
Как оформить академическую задолженность учеников и не нарушить закон
Промежуточную аттестацию должны проходить все ученики (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Если школьник показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не прошел аттестацию без уважительных причин, у него возникает академическая задолженность.
Академическая задолженность в переводных классах
Переводить в следующий класс школьников, которые не прошли промежуточную аттестацию, можно только условно. Это требование не касается учеников 4-го класса. Они должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя даже условно перевести в следующий класс, пока они не ликвидируют академическую задолженность. Переводить в следующий класс без ограничений можно только тех учеников, которые ликвидировали академическую задолженность.

ВАЖНО
Родители несут ответственность за ликвидацию академической задолженности в сроки, которые школа установила для пересдачи (п. 20 приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)
Проведите педсовет об академической задолженности. Решение педсовета оформите протоколом. В протоколе укажите фамилию, имя ученика, класс обучения, предмет, по которому по итогам промежуточной аттестации он имеет неудовлетворительную отметку. Еще определите срок и форму ликвидации академической задолженности.
Составьте выписку из протокола педагогического совета, на котором принято решение. Поручите классному руководителю ознакомить родителей под подпись с выпиской. Сделать это нужно не позднее пяти дней после проведения педсовета.
Подготовьте план-график ликвидации академической задолженности. Согласуйте с педагогом, по предмету которого возникла задолженность, даты консультаций для учеников. Смотрите образец плана-графика в конце статьи. Убедитесь, что даты ликвидации задолженности и консультаций не попадают на каникулы.
Поручите педагогу подготовить контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые он будет использовать на пересдаче. Учитель должен приложить эти материалы к плану-графику ликвидации академической задолженности. Если в Положении о методических объединениях школы закреплено полномочие объединений утверждать КИМ для промежуточной аттестации и ликвидации задолженности, проконтролируйте, чтобы педагог выполнил требования.
Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком родителей ученика. Для этого выдайте классному руководителю форму уведомления для родителей о сроках ликвидации академической задолженности. Образец уведомления смотрите ниже в статье.
Создайте ученику комфортные условия для ликвидации академической задолженности. Организуйте дополнительные занятия, консультации с педагогами. Подключите к работе педагога-психолога и социального педагога. Смотрите схему ликвидации академической задолженности.

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном объеме
Алгоритм ликвидации академической задолженности (АЗ)Скачать
Аттестацию ученика, который имеет академическую задолженность, проводит учитель, по предмету которого возникла задолженность, по плану-графику. Школьник, у которого есть академичсекая задолженость, вправе два раза пройти промежуточную аттестацию в течение календарного года с момента, когда она появилась. Если в этот срок ребенок заболел, продлите срок на время болезни. Когда школьник ликвидирует академическую задолженность, оформите протокол ликвидации и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности.

ВАЖНО
В локальном акте школы закрепите конкретные сроки, в которые нужно составить план-график ликвидации академической задолженности и подготовить КИМ для пересдачи
Академическая задолженность у выпускников
Если академическая задолженность возникла у ученика 9-го или 11-го класса, допускать к ГИА его нельзя. Для такого выпускника пересдачу нужно провести до выхода приказа о допуске к ГИА. Сделать это можно, если учебный план позволяет назначить дату до выхода приказа, родители не возражают против этой даты и выпускник успевает подготовиться. Если же возможности ликвидировать задолженность до выхода приказа о допуске к ГИА нет, то у выпускника есть календарный год с момента появления задолженности на пересдачу (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Проведите педсовет по допуску выпускника к экзаменам. Оформите протокол педагогического совета. Определите сроки и согласуйте их с родителями под подпись. Согласование закрепите в письменной форме. Для этого подготовьте в свободной форме акт согласования с родителями сроков и форм ликвидации академической задолженности. Утвердите на заседании методического объединения план-график и КИМ, которые подготовил педагог для ликвидации задолженности по предмету. Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком ученика и его родителей. Проконтролируйте проведение аттестации выпускника, который имеет академическую задолженность, учителем-предметником по плану-графику. Проведите повторный педсовет по допуску к экзаменам. Оформите протокол ликвидации академической задолженности и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности и допуске к ГИА.
Порядок действий, если ученик не ликвидировал задолженность
с первого раза
У школьника есть две попытки, чтобы ликвидировать академическую задолженность. Если ликвидировать задолженность с первого раза ученик не смог, назначьте пересдачу с комиссией. Укажите, кто входит в состав комиссии для проведения промежуточной аттестации во второй раз. Состав комиссии и сроки действия ее полномочий утверждает приказом директор. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится ребенок.
Когда организуете повторную ликвидацию академической задолженности, соблюдайте тот же порядок действий, как и при первичной ликвидации. Для школьника, который ликвидировал задолженность со второго раза, действуйте, как в случае с первичной ликвидацией задолженности.
Решения, если ученик повторно не ликвидировал задолженность
минимум входят в предметную комиссию, которая проводит аттестацию школьника в случае, если с первого раза он не сможет ликвидировать академическую задолженность
Понятие «условный перевод» в следующий класс не применяется к ученикам 4, 9 и 11-х классов, которые не смогли пересдать задолженность. Если школьник не смог ликвидировать задолженность в течение года с момента ее появления, родители решают, как продолжить образование. Возможны три варианта: повторное обучение; перевод на обучение по адаптированным общеобразовательным программам по рекомендациям ПМПК; обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Родители должны выбрать только один вариант, комбинировать их нельзя. Закрепите решение родителей приказом директора.
В случае, когда родители не согласны оставить ребенка на повторное обучение и нет показаний ПМПК для перевода на обучение по адаптированной образовательной программе, примите решение о переводе ученика на обучение по ИУП. В ИУП предусмотрите необходимость ликвидировать академическую задолженность. Еще ученику, который обучается по ИУП по программам начального и основного общего образования, нужно назначить тьютора.
Ученики, которые обучаются в семейной форме, также должны ликвидировать академическую задолженность. Если они не сделали этого и использовали две попытки, их нужно перевести на обучение в очной форме, то есть зачислить в школу. Если же родители отказываются зачислить таких учеников в школу, передайте информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если родители школьников не предпринимают никаких действий в ситуации, когда у ученика есть академическая задолженность, также передайте информацию об уклонении законных представителей от своих обязанностей в КДН. Это касается и учеников, которые учатся в школе, и экстернов.

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Регуляторная гильотина: как Рособрнадзор будет контролировать работу школ
Сейчас во всех сферах в России проходит ревизия обязательных требований в рамках регуляторной гильотины. Суть «гильотины» – в отказе от устаревших норм. «Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу», – объяснил Дмитрий Медведев принцип российской «гильотины». В сфере образования – это реформа контрольно-надзорной деятельности и обязательных требований, которые предъявляют к школам. В Рособрнадзоре понимают, что действующая модель проверок избыточна. Она загружает учителей и администрацию ненужной бумажной работой, а на выходе не дает реального представления о качестве работы школы.
Требования, от которых откажутся
в год будут проверять школы, в которых выявят высокие риски
В новой модели контроля планируют отказаться от государственной аккредитации образовательной деятельности. А количество традиционных плановых и внеплановых проверок сократить.
Отказ от аккредитации в работе государственной школы, скорее всего, не изменит ничего. Он коснется только частных общеобразовательных организаций. Сейчас такие организации могут получать субсидии на возмещение затрат, если имеют государственную аккредитацию. Если же аккредитацию упразднят, нет понимания, как будут и будут ли вообще давать субсидии. Возможно, частным школам нужно будет успешно пройти процедуры оценки качества образования, в том числе независимую оценку качества.
Федеральный государственный контроль качества образования больше не будет самостоятельным видом контроля. Это означает отказ от плановых и внеплановых проверок. На федеральном уровне отдельно не будут проверять, соответствуют ли содержание и качество подготовки школьников по ООП требованиям ФГОС. Этот вид контроля войдет в другие как составная часть. Оценку качества будут проводить для каждого вида образования. Смотрите пример новых процедур оценки.
Требования, которые планируют изменить
Изменится подход к государственному контролю и надзору в сфере образования. Его будут проводить на основании риск-ориентированного подхода в форме инспекционных визитов, плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок. Чтобы контролировать работу школ, выделят отдельный подвид государственно контроля (надзора): государственный контроль (надзор) в сфере начального, основного и среднего общего образования. Обязательные требования и классификацию уровней социально значимых рисков определят исходя из специфики школьного образования.
Такая модель предполагает переход от проверок и наказаний к мониторингу и рекомендациям по развитию. Частота плановых проверок будет зависеть от категории социально значимых рисков. В формате обсуждения рассматривают такие категории рисков в сфере образования: недоступное, некачественное, небезопасное оразование; необеспечение мер социальной поддержки и стимулирования; неучет мнения и индивидуальных потребностей обучающегося. Если в школе выявят низкий и умеренный риск, то плановый контроль проведут один раз в течение 2–6 лет. При значительном риске контроль будет один раз за 1–4 года. А при чрезвычайно высоком риске – до двух раз в год.
Оснований для внеплановых проверок оставили всего три:
- выявленные индикаторы риска причинения вреда или ущерба ценностям, которые охраняет закон, в том числе на основании мониторинговых исследований и обращений физических и юридических лиц;
- поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
- требование прокурора.
Сергей Кравцов еще на посту главы Рособрнадзора подчеркивал, что в ведомстве понимают бесполезность множества бумажных отчетов. «Дали отчеты – а что с этими данными? Время потратили, а что дальше? Что улучшается по итогам? У нас есть понимание решения этой задачи. Мы надеемся, что реально улучшим ситуацию и освободим учителей от той ненужной бюрократической работы», – заявил Кравцов. Поэтому количество обязательных требований, которые предъявляют во время проверок, планируют сократить.
Еще одно новое направление – профилактическая работа. Акцент работы контрольных органов сместится с выявления нарушений и наказания за них. Теперь по итогам мониторинга будут вырабатывать рекомендации по развитию школы.
Требования, которые не изменят
Точно остается лицензионный контроль. Традиционно в его рамках будут проверять, соблюдает ли школа лицензионные требования, которые устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности. Требования остаются в полном объеме, но некоторые из них планируют уточнить. Это требования:
- наличие материально-технического обеспечения реализации программы;
- наличие безопасных условий обучения, воспитания;
- наличие в штате педагогических работников соответствующей квалификации и стажа работы, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;
- наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемой программе.
Сейчас формулировки расплывчатые и отсылают на другие документы. Их хотят переформулировать так, чтобы они стали исчерпывающими и без отсылок, например, к ФГОС. Так требовани станут более понятными. Чтобы снизить нагрузку на образовательные организации, лицензионный контроль планируют проводить одновременно с госконтролем (надзором) в сфере образования. Для лицензионного контроля будут использовать тот же подход – риск-ориентированный.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как превратить недовольных дистантом родителей в союзников. Рекомендации психолога
Посмотрите пример анкеты, чтобы выяснить, какие сложности есть у учеников и родителей. Также есть рекомендации для родителей, как реагировать на трудности, готовая памятка для учителей, как взаимодействовать с родителями.
Расскажите, как организовано дистанционное обучение в школе
Чтобы сопровождать дистанционное обучение, вам нужно следить за его ходом ежедневно. Уделите внимание следующим пунктам, о которых нужно рассказывать родителям.
Участие класса в уроке. Расскажите родителям, как регистрируется участие ученика в уроке. Покажите статистику посещаемости уроков за неделю по параллелям. Поручите педагогам сообщать родителям статистику посещаемости дистанционных уроков. Делать это нужно ежедневно. Попросите родителей сообщать, если ребенок болеет и не будет участвовать в уроках.
Если электронные журнал и дневники работают бесперебойно, сообщите родителям, что информация о посещаемости в них отражается как обычно. Если возникают перебои, поручите классному руководителю делать рассылку о посещаемости через мессенджер, электронную почту или другую удобную вам форму.
Типичная структура урока. Расскажите, сколько длится урок и какие этапы включает. Объясните, как именно учитель дает новый материал. Например, педагог:
- объясняет как обычно на уроке и показывает или пишет образец выполнения задания;
- включает видеоурок по новой теме и дает задания, которые ученики выполняют устно;
- дает задание и обратную связь по письменным ответам учеников.
Анкета для учителейСкачать
Проявления активности учеников. Попросите педагогов сообщить вам, какие формы активности проявляют ученики: участвуют в опросе, задают вопросы, дают краткий ответ, дополняют формулу, присылают свои ответы, выполненные задания, инициируют дискуссию, выполняют творческие задания и т. д. Пусть заполнят анкеты и сдадут вам. О результатах анкетирования расскажите родителям самостоятельно или поручите педагогом провести консультации.
Типичные технические сложности. Расскажите родителям, какие типичные технические сложности возникают:
- не получается войти на платформу;
- прерывается связь;
- медленно загружается материал;
- видео отстает от звука;
- плохо слышно;
- не получается отправить домашнее задание и т. д.
Объясните, что делает школа, чтобы минимизировать такие сложности. Например, некоторые уроки, какие возможно, проводятся без видеосвязи, учитель высылает подробную презентацию, педагог выкладывает подробный текст образца выполнения задания, рассылаются сервисы, на которых можно найти учебные материалы по теме, в чате учитель еще раз объясняет фрагменты материала тем ученикам, у кого прервалась связь, и т. п.
Но есть проблемы, которые школа не может решить быстро. Для семей, у которых такие проблемы возникают, нужно искать индивидуальные решения. Например, на компьютере неправильно работают динамики или нет нужного программного обеспечения. Компьютер может некорректно работать, если стоит нелицензионная операционная система. Предложите родителям помощь учителя по информатике, чтобы решить этот вопрос.
Уклонение учеников от участия в уроке. Поручите педагогам сообщить о формах уклонения от учебной активности, которые они наблюдают на дистанционных уроках. Например, школьники не отвечают на вопросы, не участвуют в дистанционном обсуждении, говорят, что им не слышно учителя, как только им задали вопрос, выходят из чата до окончания времени урока.
Расскажите родителям, к каким уловкам прибегают ученики. Объясните, как именно учителя пресекают это. Например, педагоги предоставляют возможность ответа в разных формах – устно или письменно, дают персональные задания, поручают ученику подключиться к чату в другом классе.
Сложности учеников. Расскажите родителям, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя, мешают технические накладки. Если есть данные от педагогов, расскажите, на какие сложности жалуются ученики.
Рекомендуйте родителям придерживаться поддерживающего тона взаимодействия с детьми, избегать любых устрашений, следовать рекомендациям по организации условий домашнего обучения. Поручите педагогам отвести фиксированное время для обратной связи с родителями. Например, четверг с 16:00 до 18:00. Расскажите родителям об этой возможности.
Признаки, на основании которых вы будете персонально обращаться к родителям. Родители должны быть в курсе, что вы можете обратиться к ним персонально. Это может произойти в случаях, если у ребенка возникнут неразрешимые силами педагогов сложности в дистанционном обучении.
Объясните родителям, при каких условиях вы можете обратиться к ним. Например: пропуск более чем трех учебных дней без уважительной причины, регулярное невыполнение домашних заданий, намеренное нарушение хода дистанционного занятия, нецензурная брань, агрессивное поведение в общем чате.
Помогите родителям создать дома комфортную образовательную среду
Донесите до родителей и педагогов, что учебное время школьников должно быть потрачено с пользой для их развития, познания. Ставить задачу сохранить прежний уровень обучения – это действовать нереалистично. Учебные результаты детей будут ниже, чем обычно, а нагрузка педагогов и родителей – выше.
Общая задача – выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Важно сохранять здравый смысл. Родители не могут и не должны стать учителями или тратить рабочее время на организацию занятий детей. Школа не может удержать ту же планку качества образования, как при очной форме обучения. Поэтому задача администрации школы – понять самим, от чего и в пользу чего можно отказаться и что в этой ситуации довести до сведения родителей.
Родители в большинстве не понимают, что потребуется от них, должны ли они взять на себя роль учителей, контролировать занятия детей. Некоторые родители неосознанно приняли установку, что их нахождение дома с детьми должно повысить качество обучения детей. Тревога по поводу успеваемости, экзаменов и неорганизованности детей может подтолкнуть родителей к нецелесообразному поведению. Чтобы избежать этого, дайте родителям рекомендации по организации условий дистанционного обучения детей в виде памяток. Еще поручите классным руководителям разослать родителям рекомендации, как реагировать на основные трудности в дистанционном обучении.

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Организуйте и сопровождайте взаимодействие учителей и родителей
Объясните педагогам, что родителей нужно успокоить. Поможет понимание, реализм и возможность переключиться с тревожащей ситуации. Поэтому во взаимодействии с родителями порекомендуйте педагогам использовать приемы, которые работают на снижение негативных эмоций. Посмотрите памятку.
Сопровождайте взаимодействие педагогов и родителей. Если педагоги проводят удаленные собрания родителей – выборочно посетите их. Пусть родители видят, что вы не отстранены. Предложите им обращаться по возникающим вопросам к вам или один раз в неделю или в две проводите родительские собрания по параллелям с участием администрации.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА