
Три шага, чтобы обязать педагогов регулировать объем домашнего задания
«Все, что не успели в классе, пойдет на дом», «вы плохо себя вели, поэтому на дом задам не три, а шесть упражнений». Когда педагог говорит эти фразы, он действует импульсивно, наказывает школьников домашним заданием. Но чаще всего не понимает, что наказывает он в первую очередь себя. Ведь именно ему потом придется проверять гору тетрадей.
Для учеников объемные домашние задания становятся стрессом, дети просто не успевают отдохнуть. Или списывают из сборников готовых домашних работ. В этом случае вся работа становится бесполезной.
Если такое повторяется регулярно, к ситуации с домашней работой подключаются родители. Кто-то просто делает домашку вместе с детьми, а порой и за ребенка, кто-то поднимает бучу в родительских чатах, а кто-то идет жаловаться администрации. В итоге домашние задания, которые выходят из-под контроля, становятся проблемой для всех. Школьники не вникают в них из-за объема, уставшие после рабочего дня родители вынуждены помогать детям, педагогам приходится проверять бесполезные работы в тетрадях, а вам – выслушивать бесконечный поток жалоб со всех сторон.
При этом суммарный объем домашнего задания, которое можно задавать школьникам разных возрастов, четко регламентируют СанПиН и новый порядок обучения в школе (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821–10, приказ Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Но эти требования часто просто игнорируют. Другая проблема – учителя одного класса не согласуют друг с другом объем домашнего задания, который задают.
Вернуть домашние задания в рамки требований – комплексная задача, но потратить время на ее решение в ваших интересах. Так вы снизите нагрузку и на школьников, и на учителей, успокоите и без того постоянно раздраженных родителей. Домашние задания снова станут эффективным инструментом текущего контроля и формирования учебной мотивации, а не трудовой повинностью, на которую все махнули рукой.
Выстроить работу в школе поможет алгоритм в статье. В нем три шага и образцы документов, которые понадобятся.
Шаг 1. Провести мониторинговое исследование
Начать лучше всего с исследования, чтобы получить данные о реальной ситуации в школе. Так вы поймете, кто из педагогов не нарушает требования, а чью работу надо взять на контроль. Школьников и педагогов попросите заполнить формы фиксации, а для родителей проведите анкетирование.
Форма контроля для учеников. Раздайте ученикам формы контроля. Пусть в течение недели вписывают в них время, которое тратят на домашние задания.
Главное в статье СкрытьШаблон формы контроля домашнего задания для школьников

Кликните Копировать, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V
Формы контроля для педагогов. Аналогичные формы раздайте педагогам. Пусть проведут ту же работу, что и школьники. Так вы получите данные, чтобы сравнить ожидания учителей и реальное время, которое нужно школьникам на домашнюю работу.
Формы для педагогов удобно разместить на сервисе Google-таблицы. Тогда учителя одного класса смогут одновременно работать с общим документом. А вам потом не нужно будет сводить разные отчеты педагогов в один файл.
В конце недели проверьте, совпадает ли задание, которое педагоги занесли в формы, с тем, которое они внесли в электронный журнал. Так вы дополнительно проведете контроль ведения журнала.
Пример анкеты для родителей учеников
6-8-х классов
Скачать
Анкетирование родителей. Анкетирование удобно провести с помощью Google Forms. Это бесплатный сервис, в который вы загружаете анкеты. Для работы с ним нужна только почта Gmail. Заполнить анкеты участники опроса смогут и с компьютера, и с мобильных устройств. Данные сервис обработает автоматически в удобном виде – диаграмма или файл CSV. Диаграммы затем вы сможете использовать в презентациях.
Поручите техническому специалисту загрузить анкеты в Google Forms и разместить ссылку на опросы на сайте школы. А классные руководители пусть разошлют ссылку родителям. Смотрите готовый пример анкеты на поле справа.
Данные, которые получили в ходе исследования, обобщите в аналитической справке. Если выяснили, что педагоги школы не нарушают требования к объему домашних заданий, используйте выводы из документа для бесед с недовольными родителями. Если же поняли, что объем домашних заданий не всегда попадает в нормативы и школьники действительно перегружены, переходите к шагу 2.
Время на выполнение домашнего задания
Шаг 2. Регламентировать требования к домашнему заданию локальным актом
Разработайте в школе локальный акт о домашнем задании, например положение. Пропишите в нем все требования к объему и содержанию домашнего задания. Смотрите на схеме справа, сколько времени в астрономических часах отводят нормативные документы на выполнение домашнего задания в разных классах.
Домашнее задание в 1-м классе. В 1-м классе домашнее задание не задают. Учитель может рекомендовать сделать несложное задание, но дети выполняют его по желанию. Эту позицию обязательно отразите в положении. Необязательное домашнее задание в 1-х классах не должно влиять на учебный процесс, давать преимущество школьнику, который его выполнил.
Объем домашнего задания. Пропишите примерные требования к объему домашних работ, чтобы педагоги понимали, на что ориентироваться. Посмотрите пример.
3-й класс – выполнить упражнение из 25–40 слов, которое может включать грамматические задания к нему;
4-й класс – выполнить упражнение из 30–40 слов, которое может включать грамматические задания к нему;
5-й класс – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (8–10 строк) или написать домашнее сочинение-миниатюру (изложение);
6-й класс – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (8–10 строк) с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру (изложение);
7-8-е классы – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (10–15 строк) с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру;
9-й класс – прочитать параграф (не более 3 страниц), выполнить 1–2 письменных упражнения с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру;
10-11-е классы – повторить 1 тему и выполнить 1–2 письменных упражнения с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру.
Объем письменного домашнего задания не должен превышать 30 процентов аудиторной письменной работы. А объем обязательного домашнего задания по устным предметам не должен превышать объем материала, который изучали на уроке. Зафиксируйте эти требования в положении.
Задание на выходные и праздники. Отдельно урегулируйте в положении вопрос о домашнем задании на выходные и праздничные дни. Оптимальный подход – прописать требование не задавать домашнее задание на эти дни в начальной школе, а для основной и средней прописать ограничения. Младшеклассникам требуется больше времени, чтобы восстановить силы после рабочей недели. А в основной и средней школе домашнее задание на выходные и праздники может стать единственной опцией для предметов, которые стоят в расписании один раз в неделю. В этом случае невозможно не дать задание на выходные, так как ими разделены занятия.
Формы фиксации. Чтобы учителя могли согласовать общий объем домашнего задания, который задают классу, удобно использовать единые формы фиксации. Включите их в приложения к положению, а в тексте документа закрепите обязанность педагогов вносить домашние задания в форму.
Удобно вести формы фиксации в Google-таблицах. В режиме реального времени учителя будут записывать домашнее задание, которые задают к конкретной дате. Коллеги увидят, что уже задано к планируемой дате, им будет проще договориться между собой и не превысить допустимые объемы. Посмотрите образец формы фиксации в готовом положении.
Положение касается деятельности всех педагогов школы, поэтому согласовать его нужно с коллегиальным органом. Удобно включить обсуждение и утверждение положения в повестку ближайшего педсовета.
Главное в статье СкрытьШаг 3. Организовать работу с учениками и родителями
Об обновленных требованиях к домашнему заданию расскажите ученикам и родителям.
Информация для родителей. Поручите классным руководителям провести собрание, чтобы познакомить родителей с текстом положения. А само положение опубликуйте на сайте школы. Объем домашнего задания родители видят в электронном дневнике, поэтому смогут сопоставить его с требованиями.
Классные руководители на собрании должны акцентировать внимание родителей на том, что дети должны выполнять домашнее задание самостоятельно, иначе в нем не будет никакого смысла. Поручите педагогу-психологу подготовить для родителей памятки о способах, которыми они могут помочь школьникам, или возьмите готовый образец в конце статьи. Желательно, чтобы к родительским собраниям предметники подготовили краткий обзор требований к домашнему заданию, если по их предмету есть какие-то особенности.
Дайте родителям доступ без возможности редактирования к формам фиксации, которые заполняют педагоги. Так вы снимете вопросы об объеме домашней работы. Родители увидят, что требования педагоги не нарушают.
Информация для учеников. Разъяснительную работу проведите и со школьниками. Многие дети приходят после школы и не понимают, как и в каком порядке выполнять домашнее задание. Поэтому поручите руководителям методобъединений подготовить для учеников памятки о домашнем задании. Пусть педагоги пропишут алгоритмы, которые помогут быстрее справиться с работой по разным предметам. Отдельно поручите классным руководителям проговорить и с учениками вопрос самостоятельного выполнения домашней работы.
Главное в статье СкрытьОбразец положения и памятка для родителей

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Попробуйте новый формат журнала – подкаст «Диалоги о домашнем задании»
Подкаст – это аудиопрограмма, которую вы можете скачать или послушать онлайн прямо в статье. Редакция решила предложить вам такой формат, чтобы «развязать руки». Ведь подкаст можно слушать фоном, когда вы занимаетесь текущими рабочими или даже домашними делами.
Конечно, в подкасте вы не найдете готовые образцы, но сможете узнать об опыте коллег. С Никитой Голубцовым и Ириной Соловьевой мы обсудили, как в гимназии № 2 обстоит дело с домашним заданием, какие проблемы видит администрация и как их решает. А еще побеседовали с ученицей гимназии, чтобы посмотреть на вопрос глазами школьника. Чтобы вам было удобнее ориентироваться в аудиозаписях, ниже в статье есть тайм-коды, по ним сможете легко найти интересную вам часть записи.
Подкаст «Диалоги о домашнем задании»
Тайминг | Содержание | ||
Часть 1, в которой говорим с замдиректора и ученицей и ищем решения | |||
00:00–6:00 | Знакомимся с Никитой Алексеевичем Голубцовым. Он рассказывает, как строит работу на уроках и почему лично у него проблем с домашним заданием не возникает | ||
6:20–7:40 | Подключаем к диалогу Зину – ученицу гимназии. Обсуждаем плюсы системы работы Никиты Алексеевича | ||
7:50–13:40 | Зина рассказывает о проблемах, которые видит в домашнем задании, и предлагает оригинальное решение | ||
13:40–15:15 | Выясняем, что учебник без учителя работает плохо, и ищем пробелы в навыках цифрового поколения | ||
15:15–18:00 | Обсуждаем, кому на дистанте было хорошо и почему. Делаем вывод о проблемах домашнего задания | ||
Часть 2, в которой к разговору подключается директор и решения находятся | |||
0:00–0:40 | Подключаем к беседе Ирину Алексеевну Соловьеву и вводим ее в курс дела | ||
0:40–3:45 | Ирина Алексеевна рассуждает о привычке давать задание на дом, количестве, которое не всегда переходит в качество, детской вере в чудо и ЕГЭ, который эту веру разрушает | ||
3:45–5:05 | Приходим к выводу, что изменить формат домашнего задание поможет только изменение формата обучения, к которому готовы далеко не все | ||
5:05–9:05 | Узнаем, что о СанПиН забыли не везде, Ирина Алексеевна делится опытом решения домашки на педсовете, а главред рассказывает о своем неудачном эксперименте | ||
9:05–11:00 | Ирина Алексеевна рассказывает, как администрация гимназии регулирует объем домашнего задания | ||
11:00–14:40 | Говорим об учебной мотивации, финской системе и домашке в Оксфорде | ||
14:40–18:00 | Возвращаемся в реальность, обсуждаем итоговое сочинение, домашнее задание, которое нельзя не задать, и возможные форматы | ||
18:00–26:20 | Поднимаем вопрос участия родителей в учебном процессе в очном и дистанционном формате: рассуждаем о родительском контроле, детской манипуляции и учебной мотивации, которой неоткуда взяться на дистанте | ||
26:20–30:15 | Говорим о доступности современного учителя и попытках контролировать работу педагогов со стороны родителей | ||
30:15–31:50 | Ирина Алексеевна рассказывает о компетенциях современного педагога, без которых не обойтись, и принципах работы с родителями | ||
31:50–34:00 | Заканчиваем беседу двумя советами |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Круглый стол с заместителями директора о домашнем задании «Запретить нельзя задавать»
За круглым столом редакция собрала постоянных экспертов журнала, участников и победителей конкурса «Завуч года». С коллегами мы поговорили, как в школах регулируют вопросы домашнего задания, какие проблемы есть, обсудили пути решения.
Участники круглого стола
|
| |
|
|
Вопрос 1. Как в вашей школе регулируется объем домашнего задания?
Регулировать или нет – вот в чем вопрос
Этим вопросом задаются многие школы. С одной стороны, требования к времени, которое школьники должны тратить на домашнее задание, зафиксированы в СанПиН. Те же требования перекочевали в новый нормативный акт, который вступит в силу 1 января 2021 года, – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
С другой стороны – этих границ явно недостаточно. Педагогам сложно регулировать объем заданий, которые они лично дают на дом, а ведь нужно еще и согласовать этот объем с коллегами. Поэтому логичным кажется фиксация определенных требований к домашним работам на уровне школы.
Вопрос 2. Есть ли предметы, по которым не рекомендуете задавать домашнюю работу?

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА
Домашнее задание можно не давать
Гости нашего круглого стола оказались единодушны. Домашние задания по ИЗО, музыке, технологии, физкультуре не задают в большинстве школ. Причем где-то это рекомендация администрации, а где-то – норма локального акта. Все эти предметы предполагают развитие творческих или физических навыков и умений школьников. Поэтому давать обязательное к выполнению домашнее задание по ним значит загонять учеников в рамки, убивать учебную мотивацию.
Вопрос 3. Существует ли проблема с объемом домашнего задания или жалобы родителей и школьников обусловлены ленью и нежеланием учиться?
Наши учителя не всегда соблюдают требования СанПиН. Больше скажу, чаще вообще не соблюдают

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА
Невыдуманная проблема
Я задала этот провокационный вопрос не только гостям круглого стола, но и другим коллегам. И ответ на него вряд ли вас удивит. Действительно, домашние задания, а точнее их количество и объем, стали настоящей проблемой. Чем больше домашки, тем менее она эффективна. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают. Готова ли наша школа к работе без домашних заданий? Не думаю, что это так. Но мы точно готовы к разумному подходу, дифференцированным и индивидуальным работам.
Вопрос 4. Поделитесь своим взглядом на домашнее задание: обязательно ли его давать, как регулировать объем, нужна ли методическая поддержка педагогам, стоит ли вообще заострять внимание на домашних заданиях
Когда учителя задают то, что не успели сделать в классе, – это абсурд!
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА