
Как превратить недовольных дистантом родителей в союзников. Рекомендации психолога
Посмотрите пример анкеты, чтобы выяснить, какие сложности есть у учеников и родителей. Также есть рекомендации для родителей, как реагировать на трудности, готовая памятка для учителей, как взаимодействовать с родителями.
Расскажите, как организовано дистанционное обучение в школе
Чтобы сопровождать дистанционное обучение, вам нужно следить за его ходом ежедневно. Уделите внимание следующим пунктам, о которых нужно рассказывать родителям.
Участие класса в уроке. Расскажите родителям, как регистрируется участие ученика в уроке. Покажите статистику посещаемости уроков за неделю по параллелям. Поручите педагогам сообщать родителям статистику посещаемости дистанционных уроков. Делать это нужно ежедневно. Попросите родителей сообщать, если ребенок болеет и не будет участвовать в уроках.
Если электронные журнал и дневники работают бесперебойно, сообщите родителям, что информация о посещаемости в них отражается как обычно. Если возникают перебои, поручите классному руководителю делать рассылку о посещаемости через мессенджер, электронную почту или другую удобную вам форму.
Типичная структура урока. Расскажите, сколько длится урок и какие этапы включает. Объясните, как именно учитель дает новый материал. Например, педагог:
- объясняет как обычно на уроке и показывает или пишет образец выполнения задания;
- включает видеоурок по новой теме и дает задания, которые ученики выполняют устно;
- дает задание и обратную связь по письменным ответам учеников.
Анкета для учителейСкачать
Проявления активности учеников. Попросите педагогов сообщить вам, какие формы активности проявляют ученики: участвуют в опросе, задают вопросы, дают краткий ответ, дополняют формулу, присылают свои ответы, выполненные задания, инициируют дискуссию, выполняют творческие задания и т. д. Пусть заполнят анкеты и сдадут вам. О результатах анкетирования расскажите родителям самостоятельно или поручите педагогом провести консультации.
Типичные технические сложности. Расскажите родителям, какие типичные технические сложности возникают:
- не получается войти на платформу;
- прерывается связь;
- медленно загружается материал;
- видео отстает от звука;
- плохо слышно;
- не получается отправить домашнее задание и т. д.
Объясните, что делает школа, чтобы минимизировать такие сложности. Например, некоторые уроки, какие возможно, проводятся без видеосвязи, учитель высылает подробную презентацию, педагог выкладывает подробный текст образца выполнения задания, рассылаются сервисы, на которых можно найти учебные материалы по теме, в чате учитель еще раз объясняет фрагменты материала тем ученикам, у кого прервалась связь, и т. п.
Но есть проблемы, которые школа не может решить быстро. Для семей, у которых такие проблемы возникают, нужно искать индивидуальные решения. Например, на компьютере неправильно работают динамики или нет нужного программного обеспечения. Компьютер может некорректно работать, если стоит нелицензионная операционная система. Предложите родителям помощь учителя по информатике, чтобы решить этот вопрос.
Уклонение учеников от участия в уроке. Поручите педагогам сообщить о формах уклонения от учебной активности, которые они наблюдают на дистанционных уроках. Например, школьники не отвечают на вопросы, не участвуют в дистанционном обсуждении, говорят, что им не слышно учителя, как только им задали вопрос, выходят из чата до окончания времени урока.
Расскажите родителям, к каким уловкам прибегают ученики. Объясните, как именно учителя пресекают это. Например, педагоги предоставляют возможность ответа в разных формах – устно или письменно, дают персональные задания, поручают ученику подключиться к чату в другом классе.
Сложности учеников. Расскажите родителям, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя, мешают технические накладки. Если есть данные от педагогов, расскажите, на какие сложности жалуются ученики.
Рекомендуйте родителям придерживаться поддерживающего тона взаимодействия с детьми, избегать любых устрашений, следовать рекомендациям по организации условий домашнего обучения. Поручите педагогам отвести фиксированное время для обратной связи с родителями. Например, четверг с 16:00 до 18:00. Расскажите родителям об этой возможности.
Признаки, на основании которых вы будете персонально обращаться к родителям. Родители должны быть в курсе, что вы можете обратиться к ним персонально. Это может произойти в случаях, если у ребенка возникнут неразрешимые силами педагогов сложности в дистанционном обучении.
Объясните родителям, при каких условиях вы можете обратиться к ним. Например: пропуск более чем трех учебных дней без уважительной причины, регулярное невыполнение домашних заданий, намеренное нарушение хода дистанционного занятия, нецензурная брань, агрессивное поведение в общем чате.
Помогите родителям создать дома комфортную образовательную среду
Донесите до родителей и педагогов, что учебное время школьников должно быть потрачено с пользой для их развития, познания. Ставить задачу сохранить прежний уровень обучения – это действовать нереалистично. Учебные результаты детей будут ниже, чем обычно, а нагрузка педагогов и родителей – выше.
Общая задача – выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Важно сохранять здравый смысл. Родители не могут и не должны стать учителями или тратить рабочее время на организацию занятий детей. Школа не может удержать ту же планку качества образования, как при очной форме обучения. Поэтому задача администрации школы – понять самим, от чего и в пользу чего можно отказаться и что в этой ситуации довести до сведения родителей.
Родители в большинстве не понимают, что потребуется от них, должны ли они взять на себя роль учителей, контролировать занятия детей. Некоторые родители неосознанно приняли установку, что их нахождение дома с детьми должно повысить качество обучения детей. Тревога по поводу успеваемости, экзаменов и неорганизованности детей может подтолкнуть родителей к нецелесообразному поведению. Чтобы избежать этого, дайте родителям рекомендации по организации условий дистанционного обучения детей в виде памяток. Еще поручите классным руководителям разослать родителям рекомендации, как реагировать на основные трудности в дистанционном обучении.

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Организуйте и сопровождайте взаимодействие учителей и родителей
Объясните педагогам, что родителей нужно успокоить. Поможет понимание, реализм и возможность переключиться с тревожащей ситуации. Поэтому во взаимодействии с родителями порекомендуйте педагогам использовать приемы, которые работают на снижение негативных эмоций. Посмотрите памятку.
Сопровождайте взаимодействие педагогов и родителей. Если педагоги проводят удаленные собрания родителей – выборочно посетите их. Пусть родители видят, что вы не отстранены. Предложите им обращаться по возникающим вопросам к вам или один раз в неделю или в две проводите родительские собрания по параллелям с участием администрации.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как провести диагностику профессиональной компетентности педагогов, чтобы спланировать методическую работу
В основе моей методики оценки – совокупность профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у педагога, чтобы говорить о его профессиональной компетентности. Чтобы оценить работу педагогов по итогам учебного года и спроектировать направления индивидуальной и групповой методической работы на следующий год, проведите диагностику уровня развития компетенций.
Расскажите педагогам о том, как пройдет диагностика
Перед тем как проводить диагностику, организуйте общее собрание педагогов. На нем расскажите, как будете проводить диагностику. Разъясните терминологию. Раздайте образцы диагностических карт и таблицу с критериями. Поручите председателям профессиональных объединений проработать модель оценки с педагогами на заседаниях.
Критерии для диагностической карты анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов
Разъясните разницу между компетентностью и компетенцией. Компетентность – характеристика реального специалиста, ее можно измерить по ходу и итогам деятельности. Компетенция – характеристика профессиональной деятельности. Работник компетентен, если владеет набором компетенций, реализует их в своей деятельности. Каждая компетенция состоит из трех составляющих.
Таблица 1. Составляющие профессиональной компетенции учителяСкачать
Такое представление структуры каждой компетенции помогает определить, какую именно работу нужно провести, чтобы восполнить профессиональные дефициты. Например, для роста когнитивной составляющей любой компетенции можно использовать чтение специальной литературы и периодики, лекционные курсы. Для развития операционально-технологической составляющей придется организовать циклы практико-ориентированных семинаров, методические учебы, деловые игры и тренинги. Гораздо сложнее создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и личностную позицию можно только инициировать и поддерживать. Например, организационными условиями, системой поощрений.
Прокомментируйте модель профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность учителя складывается из 5 компетенций: предметно-методологической, психолого-педагогической, коммуникативной, валеологической и управленческой. На рисунке посмотрите модель профессиональной компетентности.
Совокупность профессиональных компетенций учителяСкачать
Раздайте диагностические карты. На общем собрании прокомментируйте структуру и содержание диагностической карты. Руководителям профобъединений раздайте таблицы с уровневыми дескрипторами. Пусть на заседаниях профобъединений разъяснят педагогам, по каким критериям их будут оценивать.
Образец диагностической карты

- Оценка
Оценка
Для каждого эксперта, который проводит оценку по карте, добавляйте отдельный столбец. Так вы сможете сравнить баллы
Спланируйте и проведите диагностику
Диагностику профессиональной компетенции проводите в конце учебного года. Так вы подведете итоги работы за год и соберете информацию, чтобы спланировать методическую работу на следующий учебный год. Профессиональные дефициты, которые выявит диагностика, – это точки роста каждого конкретного педагога. В рамках диагностики используйте разные методы работы: самооценку, взаимооценивание и экспертную оценку.
Самооценка. Предложите опытным педагогам с развитым навыком самоанализа провести самооценку своей работы. Еще самооценку используйте как способ мотивировать учителей, показать, что вы доверяете им.
Взаимооценивание. Это способ сформировать в школе единое понимание требований к педагогу. Когда учитель выступает как эксперт, а не как объект оценки, он дополнительно прорабатывает все критерии оценки. Оценка происходит по единым требованиям, значит, чем больше педагогов посетит уроки коллег, тем полнее сформируется понимание требований у всего коллектива.
