
Ситуации, когда родители не признают, что ребенку нужен другой предмет на ОГЭ, и аргументы, чтобы их переубедить
Когда у девятиклассника низкие отметки по предмету, а тренировочные работы он пишет плохо, но при этом выбирает именно этот предмет для сдачи, попытайтесь его переубедить. Часто такой выбор происходит по настоянию родителей, которые не хотят признавать, что их ребенок не сдаст ОГЭ по предмету.
В статье – шесть ситуаций и советы, как построить диалог с родителями, избежать конфликтов и убедить их выбрать другой предмет для сдачи ОГЭ.

ВАЖНО
Чтобы убедить родителя в объективности оценивания работ школьника, ознакомьте его с положением о нормах оценивания по предметам и положением о системе оценивания
Ситуация 1. Родители считают, что учитель «завалил» двойками
Родитель уверен, что ребенок хорошо знает предмет. Он думает, что педагог неоправданно плохо относится к ученику и постоянно занижает отметки по предмету. На такое поведение учителя школьники жалуются родителям. Зачастую дети объясняют это тем, что педагог узнал, что ребенок хочет сдавать его предмет на ГИА.
Как вести разговор и убедить. Посоветуйте классному руководителю предложить родителю задержаться после родительского собрания, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Посетите такую индивидуальную беседу и назначьте совместную встречу родителя с вами и учителем, который, по мнению родителя, неоправданно занижает отметки школьнику. Целью встречи должно стать обсуждение успеваемости школьника по предмету и результаты диагностических работ в форме ОГЭ.
Поручите предметнику проанализировать успеваемость школьника на основе выполненных диагностических, контрольных, самостоятельных и практических работ. Пусть педагог составит прогноз сдачи ГИА по его предмету и обоснует выводы. Еще пусть учитель прокомментирует все выставленные отметки, покажет, что он был объективен, не занижал баллы.
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Ресурсы, которые помогут школьникам подготовиться к ОГЭ: fipi.ru, gia.edu.ru, sdamgia.ru
Ситуация 2. Предмет нужен выпускнику для поступления
Родители планируют, что их ребенок после 9-го класса поступит в колледж, который они выбрали. Родители сами, не считаясь с интересами ребенка, выбрали предметы, которые нужны для поступления.
Как вести разговор и убедить. Постарайтесь объяснить родителям, что выбор предметов определяется не их желанием, а желанием самого ребенка и зависит от его способностей и возможностей.
Обратите внимание родителей на то, что предметы, которые необходимы для поступления в техникум, будут профилирующими. Значит, изучать их будут на протяжении всего обучения. Если такие предметы уже сейчас вызывают сложность для ребенка, то ему будет все сложнее их осваивать, ведь уровень образования будет выше. Порекомендуйте родителям еще раз оценить способности и возможности ребенка и изменить свой выбор, пока не поздно.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Для детей с особыми образовательными потребностями региональные ПМПК выдают заключение о необходимости создания особых условий при прохождении ГИА, например, ГИА только по обязательным учебным предметам, ГВЭ по всем предметам в устной форме, дополнительное время на экзамены, помощь ассистента или тьютора и т. п.
Ситуация 3. Ученик не успевает по всем предметам
У школьника низкий балл по всем предметам. Родители уверены, что ребенок не сдаст любой предмет. Поэтому они выбрали по своему усмотрению те предметы, которые считают самыми легкими.
Как вести разговор и убедить. Порекомендуйте и школьнику, и родителям более ответственно отнестись к выбору предметов для сдачи ГИА. Организуйте ученику встречу с педагогом-психологом. Пусть специалист определит склонности и способности ученика к изучению предметов с помощью диагностик. Поручите психологу на основании проведенных исследований составить рекомендации, которые помогут ребенку и его родителям сделать правильный выбор предметов. Если неуспешность ребенка в обучении связана с особенностями психического или физического здоровья, порекомендуйте родителям обратиться к социальному педагогу. Социальный педагог может помочь родителям обратиться в региональную ПМПК и добиться создания особых условий при прохождении ребенком ГИА.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Учитель не имеет права отказать выпускнику в выборе предметов, которые входят в перечень для сдачи ГИА (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513)
Ситуация 4. Родители уверены, что учитель запрещает сдавать его предмет
Возможна ситуация, когда родители ребенка жалуются администрации школы на то, что их ребенку некоторые педагоги настоятельно советуют не выбирать их предмет. Школьнику нравятся эти предметы, несмотря, например, на слабую успеваемость. Родители беспокоятся, что если ребенок ослушается учителя, то последний будет занижать отметки и морально давить на ученика.
Как вести разговор и убедить. В беседе с родителем сделайте акцент на том, что для школьников нет запрещенных предметов для сдачи. Ученик может выбрать любые предметы из установленного перечня. Однако к выбору предметов выпускнику нужно подойти взвешенно, рассчитывать только на свои силы.
Перед разговором с родителями побеседуйте с педагогом, на которого жалуется ребенок. Выясните контекст, в котором школьник мог услышать от учителя рекомендации не сдавать его предмет. Может выясниться, что учитель действительно призывал этого не делать, но из-за страха за самооценку и будущее ученика, а не из вредности, как думает ребенок. Если это действительно так, займите позицию учителя. Расскажите родителям о точке зрения педагога, порекомендуйте прислушаться к его мнению.
Организуйте встречу родителей и ребенка с учителями, предметы которых хочет сдавать школьник. Предварительно поручите педагогам проанализировать текущую успеваемость ребенка. Пусть составят прогноз сдачи ГИА по их предметам и обоснуют выводы.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Экзаменационная работа участников ГИА, которые воспользовались средствами связи, справочными материалами, письменными заметками или иными средствами хранения и передачи информации, будет аннулирована. К повторной сдаче ГИА в текущем учебном году такие участники не допускаются (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513)
Ситуация 5. Родители считают, что ребенок сможет списать
Обычно выпускники делятся результатами и процедурой проведения ГИА с младшими школьниками, которым только предстоит сдавать экзамены. Это касается и родителей, которые общаются между собой, делятся впечатлениями. Не всегда таким образом родители и ученики получают достоверную информацию. У них может складываться неверное понимание серьезности процедуры ГИА. Поэтому родители могут настаивать на выборе некоторого предмета и утверждать, что ребенку сдать его будет легко, ведь в прошлом году все выпускники сдали этот предмет, например, благодаря шпаргалкам и подсказкам.
Как вести разговор и убедить. Акцентируйте внимание ребенка и его родителей на порядке проведения ГИА. Объясните родителям, что во время проведения экзамена в аудитории находятся организаторы, которые не позволят достать шпаргалку и списать. Все действия участников экзамена в аудитории фиксируются системой видеонаблюдения. Родители должны понимать, что пронести и использовать шпаргалку в экзаменационной аудитории невозможно. Кроме того, участникам ГИА запрещается иметь при себе средства связи, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Если ученик будет замечен в использовании шпаргалок и подсказок, то он будет удален с экзамена, а его результат будет аннулирован.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |
Ситуация 6. Наняли репетитора
Чтобы наверстать упущенный материал или подготовить ребенка на более высокий балл, родители могут нанять репетитора. Не всегда такие занятия позволяют школьникам достичь хороших результатов. Но родители продолжают настаивать на сдаче экзамена по предмету, аргументируя выбор потраченным временем и денежными средствами на частные занятия.
Как вести разговор и убедить. Постарайтесь убедить родителей, что репетитор – это не панацея. Очень многое зависит от самого ребенка, его возможностей, способностей, личностных качеств. Возможны две ситуации. Первая – ребенок способный, но безразлично относится к подготовке к экзаменам. Вторая – ребенок прилагает огромные усилия, старается выполнять все рекомендации педагога и репетитора, но у него нет способностей к изучению данного предмета. И в одном, и в другом случае положительного результата не будет.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |
Памятки для замдиректора и учителя

Выберите памятку, листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие
Циклограмма справок формируется на основании содержания внутришкольного контроля. Приоритетные направления контроля зависят от целей и задач, которые школа поставила на учебный год. В статье – вариант циклограммы по универсальным направлениям контроля.
Нажмите на карточку с названием месяца, посмотрите какие справки подготовить
Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие
В ноябре проконтролируйте, как педагоги организовали подготовку к ГИА. В рамках предметно-обещающего контроля выявите, готовы ли ученики 11-х классов к декабрьскому итоговому сочинению. На тематический контроль вынесите работу с низкомотивированными выпускниками, чтобы педагоги успели до конца II четверти скорректировать планы работы.
В конце I полугодия достаточно времени пройдет, чтобы начать подводить первые итоги работы. Поэтому в декабре проверьте, как педагоги обновили содержание рабочих программ по новым предметным концепциям. Еще подведите итоги работы по ликвидации отставания, которое возникло из-за весеннего дистанта.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Пять чек-листов, которые помогут подготовить и провести итоговое сочинение
В 2020/21 учебном году итоговое сочинение школьники напишут 2 декабря. Изменений в процедуре не планируют. Главное новшество – формулировки тем. В этом году формулировки направлений шире, чем обычно: отказались от привычного противопоставления двух понятий. Сделали это, чтобы школьники не использовали шаблоны сочинений, а писали работы самостоятельно. По-прежнему «зачет» за итоговое сочинение будет условием допуска к ГИА. Школьники, которые не справятся с работой, смогут написать работу в дополнительные сроки: 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Все задачи, чтобы подготовить школу к итоговому сочинению, мы собрали в пять чек-листов. В первом – задачи за месяц до итогового сочинения, то есть то, что нужно срочно сделать в начале ноября. Во втором – список дел за две недели до экзамена. Еще три чек-листа помогут спланировать работу за два дня, за день и непосредственно в день итогового сочинения. Чтобы организовать подготовку, используйте чек-листы поэтапно. А если хотите рассортировать дела не по времени, а по исполнителям, воспользуйтесь сервисом в конце статьи.
