ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2020года
Спецпроект. Расписание-2020
Готовые решения

Восемь лайфхаков, чтобы составить расписание учебных занятий по новым санитарным правилам и не нарушить СанПиН

Наталья Тикарадзе, учитель географии и экологии ГБОУ города Москвы «Школа № 1367», более пятнадцати лет занимается подготовкой школьного расписания,
Варвара Зотова, лаборант центра научного проектирования РГГУ, была руководителем отдела разработки расписания РГГУ,
Наталья Романова, главный редактор журнала
Из-за ажиотажа вокруг новых санитарных требований многие забывают, что СанПиН они не отменяют, а дополняют. Чтобы не получить штрафы и предписания, школы должны выполнить требования обоих документов, когда готовят расписание. В статье – восемь решений, которые помогут разработать документ.

Вводить в практику работы все восемь лайфхаков, которые вы найдете в статье, не обязательно. Выберите из материалов статьи те решения, которые подойдут конкретно вашей школе.

ВАЖНО

Уроки не могут начинаться раньше 8 часов утра. Иначе нарушите требования СанПиН (п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Лайфхак 1. Проводить уроки иностранного языка для групп в разное время

Чтобы не нарушать новые требования, ученики одной языковой группы класса должны оставаться в своем кабинете, а другой – переходить на этот урок в другой кабинет. Если кабинетов в школе достаточно, то такой подход допустим. Если же свободных кабинетов нет, разделение становится проблемой. Ведь провести урок иностранного языка для двух разных групп в одном кабинете маловозможно.

Решение – развести группы по времени. Посмотрите реализацию этого решения в примере в статье>>. Урок иностранного языка стоит в один день и первым, и последним. Тогда ученики первой группы приходят к первому уроку и уходят с последнего, а ученики второй группы – приходят ко второму уроку и остаются на последний.

Более радикальный ход, чтобы снять проблему распределения групп для изучения иностранного языка, – переформировать классы. В одном классе в этом случае окажутся ученики, которые изучают один иностранный язык у одного учителя. Тогда уроки можно будет проводить для всего класса сразу. Но, повторимся, это достаточно радикальное решение, качество преподавания может снизиться. Работать не в малых группах, а в целом классе для педагога сложнее, не все методы обучения он сможет использовать.

Лайфхак 2. Запланировать начало уроков на разное время

Уроки придется начинать в разное время, чтобы школьники не толпились у входа. Сделать это можно с помощью веерной системы начала уроков. Для этого запланируйте начало уроков в разных классах на разное время. Например, между началом первого урока в разных классах можно сделать шаг в 10–15 минут.

Начало уроков для классов или целых параллелей будет зависеть от особенностей вашей школы. Важную роль играет количество кабинетов, смен, входов в здание, которыми могут пользоваться школьники, классов в параллелях.

Расписание лучше дополнить графиком прихода в школу. В графике укажите время начала первого урока, временную вилку, в которую дети должны прийти, и вход, через который они попадут в школу. Это поможет развести потоки школьников. Посмотрите пример для школы с тремя входами.

Распределение классов по времени 

ЗАПАС ВРЕМЕНИ

Заложите между окончанием времени прихода и началом урока промежуток
в 10–15 минут, чтобы школьники успели дойти до кабинета и подготовиться к началу занятий

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Лайфхак 3. Ввести обучение «неделя через неделю»

Если в школе не хватает кабинетов или педагогов, попробуйте ввести систему обучения «неделя через неделю». Школьники из одной параллели будут учиться одну неделю очно, другую – удаленно. Посмотрите пример расписания в таблице ниже.

Фрагмент расписания 

ФИЗКУЛЬТУРА

Пусть педагоги распределят содержание занятий так, чтобы школьники, которые находятся дома, могли осваивать программу. Например, изучать теоретические источники, пока сверстники, которые учатся очно, работают в спортивном зале

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Этот способ подойдет для школ, у которых есть техническая возможность транслировать школьные занятия через различные платформы. Учитель одновременно будет вести урок в двух классах, но требование разобщить школьников нарушено не будет.

Лайфхак 4. Вынести часть предметов на дистанционное изучение

Минпросвещения рекомендует использовать дистанционные образовательные технологии для проведения занятий факультативных и элективных курсов (письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24, Минпросвещения № ГД-1192/03 от 12.08.2020). То есть школы могут перевести на дистант курсы, которые входят в формируемую часть учебного плана. Делать это лучше не ранее 8-го класса, когда школьники уже способны самоорганизоваться без участия педагога.

Можно пойти дальше и вынести на дистант ряд обязательных предметов. Например, уроки изобразительного искусства педагог может проводить в формате дистанционных мастер-классов. Работы школьники передадут учителю, когда придут на очные занятия в школу.

Лайфхак 5. Ввести дистанционный учебный день

Реализацию этого решения посмотрите в примере расписания 8. Так школа закрывает сразу несколько вопросов. Во-первых, ученики седьмых классов по субботам начинают учиться с утра, день не «режется» занятиями во вторую смену. Во-вторых, решена проблема пересечения школьников, ведь они учатся из дома. В-третьих, педагог работает для всей параллели сразу, решена проблема нехватки учителей и пересечения уроков в разных классах.

Кто может учиться во вторую смену

Скачать

Лайфхак 6. Организовать обучение во вторую смену

Обучение в две смены поможет выполнить требование разобщить школьников и освободит кабинеты. Еще оно может решить проблему с наложением уроков друг на друга из-за сдвига начала занятий. Нагрузку в этом случае нужно будет распределить так, чтобы один педагог работал в параллелях, которые учатся в разные смены. Пример реализации посмотрите в статье>>.

Чтобы снизить ежедневную нагрузку на школьников, особенно тех, кто учится во вторую смену, реализуйте часы внеурочной деятельности в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Так рекомендует поступить Минпросвещения (письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24, Минпросвещения № ГД-1192/03 от 12.08.2020). Перераспределите часы внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня образования, когда эпидемиологическая обстановка стабилизируется и дети смогут учиться в первую смену.

Лайфхак 7. Проводить максимальное количество занятий на свежем воздухе

Запланируйте в расписании уроки, которые можно провести на улице. Так вы избежите пересечений школьников внутри здания. Например, это могут быть занятия легкой атлетикой, спортивными играми в теплое время года и катание на лыжах в зимнее время на уроках физической культуры.

Также могут проводить уроки на улице учителя биологии, окружающего мира и географии, изобразительного искусства: уроки-экскурсии, практические работы на местности, пленэры. Такое решение особенно подойдет школам, которые находятся в южных регионах, где погода позволяет проводить больше занятий вне школы.

Лайфхак 8. Изменить учебный план

Вы можете изменить учебный план и выделить на некоторые предметы по 0,5 часа. Уроки по ним можно проводить один раз в две недели. Если поставить урок в разных классах параллели неделя через неделю, это поможет разгрузить расписание и снизит нагрузку педагогов. Но учителям придется пересмотреть рабочие программы учебных предметов.

Удобнее всего перераспределять таким образом часы на необязательные предметы. Например, на факультативные и элективные курсы или предметы, которые вы вводите за счет формируемой части.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК