ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Виртуальная травля с реальными последствиями. Мероприятия ко Дню интернета, чтобы предотвратить кибербуллинг

72 процента подростков сообщили исследователям ИОН РАНХиГС о том, что были участниками или жертвами онлайн-травли. Родители склонны винить в этом школу. С последствиями приходится разбираться администрации. В статье читайте, что происходит в школах, где не обращают внимания на кибербуллинг, и как предупредить такие ситуации с помощью образовательных событий.

60
процентов

случаев кибербуллинга среди школьников – жертва и агрессор знают друг друга в реальной жизни (по данным исследователя кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ, 2017)

Минпросвещения рекомендует провести мероприятия ко Дню интернета с 28 по 30 октября по календарю образовательных событий на 2020/21 учебный год (письмо Минпросвещения от 05.06.2020 № ВБ-1206/04). Они помогут обсудить с детьми, родителями и учителями проблему кибербуллинга и травли в интернете. В конце статьи посмотрите план мероприятий. Еще раздайте школьникам памятки, чтобы они знали, как себя вести, если столкнулись с кибербуллингом.

Чем может обернуться кибербуллинг для школы

Если в школе случаям кибербуллинга и травли не уделяют достаточно внимания, родители вынуждены писать о фактах травли в соцсетях, сообщать журналистам и обращаться в прокуратуру.

Прокуратура приходит с проверками. Прокуроры приходят в школы не только, чтобы проверить документы. Если родители обращаются к ним с заявлениями, администрации школы приходится отвечать на вопросы и объяснять, что случилось.

ПРИМЕР 1. Мама школьницы из Новосибирска написала такое заявление в прокуратуру. Подтолкнули ее к этому издевательства над дочкой. Ученицы, которые ходили с ней в одну школьную секцию, выложили оскорбительное видео с девочкой в социальную сеть. Хотя тренер заявляла, что никакой травли не было, это маму не убедило. История попала в СМИ и «ославила» школу.

Памятка для школьников

Скачать

Родители жалуются учредителю. Если школа закрывает глаза на буллинг, то родители вынуждены идти на радикальные действия. Тогда администрации школы приходится разбираться с претензиями не только родителей, но и департамента образования, организовывать встречи с инспектором по делам несовершеннолетних.

ПРИМЕР 2. В московском классе группа «крутых» учеников издевалась над «некрутыми». Отбирали вещи, стягивали с жертв одежду в раздевалке, фотографировали и выкладывали в соцсети. Классный руководитель не реагировала. Она считала, что конфликт не выходит за рамки подростковых разборок. Затем агрессоры перешли на новый уровень: взяли у мальчика деньги, пообещали купить новый гаджет и не купили. Деньги возвращать отказались. Тогда мама жертвы собрала доказательства: скриншоты с издевательскими фото и картинками, переписку о передаче денег и покупке гаджета. Написала заявление и направила его председателю управляющего совета школы, в управу района, комиссию по делам несовершеннолетних. Его подписали и другие родители, детей которых обижали. В итоге школе пришлось решать этот вопрос уже на уровне департамента образования.

Дети совершают самоубийства. Издевательства учеников над сверстниками могут привести к самым трагическим последствиям.

ПРИМЕР 3. В областном городке 14-летняя девочка покончила с собой. Школьники оскорбляли ее, в том числе через интернет. Когда произошла трагедия, журналисты попытались выяснить, что произошло. Им отвечали, что девочку не обижали, она сама была замкнутой. Как бы то ни было, эта история еще долго будет ассоциироваться со школой, где она училась.

ВАЖНО

На мероприятиях Дня интернета покажите детям видеоролики о кибербуллинге, чтобы им было легче воспринять информацию

Как организовать День интернета в школе

В конце октября проведите мероприятия ко Дню интернета. Расскажите ученикам о травле в интернете, как противостоять ей и что за нее грозит. Напомните учителям, что любые признаки агрессии нельзя игнорировать. Посоветуйте родителям, как действовать, если их ребенка травят. Еще дайте контакты ответственных работников школы, к которым можно обратиться в подобной ситуации.

Расскажите детям о кибербуллинге и ответственности за него. Организуйте мероприятия для учеников. Поручите учителям вместе с педагогом-психологом рассказать детям, как поступать, если их оскорбляют и преследуют в сети. Пусть классные руководители выдадут школьникам памятки. Разместите памятки на информационных стендах и сайте. Попросите сотрудников правоохранительных органов и юристов дать комментарий об ответственности за оскорбления и доведение до самоубийства через интернет. Посмотрите примерный план мероприятий.

План мероприятий ко Дню интернета

Просветительские видеоролики
Просветительские видеоролики
На мероприятиях Дня интернета покажите детям видеоролики о кибербуллинге, чтобы им было легче воспринять информацию. Например, ролик ИИТО ЮНЕСКО и студии «Научпок» «Как противостоять троллям?»
Сотрудники КДН
Сотрудники КДН
Чтобы рассказать школьникам об ответственности за буллинг или кибербуллинг, пригласите сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних или полиции. Уполномоченные лица смогут лучше довести до учеников всю серьезность ответственности за травлю, привести реальные примеры из жизни
Локальный акт
Локальный акт
Если в вашей школе нет локального акта «Правила против травли», составьте его. Пропишите в нем отношение школы к буллингу и кибербуллингу, средства борьбы с ними и методы работы с учениками, которые пострадали от травли. Согласуйте акт со школьными коллегиальными органами и утвердите приказом директора
Семинар для педагогов
Семинар для педагогов
Организуйте мероприятие в формате онлайн. Это позволит подключить всех педагогов школы к семинару. Еще так вы выполните требования Главного санитарного врача о запрете проводить массовые мероприятия в школах до конца 2020 года (постановление от 30.06.2020 № 16)

Скачать

Закрепите коллективно в школе отношение к кибербуллингу. Если в вашей школе уже разработан и принят локальный акт «Правила против травли», в День интернета коллективно обсудите и внесите в него поправки. Например, опишите отношение школы к кибербуллингу, средства борьбы с ним и методы работы с учениками, которые пострадали от травли. Если такого локального акта нет, заранее составьте его, согласуйте со школьными коллегиальными органами и утвердите приказом директора.

ВАЖНО

Подготовьте для родителей памятки с контактами работников школы, к которым можно обратиться, если их ребенок стал жертвой или зачинщиком травли

Расскажите педагогам и родителям, как действовать. Для учителей и родителей в День интернета организуйте отдельные мероприятия. Напомните учителям, что нельзя игнорировать любые признаки агрессии и травли. Если учитель стал свидетелем травли одних учеников другими в интернете, он должен сообщить об этом родителям, подключить к решению проблемы педагога-психолога. Если это не просто конфликт двух школьников, а целая группа учеников систематически оскорбляет детей, педагог должен незамедлительно оповестить об этом администрацию школы.

Поручите педагогу-психологу провести онлайн-конференции по кибербуллингу с родителями. Пусть объяснит, что делать, если ребенка травят в интернете или если ребенок сам является зачинщиком травли. Еще психолог должен разъяснить родителям признаки, по которым можно понять, что над учеником издеваются.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК