ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
Профессиональные компетенции
Методическая консультация

Консультация для педагогов по проектной деятельности «Как помочь школьникам защитить проект»

Наталья Лунева, замдиректора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
Педагоги должны уметь помогать школьникам выполнять учебные проекты. Чтобы актуализировать это умение, в январе проведите для учителей методическую консультацию. В статье – материалы и план консультации.

Попробуйте внедрить в работу с педагогами формат методических консультаций. На январской консультации расскажите, как проконтролировать, готовы ли проекты школьников к защите, и помочь учениками избежать ошибок. Поможет готовый конспект консультации. После встречи выдайте учителям шпаргалку, которая напомнит им, как помочь школьникам подготовить проект к защите.

Какие материалы включает консультация

В конспекте консультации три части: мозговой штурм, теоретическая и практическая части. В начале встречи предложите педагогам задание – заполнить вопросник по теме консультации. Задание поможет настроить учителей на восприятие теоретической информации по теме встречи. Посмотрите ниже пример вопросника.

ПРИМЕР. Вопросник для обсуждения с педагогами пред мозговым штурмом

– Что такое проект?
– Назовите этапы реализации учебного проекта.
– Верно ли утверждение: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт?
– Что такое паспорт проекта?
– Какую функцию выполняет учитель в период выполнения учебного проекта?
– Какие критерии оценки на защите учебного проекта вам известны?

10 мин

Конспект консультации. Мозговой штурм

В начале консультации предложите педагогам одно из заданий на выбор. На задание отведите не более 10 минут.

Первый вариант задания. Попросите педагогов обозначить основные ошибки, которые допускают дети при подготовке проекта к защите и на защите работ. Ошибки распределите по группам. Например, ошибки по форме представления материалов, по содержанию работы, по оформлению и т. п. Посмотрите образец формы для первого варианта задания ниже.

Второй вариант задания. Предложите педагогам обсудить общие основы проектной деятельности и школьное положение об учебном проекте. В локальном акте должны быть ответы на следующие вопросы: как оформить материалы проекта, что представить в паспорте проекта, как будет проходить защита проекта, какова роль руководителя проекта, критерии выполнения проекта. Если педагоги не знакомы с положением, разберите документ на консультации. Если такого положения нет в вашей школе, тогда вместе с педагогами разработайте критерии выполнения учебного проекта на консультации. Этот вариант работы потребует много времени, поэтому задание по разработке критериев дайте педагогам как домашнее.

40 мин

Конспект консультации. Теоретическая часть

ФГОС ставит перед педагогами задачу – развивать у детей навыки проектной деятельности. Учителю важно уметь направлять школьника в такой деятельности и учить его контролировать результаты. Школьники выполняют учебный проект самостоятельно под руководством учителя. Причем самому педагогу сначала нужно научиться не только контролировать основные этапы работы ребенка над проектом, но и помочь найти ошибки в своей работе еще на этапе подготовки. Результаты выполнения проекта должны отражать сформированность коммуникативных навыков, навыков проектной деятельности, критического мышления, способность к аналитической и интеллектуальной деятельности, навык самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.

Структура паспорта учебного проекта

Учебный предмет
Тема проекта
Автор
Класс
Руководитель
Сроки выполнения
Проблема
Актуальность темы
Цель и задачи
Гипотеза, объект и предмет, если проект исследовательский
Предмет, если проект информационный или практико-ориентированный
Методы
Продукт
Результат
Список литературы

Ключевые понятия проектной деятельности. Школьники должны знать терминологию проектной деятельности: что такое учебный проект, паспорт и продукт учебного проекта. Если это исследовательский проект – гипотеза, объект, предмет. Порекомендуйте педагогам дать ученикам перспективное задание на изучение понятий темы «Проектная деятельность». Так учитель поможет школьнику избежать ошибок в дальнейшей работе над проектом. Раздайте педагогам готовую форму, которую они смогут выдать школьникам и последовательно заполнять ее на занятиях проектной деятельностью. Образец формы смотрите в конце статьи. Пусть педагоги самостоятельно дополнят форму терминами, если это необходимо.

Этапы работы. Основной критерий оценки эффективности этапов работы над проектом для ученика – промежуточный результат на каждом из них. Так руководитель проекта контролирует деятельность школьника. На подготовительном этапе учитель проверяет, есть ли у школьника план работы над учебным проектом. На втором этапе – наличие продукта учебного проекта. Третий этап – защита проекта. Учитель не только контролирует, но и помогает решать проблемы, которые возникают при реализации индивидуального плана работы школьника. Выдайте педагогам шпаргалку, которая поможет по контрольным точкам проверить, как ученик выполняет учебный проект. Разъясните учителям, насколько важна педагогическая и методическая помощь школьнику при выполнении учебного проекта.

Паспорт проекта и презентация. Паспорт учебного проекта должен быть четким, в нем ученик минимально описывает проект. Структуру паспорта проекта определите самостоятельно и закрепите локальным актом. Федеральных норм нет, поэтому структуру каждая школа выбирает самостоятельно. Посмотрите примерную структуру паспорта учебного проекта слева. Если в вашей школе есть дополнительные требования, включите их в структуру. Школьник заполняет паспорт учебного проекта по алгоритму. Сначала он знакомится с пунктами паспорта в электронном виде. Далее заполняет организационные пункты 1–6, 13 паспорта и представляет руководителю. После наполнения пунктов 7–9 школьник отдает частично заполненный документ педагогу на согласование. Остальные пункты ученик оформляет по мере реализации плана работы над учебным проектом.

Защита проекта. Обсудите с педагогами критерии оценки результативности проекта в школьным положении об учебном проекте. Если такого документа в школе нет, то учитель самостоятельно определяет критерии оценки и знакомит школьников с ними на вводном занятии. На защите ученик может использовать разные средства презентации продукта проектной деятельности. Главное – привлечь внимание всех присутствующих на защите к теме, обозначить результат и подчеркнуть, что проект он выполнил самостоятельно. Напомните учителям, что на защите они должны эмоционально поддержать школьника, помочь ему сосредоточиться. Еще педагог должен проверить технические средства, которые ученик будет использовать для презентации продукта проекта.

Анализ деятельности. Когда ученик прошел все этапы учебного проекта, проанализируйте деятельность и школьника, и педагога. Пусть руководитель проекта укажет положительные стороны работы и проблемы, которые возникли. Выдайте педагогам вопросник, по которому ученик сможет провести анализ проектной деятельности и высказать свое мнение. Посмотрите пример вопросника.

ПРИМЕР. Вопросник для самоанализа деятельности школьника при выполнении учебного проекта

– Цель и задачи при реализации проекта (не) достигнуты? Причины (не) достижения?
– Выбор темы и проблемы проекта – самостоятельное решение или совместное с руководителем?
– Какие трудности возникли при выполнении проекта?
– Что интересного узнал(а) по учебному предмету?
– Что не успел(а) выполнить и почему?
– Можно ли этот проект продолжать и почему?
– Как ты думаешь, нужно ли выполнять проекты в школе?

15 мин

Конспект консультации. Практическая часть

Важно, чтобы педагоги, особенно те, кто еще не руководил проектной деятельностью, попробовали сразу после консультации выстроить этапы помощи школьникам в подготовке проектов к защите. Поэтому предложите в конце встречи учителям два задания.

Первое задание педагоги должны выполнить сразу после вашего выступления. Пусть составят технологическую карту или план занятия с детьми в рамках подготовки проекта к защите. Порекомендуйте учителям взять за основу критерии оценки результативности учебного проекта. Именно они помогут выстроить в плане темы занятий. Попросите учителей указать временной интервал каждого пункта плана. Посмотрите примерный план вводного занятия с детьми о проектах.

 

Примерный план вводного занятия с учениками в рамках подготовки учебного проекта

 

1. Организационный момент – проверка готовности школьников к занятию.
2. Актуализация знаний – фронтальная работа со школьниками: «что это такое», «зачем мне это надо», «для чего я выполняю учебный проект».
3. Определение проблемы – «Как реализовать учебный проект?».
4. Решение проблемы – этапы выполнения учебного проекта, значимость промежуточных результатов, определение формы продукта учебного проекта.
5. Критерии оценки результативности проекта.
6. Рефлексия – самоанализ собственной деятельности.

Второе задание для педагогов – запланировать и провести с учениками вводное занятие или блок занятий. Выполнить задание педагогам поможет форма с этапами помощи школьникам в подготовке к защите. Посмотрите образец готовой формы ниже. В форме педагог указывает варианты своей деятельности на каждом этапе или дополняет уже указанные, а также прописывает планируемые сроки реализации каждой контрольной точки.

Материалы для педагогов

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

Токсичные учителя. Как их нейтрализовать, чтобы сберечь нервы себе и коллегам

Александра Фокина, психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Сложности, с которыми все столкнулись из-за коронавируса, вскрыли проблему токсичных коллег. Это люди, которые накаляют и без того непростую обстановку. В статье – рекомендации психолога, как нейтрализовать токсичность коллег и выстроить здоровые рабочие отношения в коллективе.

«Токсичность» – слово, которое мы привыкли слышать об отравляющих веществах. Но в последние годы этот термин психологи часто применяют и в отношении качеств человека. Токсичные люди заметно ухудшают эмоциональную атмосферу, климат в отношениях, как будто «отравляют» своим присутствием любое мероприятие и взаимодействие. Они пытаются уязвить, задеть, подчинить, обидеть других. Токсичный человек – генератор негативных и неконструктивных эмоций, он может нанести реальный вред любому коллективу, в том числе и школьному.

Весь негатив токсичные люди выплескивают наружу. Их высказывания, оценки и комментарии могут вызывать тревогу, обиду и гнев у остальных работников, испортить настроение и спровоцировать конфликт. Токсичный сотрудник демотивирует. С ним не хотят сотрудничать. А если он при этом достаточно компетентен, его комментарии и высказывания другие члены коллектива могут воспринять как прямое указание к невыполнению обязанностей или недовольству администрацией.

Токсичное поведение продуцирует конфликты, в том числе с теми сотрудниками, кто обычно в деловых отношениях конфликтов избегает. Токсичные люди негативно трактуют намерения и действия остальных, скрывают или искажают значимую информацию, манипулируют эмоциями, передергивают факты. Они разваливают общее дело. Токсичный коллега не дает договориться и прийти к общему решению. Он цепляется к мелочам, не дает расставить приоритеты, откладывает или игнорирует выполнение своей части обязанностей. И, как следствие, такие люди провоцируют увольнения. Из-за нежелания находиться в негативной атмосфере и иметь отношения с токсичным коллегой другие сотрудники могут сменить место работы или стать менее вовлеченными.

8
признаков

помогут вычислить токсичного сотрудника

Убедитесь, что столкнулись с токсичностью

Токсичные люди могут скрываться под маской заботливого и участливого человека. Еще токсичность можно перепутать с единичными приступами паники, недовольства или уныния. Есть восемь признаков «отравляющего» поведения. Если обнаружили хотя бы три из них одновременно у одного коллеги, не сомневайтесь – перед вами токсичный человек, которого нужно уметь нейтрализовать.

Требует к себе особого отношения. Любой коллега всегда ему что-то должен. Ему надо помочь, понять, успокоить, он выскажется, у него накипело, его надо подождать. При этом партнер по общению не может сделать то же самое: он должен потерпеть, сдержаться, смолчать, утешить, не торопить. Обязанности во взаимодействии с токсичным сотрудником всегда несимметричны: он должен якобы получить больше, чем партнер.

Устойчиво недоволен. Не смолчит. Повод для недовольства и жалоб находит легко. Все не так, все «не слава Богу». Озвучивает недостатки, ищет виноватых, комментирует ошибки, принижает достижения других. Всегда видит ложку дегтя в бочке меда: дали стимулирующую надбавку – «мало», сказали спасибо – «давно бы так», традиционное мероприятие – «хоть бы что новое придумали», новые идеи – «и зачем что-то выдумывать».

Не уважает личные границы других людей. Дает непрошеные советы, оценивает. Часто делает это под видом заботы: «для вашего блага», «вы, может, не знаете», «а то они на вас ездят».

