ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2021года
План работы
Методические объединения

Какие документы методических объединений проверить в феврале

Татьяна Фещенко, преподаватель НОУ ДПО «Институт новых технологий»
В феврале, пока не начались ВПР, есть время проверить, как ведут документы методобъединения педагогов. В статье – перечень документов, которые надо запросить у руководителей, и аналитические таблицы, чтобы зафиксировать результаты контроля.

Шпаргалка для заместителя директора

Скачать

Полный перечень документов, которые должны вести ШМО, определяет школа и фиксирует в локальном акте, например, положении о профобъединениях педагогов. В феврале предлагаем проанализировать минимальный список документов, которые должны быть у ШМО вне зависимости от специфики работы школы. Это план работы на год, протоколы заседаний и документы по повышению квалификации и саморазвитию педагогов.

Годовой план работы методобъединения

Начните проверку с плана работы. По нему вы отследите, как корректировали работу педагоги объединения, своевременно ли делали это, реальны ли новые сроки ставили. Также проверьте, соответствуют ли скорректированные планы первоначальным целям и задачам.

Проверьте, как реализуются планы по трем критериям:

  • выполнение плановых мероприятий;
  • участие педагогов в мероприятиях ШМО;
  • корректировка планов работы.

Чтобы руководители ШМО понимали, когда надо предоставить документы, составьте график проверки. В графике отразите, когда планы должны быть у вас, и примерный срок проверки. Еще укажите дату, к которой планируете составить аналитическую справку по результатам проверки, чтобы руководители планировали свою работу: когда им надо ознакомиться с результатами и обсудить их с педагогами. Если планируете проводить собеседования с руководителями, выделите в графике отдельные интервалы времени для каждого объединения.

Чтобы упростить проверку, заполните таблицу. Эту таблицу вы можете включить в аналитическую справку по результатам контроля качества всех документов методобъединений. Если школа работает в дистанционном режиме, отдельно проверьте, отразили ли в плане работы новые формат заседаний ШМО и формы контроля выполнения решений. Еще оцените, как соотносятся цели и задачи в плане с методической темой школы, если она есть.

Контроль качества годовых планов работы ШМО

Кликайте на черные точки , чтобы прочитать комментарии.

Протоколы заседаний

Протокол в режиме реального времени фиксирует ход заседания. Поэтому протоколов должно быть столько, сколько заседаний провело методобъединение на момент проверки. Начните анализ с этого количественного показателя. Обычно в год проходит минимум пять заседаний – перед началом учебного года и в конце каждой четверти. Но руководитель ШМО может спланировать и больше заседаний, если есть необходимость.

Единая форма протокола на федеральном уровне не утверждена, школа разрабатывает и утверждает ее в локальном документе, например, положении о ШМО. Но есть обязательные компоненты протокола – тема, список выступающих, тезисы выступлений, решения.

Проверьте, как в методобъединениях ведут протоколы: как фиксируют повестку и вопросы заседания; какие поручения даются учителям. Проконтролируйте, как педагоги выполняют поручения, которые есть в протоколах. Для всех поручений должны быть прописаны сроки выполнения. Смотрите образец протокола ниже.

Результаты проверки удобно свести в таблице выше. Ее затем, как и таблицу анализа планов работы, включите в аналитическую справку.

Образец протокола и таблица контроля

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Листайте документ, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Кадровые документы

Одно из направлений работы ШМО – повышение квалификации и самообразование педагогов. Документы по этому направлению проконтролируйте по наличию.

Контроль качества кадровых документов

Кликните на черную точку , чтобы прочитать комментарий

Темы самообразования и план-график представления результатов. Этот документ содержит темы, которые выбирают учителя. Такая тема должна быть у каждого педагога ШМО. Хорошо, если темы самообразования учителя согласуют с единой методической темой школы или объединения. Результаты саморазвития педагоги представляют на заседаниях по графику. В протоколах заседаний должны быть зафиксированы выступления педагогов. Оцените соответствие перечня тем и плана-графика записям в протоколах.

