
Мониторинг – удобный способ оценить метапредметные результаты. Как организовать его со II четверти
Оценить метапредметные результаты гораздо сложнее, чем предметные. При этом контролировать, как ученики овладевают УУД, – одна из задач, которую обязательно должна выполнять школа. Чтобы упростить и систематизировать эту работу, предлагаем использовать форму мониторинга. Так вы получите объективные результаты и сможете охватить все уровни образования.
Мониторинг поможет провести комплексную оценку образовательных результатов. А данные, которые вы получите, можно будет использовать в отчете о самообследовании, анализе работы школы, публичном докладе и при планировании работы на текущий и следующий учебный год.

ВАЖНО
Во всех документах разъясните терминологию, которую используете. Помните, что все они связаны как между собой, так и с ООП, которую вы реализуете. Поэтому в содержании не должно быть разночтений
Актуализировать нормативную базу
Подготовку к мониторингу начните с работы с нормативными документами школы: ООП уровней образования и локальными нормативными актами. Все требования, которые закрепляете в документах, не должны противоречить друг другу. Например, если в ООП описаны объекты оценки, то и в положении о ВСОКО должны быть те же объекты.
ООП уровней образования. С 2020/21 года вы должны начать обучать по ФГОС СОО, а значит, в школе должна быть разработана и утверждена ООП СОО. В нее, как и в ООП уровней начального и основного общего образования, входит обязательный раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы». Проверьте все программы. В этих разделах должно быть прописано:
- в чем заключаются особенности оценки метапредметных результатов;
- что является объектом оценки;
- какие процедуры оценки использует школа;
- какие уровни сформированности УУД выделяются.
Фрагмент раздела ООП СОО
Скачать
Посмотрите образец формулировки метапредметных результатов на примере ООП ООО справа.
Положение о ВСОКО. Чтобы включить во ВСОКО мониторинг метапредметных результатов, скорректируйте положение о ВСОКО. В тексте положения описаны объекты и методы оценки качества образования в школе. Включите в перечень объектов оценки метапредметные результаты, а методом их оценки укажите мониторинг. Мониторинг позволит оценить процесс формирования и развития УУД учеников через анализ динамики уровня сформированности метапредметных результатов.
Положение о внутреннем мониторинге качества образования. Разработайте и утвердите этот локальный акт. Так вы сможете использовать метод мониторинга для оценки разных аспектов качества образования, не только метапредметных результатов. Оценка будет проходить по единой методологии, которую вы закрепляете в положении. Это обеспечит объективность.
Главное в статье СкрытьОбразец Положения

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В нем нужно указать, каким образом в школе оценивают и учитывают образовательные результаты, в том числе и метапредметные. Поэтому закрепите мониторинг как один из инструментов текущего контроля. Так вы включите в текущий контроль все формы диагностических исследований, которые используете в рамках мониторинга.
Положение об индивидуальном проекте на уровне СОО. Индивидуальный проект обязателен в старшей школе. Это одна из форм итоговой оценки уровня сформированности метапредметных результатов школьников. Поэтому в положении подробно пропишите критерии и параметры оценки индивидуального проекта. Если положение уже есть, проверьте, не противоречит ли его содержание другим локальным актам.
Таблица. Структура и содержание программы мониторинга
Скачать
Разработать программу мониторинга
Учителя лучше поймут, как администрация наблюдает за образовательной деятельностью, если вы подготовите программу мониторинга и ознакомите с ней педагогов. Если в школе уже была такая программа, актуализируйте ее. Если вы организуете мониторинг впервые, подготовку программы поручите рабочей группе. Пусть члены группы составят программу мониторинга, чтобы в начале II четверти представить ее педагогам. Посмотрите образец приказа о создании рабочей группы ниже.
Четких требований к структуре программы мониторинга нет, школа определяет ее самостоятельно. Посмотрите пример трехчастной структуры в таблице справа на полях и фрагмент пояснительной записки. Лучше не указывать в программе мониторинга срок ее действия. Тогда вы сможете работать по программе несколько лет и отслеживать результаты мониторинговых исследований в динамике.
Образец приказа и фрагмент пояснительной записки программы мониторинга метапредметных результатов

