ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
План работы
Управленческий проект

Как реализовать управленческий проект по ранней профилизации. Готовая дорожная карта, чтобы начать с января

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей Москвы
В статье – опыт московской школы, которая с помощью управленческого проекта внедрила раннюю профилизацию. Это помогло школьникам самореализоваться и повысило доверие жителей района к школе. Еще есть готовая дорожная карта, чтобы вы могли использовать этот опыт в работе.

Управленческий проект – это практическая работа управленческой команды школы. Она нужна, чтобы достичь конкретного измеримого результата, как для каждого ученика, так и для всей школы в целом по направлению деятельности, которое школа выбрала как наиболее перспективную точку роста. Плюс работы в формате управленческого проекта в том, что это не научная разработка, поэтому не придется готовить много сопроводительной документации.

Специфическая черта управленческого проекта – он всегда ориентирован на конкретную школу. Его цели и задачи, а также механизмы и инструменты, которые избирает административная команда, чтобы их достичь, всегда применимы к той ситуации, в которой живет именно эта школа. Но при этом подходы к решению обозначенных задач, эффекты и результаты можно легко масштабировать и заимствовать другим организациям, чьи точки роста созвучны стартовым. Поэтому управленцы сами выделяют задачу, сами определяют способы ее решения, сами устанавливают критерии результативности.

СПРАВКА

Даты в дорожной карте редакция скорректировала, чтобы вы могли реализовать управленческий проект в своей школе уже сейчас. Это готовый апробированный документ, все сроки в нем реальные

Основной документ управленческого проекта – дорожная карта. В нашей школе карта организована в виде онлайн-планировщика задач, привязанного к датам, которые установила управленческая команда проекта. В состав команды вошел не только административно-управленческий персонал. Реализаторами проекта стали классные руководители, которые выступили в роли навигаторов построения индивидуальной образовательной траектории каждого школьника. Еще важную роль как полноправные члены команды сыграли представители управляющего совета школы, поскольку именно они разрабатывали и утверждали локальные акты, которые закрывали нормативные дефициты школы. Например, положение о фестивале проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы. Кроме того, управляющий совет поддерживал школу на каждом этапе информирования жителей района о результатах и достижениях наших учеников.

Выделить проблемы

На этапе разработки управленческого проекта каждая школа самостоятельно определяет актуальную для себя тему. Для этого устанавливает, какие проблемы есть. Так, на начальном этапе наша управленческая команда выявила ряд проблем, которые помогли определить тему нашего проекта.

Наша школа входила в топ рейтинга школ города, независимые диагностики показывали неплохие результаты, выпускники уверенно поступали в лучшие вузы города. Но при этом педагоги и управленческая команда были убеждены, что школа не достигает тех позиций успешности, которые удовлетворяли бы коллектив.
За два года до начала проекта в нашей школе на уровне СОО было всего два профиля – социально-экономический и социально-гуманитарный. Из-за этого ощутимая часть выпускников 9-х классов уходили в другие школы, чтобы восполнить потребность в необходимой профилизации. Тогда мы решили дополнить профили в 10-11-х классах еще четырьмя направлениями, среди которых были и ранее не реализованные в нашем районе – это биолого-химический, информационно-технологический и физико-математический. Таким образом, наша школа смогла увеличить контингент учеников 10-11-х классов на 40 процентов и вернуть на свою сторону тех школьников, кто намеревался получить среднее образование в иных организациях.
Мы заметили, что незначительный в процентном отношении отток учеников 5-7-х классов приводит к весьма серьезному падению качественных показателей школы. В желании найти лучшие условия обучения для детей родителей не останавливала даже транспортная проблема выезда из абсолютно замкнутого микрорайона. Тогда школа провела опрос среди родителей. Изучив 3290 анкет, мы увидели, что основной запрос – это более раннее внедрение профильного обучения в программу. Так управленческая команда нашей школы приняла решение приступить к реализации проекта ранней профилизации уже с 5-го класса.

 

Определить задачи проекта

Целью нашего проекта стало повышение доверия жителей микрорайона к школе как образовательной организации, которая способна предоставить возможности самореализации каждому школьнику и обеспечить успешное развитие его талантов. Управленческий проект позволил перейти от анализа дефицитов к развитию точек роста в настоящие траектории успеха.

Чтобы достичь цели, управленческая команда обозначила три основные задачи. Смотрите их справа. Мы установили четкие сроки – полтора учебных года. Этого времени достаточно, чтобы измерить все показатели, которые установила управленческая команда. Подробное решение каждой задачи смотрите в дорожной карте реализации проекта.

