ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

Попробуйте новый формат журнала – подкаст «Диалоги о домашнем задании»

Наталья Романова, главный редактор журнала,
Никита Голубцов, заместитель директора по информатизации МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское,
Ирина Соловьева, директор МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
Предлагаем вам новый формат материала – подкаст. Это радиопередача, в которой главный редактор журнала беседует с гостями на профессиональные темы. В первом выпуске подкаста говорим о домашнем задании.

Подкаст – это аудиопрограмма, которую вы можете скачать или послушать онлайн прямо в статье. Редакция решила предложить вам такой формат, чтобы «развязать руки». Ведь подкаст можно слушать фоном, когда вы занимаетесь текущими рабочими или даже домашними делами.

Конечно, в подкасте вы не найдете готовые образцы, но сможете узнать об опыте коллег. С Никитой Голубцовым и Ириной Соловьевой мы обсудили, как в гимназии № 2 обстоит дело с домашним заданием, какие проблемы видит администрация и как их решает. А еще побеседовали с ученицей гимназии, чтобы посмотреть на вопрос глазами школьника. Чтобы вам было удобнее ориентироваться в аудиозаписях, ниже в статье есть тайм-коды, по ним сможете легко найти интересную вам часть записи.

Подкаст «Диалоги о домашнем задании»

Вам понравился новый формат?
Вам понравился новый формат?
95% Да, хотелось бы увидеть подкасты в следующих номерах
0% Формат понравился, но тема не заинтересовала
3% Интересная тема, но формат не понравился
3% Не понравились ни формат, ни тематика
Всего ответов: 79
 

Тайминг

 

Содержание

 

Часть 1, в которой говорим с замдиректора и ученицей и ищем решения

 00:00–6:00 Знакомимся с Никитой Алексеевичем Голубцовым. Он рассказывает, как строит работу на уроках и почему лично у него проблем с домашним заданием не возникает
 6:20–7:40 Подключаем к диалогу Зину – ученицу гимназии. Обсуждаем плюсы системы работы Никиты Алексеевича
 7:50–13:40 Зина рассказывает о проблемах, которые видит в домашнем задании, и предлагает оригинальное решение
 13:40–15:15 Выясняем, что учебник без учителя работает плохо, и ищем пробелы в навыках цифрового поколения
 15:15–18:00 Обсуждаем, кому на дистанте было хорошо и почему. Делаем вывод о проблемах домашнего задания
 

Часть 2, в которой к разговору подключается директор и решения находятся

 0:00–0:40 Подключаем к беседе Ирину Алексеевну Соловьеву и вводим ее в курс дела
 0:40–3:45 Ирина Алексеевна рассуждает о привычке давать задание на дом, количестве, которое не всегда переходит в качество, детской вере в чудо и ЕГЭ, который эту веру разрушает
 3:45–5:05 Приходим к выводу, что изменить формат домашнего задание поможет только изменение формата обучения, к которому готовы далеко не все
 5:05–9:05 Узнаем, что о СанПиН забыли не везде, Ирина Алексеевна делится опытом решения домашки на педсовете, а главред рассказывает о своем неудачном эксперименте
 9:05–11:00 Ирина Алексеевна рассказывает, как администрация гимназии регулирует объем домашнего задания
 11:00–14:40 Говорим об учебной мотивации, финской системе и домашке в Оксфорде
 14:40–18:00 Возвращаемся в реальность, обсуждаем итоговое сочинение, домашнее задание, которое нельзя не задать, и возможные форматы
 18:00–26:20 Поднимаем вопрос участия родителей в учебном процессе в очном и дистанционном формате: рассуждаем о родительском контроле, детской манипуляции и учебной мотивации, которой неоткуда взяться на дистанте
 26:20–30:15 Говорим о доступности современного учителя и попытках контролировать работу педагогов со стороны родителей
 30:15–31:50 Ирина Алексеевна рассказывает о компетенциях современного педагога, без которых не обойтись, и принципах работы с родителями
 31:50–34:00 Заканчиваем беседу двумя советами

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

Метод «играющего тренера», или Как мотивировать педагогов

Ирина Николаева, замдиректора по НМР МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан, Магаданская область
Призер Всероссийского конкурса расскажет, как метод «играющего тренера» помогает повысить квалификацию педагогов и сформировать единые ценности коллектива. Для этого в школе организовали стажерские площадки.

