
Шесть решений, которые сработали. Опыт организации дистанта за две недели
Я бы сам хотел прочитать подобные рекомендации месяц назад и просто выполнить необходимые шаги. Но готового решения не было ни у кого. Поэтому все пришлось делать «с колес», методом проб и ошибок.
Выбрать ресурсы, которые подходят вашей школе
Грядущий уход с привычной работы на дистанционную подарил администрации и техническому отделу незабываемую неделю подготовки. В последнюю неделю III четверти ученикам по заявлению родителей разрешили учиться из дома. Уже тогда было понятно, что школы массово перейдут на дистант.
Со стороны администрации учителям рекомендовали изучать онлайн-платформы и продумывать задания для детей, которые учатся из дома. Некоторые педагоги тогда же начали подключать детей, которые остались дома, через Skype к урокам в школе. Тогда уроки еще шли в обычном режиме. Это был новый опыт, который позволил начать погружаться в дистанционное образование.
В нашей школе все технические нововведения проверяют продвинутые школьники из объединения робототехников и программистов. Помогают им технический инженер и модератор сайта. Поэтому последнюю очную неделю все мы потратили на подключение детей к онлайн-платформам и тесту всего, что мы смогли найти для онлайн-обучения. Вспомнили пароли от Google Classroom, Stepik, Якласс, Фоксфорд и зарегистрировались в РЭШ. Провели пробные онлайн-конференции в Google Meet, Zoom, запустили тестовый сервер в Discord. Skype мы не стали рассматривать, так как сошлись во мнении, что он часто подводит и не подходит для проведения уроков. Это мы выяснили во время тестовых подключений к урокам. Некоторые дети вошли во вкус и начали строить школу в Minecraft, чтобы проводить там уроки.
Благодаря тестам с детьми к моменту ухода на каникулы уже сформировалось понимание, что в качестве основной платформы для перехода на дистант будем использовать «Школьный портал». Это официальная онлайн-платформа Московской области, в которой объединены журнал, электронный дневник, статистика успеваемости, общение и выдача домашних заданий с возможностью обратной связи внутри задания.
На случай проблем со «Школьным порталом» выбрали резервный канал-программу Discord. На тот момент Zoom еще плохо справлялся с нагрузкой и работал с перебоями. Здесь, как ни странно, помог игровой опыт школьников. Их не нужно было поголовно обучать пользоваться Discord. Эту программу как голосовой чат выбирают игроки в онлайн-игры. Поэтому, скорее, школьники помогали нам с Discord, чем мы им.
Быстро перестроиться и скоординировать работу
Школа ушла на каникулы. Администрация погрузилась в составление отчетов, приказов и заполнение мониторингов. Учителя готовили задания на неделю офлайн-занятий через «Школьный портал». А потом объявили дополнительную неделю каникул, и директор дал задание методическим объединениям изучить онлайн-платформы и подготовить изменения в рабочие программы на время дистанта.
Началась неделя совещаний, мастер-классов и долгий путь от отрицания до принятия того факта, что дистанционное образование с нами надолго. Мы все учились устанавливать программы на компьютер, настраивать микрофоны и камеры, редактировать фотографии присланных работ на экране телефона, создавать виртуальные классы на онлайн-платформах, проводить конференции и постоянно собирать обратную связь, чтобы никого не забыть и всем помочь справиться со сложившейся ситуацией.
Мой внутренний IT-шник ликовал! «Теперь они никуда от меня не денутся! Придется учиться втыкать наушники в нужный порт и самостоятельно заполнять таблички!» Но это внутри, а снаружи мы настраивали ноутбуки и телефоны, выдавали школьные компьютеры учителям домой, старались помочь каждому, кто приходил, пока было можно, или звонил по телефону.
Школа уже не будет прежней. Ведь в отношении ИКТ учителя за эти две недели прошли дальше, чем некоторые могут пройти за 5 лет в вузах. 1300 человек полностью перешли на дистант, то есть получают задания офлайн через «Школьный портал». Если он не справляется с нагрузкой, то информацию собирают классные руководители и дублируют в чаты класса или в Discord.
Разработать единый подход и закрепить документом
Чтобы организовать работу, администрация разработала распоряжение. Смотрите образец в конце статьи. В распоряжении разъяснили педагогам, как проводить уроки, давать домашние задания, от чего стоит отказаться, а что – скорректировать. Еще для предметников и классных руководителей сделали памятки-инструкции. В них ответили на вопросы, которые чаще всего задавали учителя.
Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть
Почему этот шаг важен? Чтобы скоординировать работу всех учителей школы. Все педагоги должны понимать и соблюдать те принципы, которые вы определили. Именно поэтому закрепить решение нужно документом. Места для творческих решений у учителей остается достаточно, но все следуют общим идеям организации учебного процесса. Дополнительный бонус – объяснить родителям, что и как будет происходить, становится проще.
Подстроить расписание под ситуацию
Чтобы успеть пройти программу, мы не меняли наполнение расписания. Изменили подход. Уроки разделили на офлайн и онлайн. Онлайн-уроки проводим в Zoom и Discord. Учитель выбирает более удобную для него в этом случае платформу. Если в расписании стоит офлайн-урок – педагог грузит на «Школьный портал» задания для урока. Ученики выполняют их самостоятельно. Максимальный упор на всех уровнях образования мы сделали на учебники и рабочие тетради. Это позволило минимизировать время у экранов компьютеров и телефонов.
Если урок офлайн, то ученики могут выполнять задание в течение дня, и это не обязательно те 45 минут, которые стоят первыми по расписанию. Если урок онлайн, то до 19:00 накануне вечером учитель оповещает об этом через чат или «Школьный портал».
Такой подход к расписанию и проведению уроков позволил нам не только сохранить наполнение образовательного процесса, но и не нарушать требования СанПиН. Расписание мы обновляем каждую неделю на сайте школы. Так у родителей и учеников появляется дополнительный канал информации.
По-разному выстроить работу на уровнях образования
Учебную работу по классам мы выстроили по-разному. Ориентировались на программы и возрастные особенности.
Начальная школа. Ребята учатся полностью в режиме офлайн. Учитель пишет задание в «Школьном портале» на конкретный урок по расписанию. Детям с 1-го по 3-й класс очень сложно или практически невозможно учиться без участия взрослого, который будет объяснять новый материал. Помочь им в условиях самоизоляции могут только родители, которые заняты на работе днем. Часто с детьми занимаются бабушки или дедушки, которым сложно быстро разобраться с гаджетами. Поэтому мы приняли решение минимально использовать онлайн-платформы в начальной школе. А сроки выполнения домашних заданий растягиваем на несколько дней, чтобы дети смогли выполнить их вечером с родителями.
Ученик выполняет задание дома по учебникам или рабочим тетрадям. Потом фотографирует его и отправляет обратно учителю в «Школьный портал» или WhatsApp. Учитель пишет комментарии к заданию или исправляет ошибки при помощи телефона в графическом редакторе, затем отправляет обратно.
Онлайн-платформы Яндекс.учебник, Учи.ру и Якласс в начальной школе мы используем на усмотрение учителя и только с согласия родителей. В будущем планируем постепенно вывести 4-ю параллель на вечерние консультации с классным руководителем в Zoom.
Основная и средняя школа. По математике, русскому языку, иностранным языкам и профильным предметам в 5-11-х классах учителя проводят онлайн-лекции. Новый материал объясняют на платформах Zoom и Discord. По остальным предметам проводят консультации, если в классе не больше четырех онлайн-уроков в этот день. Рабочие программы скорректировали таким образом, чтобы опираться на пройденный материал. Лекции с новым материалом проводим 1 раз в 2 недели.
Кафедра физкультуры отправила всем рекомендации по утренним зарядкам, измерению пульса и упражнения для глаз. Дети каждый день отправляют видео с зарядкой своему учителю физкультуры.
Быть на связи с родителями
Директор каждый день c 16:30 до 17:10 проводит «Теплый стрим» с родителями в Zoom. Расписание стримов по параллелям мы выкладываем в субботу на сайте, а ссылки на стримы дублируют классные руководители в чаты классов за 15–20 минут до начала. Во время стрима родители делятся проблемами и достижениями детей, высказывают свои пожелания по организации учебного процесса.
На стриме обязательно присутствуют психолог, классные руководители, учителя-предметники и заместители директора. Так мы сразу получаем информацию о том, где возникли проблемы и что нужно скорректировать. А родители меньше тревожатся из-за нестандартной ситуации. Ведь они видят, что все мы работаем и готовы помочь в любой момент. В 18:00 каждый день обязательно проводим педсовет в Discord или Zoom, чтобы скорректировать работу школы, обсудить проблемы и передать пожелания родителей после стрима.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