План-график повышения квалификации. Запросите план-график у руководителя ШМО. Обсудите с ним принцип, по которому педагоги отправляются на курсы. Желательно, чтобы повышение квалификации помогало компенсировать профессиональные дефициты педагогов. Поэтому составлять его нужно на основании анализа работы учителей.

План участия во внешкольных мероприятиях. В этом плане фиксируют, в каких конкурсах, семинарах, мастер-классах, конференциях участвуют педагоги ШМО. Большой список внешкольных мероприятий – показатель активной методической работы ШМО.

План работы наставников и молодых специалистов

Если в вашей школе есть программа наставничества, дополнительно просмотрите план работы наставников. Проверьте, какие мероприятия вошли в план, как их проводят наставники. План наставничества должен соответствовать локальному акту, например, положению о наставничестве. При этом программу наставничества не обязательно организовывать только для молодых педагогов. ШМО может выбрать другой формат. Например, назначить инициативного педагога наставником консервативному.

Образцы для молодых специалистов и наставников

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Листайте документ, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Если в школе работают молодые специалисты, для них также должен быть план работы. Федеральные нормы не регулируют форму плана. Один из вариантов его представления – дорожная карта молодого специалиста, ее образец посмотрите выше. Какой бы формат школа ни выбрала, он должен соответствовать требованиям локального акта.

Проверьте наличие документов по этому направлению работы. Список документов в аналитической таблице скорректируйте по локальному акту.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

2
Февраль 2021года
Профессиональные компетенции
Педсовет

Февральский педсовет-конференция о гибких и жестких компетенциях педагогов. Готовый конспект

Антон Ковалёв, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги,
Наталья Лунёва, замдиректора по воспитательной работе
В статье – план-конспект педсовета, чтобы рассказать педагогам школы о гибких и жестких компетенциях. Ведь именно они лягут в основу обновленной аттестации.

Задачи федерального проекта «Учитель будущего»: внедрить национальную систему учительского роста (НСУР), которая охватит не менее 50 процентов учителей, и повысить уровень профессионального мастерства педработников. НСУР усовершенствует форму аттестации учителей. На первое место выйдут профессиональные компетенции. Поэтому предложите педколлективу школы рассмотреть вопросы о компетенциях современного учителя, о значимости их для аттестации педагогов. По итогам мероприятия раздайте коллегам памятку, которая напомнит им о гибких и жестких компетенциях учителя.

Подготовка к педсовету

Этот педсовет лучше провести в формате научной конференции, так как он включает большой теоретический блок. Также такой формат легко трансформировать. Если в регионе неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, то конференцию проведите онлайн.

Огласите тему педсовета заранее. Пусть педагоги подготовятся к заседанию – сформируют первичное представление о том, что такое гибкие и жесткие компетенции. Порекомендуйте ознакомиться с источниками, которые вы использовали для подготовки выступлений.

Определите продолжительность. Конференцию можно провести в один или два дня. Если выбираете двухдневный формат, то в первый день предложите педагогам поработать в секции по формированию профессиональных компетенций современного учителя hard и soft skills. Во второй день рассмотрите вопросы аттестации. Завершите педагогический совет круглым столом, проведите рефлексию, чтобы педагоги могли высказаться по вопросам, о которых прослушали выступления. Примерный план двухдневного педсовета смотрите далее в статье в блоке «Основная часть».

Если выбираете однодневный формат, перед заседанием разделите педагогов на несколько групп, чтобы они могли работать в секциях. Выберите принцип деления: по предметным областям, по предметным группам, по сфере педагогических интересов, по классам, в которых работают предметники. В течение педсовета группы педагогов посетят секции и в завершение встретятся на круглом столе, чтобы обменяться мнениями, проведут рефлексию.

Назначьте инициативную группу. В нее войдут педагоги, которые будут модерировать секции: готовить выступления, работать с коллегами. Вместе с инициативной группой спланируйте выступления: определите тезисы, регламентируйте тайминг, формы работы.

Если планируете провести дистанционный педсовет, дополнительно назначьте техспециалиста. Он должен курировать техническую часть подготовки – выбрать удобную платформу, включить всех участников в правильные группы, выдать всем коды доступа, если программа их предусматривает. Также во время педсовета технический специалист сопровождает трансляцию.

 

Важная информация

 

Участники: педагоги школы, администрация

Цель: сформировать понимание роли развития профессиональных компетенций в работе по повышению качества образования и их значимости в новой модели аттестации педагогов

Задачи:
– ознакомить педагогов с понятиями hard skills, soft skills;
– сформировать представление о профессиональных компетенциях учителя как об обязательном условии повышения качества знаний учеников и качества образования в целом;
– совершенствовать систему методической работы в школе, чтобы реализовать цели федерального проекта «Учитель будущего» на школьном уровне;
– разъяснить педагогам особенности новой модели аттестации

Материалы и оборудование: компьютер, микрофон, проектор, экран

Время: 110 минут

Материалы для педсовета

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Листайте сценарий, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

2
Февраль 2021года
Профессиональные компетенции
Советы психолога

Как объяснить педагогам, для чего нужен эмоциональный интеллект, и мотивировать его развивать

Анастасия Кузнецова, ГБУ ГППЦ ДОНМ, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями
Одна из причин, почему педагогу важно обладать развитым эмоциональным интеллектом, – тесная связь с личностными результатами школьников. О двух других узнаете из статьи.

Представим себе человека, который с первых минут контакта располагает к себе аудиторию и создает позитивную атмосферу, моментально распознает манипуляцию и противостоит ей. Никогда не теряет самоконтроль и способность критически оценивать ситуацию, поэтому быстро адаптируется, принимает эффективные решения. Согласитесь, такой человек, в какой сфере бы он ни работал, – настоящая находка, потому что он обладает развитым эмоциональным интеллектом.

Способность различать, осознавать и контролировать свои и чужие эмоции влияет на качество нашей жизни и жизни окружающих. Эксперты в сфере образования по всему миру говорят о важности формирования этих навыков у учеников. Эмоциональный интеллект наряду с тайм-менеджментом, креативным мышлением и другими soft skills входит в круг профкомпетенций современного педагога.

Рисунок 1. Востребованные гибкие навыки педагога


Скачать

Расскажите о причинах, почему педагогу нужен эмоциональный интеллект

Чтобы помочь педагогам развивать эмоциональный интеллект, расскажите, для чего этот гибкий навык им необходим. Например, организуйте просветительский лекторий вместе с педагогом-психологом. Специалист расскажет о компонентах эмоционального интеллекта, его развитии, а вы свяжете понятие с образовательной деятельностью.

Причина 1. Учителя научатся распознавать и контролировать свои эмоции. Эмоциональный интеллект – это сумма четырех компонентов:

  • самопознание – умение понимать себя, различать свои эмоции и чувства;
  • самоконтроль – умение управлять своими эмоциями, чтобы достигать целей;
  • эмпатия – способность понимать эмоции и чувства других людей, учитывать их во взаимодействии;
  • управление отношениями – способность на основе самоконтроля и эмпатии достигать цели взаимодействия.

Порядок «слагаемых» эмоционального интеллекта имеет значение, они связаны между собой и не могут развиваться один без другого. Невозможно научиться контролировать свои эмоции, но не уметь их распознавать. Поэтому самоконтроль невозможен без самопознания. Невозможно научиться понимать чувства других и не понимать свои – без самоконтроля невозможна эмпатия. И нельзя научиться управлять отношениями без эмпатии. Поэтому формирование и развитие эмоционального интеллекта всегда начинается с распознавания своих эмоций и чувств и идет по восходящей к управлению отношениями.

Рисунок 2. Компоненты эмоционального интеллекта


Скачать

Причина 2. Педагоги будут лучше понимать школьников, родителей и коллег. Развитая эмпатия помогает считывать и анализировать эмоции окружающих.

Например, по сочетанию признаков учитель с развитой эмпатией сможет вычислить среди учеников того, кто показывает низкие результаты из-за психологического дискомфорта, выявить причины дискомфорта и устранить их. Неэмпатичный же педагог в этой ситуации будет продолжать биться о стену, винить в неуспехе себя или школьника. Такое развитие событий не пойдет на пользу ни учителю, ни ребенку.

Еще развитая эмпатия и ее следствие – навык управления отношениями – помогают сгладить стрессогенную обстановку и свести к минимуму количество конфликтов. Учитель, который умеет грамотно выстраивать отношения, не столкнется с давлением родителей, агрессией учеников и непониманием коллег. А значит, свои психологические и физические ресурсы направит на работу, а не на склоки.

Причина 3. Эмоциональный интеллект связан с личностными результатами. Понятия «эмоциональный интеллект» нет во ФГОС. Но практически все личностные результаты, которых должны достигать школьники, невозможны без сформированного эмоционального интеллекта. Посмотрите в таблице пример компонентов эмоционального интеллекта, которые нужны, чтобы школьники достигали личностных результатов.

Таблица. Соответствие компонентов эмоционального интеллекта личностным результатам

Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Именно поэтому, прежде чем начать формировать эмоциональный интеллект школьников, педагог должен сформировать навыки у себя.

Предложите маркеры, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта

Чтобы начать работу с уровнем эмоционального интеллекта педагогов, нужно оценить актуальный уровень его развития. Это можно сделать при помощи онлайн-тестов или карточек с маркерами.

Маркеры уровня эмоционального интеллекта

Не задумывается о чувствах других людей или не придает им значения: «Ну какая может быть любовь у подростков?! Глупости одни!»;
склонен к чрезмерной рационализизации: «Какие чувства? Просто всем так
удобно
»;
в своих неудачах обвиняет других: «С этими людьми невозможно работать, они ничего не понимают»;
часто обижает людей и упрекает их в их чувствах: «А что я такого сказал?», «Подумаешь, какие мы нежные...», не может поддерживать прочные связи, нет друзей в коллективе;
спорит «до последней капли крови», если проигрывает, отказывается принять чужую точку зрения: «Тогда мне с вами больше не о чем говорить!»;
подавляет и скрывает свои эмоции и чувства, из-за этого проявляет агрессию «на ровном месте».
Дифференцирует свои чувства и эмоции, называет вещи своими именами: «Мне небезразличен этот человек, поэтому я острее реагирую на его замечания, чем они того стоят»;
способен сделать паузу между эмоцией и реакцией, выбрать эффективную стратегию: «Я чувствую раздражение и понимаю, что он хочет вывести меня из терпения, провоцирует конфликт, – отвечу шуткой и сведу спор на нет»;
неконфликтный, легкий в общении человек, во взаимодействии предпочитает обходить острые углы.
Может назвать словами большой спектр своих чувств, объяснить другому, что чувствует: «Я не ожидал, что это произойдет, не был готов к такому повороту и сейчас растерян»;
всегда, когда это необходимо, умеет отказать твердо, но не обидно: «Я понимаю, что тебя это расстраивает. Но мы договорились о правилах раньше, я не могу согласиться»;
интересуется другими людьми и умеет проявить этот интерес: «Когда мы виделись последний раз, ты был увлечен дайвингом, тебя так это вдохновляло! А как теперь?»;
искренне радуется за других и умеет это показать: «Очень впечатлен твоими результатами! Было понятно, что ты справишься, но чтобы так эффектно!..»;
быстро адаптируется к изменениям, «не застревает» на проблемах, берет на себя ответственность.

