
Шесть решений, которые сработали. Опыт организации дистанта за две недели
Я бы сам хотел прочитать подобные рекомендации месяц назад и просто выполнить необходимые шаги. Но готового решения не было ни у кого. Поэтому все пришлось делать «с колес», методом проб и ошибок.
Выбрать ресурсы, которые подходят вашей школе
Грядущий уход с привычной работы на дистанционную подарил администрации и техническому отделу незабываемую неделю подготовки. В последнюю неделю III четверти ученикам по заявлению родителей разрешили учиться из дома. Уже тогда было понятно, что школы массово перейдут на дистант.
Со стороны администрации учителям рекомендовали изучать онлайн-платформы и продумывать задания для детей, которые учатся из дома. Некоторые педагоги тогда же начали подключать детей, которые остались дома, через Skype к урокам в школе. Тогда уроки еще шли в обычном режиме. Это был новый опыт, который позволил начать погружаться в дистанционное образование.
В нашей школе все технические нововведения проверяют продвинутые школьники из объединения робототехников и программистов. Помогают им технический инженер и модератор сайта. Поэтому последнюю очную неделю все мы потратили на подключение детей к онлайн-платформам и тесту всего, что мы смогли найти для онлайн-обучения. Вспомнили пароли от Google Classroom, Stepik, Якласс, Фоксфорд и зарегистрировались в РЭШ. Провели пробные онлайн-конференции в Google Meet, Zoom, запустили тестовый сервер в Discord. Skype мы не стали рассматривать, так как сошлись во мнении, что он часто подводит и не подходит для проведения уроков. Это мы выяснили во время тестовых подключений к урокам. Некоторые дети вошли во вкус и начали строить школу в Minecraft, чтобы проводить там уроки.
Благодаря тестам с детьми к моменту ухода на каникулы уже сформировалось понимание, что в качестве основной платформы для перехода на дистант будем использовать «Школьный портал». Это официальная онлайн-платформа Московской области, в которой объединены журнал, электронный дневник, статистика успеваемости, общение и выдача домашних заданий с возможностью обратной связи внутри задания.
На случай проблем со «Школьным порталом» выбрали резервный канал-программу Discord. На тот момент Zoom еще плохо справлялся с нагрузкой и работал с перебоями. Здесь, как ни странно, помог игровой опыт школьников. Их не нужно было поголовно обучать пользоваться Discord. Эту программу как голосовой чат выбирают игроки в онлайн-игры. Поэтому, скорее, школьники помогали нам с Discord, чем мы им.
Быстро перестроиться и скоординировать работу
Школа ушла на каникулы. Администрация погрузилась в составление отчетов, приказов и заполнение мониторингов. Учителя готовили задания на неделю офлайн-занятий через «Школьный портал». А потом объявили дополнительную неделю каникул, и директор дал задание методическим объединениям изучить онлайн-платформы и подготовить изменения в рабочие программы на время дистанта.
Началась неделя совещаний, мастер-классов и долгий путь от отрицания до принятия того факта, что дистанционное образование с нами надолго. Мы все учились устанавливать программы на компьютер, настраивать микрофоны и камеры, редактировать фотографии присланных работ на экране телефона, создавать виртуальные классы на онлайн-платформах, проводить конференции и постоянно собирать обратную связь, чтобы никого не забыть и всем помочь справиться со сложившейся ситуацией.
Мой внутренний IT-шник ликовал! «Теперь они никуда от меня не денутся! Придется учиться втыкать наушники в нужный порт и самостоятельно заполнять таблички!» Но это внутри, а снаружи мы настраивали ноутбуки и телефоны, выдавали школьные компьютеры учителям домой, старались помочь каждому, кто приходил, пока было можно, или звонил по телефону.
Школа уже не будет прежней. Ведь в отношении ИКТ учителя за эти две недели прошли дальше, чем некоторые могут пройти за 5 лет в вузах. 1300 человек полностью перешли на дистант, то есть получают задания офлайн через «Школьный портал». Если он не справляется с нагрузкой, то информацию собирают классные руководители и дублируют в чаты класса или в Discord.
Разработать единый подход и закрепить документом
Чтобы организовать работу, администрация разработала распоряжение. Смотрите образец в конце статьи. В распоряжении разъяснили педагогам, как проводить уроки, давать домашние задания, от чего стоит отказаться, а что – скорректировать. Еще для предметников и классных руководителей сделали памятки-инструкции. В них ответили на вопросы, которые чаще всего задавали учителя.
Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть
Почему этот шаг важен? Чтобы скоординировать работу всех учителей школы. Все педагоги должны понимать и соблюдать те принципы, которые вы определили. Именно поэтому закрепить решение нужно документом. Места для творческих решений у учителей остается достаточно, но все следуют общим идеям организации учебного процесса. Дополнительный бонус – объяснить родителям, что и как будет происходить, становится проще.
Подстроить расписание под ситуацию
Чтобы успеть пройти программу, мы не меняли наполнение расписания. Изменили подход. Уроки разделили на офлайн и онлайн. Онлайн-уроки проводим в Zoom и Discord. Учитель выбирает более удобную для него в этом случае платформу. Если в расписании стоит офлайн-урок – педагог грузит на «Школьный портал» задания для урока. Ученики выполняют их самостоятельно. Максимальный упор на всех уровнях образования мы сделали на учебники и рабочие тетради. Это позволило минимизировать время у экранов компьютеров и телефонов.
Если урок офлайн, то ученики могут выполнять задание в течение дня, и это не обязательно те 45 минут, которые стоят первыми по расписанию. Если урок онлайн, то до 19:00 накануне вечером учитель оповещает об этом через чат или «Школьный портал».
Такой подход к расписанию и проведению уроков позволил нам не только сохранить наполнение образовательного процесса, но и не нарушать требования СанПиН. Расписание мы обновляем каждую неделю на сайте школы. Так у родителей и учеников появляется дополнительный канал информации.
По-разному выстроить работу на уровнях образования
Учебную работу по классам мы выстроили по-разному. Ориентировались на программы и возрастные особенности.
Начальная школа. Ребята учатся полностью в режиме офлайн. Учитель пишет задание в «Школьном портале» на конкретный урок по расписанию. Детям с 1-го по 3-й класс очень сложно или практически невозможно учиться без участия взрослого, который будет объяснять новый материал. Помочь им в условиях самоизоляции могут только родители, которые заняты на работе днем. Часто с детьми занимаются бабушки или дедушки, которым сложно быстро разобраться с гаджетами. Поэтому мы приняли решение минимально использовать онлайн-платформы в начальной школе. А сроки выполнения домашних заданий растягиваем на несколько дней, чтобы дети смогли выполнить их вечером с родителями.