Объясняет свои ошибки или недостатки своими достоинствами. Всегда готов себя оправдать: «я так тщательно все делаю, что не успеваю в срок», «я к ней как к родной». В коллегах же, наоборот, видит и преувеличивает недостатки и преуменьшает достоинства.

Избегает персональной ответственности. Перекладывает вину за свои ошибки на других или на обстоятельства.

ВАЖНО

Справиться с токсичным сотрудником помогут рабочие границы и несложные правила

Тратит рабочее время на негатив. Любит поговорить о том, как все плохо. При этом на дела время у такого человека в дефиците, а на негативные эмоции хватает.

«Консервирует» проблему, а не решает ее. Может годами жаловаться на одно и то же. Не привыкает к проблеме, не перестает о ней зудить, но и не решает ее.

Взаимодействие с ним вызывает негативные эмоции. Общаться с токсичным человеком неприятно. От общения возникает ощущение усталости, обиды, тревоги, даже если кажется, что он не сказал «ничего такого».

Определите, с кем имеете дело

Токсичные сотрудники бывают разных типов в зависимости от того, какие черты личности и поведения у них выражены наиболее отчетливо. Чтобы правильно выстроить взаимодействие, определите, с кем столкнулись. Нейтрализовать токсичного коллегу помогут правильные вопросы и высказывания. Когда задаете такой вопрос или говорите фразу, обязательно дайте коллеге ответить. Так вы покажете остальным членам коллектива, что готовы к диалогу, а токсичному коллеге не оставите пространства для маневра. Посмотрите карточки с типами токсичных коллег и приемами нейтрализации.

На ближайшем педсовете или семинаре для сотрудников понаблюдайте за дискуссией педколлектива. Обратите внимание, после чьих высказываний атмосфера становится напряженной, возрастают возражения, выражения недовольства. Обратите внимание также, кто из сотрудников, получив ваши указания, не выражает несогласия, но дело так и не делает. Понаблюдайте в дальнейшем за теми и другими – скорее всего, это ваши токсичные работники.

Типы токсичных коллег

Кликните на кнопку с названием типа и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Следуйте правилам в работе

Уволить токсичного коллегу из-за того, что он негативно влияет на атмосферу в коллективе, нельзя. Но его можно обезвредить. Главное в работе с такими людьми – твердо обозначить границы, быть внимательным к своим эмоциям и сфокусироваться не на проблемах, а на решениях. Если вы будете придерживаться правил, то сможете нейтрализовать негативное влияние и создать в коллективе комфортную рабочую атмосферу.

Следите, чтобы в коллективе были четко прописаны обязанности сотрудников и ясны профессиональные позиции. Четко прописывайте функционал работников. Регулярно напоминайте, что все должны следовать должностным инструкциям и профессиональной этике. Во взаимодействии с токсичными сотрудниками опирайтесь на функционал. Эмоции вкратце выслушали – и сразу вопросы и поручения по делу.

Исключите неразбериху. Это правило вытекает из предыдущего. Все обязанности должны быть четко определены. Так вы не дадите любителю подставлять свалить вину на других, а жертве возможности оправдаться. Поручаете дело группе сотрудников – поименно перечислите обязанности и сроки их выполнения.

Всегда пробуйте решить проблему «по-хорошему». С токсичным сотрудником, как и с любым человеком, сначала попробуйте проявить внимание, признать заслуги, поблагодарить за достижения. Возможно, что «токсичность» появилась в том числе как результат профессиональной усталости, разочарований.

Пресекайте комментарии личного характера. Токсичный коллега в вашем присутствии выдает негативные комментарии в адрес кого-то из коллег? Произнесите: «У нас так не принято». Узнали, что он так действует, когда вы не видите? Поговорите наедине, четко скажите, что атмосфера в коллективе для вас важна и вы настоятельно просите не делать замечания коллегам, говорить только о самом себе, а если без этого никак не обойтись, то начинать со слова «я» и описания собственных действий.

Давайте токсичному работнику больше персональных поручений. Желательно, чтобы это были поручения, для выполнения которых не нужно взаимодействовать с коллегами или взаимодействовать минимально.