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Школа самостоятельно решает, как проводить внутренний мониторинг и какие инструменты использовать
Спланировать контрольные мероприятия
План-график мониторинговых исследований входит в основную часть программы мониторинга. В этом учебном году лучше начать мониторинг со II четверти, когда образовательный процесс войдет в привычный ритм и закончатся все входные исследования. Так вы дадите время педагогам наверстать отставание, а школьникам адаптироваться к новым условиям эпохи коронавируса.
Определите, в каких классах и какие процедуры по оценке метапредметных результатов будете проводить, сформированность каких УУД будет проверять каждая процедура. В рамках мониторинга вы можете использовать разные формы оценочных процедур, например:
- метапредметные диагностические работы;
- групповые и индивидуальные проекты;
- анкетирование и диагностика, которые проводит педагог-психолог или администрация.
Посмотрите примерный план-график мониторинга метапредметных образовательных результатов. Ознакомьте с ним педагогов, чтобы они понимали, что и как вы планируете проверить.
Главное в статье СкрытьПримерный план-график мониторинга метапредметных образовательных результатов
Предложить педагогам готовые инструменты
Чтобы было проще обобщить данные, предложите педагогам единый инструментарий. Такой подход сделает оценку объективной.
Кодификатор УУД. Разработайте в школе единый кодификатор, которым будут пользоваться все педагоги. Он поможет обеспечить преемственность при переходе с одного уровня образования на другой. А педагогам будет проще готовить материалы для диагностических работ.
Карта сформированности УУД. С помощью карты педагоги смогут фиксировать развитие и динамику УУД учеников в ходе уроков за любой учебный период. Если карта в школе будет единой, то учителя смогут обмениваться информацией друг с другом. Ведь УУД педагоги должны развивать на всех занятиях, но без общего инструмента им сложно будет выстроить взаимодействие.
Карта покажет, какие УУД сформированы у всех школьников, а над какими еще стоит поработать. Данные за разные учебные периоды можно сравнивать, чтобы увидеть динамику школьников. Еще карты удобно использовать, чтобы составлять индивидуальные учебные планы и индивидуальные образовательные траектории для школьников. Посмотрите шаблон карты ниже.
Таблица для анализа метапредметных работ. С ее помощью педагоги проанализируют результаты метапредметных работ и определят, удалось ли школьникам достичь метапредметных результатов. Шаблон смотрите ниже.
Готовые инструменты

Выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе, в шаблоне таблицы анализа прочитайте комментарии, кликнув на точку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Таблица анализа метапредметной работы
Скачать
Таблицы анализа удобно вести в Excel. Там можно прописать готовые формулы для подсчета процента решаемости каждого блока заданий. А еще программа умеет строить на основании данных графики и диаграммы. Их затем можно использовать в аналитических документах, чтобы представить результаты наглядно. На полях скачайте образец карты анализа в формате .xls.
Демоверсии метапредметных работ. Открытый банк заданий есть на сайтах МЦКО и ФГБНУ ИСРО РАО. Все контрольно-измерительные материалы нацелены на проверку практических навыков и УУД. Материалы разбиты по группам. На основе заданий разных тематических направлений педагоги смогут разработать свои варианты метапредметных работ. Вариант такой работы для учеников 7-го класса и спецификацию скачайте на полях.
Анализировать промежуточные итоги
Мониторинг – это не разовая контрольная, а комплекс диагностических и оценочных мероприятий. Поэтому подводите промежуточные итоги в виде аналитических справок и отчетов. Так вы сможете отслеживать динамику метапредметных результатов школьников.
Чтобы максимально полно описать и проанализировать результаты, в справку включите пять разделов: «Цель диагностики», «Инструменты контроля», «Уровни владения УУД», «Результаты диагностики», «Выводы и рекомендации». В конце статьи посмотрите образец справки, которая составлена по итогам анализа метапредметной работы на полях.
Пример метапредметной работы
Скачать
Цель диагностики. В первом пункте справки сформулируйте тему и цель метапредметной работы. Целей может быть несколько. Определяйте их по ФГОС и по Программе формирования или развития УУД, по которым работаете в школе. Например, напишите, что вы хотите выявить уровень способностей учеников осваивать, самостоятельно пополнять, интегрировать систематические знания.
Инструменты контроля. Во втором разделе опишите, с помощью чего контролируете результаты, то есть диагностический инструментарий. В инструментарий включите кодификатор УУД. Так вы свяжете аналитическую справку с таблицами анализа, которые готовили педагоги. Еще в инструментарий можно включить спецификацию – информацию о том, какие задания входят в диагностику, сформулировать методические рекомендации, как проводить и анализировать работы, включить ответы к заданиям.
Спецификация метапредметной работы
Скачать
Уровни владения УУД. В этом разделе перечислите уровни владения УУД, которые выявляет диагностика. Например, на низком уровне ученик узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций.
Результаты диагностики. В четвертом пункте справки напишите, каких результатов достигли ученики. Сравните результаты по классу и параллели. Обобщить результаты поможет таблица. Ее образец найдете выше в статье на полях.
Проведите содержательный анализ результатов метапредметной работы. Напишите, сколько школьников справились с заданиями; какой процент баллов набрали ученики от максимального; сколько учеников показали высокий и повышенный уровни освоения конкретных УУД.
Выводы и рекомендации. В конце справки сформулируйте выводы по результатам диагностики. Также укажите список мероприятий, которые повысят результаты учеников. Например, включите проблемные УУД в план методической работы и во внутришкольный контроль. Обязательно укажите сроки и ответственных за мероприятия, которые рекомендуете провести по итогам диагностики.
Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Диагностические работы во II четверти: как организовать, чтобы повысить результаты ОГЭ
Чтобы подготовить к итоговой аттестации и девятиклассников, и родителей, уже сейчас поручите классным руководителям провести информационно-разъяснительную работу на классных часах и родительских собраниях. Педагоги должны донести до каждого ученика и родителя серьезность процедуры проведения аттестации.
Оценить уровень готовности каждого ученика к экзаменам, которые он выбрал, помогут диагностические работы в формате ОГЭ в I полугодии. Так педагоги уже сейчас смогут разработать персональные рекомендации для каждого выпускника, чтобы восполнить пробелы в знаниях по предмету, и запланировать работу с учениками группы риска. А у выпускников останется время, чтобы изменить свой выбор в пользу другого предмета. Посмотрите в статье примерный график работ. А еще есть готовый приказ об организации работ.
Предметы, которые выпускники сдают по выбору
Литература
Физика
Химия
Биология
География
История
Обществознание
Информатика и ИКТ
Иностранный язык
Составьте график работ
Запланируйте провести диагностические работы в формате ОГЭ в два этапа: до нового года (ноябрь – декабрь) и после (январь – февраль). Так школьники смогут определить, верно ли они выбрали учебные предметы. А если поймут, что неправильно оценили свои возможности, успеют изменить свой выбор.
Целенаправленный прием заявлений через школу на участие в ГИА для девятиклассников обычно завершается в марте. До этого срока выпускники могут изменить предметы по выбору, ориентируясь на свои знания, интересы или необходимость для поступления в профильные классы или учреждения СПО.
Пусть классные руководители напомнят ученикам, что изменить перечень, форму и сроки экзаменов, которые указаны в заявлениях, после завершения периода подачи можно только при наличии уважительных причин. Причины должны быть подтверждены документально, например болезнь. В таком случае выпускник должен подать заявление в региональный ГЭК. В заявлении необходимо указать измененный перечень предметов, по которым выпускник планирует пройти ГИА, измененную форму, сроки участия. Подать заявление выпускнику нужно не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018).
Составьте график диагностических работ в формате ОГЭ для первого этапа. Организуйте работы в каникулярное время или выходные дни. Предусмотрите последний день в графике как резервный по всем предметам. Важно подчеркнуть, что диагностические работы необязательные, школьники участвуют в них по желанию.
Еще разработайте график диагностических работ для второго этапа. Такие работы запланируйте в январе – феврале. Они необходимы для девятиклассников, которые отсутствовали или не справились с работами на первом этапе, решили изменить выбранный предмет.
Информируйте школьников и родителей
Поручите классным руководителям проинформировать учеников и родителей о предстоящих работах. Для этого подготовьте шаблон информационного письма, в который включите график работ, и передайте его классным руководителям. Посмотрите готовый шаблон информационного письма.
Пример информационного письма для родителей о проведении диагностических работ в формате ОГЭ

Кликните Копировать, откройте программу Word и нажмите
Ctrl + V
Такие диагностические мероприятия не обязательны для девятиклассников, принуждать школьников к участию в работах школа не может. Пусть классные руководители донесут до каждого ученика важность мероприятия и пояснят родителям пользу таких работ для выпускников.
Разместите график на информационных стендах, в электронном дневнике, на официальном сайте школы. Так вы проинформируете учеников и их родителей о расписании диагностических работ. Образец графика диагностических работ с удобными датами посмотрите в приказе. Варианты графиков для других учебных периодов смотрите ниже.
Графики диагностических работ

Кликните на кнопку и выберите вариант графика, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу
2 предмета сдают выпускники 9-х классов обязательно: русский язык и математику | 2 предмета выпускники 9-х классов сдают по выбору |

ВАЖНО
Девятиклассники, которые изучали родной язык и родную литературу, могут выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе при прохождении ГИА
Утвердите график приказом
График и статус диагностических работ нужно утвердить приказом директора школы. Такие работы не обязательны для выпускников и носят рекомендательный характер, поэтому статус работ в приказе должен быть соответствующим. Возьмите готовый образец приказа.
Еще приказом назначьте ответственных за предметные работы: организацию, проведение, подготовку КИМ. Поручите руководителям ШМО вместе с учителями разработать КИМы для тренировочных диагностических работ по предметам. Назначьте сроки подготовки.
Определитесь, кого из сотрудников школы вы привлечете в дни проведения работ. Это могут быть учителя начальной школы, социальный педагог, педагог-психолог и другие работники школы. Желательно, чтобы тренировочные работы по предмету не проводили учителя, которые ведут этот предмет. Заранее проинструктируйте всех задействованных сотрудников в проведении пробных работ. Поручите руководителям ШМО накануне работ по предметам высылать задействованным организаторам инструкции по проведению диагностических работ в формате ОГЭ.
Когда будете назначать сотрудников для проведения работ, определите по графику, на какие дни выпадают диагностики. Если работы запланированы на каникулярное время, вы можете привлечь организаторами любых учителей. Для этого достаточно уведомить их о времени, месте и цели работы.
Если вы планируете провести работы в выходные и нерабочие праздничные дни, получите письменное согласие всех работников, которые будут организовывать диагностики. Проверьте, входит ли в перечень сотрудник, которого планируете вызвать на работу в нерабочий праздничный день. Директор должен письменно уведомить его о праве отказаться от работы. Уведомление нужно составить в двух экземплярах. Проследите, чтобы задействованные сотрудники подписали уведомление о праве отказаться от работы в выходные и праздники. Еще директор школы должен согласовать выход с профкомом.
Если работник согласен, директор издает приказ о привлечении к работе в нерабочий праздничный день. Унифицированной формы приказа нет, составьте ее самостоятельно. Укажите фамилию, имя, отчество и должность сотрудника. Отразите дату и причину привлечения, вид компенсации за работу в праздник.
Образец приказа
Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать
Разработка КИМ
Ответственными за разработку КИМ для диагностик назначьте руководителей профобъединений и педагогов, которые работают в старшей школе
Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом
Предметы
Если вы планируете провести диагностические работы в формате ОГЭ по нескольким предметам в один день, то выбирайте учебные предметы из разных предметных областей
Итоговое собеседование
Не планируйте на первой неделе февраля диагностические работы в формате ОГЭ. Во вторую среду февраля традиционно проводится итоговое собеседование. Девятиклассники должны иметь возможность отдохнуть и подготовиться к собеседованию

ВАЖНО
Для выпускников, которые изучали родной язык или родную литературу и выбрали экзамен по этим предметам после 9-го класса, форму итоговой аттестации устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ
Подготовьте рекомендации по результатам диагностик
После первого этапа поручите учителям-предметникам проанализировать диагностические работы, которые написали девятиклассники. Пусть педагоги составят для каждого ученика персональные рекомендации по подготовке к экзаменам. А классные руководители передадут рекомендации родителям и школьникам. Например, разошлют на электронную почту. Такие же рекомендации педагоги должны разработать и после второго этапа диагностических работ.
Если выпускник не справился с работой на минимальный балл по предмету, который выбрал для сдачи ГИА, педагог может порекомендовать школьнику выбрать другой предмет. Ведь у ученика будет достаточно времени на то, чтобы определиться с новым предметом и успеть подготовиться к экзаменам. Для этого поручите педагогу проанализировать успеваемость ученика по своему предмету и составить прогноз сдачи экзамена. Пусть учитель вместе с классным руководителем обсудят с учеником и его родителями возможность выбора другого предмета для итоговой аттестации.
Если ученик и его родители отказываются изменить предмет, несмотря на слабую успеваемость на уроках, низкий балл диагностической работы и неудовлетворительный прогноз сдачи экзамена, постарайтесь переубедить их. Для этого пригласите девятиклассника, родителей, классного руководителя и учителя-предметника на беседу. К беседе попросите классного руководителя подготовить информацию об успеваемости школьника по всем предметам, чтобы предложить альтернативы. Как выстроить диалог с детьми и родителями, читайте в статье>>

К СВЕДЕНИЮ
Сотрудники, которые имеют право отказаться работать в нерабочие праздничные дни
Ряд сотрудников нельзя привлечь к работе в нерабочие праздничные дни. В перечень входят:
– инвалиды;
– женщины с детьми до трех лет;
– матери и отцы, которые воспитывают без супруга детей в возрасте до пяти лет;
– родители детей-инвалидов;
– работники, которые ухаживают за больными членами своих семей по медзаключению;
– опекуны детей в возрасте до пяти лет (ст. 113, 259, 264 ТК, п. 14 постановления Пленума Верховного суда от 28.01.2014 № 1).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Ситуации, когда родители не признают, что ребенку нужен другой предмет на ОГЭ, и аргументы, чтобы их переубедить
Когда у девятиклассника низкие отметки по предмету, а тренировочные работы он пишет плохо, но при этом выбирает именно этот предмет для сдачи, попытайтесь его переубедить. Часто такой выбор происходит по настоянию родителей, которые не хотят признавать, что их ребенок не сдаст ОГЭ по предмету.
В статье – шесть ситуаций и советы, как построить диалог с родителями, избежать конфликтов и убедить их выбрать другой предмет для сдачи ОГЭ.

ВАЖНО
Чтобы убедить родителя в объективности оценивания работ школьника, ознакомьте его с положением о нормах оценивания по предметам и положением о системе оценивания
Ситуация 1. Родители считают, что учитель «завалил» двойками
Родитель уверен, что ребенок хорошо знает предмет. Он думает, что педагог неоправданно плохо относится к ученику и постоянно занижает отметки по предмету. На такое поведение учителя школьники жалуются родителям. Зачастую дети объясняют это тем, что педагог узнал, что ребенок хочет сдавать его предмет на ГИА.
Как вести разговор и убедить. Посоветуйте классному руководителю предложить родителю задержаться после родительского собрания, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Посетите такую индивидуальную беседу и назначьте совместную встречу родителя с вами и учителем, который, по мнению родителя, неоправданно занижает отметки школьнику. Целью встречи должно стать обсуждение успеваемости школьника по предмету и результаты диагностических работ в форме ОГЭ.
Поручите предметнику проанализировать успеваемость школьника на основе выполненных диагностических, контрольных, самостоятельных и практических работ. Пусть педагог составит прогноз сдачи ГИА по его предмету и обоснует выводы. Еще пусть учитель прокомментирует все выставленные отметки, покажет, что он был объективен, не занижал баллы.
![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Ресурсы, которые помогут школьникам подготовиться к ОГЭ: fipi.ru, gia.edu.ru, sdamgia.ru
Ситуация 2. Предмет нужен выпускнику для поступления
Родители планируют, что их ребенок после 9-го класса поступит в колледж, который они выбрали. Родители сами, не считаясь с интересами ребенка, выбрали предметы, которые нужны для поступления.
Как вести разговор и убедить. Постарайтесь объяснить родителям, что выбор предметов определяется не их желанием, а желанием самого ребенка и зависит от его способностей и возможностей.
Обратите внимание родителей на то, что предметы, которые необходимы для поступления в техникум, будут профилирующими. Значит, изучать их будут на протяжении всего обучения. Если такие предметы уже сейчас вызывают сложность для ребенка, то ему будет все сложнее их осваивать, ведь уровень образования будет выше. Порекомендуйте родителям еще раз оценить способности и возможности ребенка и изменить свой выбор, пока не поздно.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Для детей с особыми образовательными потребностями региональные ПМПК выдают заключение о необходимости создания особых условий при прохождении ГИА, например, ГИА только по обязательным учебным предметам, ГВЭ по всем предметам в устной форме, дополнительное время на экзамены, помощь ассистента или тьютора и т. п.
Ситуация 3. Ученик не успевает по всем предметам
У школьника низкий балл по всем предметам. Родители уверены, что ребенок не сдаст любой предмет. Поэтому они выбрали по своему усмотрению те предметы, которые считают самыми легкими.
Как вести разговор и убедить. Порекомендуйте и школьнику, и родителям более ответственно отнестись к выбору предметов для сдачи ГИА. Организуйте ученику встречу с педагогом-психологом. Пусть специалист определит склонности и способности ученика к изучению предметов с помощью диагностик. Поручите психологу на основании проведенных исследований составить рекомендации, которые помогут ребенку и его родителям сделать правильный выбор предметов. Если неуспешность ребенка в обучении связана с особенностями психического или физического здоровья, порекомендуйте родителям обратиться к социальному педагогу. Социальный педагог может помочь родителям обратиться в региональную ПМПК и добиться создания особых условий при прохождении ребенком ГИА.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Учитель не имеет права отказать выпускнику в выборе предметов, которые входят в перечень для сдачи ГИА (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513)
Ситуация 4. Родители уверены, что учитель запрещает сдавать его предмет
Возможна ситуация, когда родители ребенка жалуются администрации школы на то, что их ребенку некоторые педагоги настоятельно советуют не выбирать их предмет. Школьнику нравятся эти предметы, несмотря, например, на слабую успеваемость. Родители беспокоятся, что если ребенок ослушается учителя, то последний будет занижать отметки и морально давить на ученика.
Как вести разговор и убедить. В беседе с родителем сделайте акцент на том, что для школьников нет запрещенных предметов для сдачи. Ученик может выбрать любые предметы из установленного перечня. Однако к выбору предметов выпускнику нужно подойти взвешенно, рассчитывать только на свои силы.
Перед разговором с родителями побеседуйте с педагогом, на которого жалуется ребенок. Выясните контекст, в котором школьник мог услышать от учителя рекомендации не сдавать его предмет. Может выясниться, что учитель действительно призывал этого не делать, но из-за страха за самооценку и будущее ученика, а не из вредности, как думает ребенок. Если это действительно так, займите позицию учителя. Расскажите родителям о точке зрения педагога, порекомендуйте прислушаться к его мнению.
Организуйте встречу родителей и ребенка с учителями, предметы которых хочет сдавать школьник. Предварительно поручите педагогам проанализировать текущую успеваемость ребенка. Пусть составят прогноз сдачи ГИА по их предметам и обоснуют выводы.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |

ВАЖНО
Экзаменационная работа участников ГИА, которые воспользовались средствами связи, справочными материалами, письменными заметками или иными средствами хранения и передачи информации, будет аннулирована. К повторной сдаче ГИА в текущем учебном году такие участники не допускаются (приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513)
Ситуация 5. Родители считают, что ребенок сможет списать
Обычно выпускники делятся результатами и процедурой проведения ГИА с младшими школьниками, которым только предстоит сдавать экзамены. Это касается и родителей, которые общаются между собой, делятся впечатлениями. Не всегда таким образом родители и ученики получают достоверную информацию. У них может складываться неверное понимание серьезности процедуры ГИА. Поэтому родители могут настаивать на выборе некоторого предмета и утверждать, что ребенку сдать его будет легко, ведь в прошлом году все выпускники сдали этот предмет, например, благодаря шпаргалкам и подсказкам.
Как вести разговор и убедить. Акцентируйте внимание ребенка и его родителей на порядке проведения ГИА. Объясните родителям, что во время проведения экзамена в аудитории находятся организаторы, которые не позволят достать шпаргалку и списать. Все действия участников экзамена в аудитории фиксируются системой видеонаблюдения. Родители должны понимать, что пронести и использовать шпаргалку в экзаменационной аудитории невозможно. Кроме того, участникам ГИА запрещается иметь при себе средства связи, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Если ученик будет замечен в использовании шпаргалок и подсказок, то он будет удален с экзамена, а его результат будет аннулирован.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |
Ситуация 6. Наняли репетитора
Чтобы наверстать упущенный материал или подготовить ребенка на более высокий балл, родители могут нанять репетитора. Не всегда такие занятия позволяют школьникам достичь хороших результатов. Но родители продолжают настаивать на сдаче экзамена по предмету, аргументируя выбор потраченным временем и денежными средствами на частные занятия.
Как вести разговор и убедить. Постарайтесь убедить родителей, что репетитор – это не панацея. Очень многое зависит от самого ребенка, его возможностей, способностей, личностных качеств. Возможны две ситуации. Первая – ребенок способный, но безразлично относится к подготовке к экзаменам. Вторая – ребенок прилагает огромные усилия, старается выполнять все рекомендации педагога и репетитора, но у него нет способностей к изучению данного предмета. И в одном, и в другом случае положительного результата не будет.
![]() | |
![]() ![]() ![]() | |
Памятки для замдиректора и учителя

Выберите памятку, листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

ОГЭ в цифрах