестиваля молодых учителей «Открой себя» выполняла творческое задание по теме «Образовательная среда школы как ресурс развития личности ученика». Их материалы стали точкой опоры для отдельных учителей или для них самих.

Способ 1. Зонировать кабинет для разных типов учебной работы

Зонирование – бесплатный способ изменить пространство кабинета. Учителю нужно только продумать, какие рабочие зоны выделить, а затем переставить имеющуюся мебель.

Зачем применять. Переход из одной рабочей зоны в другую настраивает на новый вид работы. Детям проще переключиться, они не мешают друг другу, как при стандартной рассадке.

Как сделать. Переставить мебель, чтобы организовать рабочие зоны – для индивидуальной и групповой работы. Можно организовать несколько зон для разных типов групповой работы, например для круглого стола или дискуссий. Особенно удобно планировать такое зонирование, если в школе есть нестандартные парты-«ромашки». А в кабинетах начальной школы можно создать отдельную зону из парт-конторок.

Другой вариант – одну из зон сделать мобильной, чтобы в ней можно было быстро изменить расстановку мебели непосредственно перед уроком, на котором педагог запланировал определенный вид работы. Такая адаптивная рабочая зона поможет разнообразить уроки.

Хорошо, если в кабинете, который зонирует учитель, есть передвижная маркерная или меловая доска на колесиках. В этом случае ее можно будет легко переместить в нужную зону. Смотрите варианты зонирования для классного кабинета на рисунках ниже.

Для каких кабинетов подойдет. С одной стороны, переход из одной зоны в другую дисциплинирует, с другой – может слишком взбудоражить младшеклассников. Поэтому лучше выбрать этот способ для кабинетов, в которых занимаются ученики 8-11-х классов.

Варианты расположения зон для групповой и индивидуальной работы

Кликните на точку в с цифрой , чтобы посмотреть подсказки. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Способ 2. Оформить зону пожеланий и предложений

Такая зона не потребует значительных вложений, но поможет и обновить кабинет, и внести новшества в образовательный процесс.

Зачем применять. Чтобы включить школьников в проектирование образовательной траектории, учитывать мнение детей, когда учитель организует образовательный процесс.

Как сделать. Есть несколько вариантов. Первый – закрепить на стене пробковую доску. На нее ученики могут прикрепить свои пожелания по ведению уроков, предложения по темам.

Второй вариант – поставить маркерный флипчарт или закрепить на стене маркерную магнитную доску. На ней можно писать маркерами или крепить стикеры по ходу или после уроков.

Если педагог решит оформить в своем кабинете зону пожеланий и предложений, он должен обговорить с учениками правила пользования. Хорошо, если учитель составит их вместе с детьми в начале учебного года. Правилами могут стать формулы: «отвергая – предлагай», «не переходи на личности», «говори по существу».

Для каких кабинетов подойдет. Для всех. Обратная связь поможет трансформировать и содержательную сторону учебного процесса.

Способ 3. Использовать яркие контрасты и приятные глазу цвета

Для такого обновления педагогу придется привлечь дополнительные силы, а также обсудить новшества с заместителем директора по АХР. Еще хорошо предварительно ознакомиться с основами дизайна, чтобы наметить будущую цветовую гамму кабинета.

Зачем применять. Чтобы сделать школьный интерьер ярким и жизнерадостным. Это поможет поддерживать позитивное настроение детей и усилить внешнюю учебную мотивацию.

Как сделать. Сочетать теплые и холодные цвета, чтобы создать контраст. При этом обязательно учитывать освещение. Если окна в кабинете выходят на южную сторону, то в интерьере должны преобладать холодные тона, если на северную – теплые оттенки. Окружающее пространство возле классной доски должно быть спокойным, цветовые акценты необходимо расположить за спинами учеников.

Педагогам, которые думают о цветовых экспериментах, напомните, что акцентное оформление должно занимать не более 25 процентов поверхности стен. Поэтому важно спланировать не только цветовые акценты, но и все остальное оформление стен – плакаты, стенды и другие атрибуты.

Еще один вариант – привлечь школьников. Пусть ученики, которые занимаются в художественных школах или просто увлекаются рисованием, подготовят эскиз и воплотят его на одной из стен кабинета или в спортивном зале.

Для каких кабинетов подойдет. Для всех классов. Но для учеников младших классов используйте более яркую цветовую палитру, чем для учеников основной и средней школы. Также такой подход подойдет для спортивного и актового залов.

Совет

Предложите учителям провести 1 сентября акции «Живые цветы». Суть акции – вместо традиционных букетов дети приносят в школу цветы в горшках. Ими затем озеленяют классы. Так школьники смогут поучаствовать в оформлении кабинета, станут более ответственными, ухаживая за своими подарками

Способ 4. Озеленить кабинет

Из СанПиН исключили запрет на расстановку комнатных растений на подоконниках в классах.