Польза заместителя директора в способности воодушевлять коллектив на высокие достижения. Я сравниваю роль замдиректора в жизни школы с играющим тренером. Это эксперт, который успешно применяет теорию на практике и делится опытом с коллегами. Чтобы школа быстро развивалась, необходимо менять стиль деятельности учителей и администрации. Мы с коллегами выбрали один из передовых стилей управления – личностно-деятельностный подход. Он предполагает, что учитель-управленец владеет теорией деятельности, способен к рефлексии и обладает навыками и компетенциями.

Регулярно повышать квалификацию учителей

Работники школ должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам не реже одного раза в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Минобрнауки установило минимальный объем программ повышения квалификации учителей, которые реализуют программу НОО, – 72 часа, а программу ООО – 108 часов (письмо Минобрнауки от 24.02.2012 № 03–109). Эти условия определили ведущее направление моей работы.

С 2017 года коллектив лицея работает над методической темой «Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС на основе развития управленческих компетенций учителя». Посмотрите, какие условия, риски и результаты спрогнозировала рабочая группа педагогов в таблице 1.

Таблица 1. Как реализовать личностно-деятельностный подход

Скачать

Мы провели курсовую подготовку педагогических работников, расширили спектр способов, форм и тем, чтобы повысить квалификацию кадров. Теперь в нашей школе педагогические советы проходят только в нестандартной форме. Еще наш коллектив организует семинары, их темы подобраны так, чтобы развивать компетенции педагогов. Посмотрите содержание семинара, который входит в курс повышения квалификации «Информационная культура педагога».

Семинар «Школьная инфраструктура как средство реализации ФГОС»

Скачать

Мы ведем почасовой учет повышения квалификации. Например, есть статистика заместителя директора по повышению квалификации.

Таблица 2. Статистика повышения квалификации заместителя директора

Скачать

Еще мы собрали информацию, как педагоги повышали квалификацию, в общую таблицу. Все перечисленное входит в систему управления развитием компетенций педагогов. Такая система позволяет минимизировать дискомфорт педагога в ходе аттестации; предупредить физическую усталость и эмоциональное выгорание; мотивировать на творческий поиск и новые достижения.

Таблица 3. Почасовой учет повышения квалификации педколлектива

Скачать

Реализовать личностно-деятельностный подход на практике

Чтобы реализовать подход, мы сформулировали три задачи. Первая задача – внедрить в педагогическую практику новые для учителей методики, которые помогут формировать и развивать УУД. Вторая – создать условия для развития управленческих компетенций педагогов. А третья задача состоит в том, чтобы транслировать положительный опыт, как реализовать ФГОС.

Участвовать в профессиональных конкурсах. Педагоги нашей школы используют конкурсы как трамплин для профессионального роста. Я считаю, что только за границами зоны комфорта происходит профессиональное развитие. А для любого учителя участие в конкурсе – это выход из зоны комфорта. Например, наши педагоги участвовали в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», а также в конкурсе «Педагог года города Магадан».

Провести акцию «Читательский дневник учителя». Кроме профессиональных компетенций учитель должен обладать высокими личностными качествами, которые способствуют успешному выполнению должностных функций. Я провела среди коллег акцию «Читательский дневник учителя». Мы выбрали книгу для обсуждения – «Большая дидактика или 1000 мелочей в разноуровневом обучении» (Яновицкая Е.В., Адамский М.Я.). Я разместила в локальной сети таблицу, чтобы учителя написали свои отзывы о книге и обсудили между собой прочитанное. В акции приняли участие семь учителей. Победитель акции получил полугодовую подписку в электронной библиотеке.

Организовать стажерские площадки. Сегодня главная тенденция работы школы – цифровизация образования. Но не у всех наших педагогов есть время, чтобы изучить новые образовательные проекты. И тогда на помощь приходят возможности стажерских площадок, которые действуют на базе нашей школы.

Тематика площадок – развитие электронных сегментов образовательной среды, их содержание – опыт отдельных педагогов и школы по теме. Результат работы таких площадок – рост качества образования благодаря информатизации. Регулярные стажерские площадки позволяют охватывать большее количество педагогов, распространять опыт среди учителей школ города и области. Посмотрите планы пяти наших стажерских площадок.

Планы стажерских площадок школы

Листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

«У него просто характер такой...» Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу

Александра Фокина, психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Родители не всегда готовы идти на контакт со школой, даже если у детей есть сложности. В статье читайте, как сделать менее выраженными проблемы школьников, родители которых вам не помощники.

Школа и семья должны сотрудничать, если у ребенка возникают проблемы в поведении или он не хочет учиться. Но это в идеале. В реальности родители могут отказаться признавать проблемы ребенка, а сложности списать на ошибки педагогов или «такой характер» ребенка. В статье собрали приемы и решения, которые помогут скорректировать поведение детей и выстроить контакт с «неудобными» родителями.

Разобраться, почему родители не признают проблемы

Выстроить стратегию общения с родителями, которые игнорируют сложности детей, поможет определение причин такого поведения. Основных причин три.

Причина в самооценке. Признать проблему ребенка для родителя значит признать наличие недостатка или ошибки в самом себе. Он отрицает проблему, чтобы защитить свою самооценку. Такие родители объясняют трудности ребенка его позитивными или нейтральными чертами характера: «юморист», «мечтатель», «стремится быть лидером», «ему скучно, потому что вы плохо учите». Или сваливают вину на учителей: «вы к нему придираетесь», «хотите убрать неудобного ребенка?!».

Причина в удобстве. Родителям так проще. Если признать проблему, значит, нужно действовать. Может быть, придется менять все взаимодействие в семье. Родители не хотят брать на себя ответственность, расходовать силы на преодоление проблемы. Они в принципе отрицают, что их участие может облегчить ситуацию. Да и сложностей, по мнению таких родителей, нет. От них вы можете услышать: «все дети дерутся», «учителя сами должны уметь с этим справиться», «мне что, на уроках с ним сидеть?».

Причина в асоциальности. Маргинальные родители не осознают и не выполняют свои родительские обязанности, не вовлечены в жизнь ребенка. Они не могут быть помощниками в решении проблем ребенка, пока не решат свои. Для самого родителя нормально то, что не является нормой с точки зрения педагогов, и предложить ничего он не может и не хочет. Вместо помощи такой родитель или угрожает ребенку: «Я ему голову оторву!» Или говорит, что сам в школе имел проблемы: «Я тоже плохо учился», а чаще вообще ничего вразумительного сказать не может, только шумит или жалуется на жизнь.

Определить, почему ребенок плохо себя ведет или не хочет учиться

Причин, по которым школьник становится неуправляемым, несколько. Например, таким поведением ребенок может реагировать на эмоциональные или учебные сложности. Он ищет внимания, борется за власть, мстит или отказывается от совершенствования.

Иногда даже очень опытным педагогам трудно понять, что служит причиной проблемного поведения ребенка. Разобраться поможет модель Р. Дрейкурса о четырех целях проблемного поведения детей. Она опирается на эмоции взрослого. Учителю не придется додумывать реакции за школьника. Пусть педагог отследит, какую эмоцию вызывает у него провоцирующее поведение школьника, и сверится с таблицей.

Таблица. Модель целей проблемного поведения детей Р. Дрейкурса

Какую эмоцию вы испыталиЧто с учеником, для чего он так себя ведет
РаздражениеОн ищет внимания. Не вовлечен в урок или взаимодействие с вами таким образом, чтобы чувствовать, что он имеет для вас значение
ГневОн борется с вами за власть и влияние. Он ощущает, что находится в ситуации, когда ничего не решает сам. Хочет влиять на происходящее
ОбидаОн мстит. Вам или всем взрослым в вашем лице. Испытывает боль из-за каких-то действий взрослых. Не доверяет
БессилиеОн пытается избежать чего-то, уклониться, избежать достижений, хочет вызвать жалость и безнадежность, чтобы от него отстали, обычно потому, что не верит, что может

Другая причина проблемного поведения – у взрослых нет единой стратегии реагирования. Учителя говорят одно, родители – другое. В итоге нет ясной полезной обратной связи ребенку о его поведении. Рано или поздно ребенок понимает: в ответ на мои проделки по большом счету ничего не будет. Учителя пошумят и успокоятся, родители проигнорируют.

Соблюдать в работе со сложным школьником принципы

Таким образом, у вас есть психологически проблемный ребенок не менее проблемных родителей. Уверенности в том, что кто-либо, кроме вас, будет противостоять его проблемному поведению, нет. Чтобы скорректировать поведение такого ученика, следуйте принципам.

Всегда реагировать на проблемное поведение ученика немедленно и не риторически. Никаких «ладно, сегодня стерплю», никаких обещаний, угроз, многословных высказываний. Вместо этого нужно сразу действовать, но не оскорблять, ясно обозначить границы дозволенного. Важно ничего не говорить о личности ученика, не давать прогнозов типа «а на ЕГЭ тоже смеяться будешь». Вместо этого можно использовать способ «команда роботу» – сформулировать правило точно и ясно, как будто оно для робота, который понимает все буквально: «на уроке не шумят», «так говорить нельзя», «иди сразу к доске». Или использовать «стоп-прием» – сделать шаг к ученику и кратко веским тоном произнести: «работаем», «сейчас молча». Пусть это будет одно-два слова, которые направят на дело.

Ставить скромные цели. Они достижимы. Проблемный ученик простым не станет, по крайней мере не быстро. Так что лучше выбрать маленькие задачи. Бесполезно пытаться переделать ученика, но можно добиться небольших конкретных изменений в его поведении: не надо перевоспитывать хама, надо добиться тишины в классе. Например, сказать: «мешаешь», «тишина». Без агрессии задать вопрос: «тебе дать задание сложнее?».

Управлять занятостью ученика на уроке. Это то, чем может и должен управлять учитель. Ориентируйте педагогов не ждать, пока понадобятся дисциплинарные меры, а сразу управлять классом- задавать темп, порядок смены видов работы, использовать практические задания, никому не давать отсиживаться.

Снизить остроту психологических проблем школьников

Меньше острота проблем – реже случается проблемное поведение. Посмотрите четыре способа снизить остроту проблем школьников.

Признавать чувства. За проблемным поведением всегда стоит негативная эмоция или неудовлетворенная потребность. Ученику нужно задать вопрос: «злишься?», «не получается?», «нужна помощь?» Обязательно выслушать ответ и не обесценивать чувства ученика фразами типа «на уроке не должно быть скучно», «нечего злиться из-за таких мелочей».

Запрещать действия, а не чувства. Невозможно запретить скучать, злиться или не понимать. Можно запретить доставать телефон или толкаться. Когда запрещаете что-то, произносите правило: «драться нельзя», «телефон – в рюкзак».

Стресс – не время для воспитания. В сложных ситуациях говорите меньше, чем ученик. Он захвачен эмоциями? Озвучьте то чувство, которое он, по вашему мнению, испытывает, например: «думаю, это обидно». Выслушайте, что он скажет. Не надо долгих разговоров.

Используйте описание, чтобы закреплять даже малейшие положительные действия и сдвиги в поведении. Вслух опишите действия ученика, которые ему стоит продолжать: «я вижу, ты уже нашел задание». Описывайте свои чувства: «я сержусь, когда приходится повторять», «мне понравилось, что ты смог сдержаться». Раздайте педагогам памятки, которые помогут выбрать способ действий, если что-то пошло не так.

Памятки для учителя

Кликните на кнопку с названием памятки и скачайте ее. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Говорить с родителями о решениях

Когда родители не хотят говорить о проблемах ребенка, с ними нужно говорить о решениях. Вовлечь в диалог помогут приемы общения.

Сообщайте факты, а не выводы. Будьте корректны в форме высказываний и осторожны в их содержании. Не говорите о том, какой ребенок. Говорите о событии, которое вызывает ваше беспокойство или недовольство. Это снижает защитную реакцию у родителей, не так ущемляет самооценку, конкретизирует беседу.

Выслушивайте. От вашей способности продемонстрировать внимательное слушание зависит ход дальнейшего диалога. Дайте высказаться. Если родитель говорит, что дело в «таком характере» ребенка, задайте вопрос: а какой у него характер? И опять слушайте.

Говорите о плюсах. Опишите родителю свое взаимодействие с ним и ребенком в положительном ключе: «то, чего мы уже достигли, это результаты нашего сотрудничества», «я знаю, что вы прислушиваетесь к моим словам». Так вы снимите тревожность и расположите к себе.

Настраивайте на поиск решений. Не говорите: «у вашего ребенка есть проблема» или «он плохо себя ведет». Используйте вопросы и высказывания, которые направлены на поиск выхода: «как мне, по-вашему, стоит действовать, когда он …?», «как вы хотели бы, чтобы мы решили эту проблему?», «какой результат мы получим?», «при каких условиях это сработает?», «как нам сделать это возможным?».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.