
Карты контроля уроков, чтобы проверить, как педагоги развивают функциональную грамотность школьников
Международная программа PISA-2021 пройдет по трем основным направлениям формирования функциональной грамотности: читательская, математическая и естественнонаучная грамотности. В новом цикле исследования основное внимание будет уделено математической грамотности. Воспользуйтесь готовой картой контроля, которая поможет проверить, как учителя формируют и развивают математическую грамотность школьников. Чтобы оценить, насколько качественно педагоги сформировали у школьников читательскую и естественнонаучную грамотности, смотрите готовые карты контроля работы учителей в конце статьи.
Организуйте заседания методобъединений
В феврале посетите заседания методобъединений. На них руководители должны рассказать педагогам об оценке функциональной грамотности в контексте грядущего международного исследования. Порекомендуйте руководителям методобъединений сделать акцент на основных изменениях в исследовании.
Основное направление программы PISA-2021 – математическая грамотность. Исследование будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят школьников к использованию математики во всех аспектах их жизни. Особое внимание в заданиях уделят использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» в концепции по математике исследования PISA-2021 стало математическое рассуждение. Чтобы решить проблему, математически грамотный школьник сначала должен увидеть ее математическую природу, которая представлена в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Ученик может сделать это с опорой на свои предметные математические знания. Такие преобразования потребуют от ребенка математических рассуждений. Предложите руководителям на заседаниях методобъединений воспользоваться схемой, чтобы пояснить педагогам основу исследования в направлении математической грамотности. Посмотрите структуру на рисунке ниже.
Рисунок 1. Структура концепции по математике PISA-2021
Еще в оценке математической грамотности выделены четыре темы, на которые следует обратить внимание педагогов. Для каждой содержательной области математики в PISA-2021 выделено по одной теме. Посмотрите выше на рисунке 2 содержательные области математики и важные темы в грядущем исследовании.
Рисунок 2. Четыре ключевые темы в оценке математической грамотности PISA-2021
В оценке читательской и естественнонаучной грамотности в программе PISA-2021 по сравнению с предыдущим циклом исследования существенных изменений нет.

ВАЖНО
Основные направления формирования функциональной грамотности:читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
Дополнительные направления:финансовая грамотность;
решение проблем;
глобальные компетенции;
креативное мышление
Проверьте, как учителя формируют функциональную грамотность
Проконтролируйте, как педагоги на уроках развивают функциональную грамотность учеников. Используйте для этого карты контроля работы учителей. Инструмент контроля может быть единым для всех направлений. Но удобнее разработать отдельные карты контроля по разным компонентам функциональной грамотности. Выдайте карту руководителям ШМО, чтобы они заранее проанализировали работу педагогов. Пусть разъяснят учителям критерии анализа и задания, которые нужно будет включить в содержание уроков.
Чтобы оценить, насколько качественно педагоги сформировали у школьников математическую грамотность, воспользуйтесь готовой картой контроля. В карте два вида задания – по требованиям PISA и по ФГОС. Ведь с 2019 года Рособрнадзор добавил к оценке по ФГОС оценку на основе международных исследований.
В исследовании PISA математическую грамотность рассматривают по трем аспектам: математический процесс, предметное содержание, контексты задач. Поэтому критерии оценки в карте также разделены по трем блокам. Оцените каждый показатель в карте баллом. Для этого воспользуйтесь шкалой оценки.
После контроля обработайте результаты. Подсчитайте итоговый балл, как сумму баллов по всем показателям в карте. Сравните его с максимальным баллом в карте и сделайте выводы с помощью ключа.
Карты контроля

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карты вы можете, нажав
Сделайте выводы
Если педагог набрал мало баллов, значит, он не умеет или не знает, как формировать функциональную грамотность учеников. Спланируйте работу по повышению квалификации учителей.
Еще разработайте программу по развитию функциональной грамотности. Выберите ответственного, который будет отвечать за ее реализацию. Поручите ему на первом этапе проанализировать учебно-методические материалы, которые используют учителя. Пусть проконсультируется с педагогами и руководителями ШМО и предложит вам список учебных материалов нового поколения, которыми можно обеспечить учителей.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как оценивать групповые проекты. Готовый инструмент
Групповая проектная деятельность позволяет оценить не только предметные достижения, но и как школьники сотрудничают и взаимодействуют. Но оценка групповых проектов вызывает трудности у педагогов.
Чтобы понять, как ученики работают над проектом и взаимодействуют в группе, предложите учителям-предметникам организовать педагогическое наблюдение. Пусть используют карту наблюдений за особенностями общения и кооперации школьников в ходе совместного выполнения проекта. Карта позволит педагогу определить уровень групповой деятельности школьников и оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в работу над совместным проектом.
Определить показатели деятельности
Чтобы оценить метапредметные результаты в ходе выполнения группового проекта, определите показатели совместной и индивидуальной деятельности. Включите в карту наблюдения основные действия: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Действия могут быть как общими, так и уникальными для групповой и индивидуальной деятельности.
Показатели регулятивных действий. Используйте в этом блоке как показатели целеполагание, планирование, контроль этапов выполнения проекта по плану, коррекцию результатов.
Показатели коммуникативных действий. Установите в качестве этих показателей способность участников совместного проекта формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в группе.
Показатели познавательных действий. В эту группу включите навыки работы с информацией и использования средств информационно-коммуникационных технологий.
Установить шкалы оценки показателей
Для каждого показателя групповой и индивидуальной деятельности укажите критерии и шкалу оценки в баллах. При совместной проектной деятельности школьников рекомендуйте педагогам оценивать процесс группового взаимодействия.
Акцентируйте внимание педагогов на том, что не нужно оценивать результат, то есть собственно проект, который создадут ученики. Это задача экспертов непосредственно на защите проектных работ.
Заполнить карту наблюдений
Выдайте педагогам, которые курируют групповую проектную работу учеников, карту наблюдений за особенностями общения и кооперации школьников в ходе совместного выполнения проекта. Посмотрите образец карты наблюдений. Предложите учителям заполнять карту непосредственно в ходе наблюдения за работой группы.
Пусть педагог укажет в карте сроки, когда надо выставить оценку по каждому из показателей. Так учитель сможет своевременно анализировать и контролировать процесс работы школьников над проектом. Еще педагог должен внести в карту фамилии всех участников группового проекта.
Для каждого показателя групповой деятельности в карте педагог указывает балл. Порекомендуйте учителю использовать персональную шкалу оценки показателей групповой деятельности, которая указана в карте наблюдений.
Чтобы оценить индивидуальные показатели деятельности участников группы, педагог использует шкалу оценки показателей индивидуальной деятельности, которая представлена в карте. Согласно срокам выставления оценок и шкалам, учитель выставляет балл по каждому показателю для каждого ученика, а затем подводит итоги.
Оценить проектную деятельность
Если защита проектных работ вынесена на конференцию, педагог-куратор для экспертного жюри должен написать рецензию на проект школьника. Предложите учителю использовать карту наблюдений, чтобы составить рецензию. По карте педагог сможет описать общую оценку работы и вклад каждого участника группы в совместный проект. Раздайте учителям памятку, которая поможет составить рецензию.
Чтобы определить уровень групповой деятельности, предложите педагогу воспользоваться шкалой оценки метапредметных умений групповой деятельности. Пусть подсчитает в карте наблюдений сумму баллов по показателям групповой деятельности непосредственно на защите проектных работ. По шкале оценки учитель определит уровень деятельности группы в целом и сопоставит с отметкой, которую предложит экспертное жюри на защите работ.
Чтобы выставить индивидуальные отметки за проект участникам группы, учитель должен определить сумму баллов по показателям индивидуальной деятельности для каждого школьника в карте наблюдений. Определить уровень метапредметных умений индивидуальной деятельности каждого ученика педагог может по шкале оценки. Порекомендуйте соотнести уровни с отметками для участников группового проекта. Так, высокий уровень индивидуальной деятельности будет соответствовать отметке «5», средний – «4», низкий – «3», недопустимый – «2».
Карта оценки

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карту вы можете, нажав
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