Чек-лист 1. Задачи за месяц до итогового сочинения
Готовиться к итоговому сочинению школьники и педагоги начинают заранее. В компетенции учителей планы подготовки, работа на уроках. Вы подключаетесь к подготовке и организации примерно за месяц до итогового сочинения. Этот период самый насыщенный по задачам – в чек-листе их восемь.

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Проверить, знают ли школьники, по каким критериям их оценят. В начале ноября посетите уроки русского языка и литературы в 11-х классах. После урока проведите с учениками беседу по контрольным вопросам. Так вы определите, знают ли школьники, как их будут оценивать. Посмотрите вопросы для контрольной беседы в конце статьи.
Оценить, как учителя готовят уроки, с помощью карты анализа урока. Заранее уточните у педагогов, на каких занятиях они планируют задания для подготовки к итоговому сочинению, чтобы не тратить время впустую. Посетите уроки подготовки. Оцените их по готовой карте>>.
Провести пробное сочинение. Тренировочную работу проведите примерно за месяц до итогового сочинения. Ответственным за подготовку и проведение пробной работы назначьте руководителя методобъединения словесников. Пусть вместе с педагогом разработает закрытый перечень тем сочинений по направлениям для каждого класса, чтобы сымитировать реальную процедуру.
Проанализировать результаты пробного сочинения. Поручите руководителю методобъединения проанализировать результаты пробного сочинения. Включите эти данные в аналитическую справку. Ознакомьте педагогов-предметников со справкой, а классным руководителям поручите довести результаты до родителей. Смотрите образец справки в конце статьи.
Еще предложите составить списки выпускников, которые показали низкие и высокие результаты. Так педагоги смогут оказать адресную помощь ученикам. Поручите учителям скорректировать планы подготовки по результатам анализа итогов пробного сочинения.
Организовать индивидуальную работу с учениками, которые не справились с пробным сочинением. Пусть педагоги предложат неуспешным школьникам приемы, которые помогут написать сочинение. Так учителя индивидуализируют подготовку. Готовые памятки с приемами для разномотивированных школьников скачайте в конце статьи.
Классным руководителям поручите провести беседы о предполагаемых результатах итогового сочинения с родителями учеников группы риска. На беседы пригласите педагогов-предметников. Пусть обратят внимание родителей на слабые места в сочинениях, дадут рекомендации, как повысить результаты.
Организовать родительское собрание. Проведите родительское собрание по результатам пробного итогового сочинения. Представьте родителям обобщенные результаты по параллелям.
Разместить на сайте школы информацию об итоговом сочинении. Разместите на сайте информацию о дате проведения и порядке организации итогового сочинения. Сопроводите информацию памятками для родителей и учеников об особенностях итогового сочинения. Удобно эту информацию оформить в виде плаката и продублировать на информационных стендах школы.
Главное в статье СкрытьПлакат «Итоговое сочинение»

Кликните на картинку, чтобы посмотреть плакат в полном размере
Провести анкетирование учеников о психологической готовности к итоговому сочинению. Поручите педагогу-психологу провести диагностику по готовой анкете. Пусть специалист проанализирует результаты анкетирования и назначит индивидуальные консультации с выпускниками, которые показали высокий уровень тревожности.
Чек-лист 2. Задачи за две недели до итогового сочинения
За две недели до итогового сочинения нужно начать подготовку к проведению процедуры. В чек-листе пять ключевых задач.
Проверить, все ли школьники подали заявления. Запросите информацию у классных руководителей 11-х классов. Чтобы автоматизировать процесс и не упустить детали, удобно вести учет поданных заявлений в Google-таблицах. Педагоги будут вносить в формы информацию по списку класса, а вы увидите все изменения в режиме реального времени.
Определить кабинеты, в которых пройдет сочинение. Во время экзамена выпускники должны сидеть по одному человеку за партой. Посчитайте, сколько кабинетов выделить для экзамена.
Назначить членов комиссий по проведению и проверке сочинений. Состав обеих комиссий утверждает приказом директор. Образец приказа и памятку, чтобы выбрать членов комиссий, смотрите в статье>>.
Ознакомить с порядком проведения сочинения всех сотрудников, которые участвуют, школьников и родителей под подпись. Порядок проведения сочинения входит в комплект документов, которые публикует Рособрнадзор перед сочинением. Соберите под порядком подписи сотрудников, которые будут принимать участие в организации и проверке итогового сочинения. Ознакомить выпускников и родителей с порядком поручите классным руководителям.
Скорректировать расписание. Проверьте расписание на день проведения итогового сочинения. Если нужно, внесите в него изменения, чтобы освободить нужное количество кабинетов.
Еще скорректировать расписание придется, если нужно освободить от уроков организаторов. Итоговое сочинение должно начаться во всех 11-х классах одновременно в 10 утра 2 декабря. Если у организаторов на эти часы запланированы уроки – назначьте замену или внесите изменения в расписание на 2 декабря.
Чек-лист 3. Задачи за два дня до итогового сочинения
За два дня до итогового сочинения на контроле три задачи.
Подготовить словари. Проверьте, готовы ли орфографические словари для участников итогового сочинения. Если в школе есть выпускники, которые пишут итоговое изложение, для них дополнительно нужно подготовить еще и толковые словари.
Получить бланки и отчетные формы, обеспечить их сохранность. Бланки школа получает заранее. Обычно за их сохранность отвечает замдиректора по УВР. Убедитесь, что бланки находятся в сейфе, к ним нет доступа у посторонних.
Убедиться, что в пакете руководителя есть все формы. В пакет руководителя сочинения и пакет руководителя изложения входят разные формы. Чтобы в день сочинения не пришлось экстренно запрашивать недостающие формы, проверьте, что в школу пришли документы в нужном составе и количестве. Проверить все формы поможет таблица.
Таблица. Формы, которые входят в пакет руководителя Скачать
Чек-лист 4. Задачи за день до итогового сочинения
День перед итоговым сочинением посвятите проверке помещений и условий проведения. В чек-листе пять задач.
Проверить готовность кабинетов. Ответственные за кабинеты должны убрать все наглядные материалы со стен и доски. Проверьте, нет ли чего-то, что могло бы отвлечь школьников или дать подсказки. Например, когда сочинение проходит в кабинетах литературы, часто забывают убрать портреты писателей, которые висят высоко.
Проверьте, есть ли в кабинетах часы. Каждый выпускник должен видеть часы со своего места, чтобы контролировать оставшееся время.
Проверить условия для участников с ОВЗ. Если среди выпускников есть школьники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды, предусмотрите специальное оборудование, чтобы они смогли осуществлять лечебные и профилактические мероприятия во время итогового сочинения. Еще для этой группы участников нужно организовать питание и перерывы.
Продумать, где будут храниться вещи учеников. Например, вы можете выделить под хранение личных вещей учебный кабинет, в котором не проводится итоговое сочинение, или спортивный зал.
Распределить участников по кабинетам. Распределите учеников в произвольном порядке. Подготовьте списки участников в каждом кабинете и раздайте их организаторам в аудиториях.
Напечатать инструкции. Проверьте, есть ли у технического специалиста доступ ко всем ресурсам, чтобы напечатать инструкции для членов комиссии и выпускников.
Чек-лист 5. Задачи в день итогового сочинения
В чек-листе в день итогового сочинения четыре задачи.
Организовать вход участников с 9:00. Выпускники приходят к 9 часам. Других уроков в этот день у них быть не должно.
Проинструктировать членов комиссий. Раздайте членам комиссий:
- инструкции, которые зачитывают ученикам перед экзаменом;
- инструкции для участников экзамена в нужном количестве;
- бланки итогового сочинения или изложения в нужном количестве;
- листы бумаги для черновиков – по два на каждого ученика и запасные листы для черновиков;
- отчетные формы.
Бланки записи нужно распечатать. На каждом бланке стоит индивидуальный идентификационный номер, поэтому их нельзя копировать.
Получить темы и передать организаторам. В 9:45 проверьте, получил ли технический специалист темы сочинения и тексты изложения. Темы передайте организаторам в аудитории.
Контролировать ход экзамена. В день экзамена в школе могут присутствовать аккредитованные общественные наблюдатели, представители СМИ, должностные лица Рособрнадзора или региональных департаментов. Следите за ходом экзамена, чтобы наблюдатели не выявили нарушений и не аннулировали результаты.
Главное в статье СкрытьПлан подготовки и проведения итогового сочинения для замдиректора

1. Перетащите мышкой задачи из левой колонки в правую – в строку того работника, которому хотите дать поручение.
2. Измените сроки поручения, если считаете это необходимым.
3. Распечатайте поручения, которые будут готовы на отдельном листе для каждого работника
Все материалы, которые помогут контролировать подготовку к сочинению, скачайте в сервисе ниже.
Главное в статье СкрытьДополнительные материалы

Выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе, в шаблоне таблицы анализа прочитайте комментарии, кликнув на точку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
