ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2020года
Образовательная деятельность
На конкретном примере

Шесть решений, которые сработали. Опыт организации дистанта за две недели

Никита Голубцов, заместитель директора по информатизации МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
В статье – опыт подмосковной гимназии. Как и всем, коллективу школы пришлось экстренно создавать и отлаживать систему дистанционного обучения. Замдиректора гимназии рассказал редакции об удачных решениях, которые сейчас применяют в работе.

Я бы сам хотел прочитать подобные рекомендации месяц назад и просто выполнить необходимые шаги. Но готового решения не было ни у кого. Поэтому все пришлось делать «с колес», методом проб и ошибок.

Выбрать ресурсы, которые подходят вашей школе

Грядущий уход с привычной работы на дистанционную подарил администрации и техническому отделу незабываемую неделю подготовки. В последнюю неделю III четверти ученикам по заявлению родителей разрешили учиться из дома. Уже тогда было понятно, что школы массово перейдут на дистант.

Со стороны администрации учителям рекомендовали изучать онлайн-платформы и продумывать задания для детей, которые учатся из дома. Некоторые педагоги тогда же начали подключать детей, которые остались дома, через Skype к урокам в школе. Тогда уроки еще шли в обычном режиме. Это был новый опыт, который позволил начать погружаться в дистанционное образование.

В нашей школе все технические нововведения проверяют продвинутые школьники из объединения робототехников и программистов. Помогают им технический инженер и модератор сайта. Поэтому последнюю очную неделю все мы потратили на подключение детей к онлайн-платформам и тесту всего, что мы смогли найти для онлайн-обучения. Вспомнили пароли от Google Classroom, Stepik, Якласс, Фоксфорд и зарегистрировались в РЭШ. Провели пробные онлайн-конференции в Google Meet, Zoom, запустили тестовый сервер в Discord. Skype мы не стали рассматривать, так как сошлись во мнении, что он часто подводит и не подходит для проведения уроков. Это мы выяснили во время тестовых подключений к урокам. Некоторые дети вошли во вкус и начали строить школу в Minecraft, чтобы проводить там уроки.

Благодаря тестам с детьми к моменту ухода на каникулы уже сформировалось понимание, что в качестве основной платформы для перехода на дистант будем использовать «Школьный портал». Это официальная онлайн-платформа Московской области, в которой объединены журнал, электронный дневник, статистика успеваемости, общение и выдача домашних заданий с возможностью обратной связи внутри задания.

На случай проблем со «Школьным порталом» выбрали резервный канал-программу Discord. На тот момент Zoom еще плохо справлялся с нагрузкой и работал с перебоями. Здесь, как ни странно, помог игровой опыт школьников. Их не нужно было поголовно обучать пользоваться Discord. Эту программу как голосовой чат выбирают игроки в онлайн-игры. Поэтому, скорее, школьники помогали нам с Discord, чем мы им.

Быстро перестроиться и скоординировать работу

Школа ушла на каникулы. Администрация погрузилась в составление отчетов, приказов и заполнение мониторингов. Учителя готовили задания на неделю офлайн-занятий через «Школьный портал». А потом объявили дополнительную неделю каникул, и директор дал задание методическим объединениям изучить онлайн-платформы и подготовить изменения в рабочие программы на время дистанта.

Началась неделя совещаний, мастер-классов и долгий путь от отрицания до принятия того факта, что дистанционное образование с нами надолго. Мы все учились устанавливать программы на компьютер, настраивать микрофоны и камеры, редактировать фотографии присланных работ на экране телефона, создавать виртуальные классы на онлайн-платформах, проводить конференции и постоянно собирать обратную связь, чтобы никого не забыть и всем помочь справиться со сложившейся ситуацией.

Мой внутренний IT-шник ликовал! «Теперь они никуда от меня не денутся! Придется учиться втыкать наушники в нужный порт и самостоятельно заполнять таблички!» Но это внутри, а снаружи мы настраивали ноутбуки и телефоны, выдавали школьные компьютеры учителям домой, старались помочь каждому, кто приходил, пока было можно, или звонил по телефону.