Следите за своими эмоциями. Почувствовали, что вас захватывают негативные эмоции? Мысленно представьте себя с улыбкой, вспомните свое любимое место, представьте токсичного коллегу внутри огромного воздушного шарика, который поднимается к потолку. Если беседа становится совсем трудной, используйте прием «Нейтрализация» – переключите внимание на любой яркий стимул. Громко передвиньте стул, откройте или закройте окно, смените уровень освещения, уроните ручку на пол, резко смените громкость речи. Только воздержитесь от всплеска эмоций и нервозности. Ваше внешнее самообладание – лучшая броня от токсичности.

Разделяйте личное отношение и деловые задачи. Иногда токсичные сотрудники могут вызывать жалость или чувство вины. Это признаки манипуляции. Повторите себе мысленно: «Мне не стыдно отказать (попросить, обязать), и я откажу (попрошу, обяжу)».

На педсоветах, совещаниях, встречах формализуйте общение. Ставьте временные рамки: «на обсуждение у нас 10 минут, прошу всех говорить только самое главное»; напоминайте о стиле общения: «прошу всех следовать деловому этикету». Фокусируйтесь на решениях, а не на проблемах. Проблемы и недовольство можно обсуждать до бесконечности. Коллеги начали дискуссии об этом? Ставьте условие – теперь обсуждаем это только с точки зрения того, что может улучшить ситуацию, ищем решения.

Вскрывайте манипуляции токсичных коллег. Например, скажите: «Я вижу, вы хотите, чтобы я нервничала» или «Я понимаю, почему вы так говорите». Используйте в ответ на реплики токсичных сотрудников нейтрализующие вопросы и высказывания.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

«Я так больше не могу», или Как бороться с профессиональным выгоранием

Анастасия Кузнецова, ГБУ ГППЦ ДОНМ, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями
К декабрю накопилась усталость. Замам приходится задерживаться на работе из-за огромного объема задач. Постоянно меняется ситуация и требования, нужно подстраиваться. У педагогов, родителей и детей копятся тревоги и претензии, постоянный стресс, который они выливают на администрацию. Как в такой ситуации «дожить» до новогодних праздников и успеть восстановить силы, чтобы запаса хватило до конца года. В статье читайте, как бороться с профессиональным выгоранием – собственным и педагогов.

По данным исследования российского рынка труда и занятости, которое проводила HR-компания Hays, в 2019 году 53 процента работников лично столкнулись с проблемой профессионального выгорания, а 38 процентов наблюдали, как его переживали коллеги. При этом, когда люди понимают, что выгорели, к помощи психолога прибегают лишь 6 процентов.

А что же работодатели? Посмотрите на диаграмме ниже, как действуют начальники, когда понимают, что столкнулись с выгоранием сотрудников.

Рисунок 1. Как работодатели реагируют на выгорание сотрудников


Скачать

За 2020 год статистики еще нет, как и нет сомнений в росте количества выгоревших в условиях пандемии и работы на удаленке. Что примечательно в результатах этого исследования? Во-первых, о проблеме профессионального выгорания многим известно, но у нас нет системы профилактики этого синдрома. Во-вторых, выгорая на работе, мы не обращаемся за помощью. Нет такой культуры. В-третьих, в большинстве случаев человеку деньги нужно зарабатывать, кормить семью, выполнять обязательства, а не анализировать: выгорел – не выгорел. Пока совсем не сгорел…

Профессия «педагог» во всем мире признана одной из самых стрессогенных, она быстрее других приводит к профессиональному выгоранию. Это связано с интенсивностью коммуникаций и межличностного взаимодействия, многозадачностью и высокой ответственностью. Учитель отвечает перед учениками, коллегами, родителями, администрацией, обществом. Он ответственен за жизнь и здоровье детей, за результаты образования, за удовлетворенность и доверие родителей, за своевременность предоставления отчетности и за многое-многое другое. А если речь о заместителе директора, все вышесказанное можно умножить в разы. Ведь ему делегировано управление образовательным процессом, поэтому мера ответственности возрастает.

Знать врага в лицо

Чтобы начать бороться, например с алкогольной зависимостью, нужно в первую очередь признать, что зеленый змий взял верх над личностью. Так и с синдромом профессионального выгорания.