Ученик выполняет задание дома по учебникам или рабочим тетрадям. Потом фотографирует его и отправляет обратно учителю в «Школьный портал» или WhatsApp. Учитель пишет комментарии к заданию или исправляет ошибки при помощи телефона в графическом редакторе, затем отправляет обратно.
Онлайн-платформы Яндекс.учебник, Учи.ру и Якласс в начальной школе мы используем на усмотрение учителя и только с согласия родителей. В будущем планируем постепенно вывести 4-ю параллель на вечерние консультации с классным руководителем в Zoom.
Основная и средняя школа. По математике, русскому языку, иностранным языкам и профильным предметам в 5-11-х классах учителя проводят онлайн-лекции. Новый материал объясняют на платформах Zoom и Discord. По остальным предметам проводят консультации, если в классе не больше четырех онлайн-уроков в этот день. Рабочие программы скорректировали таким образом, чтобы опираться на пройденный материал. Лекции с новым материалом проводим 1 раз в 2 недели.
Кафедра физкультуры отправила всем рекомендации по утренним зарядкам, измерению пульса и упражнения для глаз. Дети каждый день отправляют видео с зарядкой своему учителю физкультуры.
Быть на связи с родителями
Директор каждый день c 16:30 до 17:10 проводит «Теплый стрим» с родителями в Zoom. Расписание стримов по параллелям мы выкладываем в субботу на сайте, а ссылки на стримы дублируют классные руководители в чаты классов за 15–20 минут до начала. Во время стрима родители делятся проблемами и достижениями детей, высказывают свои пожелания по организации учебного процесса.
На стриме обязательно присутствуют психолог, классные руководители, учителя-предметники и заместители директора. Так мы сразу получаем информацию о том, где возникли проблемы и что нужно скорректировать. А родители меньше тревожатся из-за нестандартной ситуации. Ведь они видят, что все мы работаем и готовы помочь в любой момент. В 18:00 каждый день обязательно проводим педсовет в Discord или Zoom, чтобы скорректировать работу школы, обсудить проблемы и передать пожелания родителей после стрима.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как провести промежуточную аттестацию в 2019/20 учебном году, чтобы у Рособрнадзора не было претензий
Времени и ресурсов, чтобы провести промежуточную аттестацию так, как этого требует закон, в мае фактически не осталось. Минпросвещения разрешило школам досрочно завершить учебный год в 1-8-х классах, но четких инструкций, как это сделать правильно, нет (письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04). В статье – несколько решений, как провести промежуточную аттестацию и выставить отметки, чтобы не получить предписаний на проверке. Для каждого решения есть «шкала трудности» – в ней в мы оценили трудозатраты каждого варианта.
Вариант 1. Выставить отметки по итогам завершенных учебных периодов
Это вариант, когда школа фактически отменяет промежуточную аттестацию, которая проходит в конце учебного года, как отдельную процедуру. Чтобы выставить итоговые отметки школьникам, используйте четвертные, триместровые и полугодовые отметки за те периоды, которые успели завершить до введения ограничительных мер.
Чтобы провести упрощенную промежуточную аттестацию по этому варианту, директор должен издать приказ. В приказе указать, что промежуточная аттестация проводится в порядке, отличном от порядка, который закрепляет локальный нормативный акт школы – Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Само положение менять не придется, так как новый порядок – единичное явление, он утвержден приказом и больше не понадобится. Посмотрите образец приказа.
Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать
Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом
Главное в статье СкрытьОбразец приказа
Сохраните приказ в формате pdf и разошлите его сотрудникам по электронной почте. Для этого после того, как нажмете на кнопку «Печать», выберите не принтер, а «Сохранить в формате pdf».
Если проводите упрощенную промежуточную аттестацию, то работа педагогов сводится к выставлению отметок. Никаких дополнительных мероприятий проводить не нужно. Рабочие программы учителя будут корректировать уже в рамках подготовки к новому учебному году.
Изменить вам нужно будет ООП уровней образования: указать новые даты промежуточной аттестации и окончания учебного года в календарных учебных графиках. Изменения также приказом утверждает директор. Если в вашем регионе есть отдельное постановление департамента о досрочном завершении учебного года, укажите его в приказе как основание для изменений.
Главное в статье СкрытьВариант 2. Провести промежуточную аттестацию в форме учета
Такую форму вы можете использовать, если ее предусматривает школьное Положение. В этом случае проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру также не нужно. Отметки педагоги выставляют на основании достижений учеников – отметок текущего контроля, выполненных проектов, творческих работ и т. д. Чтобы провести промежуточную аттестацию в форме учета, нужно будет изменить ООП – указать новые даты промежуточной аттестации в календарном учебном графике и формы в учебных планах уровней образования. Положение менять не нужно – в нем уже есть форма, в которой вы проводите аттестацию. Все изменения директор утверждает приказом.
Вы можете скомбинировать этот вариант с предыдущим, например, по части предметов провести упрощенную промежуточную аттестацию, а по другим – использовать форму учета. Тогда директор должен издать приказ, в котором описывает, какую форму в каких классах и для каких предметов используете в школе.
Вариант 3. Провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру
Если позволяет время и ресурсы, промежуточную аттестацию вы также можете провести в полном объеме как отдельную процедуру. В этом случае есть педагоги могут изменить формы промежуточной аттестации или оставить их прежними.
Пересмотреть формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы можно выбрать тестирование. Пусть учителя ориентируются на особенности классов и возможности дистанционного обучения. Если педагоги меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы и утвердить их в том порядке, который действует в школе. Обычно это согласование с главой методобъединения или замдиректора по УВР.
Не менять формы промежуточной аттестации. В этом случае педагогам не придется готовить новые оценочные материалы. Но нужно будет сделать корректировку на дистанционное обучение. Посмотрите пример.
Корректируют педагоги формы промежуточной аттестации или нет, если вы проводите ее как отдельную процедуру, это нужно оформить документально. Посмотрите образец протокола.
Главное в статье СкрытьОбразец протокола

- Форма
Форма
В протоколе педагог указывает форму, в которой проводит промежуточную аттестацию. Форма должна совпадать с учебным планом- Продолжительность
Продолжительность
Продолжительность промежуточной аттестации определяет педагог. Если аттестация проходит онлайн, то время, которое она длится, нужно включить в общее время пребывания ребенка за компьютером
Отметки за промежуточную аттестацию педагоги выставляют в электронный журнал. Их учитывают при выставлении годовой отметки. Также успешно пройденная промежуточная аттестация по всем предметам учебного плана – обязательное условие допуска к ГИА.
Если вы решили проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру, а педагоги изменили форму – все новшества отразите в учебном плане. Если учебный год в 1-8-х классах вы завершаете досрочно, то и промежуточную аттестацию придется провести в сроки, которые отличаются от сроков в календарном учебном графике. Корректировать календарный учебный график вам придется в любом случае – из-за нового распоряжения Президента и дополнительных нерабочих дней в мае. Когда будете делать это, не забудьте обновить и сроки промежуточной аттестации. И календарный учебный график, и учебный план – части ООП, поэтому все изменения директор утверждает одним приказом. Его образец посмотрите в статье>>
Этот вариант организации промежуточной аттестации вы также можете скомбинировать с двумя предыдущими. Например, провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру только по математике и русскому языку, а по другим предметам использовать форму учета или упрощенный вариант.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск
Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.
Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы
Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Посмотрите образец формы ниже.
Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

- Причины отставания
Причины отставания
Если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа
По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям.
Главное в статье СкрытьОбразец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

- Новый столбец
Новый столбец
Добавьте к форме, которую раздавали педагогам, дополнительный столбец «Сотрудник», чтобы обобщить данные
Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки. Посмотрите образец листа корректировки.
Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

- Согласование
Согласование
В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения
По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. Помотрите ее образец в конце статьи.
Проанализируйте качество рабочих программ учителя
В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.
Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:
- планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.
Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.
Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;
– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.
Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.
По итогам анализа подготовьте справку. Смотрите далее образец.

Кликните на кнопку с названием справки, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок
Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год
По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Посмотрите готовый раздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ».
Главное в статье СкрытьРаздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

- Список педагогов
Список педагогов
В этой графе перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно- Экспертная оценка
Экспертная оценка
В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ- Ответственные
Ответственные
В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку
Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ
1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.
2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