Школа уже не будет прежней. Ведь в отношении ИКТ учителя за эти две недели прошли дальше, чем некоторые могут пройти за 5 лет в вузах. 1300 человек полностью перешли на дистант, то есть получают задания офлайн через «Школьный портал». Если он не справляется с нагрузкой, то информацию собирают классные руководители и дублируют в чаты класса или в Discord.

Разработать единый подход и закрепить документом

Чтобы организовать работу, администрация разработала распоряжение. Смотрите образец в конце статьи. В распоряжении разъяснили педагогам, как проводить уроки, давать домашние задания, от чего стоит отказаться, а что – скорректировать. Еще для предметников и классных руководителей сделали памятки-инструкции. В них ответили на вопросы, которые чаще всего задавали учителя.



Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для учителей-предметников
Скачать

Памятка для классных руководителей
Скачать

Почему этот шаг важен? Чтобы скоординировать работу всех учителей школы. Все педагоги должны понимать и соблюдать те принципы, которые вы определили. Именно поэтому закрепить решение нужно документом. Места для творческих решений у учителей остается достаточно, но все следуют общим идеям организации учебного процесса. Дополнительный бонус – объяснить родителям, что и как будет происходить, становится проще.

Подстроить расписание под ситуацию

Чтобы успеть пройти программу, мы не меняли наполнение расписания. Изменили подход. Уроки разделили на офлайн и онлайн. Онлайн-уроки проводим в Zoom и Discord. Учитель выбирает более удобную для него в этом случае платформу. Если в расписании стоит офлайн-урок – педагог грузит на «Школьный портал» задания для урока. Ученики выполняют их самостоятельно. Максимальный упор на всех уровнях образования мы сделали на учебники и рабочие тетради. Это позволило минимизировать время у экранов компьютеров и телефонов.

Если урок офлайн, то ученики могут выполнять задание в течение дня, и это не обязательно те 45 минут, которые стоят первыми по расписанию. Если урок онлайн, то до 19:00 накануне вечером учитель оповещает об этом через чат или «Школьный портал».

Такой подход к расписанию и проведению уроков позволил нам не только сохранить наполнение образовательного процесса, но и не нарушать требования СанПиН. Расписание мы обновляем каждую неделю на сайте школы. Так у родителей и учеников появляется дополнительный канал информации.

По-разному выстроить работу на уровнях образования

Учебную работу по классам мы выстроили по-разному. Ориентировались на программы и возрастные особенности.

Начальная школа. Ребята учатся полностью в режиме офлайн. Учитель пишет задание в «Школьном портале» на конкретный урок по расписанию. Детям с 1-го по 3-й класс очень сложно или практически невозможно учиться без участия взрослого, который будет объяснять новый материал. Помочь им в условиях самоизоляции могут только родители, которые заняты на работе днем. Часто с детьми занимаются бабушки или дедушки, которым сложно быстро разобраться с гаджетами. Поэтому мы приняли решение минимально использовать онлайн-платформы в начальной школе. А сроки выполнения домашних заданий растягиваем на несколько дней, чтобы дети смогли выполнить их вечером с родителями.

Ученик выполняет задание дома по учебникам или рабочим тетрадям. Потом фотографирует его и отправляет обратно учителю в «Школьный портал» или WhatsApp. Учитель пишет комментарии к заданию или исправляет ошибки при помощи телефона в графическом редакторе, затем отправляет обратно.

Онлайн-платформы Яндекс.учебник, Учи.ру и Якласс в начальной школе мы используем на усмотрение учителя и только с согласия родителей. В будущем планируем постепенно вывести 4-ю параллель на вечерние консультации с классным руководителем в Zoom.

Основная и средняя школа. По математике, русскому языку, иностранным языкам и профильным предметам в 5-11-х классах учителя проводят онлайн-лекции. Новый материал объясняют на платформах Zoom и Discord. По остальным предметам проводят консультации, если в классе не больше четырех онлайн-уроков в этот день. Рабочие программы скорректировали таким образом, чтобы опираться на пройденный материал. Лекции с новым материалом проводим 1 раз в 2 недели.

Кафедра физкультуры отправила всем рекомендации по утренним зарядкам, измерению пульса и упражнения для глаз. Дети каждый день отправляют видео с зарядкой своему учителю физкультуры.

Быть на связи с родителями

Директор каждый день c 16:30 до 17:10 проводит «Теплый стрим» с родителями в Zoom. Расписание стримов по параллелям мы выкладываем в субботу на сайте, а ссылки на стримы дублируют классные руководители в чаты классов за 15–20 минут до начала. Во время стрима родители делятся проблемами и достижениями детей, высказывают свои пожелания по организации учебного процесса.

На стриме обязательно присутствуют психолог, классные руководители, учителя-предметники и заместители директора. Так мы сразу получаем информацию о том, где возникли проблемы и что нужно скорректировать. А родители меньше тревожатся из-за нестандартной ситуации. Ведь они видят, что все мы работаем и готовы помочь в любой момент. В 18:00 каждый день обязательно проводим педсовет в Discord или Zoom, чтобы скорректировать работу школы, обсудить проблемы и передать пожелания родителей после стрима.

Распоряжение
Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Качество образования
Промежуточная аттестация

Как провести промежуточную аттестацию в 2019/20 учебном году, чтобы у Рособрнадзора не было претензий

Ограничительные меры изменили и сроки, и содержание обучения в конце учебного года. Но все школьники обязательно должны пройти промежуточную аттестацию до конца года. В статье – варианты, как организовать аттестацию и не нарушить закон.

Времени и ресурсов, чтобы провести промежуточную аттестацию так, как этого требует закон, в мае фактически не осталось. Минпросвещения разрешило школам досрочно завершить учебный год в 1-8-х классах, но четких инструкций, как это сделать правильно, нет (письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04). В статье – несколько решений, как провести промежуточную аттестацию и выставить отметки, чтобы не получить предписаний на проверке. Для каждого решения есть «шкала трудности» – в ней в мы оценили трудозатраты каждого варианта.

Вариант 1. Выставить отметки по итогам завершенных учебных периодов

Это вариант, когда школа фактически отменяет промежуточную аттестацию, которая проходит в конце учебного года, как отдельную процедуру. Чтобы выставить итоговые отметки школьникам, используйте четвертные, триместровые и полугодовые отметки за те периоды, которые успели завершить до введения ограничительных мер.

Чтобы провести упрощенную промежуточную аттестацию по этому варианту, директор должен издать приказ. В приказе указать, что промежуточная аттестация проводится в порядке, отличном от порядка, который закрепляет локальный нормативный акт школы – Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Само положение менять не придется, так как новый порядок – единичное явление, он утвержден приказом и больше не понадобится. Посмотрите образец приказа.




Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать
Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом

Главное в статье СкрытьОбразец приказа

Сохраните приказ в формате pdf и разошлите его сотрудникам по электронной почте. Для этого после того, как нажмете на кнопку «Печать», выберите не принтер, а «Сохранить в формате pdf».

Если проводите упрощенную промежуточную аттестацию, то работа педагогов сводится к выставлению отметок. Никаких дополнительных мероприятий проводить не нужно. Рабочие программы учителя будут корректировать уже в рамках подготовки к новому учебному году.

Изменить вам нужно будет ООП уровней образования: указать новые даты промежуточной аттестации и окончания учебного года в календарных учебных графиках. Изменения также приказом утверждает директор. Если в вашем регионе есть отдельное постановление департамента о досрочном завершении учебного года, укажите его в приказе как основание для изменений.

Главное в статье СкрытьВариант 2. Провести промежуточную аттестацию в форме учета

Такую форму вы можете использовать, если ее предусматривает школьное Положение. В этом случае проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру также не нужно. Отметки педагоги выставляют на основании достижений учеников – отметок текущего контроля, выполненных проектов, творческих работ и т. д. Чтобы провести промежуточную аттестацию в форме учета, нужно будет изменить ООП – указать новые даты промежуточной аттестации в календарном учебном графике и формы в учебных планах уровней образования. Положение менять не нужно – в нем уже есть форма, в которой вы проводите аттестацию. Все изменения директор утверждает приказом.

Вы можете скомбинировать этот вариант с предыдущим, например, по части предметов провести упрощенную промежуточную аттестацию, а по другим – использовать форму учета. Тогда директор должен издать приказ, в котором описывает, какую форму в каких классах и для каких предметов используете в школе.

Вариант 3. Провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру

Если позволяет время и ресурсы, промежуточную аттестацию вы также можете провести в полном объеме как отдельную процедуру. В этом случае есть педагоги могут изменить формы промежуточной аттестации или оставить их прежними.