Вас все раздражает? Вы рассеянны и не можете сосредоточиться? Вдохновения больше нет, работаете на автопилоте? Это «звонки», чтобы оценить свое состояние и честно признаться себе: «Я выгораю».

Ученые выделяют три главных составляющих выгорания. Посмотрите их на рисунке.

Рисунок 2. Три составляющих профвыгорания


Скачать

Все составляющие профвыгорания прямо противоположны требованиям к профессиональным компетенциям педагога. От хорошего учителя, как и от руководителя в сфере образования, ждут эмоциональной включенности, эмпатии, эффективной коммуникации, лидерских качеств и, конечно, результатов и успехов. Именно этим конфликтом требований профессии и реальным состоянием человека коварен синдром профвыгорания. Если не обращать внимания на «первые звонки», конфликт будет только увеличиваться, неудовлетворенность собой расти, душевное состояние ухудшаться, эффективность профессиональной деятельности уменьшаться. Это замкнутый круг.

Диагностировать степень выгорания

Чтобы выяснить, есть ли поводы для беспокойства, используйте экспресс-методику. В ней 10 вопросов, которые помогут понять, есть ли у вас или коллег синдром профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания проявляется с разной интенсивностью, у него есть несколько стадий. Чтобы легкая степень выгорания не перешла в более тяжелую, на каждом этапе нужны свои способы «лечения». Конечно, не всем подойдут те способы, о которых будем говорить дальше, но наметить план-минимум, чтобы победить выгорание, они помогут.

Первая стадия. Признак этой стадии – постоянное эмоциональное напряжение из-за необходимости делать усилие над собой, контролировать себя, чтобы нормально функционировать. Те, у кого первая стадия выгорания, начинают путать расписание, забывать задачи, появляется рассеянность и расфокусированность. Эмоциональное истощение не за горами.

На этой стадии обязательно требуется отдых и переключение. Новых впечатлений и эмоций, полноценного сна и прогулок, физической активности на свежем воздухе и заботы о себе в течение 5–10 дней может быть достаточно, чтобы восполнить ресурсы и вернуться к работе. Но это будет действовать, если станет обязательной практикой при первых же проявлениях усталости, а не один раз в год. Хорошо помогает переключение на новое хобби: занятие вокалом, рисование, танцы. Все, что раскроет творческий потенциал и наполнит вас энергией.

Вторая стадия. Индикатор этой стадии – хроническая усталость. Сокращается количество и интенсивность контактов, даже когда они необходимы. Раздраженность и постоянное напряжение сказываются на здоровье. Дают знать о себе хронические заболевания: чуть что – и организм дает сбой. На больничном едва удается себя подлатать, тут уже не до отдыха и активности. На этой стадии синдром профвыгорания уже набрал обороты. Тут два пути решения: либо начать борьбу с причинами, а не со следствием, либо сменить работу. Бездействие же ведет к следующей стадии, причем довольно быстро. Борьба с причинами требует определить причины и адресно их устранить. О причинах выгорания читайте далее.

Третья стадия. Потеря интереса к работе ведет к апатии. Теряется вкус к жизни, а это сказывается на отношениях даже с близкими людьми и начинает негативно влиять на качество жизни в целом. К сожалению, эта стадия свидетельствует о психологическом нездоровье. Нерешенные внутренние конфликты деформируют личность, нарушается нормальное функционирование человека в социуме. Это «потеря себя». Без профессиональной помощи тут не справиться.

Важно поймать свое выгорание или проблемы коллег на рубеже первой и второй стадии и начать помогать.

Определить причину: почему это происходит

Ответ на этот вопрос в понимании, что «запускает» механизм выгорания, что из этого относится именно к вам, на что нужно влиять, чтобы изменить ситуацию.

Все причины, которые лежат в основе синдрома профвыгорания, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внутренние – это индивидуальные психологические особенности личности, а внешние – социальные характеристики и особенности. Ученые доказали, что возраст и стаж не являются существенными факторами профессионального выгорания. И молодые, и опытные педагоги в равной степени подвержены этому синдрому.

Таблица 1. Факторы профессионального выгорания

Скачать

Если человек находится на второй стадии выгорания, хорошо бы в определение причин включиться специалисту. Но и самостоятельно можно сделать кое-какие выводы о внутренних причинах выгорания.