Экспертная оценка. Ее проведите самостоятельно или поручите руководителям профобъединений. Используйте диагностическую карту.
Подведите итоги диагностики
Проанализируйте результаты диагностики. По ее итогам оценки всех педагогов разбейте на 3 группы. Педагоги, которые попали в первую группу, не испытывают или испытывают незначительные затруднения в работе. Они могут быть наставниками для коллег. Педагоги второй группы испытывают точечные затруднения, но могут справиться с ними самостоятельно или с небольшой помощью. Третья группа – это группа риска. В ней учителя, которым нужна целенаправленная методическая помощь в развитии профессиональных компетенций.
Таблица 2. Группы по итогам диагностикиСкачать
Заполненные диагностические карты храните в методическом кабинете. Они материал для ежегодного анализа. При повторной диагностике в следующем году вы сможете сделать выводы о том, как педагоги группы риска повысили профессиональную компетентность. Эти выводы помогут вам провести анализ методической работы за год.
Спланируйте методическую работу на следующий год
В зависимости от того, какие проблемы выявили по итогам диагностики, спланируйте методическую работу на следующий год.
Единая методическая тема. Подготовьте сводную таблицу с результатами диагностики всех педагогов. Выберите те компетенции, которые по результатам анализа «набрали» меньше всего баллов. Обобщите проблемы и сформулируйте главную методическую тему на год. Если ваши учителя больше всего нуждаются в повышении уровня психолого-педагогической компетентности и в области управления качеством системы «учитель – ученик», то общая методическая тема в школе может формулироваться так: «Ресурсы управления качеством личностно ориентированного урока». Если учителя по данным самодиагностики осознают свою основную «точку роста» как способность успешно взаимодействовать со школьниками и ниже всего оценивают свой уровень коммуникативной компетентности, предложите такую общую тему: «Педагогическое общение как ресурс качества школьного образования». Если же учителя обозначили в условиях инклюзии необходимость повышения уровня валеологической компетентности, будьте готовы работать по такой теме: «Технологии индивидуализации в условиях инклюзивного образования».
Индивидуальные формы методической работы. Если результаты самооценки и экспертной оценки совпадают и педагог находится в первой или второй группе, то он самостоятельно выбирает форму методической работы на следующий учебный год.
Педагогов, которые вошли в первую группу по итогам диагностики, не включайте в план внутришкольного контроля качества уроков. Они должны работать «на доверии». Все уроки таких учителей – открытые. Это значит, что на уроки педагогов первой группы в любой момент могут прийти коллеги. Так педагог сможет транслировать свой опыт.
Если результаты самооценки и экспертной оценки педагога расходятся или совпадают, но педагог находится в третьей группе, поручите руководителям профессиональных объединений провести с учителями индивидуальные собеседования. Пусть предложат им индивидуальные формы методической работы. Посмотрите варианты форм в таблице 3.

Листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Таблица 3. Формы индивидуальной методической работы педагогов
Формы работы учителя выбирают по согласованию с руководителем профобъединения и администрацией. Если вы уже выбрали единую методическую тему для школы, проконтролируйте, чтобы индивидуальные формы работы учителей соответствовали ей. После того, как педагоги выберут и согласуют формы работы, они готовят графики индивидуальной методической работы на следующий год.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Анализ и итоги работы в 2019/20 учебном году. Циклограмма методической работы на май
В конце учебного года главные задачи – организовать централизованное окончание учебного года, выставить отметки и подвести итоги методической работы. Еще в мае нужно проанализировать результаты ВПР, которые перенесли с апреля из-за коронавирусной инфекции. Так как работа методических объединений в летние месяцы из-за отпусков не может идти так же, как и во время учебного года, эта циклограмма методической работы последняя. Ею мы завершаем цикл публикаций до сентября 2020 года.
Проведите единый методический день
Из-за дистанционного обучения, внеплановых выходных и перехода регионов России на режим самоизоляции в апреле не все педагоги к концу учебного года смогут выполнить образовательные программы в полном объеме.
Чтобы не допустить отставания и централизованно завершить учебный год, запланируйте сразу после майских выходных единый методический день. На нем расскажите, как можно скорректировать программы без изменения количества часов на изучение предмета. Подробнее о том, что порекомендовать педагогам, читайте в статье>>. Еще посмотрите, какими документами оформить ликвидацию отставания>>.
Подведите итоги методической работы школы за год
На последней неделе мая, пока педагоги не начали уходить в отпуск и работать на ГИА, поручите руководителям объединений провести итоговые заседания. Пусть раздадут педагогам карты оценки профессиональной деятельности за год. Скачать образец диагностической карты ►
Еще поручите руководителям подготовить отчеты об итогах методической работы. Эти данные понадобятся вам, чтобы провести анализ работы школы за год.
Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Циклограмма работы методических объединений (МО) на май
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
