
Ошибки в расписании-2020. Практикум для заместителя директора
Я Наталья Романова, главный редактор журнала «Справочник заместителя директора школы». В августе мне написал знакомый, который недавно стал замдиректора, и попросил проверить новое расписание своей школы. Он впервые готовит документ, а потому не уверен в своих силах. Ведь эта непростая и в обычное время задача сейчас превратилась в маневрирование между требованиями документов и здравым смыслом. Редакция нашла в расписании нарушения СанПиН и новых санитарных правил. В статье читайте, как не повторить ошибки коллеги и на что обратить особое внимание.
Условия и план школы
Школа, расписание которой мы рассматриваем, городская, расположена в районном центре. Здание трехэтажное, два корпуса, которые соединены между собой коридором. В учебном корпусе на каждом этаже по десять кабинетов, в административном корпусе – по два кабинета информатики и технологии, два спортивных зала, актовый зал и библиотека. У школы есть возможность организовать вход в учебный корпус через три лестницы. Смотрите фрагмент схемы здания ниже.
Главное в статье СкрытьФрагмент схемы этажа школы
Кликайте на красные точки , чтобы прочитать комментарии.
В школе организовано обучение в две смены, шестидневная учебная неделя. Во вторую смену учатся параллели 4-х, 7-х и 8-х классов, иначе отдельных учебных кабинетов на всех не хватает из-за продленки. Ее пришлось организовать по просьбе родителей учеников 1-3-х классов. А чтобы разобщить детей, каждый класс остается на продленку в своем кабинете. Внеурочную деятельность организуют в дистанционном формате и в период каникул, как рекомендуют Минпросвещения и Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора, Минпросвещения от 12.08.2020 № 02/16587-2020-24, ГД-1192/03).
Главное в статье СкрытьФрагмент расписания школы
Кликните на кнопку, чтобы выбрать смену и увидеть фрагмент расписания, далее кликайте
на цифры , чтобы посмотреть ошибки.
В 5-х классах два учителя русского языка и литературы. Учителей иностранного языка два, математик один. Краеведение, географию и биологию ведет один педагог. В 7-х классах работает один словесник, математику также преподает один педагог, учителей иностранного языка двое. Родной язык – русский. На уровне ООО второй иностранный язык не преподают, так как нет кадровых ресурсов.
Ошибка 1. Cлишком рано начали уроки |
Уроки в одном из классов начинаются в 07:50. Это нарушение требований СанПиН (п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821–10). Новые санитарные правила не отменяют СанПиН, а дополняют их. Поэтому школа обязана соблюдать и новые правила, и действовавшие ранее.

Здесь и далее кликните
на кнопку, чтобы посмотреть, как исправить ошибку и что сделать в вашей школе
Ошибка 2. Физкультура до письменных предметов |
Урок физической культуры стоит первым, а за ним следует урок математики. Это нарушает требование не проводить после физкультуры уроки с письменными заданиями и контрольные работы (положение 3 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Ошибка 3. Не включили родной язык |
В учебном плане и расписании основной школы должны быть предметы «Родной язык» и «Родная литература». В примере в 5-м классе есть только «Родная литература», хотя курс родного языка также должен быть включен в учебный план и отражен в расписании.
Ошибка 4. Маленький перерыв между сменами |
5-е и 7-е классы в школе учатся в разные смены в одних и тех же кабинетах. Уроки в 5-х классах заканчиваются в 12:35, 12:45 и 12:55, а в 7-х начинаются в 13:00, 13:10 и 13:20. Перерыв между сменами составляет всего 25 минут, а это нарушение требований СанПиН (п. 10.13 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Ошибка 5. Уроки идут стык в стык |
Расписание составлено так, что время окончания урока в одном классе совпадает с временем начала урока того же педагога в другом классе. У учителя нет времени даже перейти из кабинета в кабинет без потери времени урока.
Ошибка 6. Не предусмотрели большую перемену Главное в статье Скрыть |
По СанПиН длительность перемены должна быть не менее 10 минут. После 2-го или 3-го урока по правилам должна быть длинная перемена продолжительностью 20–30 минут (п. 10.11 СанПиН 2.4.2.2821–10). Новые санитарные правила требований к продолжительности перемен не предъявляют.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Три конфликтные ситуации и аргументы для недовольных расписанием учителей и родителей
В начале учебного года, как только появляется расписание, родители начинают атаковать школу вопросами и просить все переделать. От них нередко не отстают и педагоги, которым не нравятся окна или расстановка методических дней. В этом году проблема может встать еще острее, ведь в расписании нужно учесть дополнительные требования. Как реагировать на возмущения и что ответить, рассказали эксперты журнала.
Эксперты помогают найти аргументы для недовольных расписанием учителей и родителей

1. Кликните на жалобу учителя или родителя, чтобы почитать комментарии экспертов.
2. Кликните на в конце диалога, чтобы вернуться к выбору
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


52 процента школ не готовы ввести дистант: результаты опроса
Как в школах планируют разобщать детей
У большей части школ не возникло проблем с отдельными кабинетами для каждого класса. Только 19 процентов опрошенных руководителей будут менять режим занятий или переоборудовать помещения.
Лишь 17 процентов опрошенных готовы разбить классы на учебные группы. Большинство школ не планирует это делать.
Как планируют менять режим работы
Опыт дистанционного изучения отдельных предметов внедрят в работу лишь 20 процентов опрошенных. Подавляющее большинство – 52 процента – не готовы к дистанту в школе по разным причинам.
Обучение в две смены решает проблему отдельных учебных кабинетов для классов, но подходит не всем. Школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии могут обучать только в первую смену (п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821–10). Как показал опрос, вводить две смены планируют только 42 процента руководителей.
Как новые правила отразятся на работе педагогов
Еще одна проблема – увеличение нагрузки педагогов. 63 процента участников опроса отмечают, что нагрузка возрастет.
С какими проблемами столкнулись школы
Последний вопрос в исследовании мы оставили открытым, чтобы ваши коллеги могли написать о сложностях, с которыми столкнулись. Части опрошенных удалось выполнить требования. В основном это малокомплектные школы, в которых вопрос разобщения не стоит так остро.
Сложнее всего вашим коллегам оказалось планировать расписание. Ведь ученики не должны пересекаться не только во время уроков, но и во время перемен, в столовой. Во многих школах у педагогов по 25–30 часов нагрузки, они преподают в нескольких параллелях. Поэтому составить расписание так, чтобы не пересекались не только ученики, но и уроки педагогов оказалось нелегко.
Еще в школы привозят детей на автобусах из разных населенных пунктов – и это тоже большая проблема. Ведь дополнительных автобусов, чтобы перевозить детей одной параллели отдельно от других, нет. Получается, что ученики разных классов контактируют по дороге в школу, а все усилия по их разобщению непосредственно в здании школы сводятся к нулю.
Каждая третья школа, которая участвовала в опросе, столкнулась с недостаточным финансированием. Нет ни оборудования, ни денег, чтобы его закупить, нечем платить педагогам за увеличившееся количество часов. Из-за этого не делят классы на группы, хотя помещений достаточно; не могут организовать утреннюю термометрию без очередей, ведь на всю школу один бесконтактный термометр.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