Самооценка. Используйте простой тест, который поможет определить ее уровень у себя и своих коллег.

Человек с заниженным уровнем самооценки не верит в свои силы. Ему проще отказаться от деятельности, чем браться за новые задачи. При таком подходе успехов в работе он не достигает, что, в свою очередь, еще сильнее влияет на его самооценку. Это быстро приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. Как и завышенная самооценка, когда человек находится в постоянном стрессе от того, что никто не замечает и не ценит его заслуг. Если диагностика показала отклонения в самооценке в любую сторону, лучше обратиться к специалисту. Хотя бы к школьному психологу, ведь самооценка напрямую влияет на качество жизни.

Установки и отношение к ситуации. Самооценка тесно связана с установками – неосознанными состояниями и убеждениями, которые влияют на оценку ситуации и поведение. Для кого-то «стакан наполовину пуст». Такой человек использует иррациональные установки: больше переживает, чаще расстраивается, больше подвержен стрессу и соответственно синдрому выгорания. Тот, для кого «стакан наполовину полон», конструктивнее оценивает ситуацию и реагирует на нее. Проанализировать, есть ли у вас иррациональные установки, поможет таблица.

Таблица 2. Иррациональные установки

Скачать

Если иррациональные установки преобладают, необходимо менять свое отношение к окружающей действительности. Это непросто. Но если этого не сделать, негативное мышление и восприятие заведет в тупик.

Сопротивляемость стрессу. В жизни и профессиональной деятельности возникает множество ситуаций, которые выводят из состояния равновесия. Сопротивляться этим воздействиям тоже нужно уметь. Техники саморегуляции и совладения со стрессом – не миф. Но эффективны они только в том случае, если сформированы как навык. А значит, практиковать их нужно постоянно на протяжении минимум месяца, чтобы они начали приносить результат. Наиболее популярными, доступными в применении и достаточно эффективными являются методы контроля над дыханием. Они позволяют переключиться с внешнего раздражителя на внутреннее состояние и быстро взять себя в руки. Посмотрите упражнения в памятке ниже.


Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для педагогов Скачать

Эмоциональный интеллект. Это тренд современности. Можете ли вы в кризисной или конфликтной ситуации отрефлексировать свои эмоции и чувства, а также чувства вашего партера по коммуникации? Вовремя сказать себе: я раздражен, еще пара реплик – и я сорвусь. И на основании оценки своего состояния скорректировать свое поведение и повлиять на действия оппонента. Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать: учиться распознавать и контролировать свои эмоции, понимать и управлять эмоциями других. Например, с помощью эффективной коммуникации «Я-высказывание». Его суть в том, чтобы доносить до собеседника какую-либо информацию с позиции «Я», а не с позиции «Ты». Это позволяет не создавать ненужных барьеров для восприятия информации собеседником, не «включать» «лишние» эмоции и быстрее добиваться цели взаимодействия.

ПРИМЕР «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ».  «Мне не нравится, как сделана эта работа» вместо «Вы плохо сделали работу».
«Я не первый день работаю с вами, и я точно знаю, что такому опытному сотруднику это поручение по плечу» вместо «Если вы этого не понимаете, значит, стоит задуматься над тем, насколько вы компетентны».

4 типа темперамента

Холерик – энергичный, быстрый, импульсивный.
Меланхолик – ранимый, склонный к грусти, впечатлительный.
Флегматик – медленный, спокойный, индифферентный.
Сангвиник – оптимистичный, уравновешенный

Еще один вариант развивать эмоциональный интеллект – использовать выход в рефлексивную позицию. Вы в ситуации коммуникации, атмосфера накаляется, переживаете бурю эмоций, ситуация выходит из-под контроля. Представьте, как делаете шаг вперед, затем шаг в сторону, разворачиваетесь лицом к самому себе, скрещиваете руки на груди и наблюдаете все, что происходит, со стороны, как будто смотрите фильм. Спокойно анализируйте происходящее: что вы чувствуете, как проявляете эмоции, как это влияет на собеседника, чего на самом деле хотите от ситуации. Оцените ситуацию и примите решение: как лучше действовать, какой ресурс вам необходим и где его взять здесь и сейчас. Здесь могут пригодиться и дыхание по квадрату, и «Я-высказывание», а может быть, вы просто решите, что стоит выпить стакан воды.

