
Метод «играющего тренера», или Как мотивировать педагогов
Польза заместителя директора в способности воодушевлять коллектив на высокие достижения. Я сравниваю роль замдиректора в жизни школы с играющим тренером. Это эксперт, который успешно применяет теорию на практике и делится опытом с коллегами. Чтобы школа быстро развивалась, необходимо менять стиль деятельности учителей и администрации. Мы с коллегами выбрали один из передовых стилей управления – личностно-деятельностный подход. Он предполагает, что учитель-управленец владеет теорией деятельности, способен к рефлексии и обладает навыками и компетенциями.
Регулярно повышать квалификацию учителей
Работники школ должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам не реже одного раза в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Минобрнауки установило минимальный объем программ повышения квалификации учителей, которые реализуют программу НОО, – 72 часа, а программу ООО – 108 часов (письмо Минобрнауки от 24.02.2012 № 03–109). Эти условия определили ведущее направление моей работы.
С 2017 года коллектив лицея работает над методической темой «Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС на основе развития управленческих компетенций учителя». Посмотрите, какие условия, риски и результаты спрогнозировала рабочая группа педагогов в таблице 1.
Таблица 1. Как реализовать личностно-деятельностный подходСкачать
Мы провели курсовую подготовку педагогических работников, расширили спектр способов, форм и тем, чтобы повысить квалификацию кадров. Теперь в нашей школе педагогические советы проходят только в нестандартной форме. Еще наш коллектив организует семинары, их темы подобраны так, чтобы развивать компетенции педагогов. Посмотрите содержание семинара, который входит в курс повышения квалификации «Информационная культура педагога».
Семинар «Школьная инфраструктура как средство реализации ФГОС»Скачать
Мы ведем почасовой учет повышения квалификации. Например, есть статистика заместителя директора по повышению квалификации.
Таблица 2. Статистика повышения квалификации заместителя директораСкачать
Еще мы собрали информацию, как педагоги повышали квалификацию, в общую таблицу. Все перечисленное входит в систему управления развитием компетенций педагогов. Такая система позволяет минимизировать дискомфорт педагога в ходе аттестации; предупредить физическую усталость и эмоциональное выгорание; мотивировать на творческий поиск и новые достижения.
Таблица 3. Почасовой учет повышения квалификации педколлективаСкачать
Реализовать личностно-деятельностный подход на практике
Чтобы реализовать подход, мы сформулировали три задачи. Первая задача – внедрить в педагогическую практику новые для учителей методики, которые помогут формировать и развивать УУД. Вторая – создать условия для развития управленческих компетенций педагогов. А третья задача состоит в том, чтобы транслировать положительный опыт, как реализовать ФГОС.
Участвовать в профессиональных конкурсах. Педагоги нашей школы используют конкурсы как трамплин для профессионального роста. Я считаю, что только за границами зоны комфорта происходит профессиональное развитие. А для любого учителя участие в конкурсе – это выход из зоны комфорта. Например, наши педагоги участвовали в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», а также в конкурсе «Педагог года города Магадан».
Провести акцию «Читательский дневник учителя». Кроме профессиональных компетенций учитель должен обладать высокими личностными качествами, которые способствуют успешному выполнению должностных функций. Я провела среди коллег акцию «Читательский дневник учителя». Мы выбрали книгу для обсуждения – «Большая дидактика или 1000 мелочей в разноуровневом обучении» (Яновицкая Е.В., Адамский М.Я.). Я разместила в локальной сети таблицу, чтобы учителя написали свои отзывы о книге и обсудили между собой прочитанное. В акции приняли участие семь учителей. Победитель акции получил полугодовую подписку в электронной библиотеке.
Организовать стажерские площадки. Сегодня главная тенденция работы школы – цифровизация образования. Но не у всех наших педагогов есть время, чтобы изучить новые образовательные проекты. И тогда на помощь приходят возможности стажерских площадок, которые действуют на базе нашей школы.
Тематика площадок – развитие электронных сегментов образовательной среды, их содержание – опыт отдельных педагогов и школы по теме. Результат работы таких площадок – рост качества образования благодаря информатизации. Регулярные стажерские площадки позволяют охватывать большее количество педагогов, распространять опыт среди учителей школ города и области. Посмотрите планы пяти наших стажерских площадок.

Листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Планы стажерских площадок школы
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как подготовить и провести выездной учебный день
Уже два года наша школа реализует программу развития «Школа-лаборатория – 2020». Мы разработали три образовательные модели: «Пушкинский класс», «Инженерный класс», «Кадетский дипломатический класс». Чтобы исполнить ключевые идеи каждой модели, мы использовали форму организации образовательной деятельности – выездной учебный день. В такой день все уроки по расписанию педагоги проводят за пределами школы.
Организуйте инициативную группу
Особенность выездных учебных дней в том, что в день выезда расписание уроков не меняется. Учителя-предметники, уроки которых попадают на этот день, работают в команде, вместе готовят задания, а затем обсуждают их.
Объедините мотивированных педагогов в команду. Например, по профессиональным интересам или по принципу работы в одном классе. Пусть учителя выберут место для выезда, которое будет значимо с точки зрения различных учебных предметов.
В расписании класса выберите день выезда. Он должен зависеть от предметов, по которым можно составить задания по тематике выездного учебного дня. Сообщите учителям о дне и месте выезда, предложите выбрать из программы тему и подготовить задания по предмету.
Когда педагоги участвуют в организации выездного учебного дня, они развивают профессиональные компетенции и выполняют требования профстандарта. Это владение умениями организации экскурсий, образовательных экспедиций, методами музейной педагогики.
Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

ВАЖНО
Разадйте педагогам памтяку о том, как организовать выездной учебный день
Проконтролируйте, как педагоги готовят задания
К выездному учебному дню поручите учителям подготовить индивидуальные и групповые задания по предмету. Это повысит мотивацию и познавательный интерес школьников. Проконтролируйте, чтобы задания формировали все группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Например, связанные с навыками планирования, поиска и обработки информации, коммуникации и коллаборации. Для подобной работы предложите ученикам завести отдельную тетрадь, куда будут сначала вклеены листы с заданиями, а затем записаны необходимые материалы.
Задания к выездному учебному дню разделите на три группы: подготовленные заранее и представленные во время выезда, выданные в начале дня, чтобы выполнить на месте, и домашние задания по собранным материалам. Это нужно для того, чтобы в день выезда организация учебного дня была максимально четкой и слаженной. Посмотрите примеры заданий для выездного учебного дня.
Таблица. Задания для выездного учебного дня
Согласуйте и оформите документы
Согласуйте с сотрудниками культурного объекта план действий в день выезда. Например, с экскурсоводом музея обсудите тематику экскурсии. По возможности, скорректируйте ее содержание под образовательные задачи каждого предмета.
Поручите классным руководителям подготовить учеников к выездному учебному дню. Пусть расскажут школьникам, куда они поедут, пояснят содержание учебных заданий по отдельным предметам, обсудят формы их выполнения. Договоритесь с учениками и их родителями об уместной и удобной форме одежды, питании и питьевом режиме во время поездки, времени выезда и возвращения, месте встречи детей с педагогами.
Разработайте безопасный маршрут движения. Оформите все необходимые документы для выезда: приказ директора со списком сопровождающих и школьников, их контактными данными; письменные согласия родителей; документы для перевозки детей.
Проведите выездной учебный день
Проконтролируйте, чтобы в назначенное время ученики и педагоги собрались вместе и выехали из школы. В выездной учебный день сопровождает детей обычно классный руководитель и учитель-предметник. К ним могут присоединиться и родители учеников.
Роль взрослого в таком путешествии – это роль тьютора и наставника, который обеспечивает прохождение запланированного маршрута, осмотр необходимых объектов и достопримечательностей, организует и контролирует выполнение заданий, подготовленных учителями-предметниками, осуществляет педагогическую поддержку.
Проконтролируйте, чтобы педагоги не проводили отдельные уроки, а показывали, как на практике применить знания и включить их в систему наук и учебных дисциплин. Это позволит сделать процесс обучения интересным и практикоориентированным.
Подведите итоги выездного учебного дня
Каждый учитель, который выдал задание на выездной учебный день, на следующем уроке должен подвести итоги и проверить выполнение задания. Пусть используют новые знания учеников для подготовки домашних заданий по предметам и ответов на уроках. Организуйте проектную или исследовательскую деятельность школьников на основе полученных знаний.
Поручите классному руководителю вместе с детьми оформить материалы выезда в виде газеты, альбома, страницы в журнале детского объединения, при составлении летописи класса и т. п. Дайте задание самому творческому ребенку подготовить новость на сайт школы и пост в соцсети. Это способствует популяризации не только новой формы обучения, но и культурных походов в целом.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