Зачем применять. Чтобы благоприятно влиять на эмоциональное состояние учеников и создавать комфортную атмосферу. Психологи отмечают, что нахождение в помещении, которое оформлено растениями, благотворно влияет на психику. Озеленение помогает формировать экологическую культуру учеников. Еще растения могут стать живой основой для проектов естественно-научной направленности.

Как сделать. Разместить на подоконниках и стеллажах декоративные растения, а в настенных кашпо – ампельные растения. Суккуленты можно оформить оригинальным способом, например на горках для цветов.

Рекомендуйте учителям выбирать для озеленения кабинета неприхотливые и не обильно цветущие растения. Сильно цветущие и пахнущие растения могут вызвать аллергию и головную боль, поэтому от них лучше отказаться.

В рамках реализации направления экологического воспитания или проектной деятельности можно предложить классам озеленить кабинет с нуля. Дети разработают проект в начале учебного года, на уроках технологии изготовят кашпо или стеллажи, на уроках или дополнительных занятия по биологии подготовят рассаду, высадят и в течение учебного года будут проводить наблюдения.

Для каких кабинетов подойдет. Для всех кабинетов. Но особенно важно в кабинетах биологии, географии, чтобы школьники могли наблюдать за ростом и циклом жизни растений.

Способ 5. Использовать текстурные поверхности

Это еще один вариант работы со стенами кабинета. Материалы, чтобы создать текстурные поверхности, можно подобрать на любой бюджет.

Зачем применять. Чтобы выделить функциональные зоны, навигационные элементы – таблички, указатели, информационные стенды.

Как сделать. Использовать экологические негорючие фактурные пластиковые или деревянные материалы в оформлении кабинета. Так можно создать зону тактильной релаксации. Но это довольно затратный вариант, так как специальные панели, которые по стандартам качества можно использовать в школе, стоят недешево.

Другой вариант – во время ремонта кабинета одну из стен выполнить с помощью текстурной штукатурки. А фактуру – линии, волны, комбинации – выбрать с учетом учебного предмета, класс которого оформляете. Смена текстур, как и смена цвета, помогает визуальному расслаблению.

Для каких кабинетов подойдет. Для кабинетов, в которых занимаются ученики 8-11-х классов. Для более младших школьников лучше выбрать вариант со сменой цвета.

Способ 6. Использовать интерактивные поверхности

Интерактивные поверхности – способ легализовать тягу детей рисовать на стенах и сделать ее средством обучения и воспитания.

Зачем применять. Чтобы организовать взаимодействие между учениками, использовать в качестве дополнительных наглядных средств или как рабочую поверхность.

Как сделать. Одну стену или часть ее покрасить специальной графитной краской черного или белого цвета. Черная краска подойдет, чтобы писать на ней мелом, белая – маркерами. На переменах дети могут использовать стену, чтобы выразить эмоции, впечатления. Так бывшая простая стена станет средством психологической разгрузки и развития творческого потенциала любого ребенка.

Во время уроков на интерактивной поверхности можно дублировать информацию с основной доски или проводить параллельную работу. Также там можно изобразить дополнительные материалы по теме урока.

Более дорогой вариант – оборудовать часть стены панелями Lego. Их и детали могут принести и ученики. На переменах ребята смогут конструировать как по теме уроков, так и на свободные темы. Но тогда учителям придется еще больше следить за учениками, особенно младших классов, чтобы снизить риск травм.

Для каких кабинетов подойдет. Для всех кабинетов. В начальной школе лучше выбрать поверхности для рисования маркерами, чтобы дети не разносили меловую пыль на обуви и не пачкались.

Способ 7. Организовать островные зоны для проведения исследований

Это один из вариантов зонирования, но более специализированный.

Зачем применять. Чтобы проводить исследования на уроках и внеурочных занятиях.

Как сделать. Из лабораторных столов в кабинетах физики, химии, биологии организовать островные зоны. Над столами или на их плоскости, если есть возможность, хорошо закрепить вебкамеры, чтобы регистрировать ход исследований и опытов. Видео затем можно использовать на уроках, а также транслировать опыт в другие школы.

Плюс выделения такой зоны – безопасность. Ученики будут работать в строго отведенном месте. Снизится риск получить травму или повредить оборудование.

Для каких кабинетов подойдет. Для кабинетов физики, астрономии, химии и биологии.

К СВЕДЕНИЮ

Как сэкономить деньги

Присмотритесь к профессиональной продукции, например баллонам для граффити. Иногда дешевле купить баллон специальной краски, чем несколько банок дешевой. А держаться и хорошо выглядеть такое покрытие будет дольше.

Мониторьте социальные сети: там встречаются предложения от школ дизайна выполнить работу безвозмездно или по цене расходных материалов. Для выпускников школы дизайна такая работа станет итоговым проектом, а для вашей школы – бюджетной возможностью обновить интерьер.

Иногда родители, которые искренне хотят поддержать школу и конкретного педагога, готовы оказать и физическую, и финансовую помощь.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2021года
План работы
Нормативные документы

Новый Порядок обучения в школе: что изменить в документах к сентябрю

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
В статье юрист рассказал, какие школьные документы придется скорректировать из-за нового Порядка организации образовательной деятельности. Есть готовые формулировки, чтобы внести в локальные акты.

Минпросвещения утвердило новый Порядок организации образовательной деятельности в школе. Документ вступит в силу в сентябре 2021 года и будет действовать до сентября 2027 года. Изменений немного, но точечно править школьные документы и локальные акты все равно придется.

Главное в статье СкрытьОбновить ссылки на нормативные документы

В новом Порядке заменили ссылки со старых СанПиН на СП 2.4.3648–20 и СанПиН 1.2.3685–21. Поэтому проверьте документы, в которых вы ссылаетесь на старые санитарные нормы и правила, и скорректируйте преамбулу.

При этом в новом Порядке продублировали некоторые нормы СанПиН и Санитарных правил: о минимальном сроке каникул в 7 дней и максимальном количестве детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Проверьте, чтобы в календарном учебном графике все периоды каникул были не менее 7 дней. Если это не так, внесите изменения приказом о внесении изменений в ООП.

Еще проконтролируйте, чтобы в инклюзивных классах было не более 3 учеников с ОВЗ. Если в вашей школе наполняемость классов не соответствует Санитарным правилам, то перераспределите классы или создайте новые и переведите туда детей без изменения условий получения образования.


Скачать

Дополнить пункты о семейной форме образования

Теперь родители должны уведомлять орган местного самоуправления о выборе семейной формы в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении из школы или минимум за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируют переход на семейное образование. Однако к сфере влияния школы это изменение не относится.

Школа не несет ответственности за действия родителей, которые проигнорируют этот пункт нового Порядка. Но чтобы исключить возможные претензии учредителя, который ведет учет детей в регионе или муниципалитете, предусмотрите в локальном акте пункт о том, что школа уведомляет об этом сроке родителей ребенка. Например, в порядке и основаниях перевода, отчисления учащихся. Смотрите пример формулировки для документа на следующей странице.

Формулировка о сроках уведомления о выборе семейной формы обучения

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные

В новом Порядке продублировали право экстерна продолжить получать образование в любой иной форме на любом этапе обучения или сочетать формы получения образования и обучения. Это правило действует по умолчанию.

Экстерны пользуются правом менять форму обучения или сочетать разные формы независимо от того, есть ли оно в локальном акте школы, в которой они решили продолжать обучение или проходить промежуточную аттестацию. Поэтому дублировать пункт в локальном акте необязательно. Кроме того, семейное обучение и самообразование – это формы образования вне школы. Регламентировать особенности обучения в этих формах в своем локальном акте школы не обязаны.

Если старый Порядок нигде не упоминается, то и вносить изменения в локальные акты необязательно. Но можно сделать отсылку к новому Порядку в пункте о сочетании экстернами разных форм обучения и образования. Смотрите пример формулировки.

Главное в статье СкрытьФормулировка для положения о формах обучения

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Еще измените преамбулу Порядка обучения по индивидуальному учебному плану. В ней нужно поставить ссылки на новый Порядок обучения.


Скачать

СПРАВКА

Родители несовершеннолетнего экстерна выбирают школу в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления района, на территории которого они проживают

Проверить процедуру прикрепления экстерна к школе для аттестации

По требованиям нового Порядка можно проводить только одно испытание по предмету в день для экстернов, которые прикреплены к школе для прохождения промежуточной аттестации. Закрепите это положение в локальном акте школы, чтобы заранее снять возможные вопросы родителей экстернов. Смотрите готовую формулировку.

Главное в статье СкрытьФормулировки для положения о текущем контроле и промежуточной аттестации

Промежуточную аттестацию экстерна проводите по утвержденному графику. Предварительно согласуйте график с родителями.

ВАЖНО

Родители экстерна могут выбрать школу, чтобы зачислить ребенка на один учебный год, весь период получения общего образования или только для прохождения конкретной аттестации

Закрепить обязанность отчислять экстерна после промежуточной аттестации

Новый Порядок содержит пункт, по которому экстерн, прошедший промежуточную аттестацию и отчислен из нее, получает справку. Раньше такого пункта не было. Отсюда можно сделать вывод, что экстерна не только зачисляют на прохождение промежуточной аттестации, но и отчисляют после ее прохождения. Такие правила начнут действовать с сентября 2021 года. Смотрите формулировку для локального акта.

Формулировка для Порядка и оснований перевода, отчисления учащихся

До сентября действуют прежние правила зачисления и отчисления экстерна. Школа не обязана отчислять экстерна. Это объясняется тем, что отчисление необходимо, чтобы прекратить образовательные отношения между учеником и школой. Однако экстерн не обучается в школе, он проходит в ней аттестацию.

Изменить сроки для зачисления экстерна для ГИА

В новом Порядке закрепили сроки подачи заявления на зачисление в школу для прохождения ГИА. Заявление выпускники 9-х классов подают минимум за 2 недели до итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта. Выпускники 11-х классов должны подать заявления минимум за 2 недели до итогового сочинения или изложения, но не позднее 1 февраля.

Необязательно вносить какие-то изменения в локальные акты, если они не противоречат действующему законодательству. Сроки в Порядке уже установлены, экстерны и школы обязаны их соблюдать. Но если вы хотите закрепить эту норму в своих локальных актах, то лучше внесите изменение в Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений. Смотрите готовую формулировку.

Формулировка для Порядка и оснований перевода, отчисления учащихся

Инструкция

Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Проверить требования к индивидуальному учебному плану

Министерство сохранило норму о том, что при обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП) можно изменить срок освоения программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика. Однако рядом приписали, что срок получения начального, основного и среднего общего образования устанавливают ФГОС.

По сути изменений в порядок обучения по ИУП нет. Но если по тексту локального акта у вас встречаются ссылки на старый Порядок, актуализируйте их.

Проконтролировать требование к обучению первоклашек

В новом Порядке сохранили безотметочное обучение в 1-м классе. Также все еще не надо задавать первоклашкам домашние задания, даже несмотря на то, что новые гигиенические нормативы содержат требование к домашнему заданию в 1-м классе.


Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2021года
План работы
Планирование и организация

Как открыть на базе школы центр образования «Точка роста». Готовые документы

Римма Сараева, директор МОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза И.П. Малозёмова» г. Белозерска,
Надежда Козлова, учитель начальных классов, руководитель центра образования «Точка Роста»,
Ольга Алексеева, учитель информатики и ИКТ, педагог дополнительного образования центра образования «Точка Роста»
В статье – три готовых документа, которые помогут открыть «Точку роста» на базе вашей школы. Они понадобятся, если вы попали в перечень организаций, где планируют создать такой центр.

ВАЖНО

Центры образования «Точка роста» – это структурные подразделения школ. В них обучение идет по основным образовательным программам и программам допобразования

«Точки роста» – специальные образовательные центры, которые создают на базе школ в селах и малых городах. Их работа направлена на подготовку детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. Открытие таких центров предусматривает федеральный проект «Современная школа», который входит в нацпроект «Образование».

Изучите особенности центров образования «Точка роста»

Профиль «Точки роста» определите в зависимости от направленности основных образовательных программ. Центры образования могут быть цифрового и гуманитарного профилей или естественно-научного и технологического профилей. Посмотрите различия профилей центров образования «Точка роста» в таблице.

Таблица. Сравнение возможных профилей центра образования «Точка роста»

Принципы, чтобы составить план мероприятий центра образования «Точка роста»

Скачать

Подготовьте документы для создания центра

Если вашу школу внесли в перечень образовательных организаций, в которых будут создавать центры «Точка роста», подготовьте документы.

Приказ. Составьте приказ о создании центра образования «Точка роста». Его издайте на основании распорядительного акта органа исполнительной власти о создании региональной сети центров. Проверьте, что приказом утвердили: положение о центре образования цифрового и гуманитарного или естественно-научного и технологического профилей «Точка роста», рабочую группу, которая организует мероприятия по созданию на базе школы центра «Точка роста», руководителя центра образования, план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий центра образования. Смотрите готовый образец приказа ниже.

3
направления

должен отражать план мероприятий центра образования «Точка роста»: учебно-воспитательное, внеурочное, социокультурное

Положение. Разработайте положение о центре образования цифрового и гуманитарного или естественно-научного и технологического профилей «Точка роста». В документе отразите цели и задачи центра, основные направления деятельности и порядок управления. Смотрите пример локального акта ниже.

План работы. Когда будете составлять план мероприятий, учитывайте потребности и возможности школы. Утвержденной структуры плана нет. Однако документ должен отражать три основных направления работы: учебно-воспитательное, внеурочное, социокультурное. Когда будете составлять план, опирайтесь на пять принципов, посмотрите их на схеме выше на полях.

Плана удобнее оформить в виде таблицы. Укажите в ней мероприятия, формы их проведения и уровни. Формы проведения мероприятий могут быть различными, например диспуты, дискуссии с участием внешних экспертов, интеллектуальные и социально-моделирующие игры, экскурсии, коллективно-творческие дела, социальные акции, проекты и т. п. Также в плане опишите предполагаемые результаты и назначьте ответственных за проведение мероприятий.

Образцы документов для создания центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку.  – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.