Пересмотреть формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы можно выбрать тестирование. Пусть учителя ориентируются на особенности классов и возможности дистанционного обучения. Если педагоги меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы и утвердить их в том порядке, который действует в школе. Обычно это согласование с главой методобъединения или замдиректора по УВР.

Не менять формы промежуточной аттестации. В этом случае педагогам не придется готовить новые оценочные материалы. Но нужно будет сделать корректировку на дистанционное обучение. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. Учитель планировал промежуточную аттестацию в форме контрольной работы. Форма промежуточной аттестации не меняется, но провести работу, как на обычном уроке, не получится. Педагог должен продумать, как он будет давать работу и заранее предупредить о порядке школьников. Например, в условленное время учитель может разослать задания школьникам и дать на работу 45 минут. Через 45 минут ученики присылают задания, которые успели выполнить за это время, в виде фото или файла.

Корректируют педагоги формы промежуточной аттестации или нет, если вы проводите ее как отдельную процедуру, это нужно оформить документально. Посмотрите образец протокола.

Главное в статье СкрытьОбразец протокола

Форма
Форма
В протоколе педагог указывает форму, в которой проводит промежуточную аттестацию. Форма должна совпадать с учебным планом
Продолжительность
Продолжительность
Продолжительность промежуточной аттестации определяет педагог. Если аттестация проходит онлайн, то время, которое она длится, нужно включить в общее время пребывания ребенка за компьютером

ОбразецБланк

Отметки за промежуточную аттестацию педагоги выставляют в электронный журнал. Их учитывают при выставлении годовой отметки. Также успешно пройденная промежуточная аттестация по всем предметам учебного плана – обязательное условие допуска к ГИА.

Если вы решили проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру, а педагоги изменили форму – все новшества отразите в учебном плане. Если учебный год в 1-8-х классах вы завершаете досрочно, то и промежуточную аттестацию придется провести в сроки, которые отличаются от сроков в календарном учебном графике. Корректировать календарный учебный график вам придется в любом случае – из-за нового распоряжения Президента и дополнительных нерабочих дней в мае. Когда будете делать это, не забудьте обновить и сроки промежуточной аттестации. И календарный учебный график, и учебный план – части ООП, поэтому все изменения директор утверждает одним приказом. Его образец посмотрите в статье>>

Этот вариант организации промежуточной аттестации вы также можете скомбинировать с двумя предыдущими. Например, провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру только по математике и русскому языку, а по другим предметам использовать форму учета или упрощенный вариант.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск

Наталия Шевелева, заведующая лабораторией исследования образовательной политики управления стратегического развития ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
В мае проанализируйте, как и в каком объеме учителя выполнили рабочие программы учебных предметов и курсов. По итогам анализа скорректируйте или спроектируйте раздел плана внутришкольного контроля на следующий учебный год.

Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.

Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы

Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Посмотрите образец формы ниже. 

Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

Причины отставания
Причины отставания
Если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа

Образец

 По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям.

Главное в статье СкрытьОбразец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

Новый столбец
Новый столбец
Добавьте к форме, которую раздавали педагогам, дополнительный столбец «Сотрудник», чтобы обобщить данные

Образец

Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки. Посмотрите образец листа корректировки. 

Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

Согласование
Согласование
В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения

Образец

По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. Помотрите ее образец в конце статьи.

Проанализируйте качество рабочих программ учителя

В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.

Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:

  • планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.

Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.

Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.

ПРИМЕР. Планируемые предметные результаты освоения курса географии. Блок «Выпускник научится»:
– находить и извлекать необходимую информацию;
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;
– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Блок «Выпускник получит возможность научиться»: работать с источниками географической информации: записками, дневниками путешественников.

Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.

Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.

По итогам анализа подготовьте справку. Смотрите далее образец.

Кликните на кнопку с названием справки, листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок

Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год

По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Посмотрите готовый раздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ».

Главное в статье СкрытьРаздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

Список педагогов
Список педагогов
В этой графе перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно
Экспертная оценка
Экспертная оценка
В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ
Ответственные
Ответственные
В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку

Образец

К СВЕДЕНИЮ

Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ

1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.

2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК