ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2020года
Образовательная деятельность
Учебные планы

Шесть частых заблуждений, которые помешают составить учебные планы по ФГОС на 2020/21 учебный год

С 2020/21 учебного года школьники на всех уровнях образования учатся по ФГОС. Поэтому и учебные планы вы готовите по требованиям стандартов. В статье мы развенчали шесть заблуждений, которые мешают вашим коллегам правильно составлять учебные планы.

В статье мы собрали шесть мифов об учебных планах по ФГОС, из-за которых ваши коллеги ежегодно допускают ошибки. Заблуждения в статье выстроены в порядке от самых часто встречающихся у коллег к более редким. Есть свежее заблуждение об изменениях в учебном плане из-за коронавируса.

Заблуждение 1. Для всех уровней образования нужно составить общий учебный план

Общий учебный план, как, например, общее расписание, составлять нельзя. Учебный план – это часть ООП. Для каждого уровня образования школа реализует отдельные ООП. Поэтому и учебный план как составную часть ООП вы готовите на уровень образования, а не на все время обучения в школе. Посмотрите образцы учебных планов на уровень начального и основного общего образования.

Кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразцы учебных планов

Десятиклассники в 2020/21 учебном году уже должны учиться по ФГОС, ученики 11-х классов последний год могут обучаться по ФКГОС. Так как учебный план входит в ООП уровня образования, то его нужно подготовить и для 10-го, и для 11-го класса, даже если одиннадцатиклассники еще учатся по ФКГОС. Посмотрите образцы учебных планов всех профилей.

Учебные планы всех профилей

Кликните на кнопку, посмотрите и скачайте учебный план

Заблуждение 2. Если работаете по ФГОС, то в учебный план можно включить внеурочную деятельность

План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 14 ФГОС основного общего образования, п. 14 ФГОС среднего общего образования). Если вы включаете внеурочную деятельность в учебный план, вы нарушаете требования ФГОС. Для ООП каждого уровня образования готовьте отдельно учебный план и план внеурочной деятельности.

При этом вы можете связать мероприятия внеурочной деятельности с учебным планом. Например, организовать внеурочную деятельность с учетом профилей, которые выбрали старшеклассники. Формы, методы и средства обучения во внеурочной деятельности должны отличаться от учебной. Поэтому нельзя называть курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» или «Трудные вопросы ЕГЭ по математике». Постарайтесь отразить в названии курса прикладной характер занятий. Из названия должно быть ясно, чем заниматься и по какому направлению: «Театр на английском», «Английский через Postproduction» и др.

Заблуждение 3. В учебном плане обязательно прописать максимальную нагрузку

Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны использовать ее полностью. Максимальную недельную нагрузку учеников устанавливает СанПиН 2.4.2.2821–10. В эту нагрузку входит обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Посмотрите в таблице 1 максимальную нагрузку по классам для пяти- и шестидневной учебной недели. Занятия, которые в школе проводятся в рамках внеурочной деятельности, не входят в максимальную аудиторную нагрузку. Для них есть отдельные часы.

Главное в статье СкрытьТаблица 1. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки школьников
Скачать

Предусмотреть недельную учебную нагрузку ниже порогового значения, которое регламентирует СанПиН, вы можете. Но следите, чтобы общее количество учебных занятий не было ниже минимума, который определяет ФГОС уровня образования. В стандарте нет требований к количеству часов в неделю на изучение отдельных предметов, но есть общее минимальное и максимальное количество часов учебных занятий за время освоения ООП уровня образования. Распределение по уровням образования смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Количество часов учебных занятий по уровням образованияСкачать

Заблуждение 4. Формируемая часть должна быть не больше 30 процентов

Учебный план по ФГОС состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей учебного плана устанавливает ФГОС уровня образования. На каждом уровне соотношение свое.

Среднее соотношение – 70 на 30 процентов – определяет ФГОС на уровне ООО. Ваши коллеги путаются и распространяют это соотношение и на другие уровни образования, составляют учебные планы с неправильным соотношением и ошибаются. Посмотрите верное соотношение частей учебных планов по уровням образования на рисунке.

Соотношение обязательной и формируемой частей учебного планаСкачать

Логика стандарта следующая: на уровне начального образования закладываются основы, школьникам сложнее сформулировать, чему бы они хотели учиться, поэтому там формируемая часть минимальна. Чем старше ученики, тем сильнее их интересы влияют на учебу, тем более осознан их выбор, поэтому объем формируемой части увеличивается.

Заблуждение 5. Родной язык, астрономию и второй иностранный можно включить в формируемую часть

Это обязательные учебные предметы, поэтому так делать нельзя. Во ФГОС каждого уровня образования указано, какие предметы и предметные области в обязательном порядке должны быть включены в учебные планы. Посмотрите, какие предметы входят в обязательную часть учебного плана.

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьПредметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Чтобы определить, какие предметы и курсы и в каком объеме включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучите потребности. Для этого проведите анкетирование школьников, их родителей и педагогических работников. Результаты анкетирования обсудите на педагогическом совете, обобщите и используйте, когда будете планировать формируемую часть. Анкеты сохраните, чтобы на федеральном контроле качества объяснить, почему именно такие курсы выбрали для формируемой части учебного плана. Также результаты анкетирования можно включить в пояснительную записку к учебному плану.

Заблуждение 6. Все часы, которые не успели выполнить в 2019/20 учебном году из-за коронавируса, можно прибавить к часам на следующий год

Из-за перехода на дистанционное обучение и вынужденного продления каникул многие школы столкнулись с проблемой отставания. Учебные планы реализованы не полностью. Возникло ложное представление, что часы, которые не выдали в этом году, можно просто приплюсовать к учебному плану на следующий год. Делать так нельзя. Ведь в этом случае недельная нагрузка школьников увеличится, а это нарушение гигиенических требований (таблица 1).

Чтобы ликвидировать отставание, вы действительно можете изменить учебные планы. Но требования ФГОС и СанПиН к ним не меняются. Вы можете добавить «сэкономленные» часы, но по-прежнему нужно будет соблюдать соотношение частей, не превышать максимальную недельную нагрузку и вписаться в вилку между максимальным и минимальным количеством учебных часов на уровень образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Образовательная деятельность
Государственная итоговая аттестация

Как подготовить педагогов и выпускников к ЕГЭ-2020. Рекомендации Рособрнадзора

Рособрнадзор направил рекомендации о том, как подготовить и провести ЕГЭ. В них подробно разъяснили, какие требования нужно будет соблюдать. Подготовьте школьников и педагогов к новой процедуре.

В этом году к обычной стрессовой обстановке на экзамене добавилась еще необходимость соблюдать меры эпидемиологической безопасности. Рособрнадзор разработал специальные рекомендации для ЕГЭ-2020 (письмо Рособрнадзора от 01.06.2020 № 02–32). Опыта работы в таких условиях нет ни у кого. Чтобы снять напряженность, проговорите с педагогами, которые участвуют в ЕГЭ, и выпускниками, расскажите, что их ждет. В статье есть образец приказа, чтобы назначить сопровождающих, и инструкции для них.

Проведите собрание для выпускников

На собрание пригласите выпускников и родителей. Если в вашем регионе санитарно-эпидемиологическая обстановка не позволяет провести такое собрание очно, проведите его в дистанционной форме. Расскажите о датах, в которые пройдут экзамены по всем предметам. Разъясните, как организуете трансфер школьников в ППЭ – на автобусе или пешком.

Еще заранее попросите родителей оформить согласие, чтобы школьники могли после экзамена уйти из ППЭ домой без сопровождающего. В противном случае выпускникам придется ждать, пока экзамен окончится для всех, а это дополнительный риск заразиться и стресс.

Заявление об отказе от участия в ЕГЭ

Скачать

Объясните, что надо спокойно подойти к мерам, которые будут принимать: не бояться термометрии, не толпиться. Желательно измерить температуру дома перед выходом, чтобы исключить вероятность отправиться из ППЭ в больницу.

Поручите классным руководителям узнать у выпускников, точно ли они будут сдавать ЕГЭ по предмету, который выбирали до этого. Если ученик решил, что не будет участвовать в экзаменах, то попросите его написать заявление об отказе. Выпускник вправе отказаться от выбранных экзаменов в любой момент и без заявления. Но такой документ пригодится для решения организационных моментов. Например, сопровождающий не будет в день экзамена ждать выпускника. Используйте готовый образец заявления.

Назначьте сопровождающих и проведите инструктаж

Подготовьте приказ о сопровождении выпускников. В нем укажите, кто будет сопровождать учеников на экзамены и в какие дни. Посмотрите образец.

Образец приказа

Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать
Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом, а также, чтобы добавить для заполнения строки в приложении к приказу

Инструкция для сопровождающих в ППЭ

Скачать

Составьте график, по которому ученики должны прийти к школе и отправиться в ППЭ. Это нужно, чтобы соблюсти социальную дистанцию и не допустить скопления выпускников на входе в ППЭ во время утренней термометрии (ч. II Рекомендаций от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24, письмо Рособрнадзора от 01.06.2020 № 02–32). Когда будете разрабатывать документ, используйте график, который прислали из ППЭ.

Проведите совещание для сопровождающих. Сообщите, что в день экзамена сопровождающий должен пройти термометрию и соблюдать меры профилактики коронавируса. Напомните, что у педагогов в день экзамена должны быть с собой паспорт; приказ о назначении сопровождающего и список отсутствующих выпускников с указанием причин отсутствия, который подписал директор школы.

Чтобы вам было проще рассказать об обязанностях сопровождающих, используйте инструкцию. Ознакомьте с ней педагогов под подпись.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Образовательная деятельность
Государственная итоговая аттестация

Выпускник пришел больным на экзамен и еще восемь сложных ситуаций на ЕГЭ-2020

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование,
Елена Пуляева, старший преподаватель ИЗиСП при Правительстве РФ, к. ю. н.
В статье – 9 ситуаций, когда на ГИА что-то пошло не так. Юристы-эксперты Анна Ивлева, и Елена Пуляева, дали ответы на сложные вопросы и рассказали, как вести себя, чтобы ничего не вышло из-под контроля.

ГИА сама по себе – стресс и для организаторов, и для выпускников. А в этому году уже приходилось переносить сроки и менять процедуру из-за угрозы распространения коронавируса. Чтобы вы были готовы справиться с трудностями, комментируем сложные ситуации.

1. Выпускник не явился на экзамен по выбору. Может ли он отказаться от экзамена?

Да, может. Школьник вправе отказаться от сдачи любого экзамена по выбору, так как сдает такие экзамены добровольно. Форма отказа не установлена, поэтому выпускник может не подавать никаких заявлений.

В этом году выпускники 9-х классов не будут сдавать экзамены по выбору. Так как экзамены отменили на федеральном уровне, никаких заявлений девятиклассники подавать также не должны.

2. Выпускник решил изменить список экзаменов по выбору.
Может ли он это сделать?

Ответ зависит от ситуации. Участники ГИА вправе изменить или дополнить перечень учебных предметов, которые они указали в заявлениях, и сроки участия в ГИА. Если у выпускника есть подтвержденная документально уважительная причина для изменения списка экзаменов, он должен подать в ГЭК заявление. В заявлении участник указывает новый перечень учебных предметов, по которым он планирует сдавать экзамены, или измененную форму и сроки участия. Заявление можно подать не позднее чем за две недели до начала экзамена.

Если у выпускника нет уважительной причины или причины не подтверждены документально, то изменить список экзаменов он не сможет.

3. Выпускник не явился на экзамен по болезни. Справки нет, но родители ссылаются на перегруженность врачей. Может ли он сдать экзамен в текущем учебном году?

Нет, не сможет. Устное уведомление родителя не подтверждает уважительность причин отсутствия.

Участник вправе сдать экзамен в резервные сроки в текущем учебном году, если документально подтвердит, что пропустил его по уважительной причине (п. 42 Порядка ГИА-9, п. 51 Порядка ГИА-11). Факт болезни подтверждает медицинская справка (п. 9 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н).

Справку оформляют на бланке или в произвольной форме. Обязательное условие – штамп медицинской организации на справке. Справку подписывает и заверяет врач личной подписью и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть указано полное наименование медицинской организации, как в уставе.

Пересдать экзамен выпускник, который не смог подтвердить уважительные причины пропуска, сможет только осенью в дополнительный период.

4. Весь экзаменационный период выпускник находится в карантине
из-за коронавируса: он контактировал с заболевшим прямо перед ГИА. Как он будет сдавать экзамены?

На сегодняшний день нет разъяснений, как будет проходить ГИА для таких участников. Точные разъяснения может дать только ГЭК, куда стоит обратиться выпускнику за разъяснением порядка проведения экзамена. Есть несколько вариантов.

Вариант 1. ГЭК может организовать для них экзамены в индивидуальном порядке. Например, как для обучающихся на дому (п. 44 Порядка ГИА-9, п. 53 Порядка ГИА-11);

Вариант 2. Ученик сможет сдать экзамен в резервные сроки после окончания карантина. Эту ситуацию можно считать уважительной, но подтвердить ее нужно документально.

5. Выпускник нарушил правила проведения экзамена – использовал шпаргалку. Как действовать организатору?

Участника, который нарушил Порядок проведения ГИА, удаляют с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают члена ГЭК. Он составляет акт об удалении с экзамена в штабе ППЭ в зоне видимости видеокамер и удаляет нарушителя из ППЭ. Организатор ставит в бланке регистрации участника экзамена и в форме 05–02 «Протокол проведения экзамена в аудитории» специальные отметки (приложение к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10–987).

Акт об удалении с экзамена составляйте в двух экземплярах. В нем укажите причины удаления. Форма акта ППЭ-21 «Акт об удалении участника экзамена» есть в приложении к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10–987. Первый экземпляр акта выдайте выпускнику, который нарушил Порядок. Второй экземпляр в тот же день направьте в ГЭК. Там его рассмотрят и направят в РЦОИ, чтобы учесть при обработке экзаменационных работ.

6. Родители требуют организовать для выпускника индивидуальный экзамен. Они боятся, что ребенок подхватит коронавирус на экзамене. Должна ли школа что-то предпринять?

Нет, требование родителей необоснованно. Школа не организует ГИА и не устанавливает правила ее проведения, поэтому не должна ничего предпринимать. Для того, чтобы организовать ГИА на дому, нужны веские основания. Например, ребенок находится на длительном лечении. В этом случае нужно медицинское заключение и рекомендации ПМПК. Одного желания родителей и опасений «подхватить» коронавирус недостаточно.

7. Организатор ГИА в день экзамена почувствовал себя плохо: у него насморк и небольшая температура. Что в этой ситуации делать организатору и руководителю ППЭ?

Если есть признаки ОРВИ, организатору нужно немедленно обратиться за медицинской помощью. Допускать его к проведению экзамена нельзя. До начала экзаменов РЦОИ организует распределение участников ГИА и организаторов по аудиториям (п. 53 Порядка ГИА-9, п. 62 Порядка ГИА-11). Руководителю ППЭ нужно сообщить в РЦОИ о ситуации и заменить организатора. Это не предусмотрено Порядком, но здоровье участников ГИА в приоритете.

Если организатор почувствовал недомогание, когда уже прибыл в ППЭ, примите меры. Во-первых, удалите больного сотрудника из ППЭ. Пусть немедленно обратится за медпомощью. Проветрите все помещения, в которых находился организатор. Используйте спиртовые салфетки, чтобы протереть все поверхности, которых он касался.

8. Организатор считает, что выпускник нарушил Порядок и хочет удалить его с экзамена. Выпускник не согласен. Что он должен делать?

Если выпускник не согласен с решением организатора об удалении с экзамена, он должен предоставить объяснительную. Когда выпускнику выдают экземпляр акта об удалении, в нем он также письменно фиксирует свое несогласие с решением организатора, перед тем как подписать акт.

Объяснительную и акт руководитель ППЭ направляет в ГЭК. Окончательное решение о том, правомерным ли было удаление участника, принимает ГЭК.

9. Выпускник обнаружил нарушения в процедуре проведения ГИА.
Что он должен делать?

Выпускник может подать апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА. Ее можно подать только в день проведения экзамена члену ГЭК, не покидая ППЭ. Чтобы проверить сведения, которые предоставил участник ГИА, член ГЭК проводит проверку. В ней участвуют организаторы, которые не были задействованы в аудиториях, где зафиксированы нарушения, технические специалисты, экзаменаторы-собеседники, ассистенты, общественные наблюдатели, сотрудники, которые осуществляют охрану правопорядка, и медицинские работники. Результаты проверки член ГЭК оформляет в форме заключения.

Если нарушение подтверждается, то объяснительные член ГЭК должен взять со всех участников экзамена, включая выпускника, который подает апелляцию. Нарушителей удаляют из ППЭ. Члены ГЭК составляют акт об удалении лица, нарушившего Порядок, в штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения. Апелляцию участника и заключение о результатах проверки член ГЭК в тот же день передает в конфликтную комиссию. Если апелляцию удовлетворят, то ГЭК признает недействительными результаты всех участников ГИА в аудитории, где зафиксировано нарушение.

  1. Выпускник не явился на экзамен по выбору. Может ли он отказаться от экзамена?
  2. Выпускник решил изменить список экзаменов по выбору. Может ли он это сделать?
  3. Выпускник не явился на экзамен по болезни. Справки нет, но родители ссылаются на перегруженность врачей. Может ли он сдать экзамен в текущем учебном году?
  4. Весь экзаменационный период выпускник находится в карантине из-за коронавируса: он контактировал с заболевшим прямо перед ГИА. Как он будет сдавать экзамены?
  5. Выпускник нарушил правила проведения экзамена – использовал шпаргалку. Как действовать организатору?
  6. Родители требуют организовать для выпускника индивидуальный экзамен. Они боятся, что ребенок подхватит коронавирус на экзамене. Должна ли школа что-то предпринять?
  7. Организатор ГИА в день экзамена почувствовал себя плохо: у него насморк и небольшая температура. Что в этой ситуации делать организатору и руководителю ППЭ?
  8. Организатор считает, что выпускник нарушил Порядок и хочет удалить его с экзамена. Выпускник не согласен. Что он должен делать?
  9. Выпускник обнаружил нарушения в процедуре проведения ГИА. Что он должен делать?

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.