
Новый Порядок обучения в школе: что изменить в документах к сентябрю
Минпросвещения утвердило новый Порядок организации образовательной деятельности в школе. Документ вступит в силу в сентябре 2021 года и будет действовать до сентября 2027 года. Изменений немного, но точечно править школьные документы и локальные акты все равно придется.
Главное в статье СкрытьОбновить ссылки на нормативные документы
В новом Порядке заменили ссылки со старых СанПиН на СП 2.4.3648–20 и СанПиН 1.2.3685–21. Поэтому проверьте документы, в которых вы ссылаетесь на старые санитарные нормы и правила, и скорректируйте преамбулу.
При этом в новом Порядке продублировали некоторые нормы СанПиН и Санитарных правил: о минимальном сроке каникул в 7 дней и максимальном количестве детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Проверьте, чтобы в календарном учебном графике все периоды каникул были не менее 7 дней. Если это не так, внесите изменения приказом о внесении изменений в ООП.
Еще проконтролируйте, чтобы в инклюзивных классах было не более 3 учеников с ОВЗ. Если в вашей школе наполняемость классов не соответствует Санитарным правилам, то перераспределите классы или создайте новые и переведите туда детей без изменения условий получения образования.
Дополнить пункты о семейной форме образования
Теперь родители должны уведомлять орган местного самоуправления о выборе семейной формы в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении из школы или минимум за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируют переход на семейное образование. Однако к сфере влияния школы это изменение не относится.
Школа не несет ответственности за действия родителей, которые проигнорируют этот пункт нового Порядка. Но чтобы исключить возможные претензии учредителя, который ведет учет детей в регионе или муниципалитете, предусмотрите в локальном акте пункт о том, что школа уведомляет об этом сроке родителей ребенка. Например, в порядке и основаниях перевода, отчисления учащихся. Смотрите пример формулировки для документа на следующей странице.
Формулировка о сроках уведомления о выборе семейной формы обучения
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные
В новом Порядке продублировали право экстерна продолжить получать образование в любой иной форме на любом этапе обучения или сочетать формы получения образования и обучения. Это правило действует по умолчанию.
Экстерны пользуются правом менять форму обучения или сочетать разные формы независимо от того, есть ли оно в локальном акте школы, в которой они решили продолжать обучение или проходить промежуточную аттестацию. Поэтому дублировать пункт в локальном акте необязательно. Кроме того, семейное обучение и самообразование – это формы образования вне школы. Регламентировать особенности обучения в этих формах в своем локальном акте школы не обязаны.
Если старый Порядок нигде не упоминается, то и вносить изменения в локальные акты необязательно. Но можно сделать отсылку к новому Порядку в пункте о сочетании экстернами разных форм обучения и образования. Смотрите пример формулировки.
Главное в статье СкрытьФормулировка для положения о формах обучения
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Еще измените преамбулу Порядка обучения по индивидуальному учебному плану. В ней нужно поставить ссылки на новый Порядок обучения.

СПРАВКА
Родители несовершеннолетнего экстерна выбирают школу в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления района, на территории которого они проживают
Проверить процедуру прикрепления экстерна к школе для аттестации
По требованиям нового Порядка можно проводить только одно испытание по предмету в день для экстернов, которые прикреплены к школе для прохождения промежуточной аттестации. Закрепите это положение в локальном акте школы, чтобы заранее снять возможные вопросы родителей экстернов. Смотрите готовую формулировку.
Главное в статье СкрытьФормулировки для положения о текущем контроле и промежуточной аттестации
Промежуточную аттестацию экстерна проводите по утвержденному графику. Предварительно согласуйте график с родителями.

ВАЖНО
Родители экстерна могут выбрать школу, чтобы зачислить ребенка на один учебный год, весь период получения общего образования или только для прохождения конкретной аттестации
Закрепить обязанность отчислять экстерна после промежуточной аттестации
Новый Порядок содержит пункт, по которому экстерн, прошедший промежуточную аттестацию и отчислен из нее, получает справку. Раньше такого пункта не было. Отсюда можно сделать вывод, что экстерна не только зачисляют на прохождение промежуточной аттестации, но и отчисляют после ее прохождения. Такие правила начнут действовать с сентября 2021 года. Смотрите формулировку для локального акта.
Формулировка для Порядка и оснований перевода, отчисления учащихся
До сентября действуют прежние правила зачисления и отчисления экстерна. Школа не обязана отчислять экстерна. Это объясняется тем, что отчисление необходимо, чтобы прекратить образовательные отношения между учеником и школой. Однако экстерн не обучается в школе, он проходит в ней аттестацию.
Изменить сроки для зачисления экстерна для ГИА
В новом Порядке закрепили сроки подачи заявления на зачисление в школу для прохождения ГИА. Заявление выпускники 9-х классов подают минимум за 2 недели до итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта. Выпускники 11-х классов должны подать заявления минимум за 2 недели до итогового сочинения или изложения, но не позднее 1 февраля.
Необязательно вносить какие-то изменения в локальные акты, если они не противоречат действующему законодательству. Сроки в Порядке уже установлены, экстерны и школы обязаны их соблюдать. Но если вы хотите закрепить эту норму в своих локальных актах, то лучше внесите изменение в Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений. Смотрите готовую формулировку.
Формулировка для Порядка и оснований перевода, отчисления учащихся
Инструкция
Кликните Копировать внизу формулировки, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Проверить требования к индивидуальному учебному плану
Министерство сохранило норму о том, что при обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП) можно изменить срок освоения программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика. Однако рядом приписали, что срок получения начального, основного и среднего общего образования устанавливают ФГОС.
По сути изменений в порядок обучения по ИУП нет. Но если по тексту локального акта у вас встречаются ссылки на старый Порядок, актуализируйте их.
Проконтролировать требование к обучению первоклашек
В новом Порядке сохранили безотметочное обучение в 1-м классе. Также все еще не надо задавать первоклашкам домашние задания, даже несмотря на то, что новые гигиенические нормативы содержат требование к домашнему заданию в 1-м классе.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как открыть на базе школы центр образования «Точка роста». Готовые документы

ВАЖНО
Центры образования «Точка роста» – это структурные подразделения школ. В них обучение идет по основным образовательным программам и программам допобразования
«Точки роста» – специальные образовательные центры, которые создают на базе школ в селах и малых городах. Их работа направлена на подготовку детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. Открытие таких центров предусматривает федеральный проект «Современная школа», который входит в нацпроект «Образование».
Изучите особенности центров образования «Точка роста»
Профиль «Точки роста» определите в зависимости от направленности основных образовательных программ. Центры образования могут быть цифрового и гуманитарного профилей или естественно-научного и технологического профилей. Посмотрите различия профилей центров образования «Точка роста» в таблице.
Таблица. Сравнение возможных профилей центра образования «Точка роста»
Принципы, чтобы составить план мероприятий центра образования «Точка роста»
Скачать
Подготовьте документы для создания центра
Если вашу школу внесли в перечень образовательных организаций, в которых будут создавать центры «Точка роста», подготовьте документы.
Приказ. Составьте приказ о создании центра образования «Точка роста». Его издайте на основании распорядительного акта органа исполнительной власти о создании региональной сети центров. Проверьте, что приказом утвердили: положение о центре образования цифрового и гуманитарного или естественно-научного и технологического профилей «Точка роста», рабочую группу, которая организует мероприятия по созданию на базе школы центра «Точка роста», руководителя центра образования, план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий центра образования. Смотрите готовый образец приказа ниже.
должен отражать план мероприятий центра образования «Точка роста»: учебно-воспитательное, внеурочное, социокультурное
Положение. Разработайте положение о центре образования цифрового и гуманитарного или естественно-научного и технологического профилей «Точка роста». В документе отразите цели и задачи центра, основные направления деятельности и порядок управления. Смотрите пример локального акта ниже.
План работы. Когда будете составлять план мероприятий, учитывайте потребности и возможности школы. Утвержденной структуры плана нет. Однако документ должен отражать три основных направления работы: учебно-воспитательное, внеурочное, социокультурное. Когда будете составлять план, опирайтесь на пять принципов, посмотрите их на схеме выше на полях.
Плана удобнее оформить в виде таблицы. Укажите в ней мероприятия, формы их проведения и уровни. Формы проведения мероприятий могут быть различными, например диспуты, дискуссии с участием внешних экспертов, интеллектуальные и социально-моделирующие игры, экскурсии, коллективно-творческие дела, социальные акции, проекты и т. п. Также в плане опишите предполагаемые результаты и назначьте ответственных за проведение мероприятий.
Образцы документов для создания центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку.
– посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как написать вариативные модули для рабочей программы воспитания
Вариативные модули выберите самостоятельно. Также самостоятельно определите их количество, ведь его не регламентирует ни Примерная программа воспитания, ни ФГОС. Рабочая программа школы может и не включать вариативные модули. Однако такие модули показывают воспитательную специфику школы, а это имиджевая составляющая.
Названия вариативных модулей не обязательно указывать в соответствии с Примерной программой воспитания. Вы можете дать иные названия или перефразировать примерные. Так, вариативный модуль «Ключевые общешкольные дела», который прописан в Примерной программе, можно назвать «Ключевые дела года». Это возможно, если школа традиционно проводит мероприятия из года в год по методике ключевых дел года. В памятке ниже смотрите причины, почему разработать вариативные модули рабочей программы воспитания не из списка Минпросвещения – хорошее решение для школы.
Памятки для замдиректора
Проанализируйте школьный опыт воспитательной работы и сформулируйте воспитательный потенциал дел и мероприятий, которые реализуете. Это описание ляжет в основу модулей. Смотрите в таблице 1 примеры воспитательного потенциала вариативных модулей.
Таблица 1. Воспитательный потенциал вариативных модулей
Модуль «Ключевые общешкольные дела» подойдет любой школе
Вряд ли найдется школа, в которой нет традиционных общешкольных мероприятий. Поэтому не пренебрегайте этим модулем в своей программе воспитания.
Что включить в модуль. Ключевые общешкольные дела – традиционные мероприятия и события, в которых участвует большинство школьников. Например, субботники, дни рождения школы, волонтерские проекты. Удобно представить мероприятия по уровням вовлеченности участников: внешкольному, школьному, классному и индивидуальному. Смотрите пример уровней ключевых общешкольных дел в таблице 2.
Таблица 2. Уровни ключевых общешкольных дел
На что еще обратить внимание. Если в школе есть уникальные традиции, которые приурочены к календарным праздниками или датам календаря образовательных событий, отразите их в модуле и опишите специфику. Включать календарные праздники, которые примерно одинаково организованы по всей стране, не нужно.
Еще один важный момент – коллективное общешкольное дело в школе планируют, организуют, проводят и анализируют для всех классов. Например, если ко Дню учителя совет учеников школы проводит мероприятие, то это не коллективное общешкольное дело, ведь в нем участвуют не все школьники.
Модуль «Детские общественные объединения» выделите, если уже есть объединение
Этот модуль включите в рабочую программу воспитания, если в вашей школе уже действует минимум одно такое объединение. Если же объединений нет или они только планируются – лучше не выделять отдельный модуль.
Что включить в модуль. Описание деятельности детских общественных объединений. Перечислите объединения и укажите, какими локальными актами регламентируется их деятельность. Смотрите в образце, как лучше оформить модуль.
Оформление модуля «Детские общественные объединения»
Инструкция
Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
На что еще обратить внимание. Не путайте детские общественные объединения с объединениями дополнительного образования и объединениями в рамках внеурочной работы. Их вы уже описали в обязательных модулях. Посмотрите в таблице 3, как разграничить типы объединений.
Таблица 3. Описание форм работы по трем направлениям
Модуль «Школьные медиа» составьте, если в школе есть отдельные медиа
Укажите модуль, если в школе есть собственные медиа, которые выделены в отдельную структуру, – школьная газета, радио, телевидение. Если же газета или радио функционирует в рамках детского общественного объединения, отдельный модуль выделять не нужно. Ведь вы уже описали деятельность в другом модуле.
Что включить в модуль. Описание структуры школьных медиа. Удобно и наглядно можно представить структуру в виде схемы. Смотрите образец оформления модуля.
Оформление модуля «Школьные медиа»
Инструкция
Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
На что еще обратить внимание. В полной мере этот модуль может быть реализован в основной и старшей школе. Но это не значит, что ученики начальной школы не могут принимать участие в работе школьных медиа. Просто в их случае возрастает роль классного руководителя и педагога-организатора, которую также нужно отразить в содержании модуля.

ВАЖНО
Все инвариантные и вариативные модули располагайте в рабочей программе воспитания по значимости для школы. Они должны отражать взаимодействие всех участников образовательных отношений
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» выделяйте, если много таких форм работы
Если большого разнообразия форм работы нет, модуль не описывайте, иначе продублируете содержание обязательных модулей рабочей программы воспитания. Например, такие формы работы с классом могут быть представлены в модулях «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности».
Что включить в модуль. Описание форм работы, которые реализуете в школе. Еще пропишите, как в каждой из форм проявляется воспитательный потенциал. Удобно сделать это по трем направлениям. Смотрите схему с описанием направлений и пример описания форм работы в таблице 4.
Схема описания направлений модуля «Экскурсии, экспедиции, походы»
На что еще обратить внимание. Не дублируйте в этом модуле содержание, которое уже включили в другие модули. Если понимаете, что после исключения повторов для наполнения модуля ничего не осталось, лучше откажитесь от него. Это не будет ошибкой, ведь рабочая программа воспитания должна отражать реальную работу, которую проводит школа.
Таблица 4. Отличительные признаки детских общественных объединений
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» составьте, если ученики задействованы
Если ученики вашей школы активно участвуют в оформлении школьной среды, имеет смысл выделить такой модуль. Это может быть разработка гербов и символов класса, выбор школьной формы, оформления кабинетов и зон отдыха.
Предметно-эстетическая среда влияет на комфортную атмосферу в школе для взрослых и детей. Проанализируйте наличие ее элементов в классных кабинетах, в рекреациях школы, на входных зонах в школу, на пришкольной территории. Подробнее о том, как включить школьников в работу над предметно-эстетической средой, читайте в статье>>.
Что включить в модуль. Мероприятия по организации предметно-эстетической среды, в которых участвуют школьники. Например, если проводите конкурс художественных работ, а затем оформляете ими классы и рекреации.
Начните описывать модуль с актуальности элементов предметно-эстетической среды вашей школы. Укажите, насколько они значимы, какую тематическую основу они показывают.
Если предметно-эстетическая среда была организована взрослыми и детьми, тогда пропишите, как это происходило. Отметьте, что предметно-эстетическая среда имеет личностно развивающий характер и повышает воспитательный потенциал всех участников образовательных отношений. Включите в описание модуля наличие уже существующих элементов предметно-эстетической среды. Посмотрите образец описания модуля.
Описание модуля «Организация предметно-эстетической среды»
На что еще обратить внимание. Будьте аккуратны, когда описываете деятельность школьников на школьной и пришкольной территории. Все мероприятия должны сопровождаться инструктажем по технике безопасности. Его прописывайте в школьном журнале инструктажей для учеников. Перед каждым мероприятием учитель проводит инструктаж, а школьники расписываются в журнале.
Если в создании предметно-эстетической среды школы принимают участие родители школьников, то пропишите их конкретную деятельность. Еще опишите, как в процессе организации среды реализуете воспитательный компонент. Посмотрите ниже пример описания воспитательного компонента.
ПРИМЕР. Описание реализации воспитательного компонента при организации предметно-эстетической среды
Дополните программу индивидуальными вариативными модулями вашей школы
Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, вы не нашли тот, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, придется написать собственный модуль. Включайте вариативные модули, которые помогают реализовать воспитательный потенциал образовательной организации с учетом собственных материальных, кадровых, социальных ресурсов.
Неправильно описывать модули «Патриотическое воспитание» или «Экологическое воспитание», так как воспитание – это целостный процесс и оно не разделяется по направлениям. Вместо этого собственными вариативными модулями могут быть, например, «Волонтерство», «Наставничество», «Музейное дело», «Театр». Рассмотрите модуль «Наставничество» при работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации или нуждаются в психолого-педагогической поддержке взрослых. Наставниками могут быть специалисты социально-психологической службы школы – педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды. Еще тему наставничества можете описать в инвариантном модуле «Классное руководство».
Как спроектировать наполнение вариативных модулей
Может возникнуть трудность с тем, чтобы распределить события и мероприятия школы по модулям. Поэтому начните с банка всех мероприятий школы, а затем распределите их по обязательным модулям. Потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий для вариативных модулей.
Еще один способ спроектировать и наполнить вариативные модули – «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Расскажите участникам, для чего их собрали: чтобы подключить к обсуждению рабочей программы воспитания. Расскажите об инвариантных и вариативных модулях программы. Представьте банк всех школьных мероприятий. Затем предложите участникам заполнить таблицу, где нужно прописать мероприятия по модулям. Смотрите пример заполненной таблицы. Эту работу проведите заранее, до начала нового учебного года: для школьников – на классных часах, для родителей – на родительских собраниях, для педагогов – на производственном совещании.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