
Пять контрольных точек, чтобы скорректировать рабочие программы
Учителя должны поддерживать рабочие программы в актуальном состоянии, это одна из должностных обязанностей. Поэтому каждый год педагоги вносят в программы изменения. А в 2021/22 учебном году учителям придется менять программы еще и из-за новшеств ФГОС.
По контрольным точкам проведите с педагогами совещание, чтобы разъяснить новые требования ФГОС и акцентировать внимание на требованиях, которые закрепили в локальном акте. Это поможет в августе быстро согласовать программы, а также не получить выговор от директора и замечания от проверяющих.
Контрольная точка 1. Составить пояснительную записку
Вам будет проще составлять к рабочим программам аннотации, которые Рособрнадзор требует размещать на сайте школы, если обяжете педагогов сопровождать рабочие программы пояснительными записками. Поэтому закрепите такое требование в локальном акте школы, а педагогам объясните, что включить в пояснительные записки.
Цели и задачи рабочей программы. Их педагог может прописать на уровень образования или конкретизировать по классам. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Цели и задачи по истории на уровень и для класса
Распределение часов по годам обучения. Эту информацию лучше отразить в пояснительной записке, чтобы не ошибиться в подсчетах для тематического планирования. Распределение часов должно совпадать с учебным планом.
ПРИМЕР. Оформление распределения часов
Класс / Часы | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | 9-й класс | |
В неделю | 5 | 6 | 4 | 3 | 2 | |
За год | 170 | 204 | 136 | 102 | 68 |
Сведения об УМК. Особенно актуальным это будет в рабочих программах по предметам учебного плана СОО. Также это удобно, чтобы проверять актуальность УМК, который использует педагог, ведь список одобренных учебников меняется ежегодно. Не забудьте закрепить требование включать в рабочую программу сведения об УМК в локальном акте школы.
ПРИМЕР. Оформление сведений об УМК
Другие сведения. Рекомендуйте педагогам не перегружать дополнительной информацией пояснительную записку. Но есть смысл вынести в эту часть рабочей программы значимые данные. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Дополнительные сведения в пояснительной записке
Отдельно обратите внимание учителей, что все сведения, которые указали в пояснительной записке, должны перекликаться с основным содержанием рабочих программ. Распределение часов – совпадать с тематическим планированием; планируемые результаты в примере выше – включать предметные результаты курса ОДНКНР, если в записке прописали особенности интеграции модулей. Несовпадение пояснительной записки и содержания программы – повод для замечания.
Главное в статье СкрытьПлан контроля качества рабочих программ на 2021/22 учебный год
Кликните , чтобы посмотреть подсказку
Контрольная точка 2. Сформулировать планируемые результаты по ФГОС
Планируемые результаты в рабочих программах учителей должны соответствовать результатам, которые прописали в ООП. В масштабах школы должна прослеживаться вертикаль соответствия: ФГОС – ООП с учетом примерной ООП – рабочая программа. Если во время федерального контроля качества эксперты обнаружат принципиальные расхождения, сделают замечание. Поэтому разъясните педагогам, как правильно сформулировать планируемые результаты для рабочих программ.
В рабочей программе должны быть все группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Все формулировки должны совпадать с теми, которые прописаны в ООП школы. В стандарте требования к результатам образования прописаны на уровень образования и не детализированы по классам. Поэтому посоветуйте педагогам писать рабочие программы сразу на уровень образования. Такой подход позволит снять лишние вопросы со стороны экспертов федерального контроля качества.
В случае если в рабочей программе педагога все группы результатов детализированы по классам, такую же работу надо провести на уровне школы. Иначе будет расхождение рабочих программ с ООП. Детализированные по классам результаты не просто зафиксируйте в ООП уровней образования, но и объясните, почему именно так организована работа в вашей школе. Смотрите пример объяснения.
ПРИМЕР. Как объяснить детализацию планируемых результатов
Пример оформления детализации планируемых результатов в ООП
На уровне СОО в программах предметов, которые школьники изучают на углубленном уровне, педагоги обязательно прописывают уровни достижения. Если предмет изучается на углубленном уровне, то в рабочей программе должны быть отражены предметные результаты базового уровня изучения предмета и дополнительно предметные результаты углубленного уровня изучения предмета. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Формулировки уровня достижения
Контрольная точка 3. Связать содержание с планируемыми результатами
Содержание учебного предмета должно быть направлено на достижение планируемых результатов. Если педагог не связал содержание с планируемыми результатами, он не сможет реализовать программу, ведь школьники результатов не достигнут. Если школа реализует образовательную программу не в полном объеме, она рискует получить штраф: для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.30 КоАП).
Как и планируемые результаты, содержание учебного предмета может быть разбито по годам обучения или прописано на уровень образования. Педагог вправе сам определить, каким образом он составит рабочую программу по своему предмету в данной части. Ваша задача – проконтролировать соответствие планируемых предметных результатов ФГОС и ООП школы.
ФГОС не предусматривает наличие дидактических единиц содержания предмета, поэтому педагог вправе сам определиться, откуда он возьмет содержание: из примерной ООП уровня образования или авторской программы. Чтобы избежать лишних вопросов и замечаний со стороны экспертов федерального контроля качества, в ООП школы содержание предмета лучше не прописывать. Иначе учителям придется дублировать это содержание в своих программах.
Предложите педагогам алгоритм, который поможет спроектировать содержание.
Проконтролируйте, как педагоги учли в содержании концепции преподавания, которые приняты к началу учебного года. Это концепции преподавания химии, физики, астрономии, обществознания, географии, ОБЖ, физкультуры, а также предметных областей «Искусство» и «Технология». Все новое содержание также надо связать с планируемыми результатами. Карточки, которые помогут педагогам включить новое содержание в рабочие программы, а вам – в ООП, скачайте ниже.
Главное в статье СкрытьКарточки, чтобы обновить рабочие программы
Инструкция
Кликните на карточку для учителя, чтобы прочитать описание
Контрольная точка 4. Составить тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
К сентябрю школа должна разработать рабочую программу воспитания. А педагоги должны включить воспитательный компонент в свои уроки и отразить это в тематическом планировании. Это новое требование ФГОС к структуре рабочих программ.
Обяжите педагогов ориентироваться в составлении этого раздела рабочих программ на модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания. Проконтролируйте, чтобы в рабочие программы по предметам учебного плана были включены воспитательные цели и задачи изучения предмета. Не забудьте напомнить педагогам, что и в модуле «Школьный урок», и в рабочих программах должна прослеживаться преемственность воспитательных целей и задач, а также форм работы по уровням образования. Включить в тематическое планирование воспитательный компонент поможет алгоритм. Вариант оформления тематического планирования смотрите в образце ниже.
Главное в статье СкрытьОбразец оформления тематического планирования по новым требованиям
Кликните , чтобы посмотреть подсказку
Контрольная точка 5. Сформировать оценочные материалы
ФГОС в прямом виде не требует от педагогов включать в рабочие программы оценочные средства. Но в организационном разделе ООП эти материалы должны быть. Если учителя не разработают оценочные средства, этот вопрос вам придется взять на себя.
Чтобы школьная документация была согласована между собой, лучше закрепить в локальном акте обязанность учителей готовить оценочные материалы и оформлять их приложением к рабочей программе. Оценочные средства надо связать с планируемыми результатами – указать инструментарий, который учитель будет использовать, чтобы оценить достижение каждого результата. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Связь оценочного инструментария с планируемыми результатами
Вариант задания из ВПР2021 для контрольной работы «Древняя Греция»
Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной вами теме. Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность Дария I, Марафонская битва. Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов |
Формы оценочных процедур, которые учитель выбрал и включил в рабочую программу, должны соответствовать локальному акту о промежуточной аттестации. Формами оценочных процедур могут быть: контрольная работа, диктант, зачет, практическая работа, проверочная работа, защита проекта. Порекомендуйте педагогам включить в оценочные материалы сложные задания ЕГЭ и ОГЭ, майских контрольных работ 9-х классов, ВПР, PISA, TIMSS. Напомните учителям, что оценочные материалы они должны обновлять каждый год из-за новых результатов оценочных процедур разного уровня.
Образец оформления модуля «Школьный урок» на примере английского языка на уровне ООО
Кликните , чтобы посмотреть подсказку
Почему лучше прописать в рабочих программах группы результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
ФГОС не требует делить планируемые предметные результаты на эти группы. Но в примерной ООП такое деление есть. Блок результатов «Выпускник научится» помогает учителю определить объем знаний, который гарантирует базовый уровень достижения результатов, а блок «Выпускник получит возможность научиться» – углубленный, повышенный уровень.
Если педагог использует в рабочей программе структуру планируемых результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», ему будет проще выбирать образовательные технологии в рамках дифференцированного подхода и учитывать индивидуальные особенности школьников. Также эта структура поможет повысить объективность текущего контроля и промежуточной аттестации.
Та же логика прослеживается в рабочих программах по предметам учебного плана СОО. Там появляются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.
Именно по этим причинам целесообразно на уровне школы в локальном акте утвердить требование включать группы результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» в рабочие программы. При этом важно помнить о соответствии: ФГОС – ООП (с учетом примерной ООП) – рабочие программы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как проанализировать результаты ГИА-2021. Готовые образцы справки и приказа
Организуйте аналитическую работу по результатам экзаменов. Это поможет сравнить результаты внешнего и внутреннего мониторинга, выявить слабые стороны знаний учеников, определить возможные риски при подготовке к ГИА в следующем году.
Чтобы вы смогли получить точную и показательную картину, сначала аналитические документы по итогам экзаменов должны последовательно подготовить учителя-предметники и руководители методических объединений.
Разработайте форму отчета для предметников
Составьте и предложите педагогам общий шаблон отчета о результатах ГИА по предмету. Так все учителя смогут использовать документ в работе – каждый адаптирует отчет под свой предмет. Пусть педагоги дополнят его предметным содержанием.
В отчете учитель должен проанализировать результаты экзамена конкретного класса по своему предмету. Порекомендуйте педагогу включить в отчет две таблицы. Первая – общее количество баллов, которое получил каждый ученик за работу. Вторая – количество баллов, которое набрал каждый школьник за конкретные части КИМ. В эту же таблицу педагог должен вставить колонку с годовой отметкой выпускника по предмету, чтобы вы смогли проследить, соответствует ли внутренняя оценка знаний независимой внешней оценке.
Готовый отчет учитель сдает руководителю методического объединения. Руководители готовят сводную таблицу результатов ГИА по своему профилю и передают ее вам.
Поручите руководителям ШМО объединить данные
Предложите руководителям методических объединений собрать данные для анализа с помощью онлайн-форм, например, Google-таблиц. Это облегчит работу и учителям, и руководителям ШМО. Педагоги смогут завести отдельные вкладки для своих предметов и в режиме онлайн вписывать в них данные по анализу результатов ГИА. При этом учителя будут видеть, как заполняют таблицу их коллеги. Это поможет придерживаться единых правил оформления для всей таблицы, чтобы сводить воедино однородную информацию.
Когда все учителя внесут данные, они должны передать готовый файл руководителям методических объединений. С помощью Google-таблиц руководители ШМО смогут автоматически подсчитать обобщенные результаты.
Еще руководители объединений должны проанализировать результаты по предметам и определить темы или элементы содержания, которые вызвали затруднения у выпускников на ГИА в этом году. Пусть руководители ШМО включат в сводные таблицы список таких тем и количество учеников, которые не освоили данные элементы содержания. Поручите руководителям продумать мероприятия или рекомендации, которые помогут преодолеть трудности и избежать типичных ошибок на ЕГЭ в следующем году.
Составьте справку по результатам ГИА
Подготовьте сводную справку по результатам всех экзаменов. Составьте справку на основе отчетов педагогов-предметников и руководителей методических объединений. Посмотрите образец аналитической справки в конце статьи.
Общая информация. В начале справки отразите изменения в ГИА этого года, которые коснулись формы ГИА, обязательных экзаменов и выдачи аттестатов. Укажите общее количество выпускников 11-х классов, которые приняли участие в экзаменах.
Отдельно впишите количество выпускников, которые сдавали ГВЭ по русскому языку и математике. Также отметьте количество выпускников, которые сдавали обязательный ЕГЭ по русскому языку и предметам, необходимым им для поступления в вузы. Еще перечислите мероприятия, которые проводила школа в течение года по вопросам подготовки к экзаменам, чтобы проинформировать выпускников и повысить качество их образования.
Данные по предметам. Отдельно проанализируйте результаты ЕГЭ по русскому языку и предметам по выбору. Составьте сравнительную таблицу результатов ГИА выпускников 11-х классов в формате ЕГЭ. Сделайте это в сравнении за последние три года, чтобы проследить динамику.
Если в вашей школе были выпускники, которые не собирались поступать в вузы и проходили ГИА в форме ГВЭ, отметьте их результаты отдельно. Для русского языка и математики обобщите данные по результатам ЕГЭ и ГВЭ: количество учеников, которые получили высокие баллы или не набрали минимальные; средний балл по предмету и его динамику в сравнении с прошлыми годами; качество освоения программы по предмету; претендентов на получение медали, которые не прошли минимальный порог. Еще отметьте темы или элементы содержания, которые вызвали затруднения у выпускников на ГИА в этом году. Данные возьмите из отчетов руководителей методических объединений.
Для предметов по выбору проанализируйте количество выпускников, которые сдавали ЕГЭ в этом году. Сравните с предыдущими годами. Также отметьте обобщенные данные по результатам сдачи ГИА по предметам по выбору. Например, динамику среднего балла по предметам, самые высокие и самые низкие средние баллы, количество выпускников, которые получили высокие баллы или не набрали минимальные баллы.
Выводы и рекомендации. Сформулируйте общий вывод о динамике результатов ЕГЭ по всем предметам в этом учебном году. Порекомендуйте педагогам меры, чтобы улучшить результаты в следующем году. Рекомендации составьте с учетом проблем, которые вы выявили во время анализа результатов ГИА. Смотрите ниже пример формулировок рекомендаций.
ПРИМЕР. Рекомендации по итогам ГИА
Подготовьте проект приказа
Внесите в проект приказа поручения, которые позволят улучшить результаты ГИА в следующем году. Например, включите в план ВШК контроль за качеством преподавания профильных предметов с низким средним баллом по результатам ЕГЭ. Можете не включать в приказ поручения, которые касаются результатов массовой сдачи ГВЭ, ведь такая форма экзамена была предусмотрена только в этом году. Посмотрите образец приказа.
Образцы приказа и справки
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку.
– посмотрите подсказки. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

ВАЖНО