Дорожная карта

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Скачать

Разработать и внедрить программы предпрофильного обучения
Развить систему дополнительного образования за счет открытия предметных кружков различной направленности
Мотивировать всех участников образовательного процесса участвовать в мероприятиях, которые помогут развить таланты школьников

Начать реализовывать проект пошагово

Чтобы достичь цели и выполнить все поставленные задачи управленческого проекта, наша школа провела серьезный цикл преобразований.

Шаг 1. Внедрили новые программно-методические основы работы внеурочной деятельности по окончании основных учебных занятий базового уровня.

Шаг 2. Изменили подходы к дополнительному образованию – ввели разветвленную сеть предметных кружков. При этом сохранили возможности для творческого развития в рамках объединений, которые уже существовали.

Шаг 3. Выстроили работу, чтобы изменить отношение школьников к предметным и метапредметным олимпиадам. Наш пример доказал, что обычная районная школа может готовить к ним не хуже, чем престижные школы. Олимпиада – это тоже некий инструмент профессиональной пробы, которым должны пользоваться ученики.

Шаг 4. Мотивировали педагогов. Мы создали условия, в которых учителя смогли себе позволить вновь вернуться к педагогическому творчеству. А главной наградой для педагогов стало признание коллег, профессионального сообщества, учеников и их родителей.

Шаг 5. Управляющим советом приняли новое положение о системе дополнительного образования. В нем предусмотрели полное освобождение от оплаты дополнительных занятий для учеников, которые демонстрируют высокие образовательные результаты. Ведь для школьников и их родителей учебная успешность может стать экономически выгодным мероприятием, а это дополнительная мотивация.

Оценить эффекты от реализации проекта

По итогам реализации проекта управленческая команда измерила показатели эффективности, которые установила на начальном этапе. Во-первых, увеличился с 62 до 85 процентов охват учеников 5-9-х классов в системе дополнительного образования. Во-вторых, доля результативного участия школьников в олимпиадах и конкурсах муниципального или межрайонного уровня увеличилась с 8 до 20 процентов. В-третьих, число победителей и призеров олимпиад регионального уровня возросло с 25 до 30 человек минимум.

Но кроме измеримых результатов, наша школа добилась еще и целого ряда эффектов, на которые непосредственно не рассчитывала. Эти результаты мы смогли наблюдать как следствие реализации проекта уже в среднесрочной перспективе. Повысилось доверие родителей к школе. Это было видно не только по уменьшению оттока учеников. Снизилось количество обращений, направленных вне системы. Родители поняли и увидели, что школа их слышит и готова чутко реагировать на все их замечания и предложения, как организационного, так и содержательного характера.

Еще повысилась роль классного руководителя как полноценного участника управленческой команды школы. Руководители классов получили широкие полномочия и тем самым снизили административную нагрузку на заместителей директора. Это, в свою очередь, позволило администрации уделить большее внимания поискам новых стратегических решений, которые были бы направлены на развитие школы.

Значительно снизилась логистическая нагрузка на городской транспорт. Несколько сотен детей, которые ранее ежедневно покидали район, чтобы доехать до других школ, теперь получают все необходимое в нашей школе возле своего дома.

Управленческий проект не только позволил школе решить образовательные задачи, но и стал для нас ресурсом построения надежной, перспективной и комфортной среды для учеников внутри микрорайона.

К СВЕДЕНИЮ

Зачем профилизацию начинать с 5-го класса

Образование должно отвечать запросам времени. Чтобы получить востребованное вузовское образование, выпускник должен пройти конкурсный отбор, то есть предоставить хорошие результаты ЕГЭ. Суммы знаний, которые получает школьник в 10-11-м профильных классах, для этого вполне хватает. Но ведь в университете еще нужно уметь учиться. Поэтому в 8-9-м классах на этапе предпрофильного обучения важно сделать так, чтобы школьник получил уверенный практический опыт работы по выбранному направлению. Выбор этот ученику нужно уметь осуществить. Так, в 7-м классе в рамках проектной деятельности ребенок пробует себя в любом направлении и выбирает при поддержке родителей и педагогов именно то, к чему чувствует интерес и в чем проявляет способности. Но и это умение делать выбор уже должно быть сформировано у школьника. Поэтому уже с 5-го класса необходимо воспитывать в ребенке ответственность за выбор жизненного пути. Ведь успешная карьера выпускника начинается уже в 5-м классе.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.