Темперамент. Это индивидуальные особенности психики и поведения человека. Как быстро вы реагируйте на раздражитель? Какой интенсивности ваша реакция? Реакция разворачивается вовне или внутри вас?

С определенным типом темперамента мы рождаемся, поэтому серьезно повлиять на него не получится. Но знать особенности своего темперамента нужно, чтобы учитывать в разных жизненных ситуациях. Посмотрите в таблице 3, что помогает людям разных типов. Сангвиника на этом рисунке нет, так как люди с таким темпераментом наиболее стрессоустойчивы, сложно выделить общую проблему.

Таблица 3. Какими техниками овладеть людям разных темпераментов

Скачать

Отношение к деятельности

Активность по выживанию: обустройство жилья, обеспечение ежедневных бытовых потребностей и нужд, зарабатывание денег.
Самореализация и обретение смысла: творчество, религия, развитие навыков и умений, любовь

Ценности и мотивы. Это, пожалуй, самая сложная и глубокая тема. Но к профессиональному выгоранию она имеет прямое отношение.

Жизнедеятельность человека можно условно разделить на два вида. Люди отличаются друг от друга не столько предметом деятельности, сколько своим отношением к ней.

Подумайте, ради чего работаете вы. Что заставляет вас большую часть жизни тратить на эту деятельность. Если для вас работа только активность по выживанию, в ней нет места для самореализации и личного смысла – это прямой путь к выгоранию, бороться с которым будет практически невозможно. В этом случае придется сменить либо работу, либо свое отношение к ней.

Важно понимать: если на внутренние причины при желании можно повлиять, то влиять на внешние гораздо сложнее. Ведь они зависят не от вас, а от других людей. Получается, чтобы справиться с выгоранием, нужно начинать с себя.

Материалы, чтобы бороться с профвыгоранием

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Помочь самому себе

Чтобы вытащить себя и своих коллег из болота профессионального выгорания, нужно:

  • признать, что выгораешь;
  • определить причину;
  • научиться влиять на свое состояние и установки;
  • при необходимости обратиться за помощью.

Обязательный минимум, который поможет это сделать, состоит из пяти пунктов.

Чек-лист. Пять шагов в борьбе с профвыгоранием

Отметьте галочкой пункт в чек-листе, который необходимо выполнить, нажмите Печать

К СВЕДЕНИЮ

Почему профессиональное выгорание – это серьезно

Наверняка каждый из нас переживал сам и видел коллег в состоянии «все, больше не могу». При этом многих ли мы знаем, кто в подобном состоянии посещает психотерапевта? В лучшем случае школьный психолог проведет пару-тройку тренингов по этой проблеме, на которые придут те, у кого еще есть силы посещать тренинги. А действительно выгоревшие коллеги под предлогом «дел много и некогда ерундой заниматься» продолжат тлеть.

Между тем «синдром профессионального выгорания» (от англ. burnout) – научный термин. Его еще в конце прошлого века впервые использовал американский врач-психиатр Герберт Фрейденберг, чтобы обозначить душевное состояние людей, которые испытывают эмоциональную опустошенность, неудовлетворенность собой, разочарование и нарастающее безразличие к своей работе. Доктор отмечал, что это реакция организма на непрерывный стресс на работе. Если профвыгорание не лечить, оно несет большую угрозу психологическому здоровью. С тех пор и зарубежные, и отечественные ученые очень продвинулись в исследовании синдрома профессионального выгорания (СПВ). Изучены симптомы и причины, разработаны модели профилактики и коррекции. В западной культуре результаты этих исследований давно интегрированы в практику. Считается нормальным при выявлении симптомов выгорания обращаться к специалисту. На производства и предприятия приглашают организационных психологов, которые оценивают ресурсы коллектива, особенности управления и организации деятельности и подбирают адресную программу профилактики СПВ. У нас другой менталитет. Поэтому самый распространенный способ «лечения» профвыгорания – «помоги себе сам».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.