Скачать

Объясните, как развивать эмоциональный интеллект

Обсудите с педагогами, как развивать эмоциональный интеллект. Подключите педагога-психолога, пусть проведет тренинг, расскажет о техниках.

Шаг 1. Научиться осознавать и контролировать свои эмоции. Поможет дневник, чтобы каждый день записывать свои чувства, переживания и связанные с ними события.

Еще одна техника – вербализация, то есть проговаривание, эмоций. Это поможет понять собственные чувства. Пусть педагог-психолог расскажет о дыхательных и двигательных техниках, которые позволяют приводить в норму свое эмоциональное состояние. Чтобы сформировать навык, нужно 21 повторение. А чтобы он автоматизировался, навык нужно применять постоянно.

Шаг 2. Научиться понимать эмоции и чувства других людей. Порекомендуйте учителям наблюдать в общении за коллегами и родными людьми, ставить себя на их место, примерять чужие чувства. Когда это уместно, можно задавать вопросы или делать предположения, чтобы понять состояние партнера по коммуникации: «Ты чем-то расстроен?», «Я чувствую, что тебя что-то беспокоит». Отлично развивает эмпатию прием «Немое кино». Для этого нужно отключить звук у телевизора и понаблюдать за невербальными средствами выражения эмоций и чувств.

Шаг 3. Учиться осознанно влиять на эмоции и чувства других людей: мотивировать, вдохновлять, успокаивать. Пусть педагоги подбирают нужные слова и приемы, практикуются. Наиболее удачные из них фиксируют в дневнике в виде «фото события». Для этого надо описать в нескольких предложениях, чего учитель хотел бы достичь, способ, который выбрал, результат действий и доказательства этого результата.

Наблюдать прогресс по мере практики поможет ось эмоционального интеллекта. Не реже одного раза в две недели педагоги должны фиксировать точку, в которой находятся. Затем точки соединяют между собой. Чем ближе получившаяся фигура в кругу, тем гармоничнее развиваются все компоненты эмоционального интеллекта.

Рисунок 3. Ось эмоционального интеллекта


Скачать

Если учитель достаточно честен в оценке, скорее всего, окружность получится не сразу и не будет отцентрована, как на рисунке. Чем сильнее будет развиваться эмоциональный интеллект, тем ближе форма на осях будет к кругу, больше будет становиться ее диаметр.

К СВЕДЕНИЮ

Как уровень эмоционального интеллекта влияет на адаптивность

Во время пандемии удаленная работа и массовое дистанционное образование превратились в реальность, потребовали всеобщей мобилизации. Новая практика породила у всех причастных бурю чувств и эмоций, которые влияли на их адаптацию к ситуации. В результате можно наблюдать две установки: иррациональную – «Все плохо...», и рациональную – «Все по-другому...».

Первая установка – стрессогенная. Она диктует человеку позицию сопротивления, на которое тратится огромное количество энергии и сил, сопутствующие негативные эмоции и чувства захлестывают. Это признаки низкого эмоционального интеллекта. Человек транслирует отрицательную энергию вовне, вовлекает в свою воронку других людей. В итоге стресс нарастает, а сопротивляемость ему снижается. Человек становится заложником этого негатива и перестает быть способным конструктивно влиять на ситуацию. И все действительно становится только хуже. Если бы он мог понимать свои эмоции и управлять ими «на берегу», адаптироваться к обстоятельствам было бы значительно легче.

Вторая установка – здоровьесберегающая – проявилась у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Контроль над эмоциями и чувствами, которые возникают в ответ на изменения, позволяет перевести проблему в задачу и сконцентрироваться на поиске путей ее решения. Успехи в решении новых и непростых задач вдохновляют, порождают положительные эмоции и чувства, которые транслируются окружающим. Человек быстрее адаптируется к новым условиям, становится способным сам влиять на изменения.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК