
Как объяснить учителю, что не так. Практикум на примере анализа реального урока
«Я не понимаю, что делаю не так», «я учел замечания, но ничего не изменилось» – эти слова сигнал, что учитель не понимает, чего вы от него хотите, и нуждается в методической помощи. Повысить качество уроков поможет анализ занятия по карте оценки.
Подготовьте педагога к посещению урока
Не меньше чем за две недели до посещения урока выдайте педагогу образец карты оценки урока. Скачайте таблицу с показателями ► и критериями анализа урока ►. Пусть он сам выберет и проанализирует по карте 2–3 своих урока до вашего прихода. Перед уроком запросите у педагога рабочую программу, сценарий или технологическую карту урока, дидактические материалы для учеников, которые он будет использовать.

Кликните на стрелочку , чтобы прочитать замечание эксперта, кликните еще раз, чтобы закрыть. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Урок математики 6-й класс Скачать
Заполните протокол хода урока
Во время урока заполняйте протокол. Фиксируйте виды деятельности учеников и методические приемы, которые применяет учитель, время, которое он отвел на разные формы работы. В отдельную колонку впишите свои замечания. На основании этих записей после урока вы выставите баллы в карту оценки. Посмотрите описание урока и образец заполненного протокола.
Заполните карту оценки вместе с педагогом
Пригласите педагога заполнить карту оценки вместе. Предложите ему самому выставить баллы по критериям и объяснить, почему он оценивает урок именно так. Обсудите замечания, которые записаны в третьем столбце протокола хода урока. Если не согласны с самооценкой педагога, прокомментируйте почему.
Оцените, как сформирована предметно-методическая компетенция
Чтобы оценить, как сформирована предметно-методическая компетенция, выставьте от 0 до 2 баллов по критериям 1, 2 и 3. Карту оценки смотрите ниже.
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
Задания, которые давал учитель на уроке, полностью соответствовали требованиям программы. Поэтому по критерию «Требования ФГОС к предметному содержанию» поставьте 2 балла. Личностным и метапредметным результатам педагог уделил недостаточно внимания, поэтому по критериям 2 и 3 поставьте 1 балл.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
По первому критерию я ставлю 2 балла. Вы правильно подобрали содержание учебного материала на уроке. Оно соответствовало требованиям ФГОС. Уровень учебно-познавательных возможностей детей вы также учли верно. Содержание урока отражено в рабочей программе по предмету.
А вот по двум другим критериям я ставлю вам 1 балл. У вас в рабочей программе личностные результаты для данной темы прописаны, но на уроке вы не работали над развитием личностной сферы учеников средствами предмета. Если бы вы включили задания, которые связывают учебный материал с личным опытом школьников, балл был бы выше. Например, можно предложить ученикам задания практического или творческого характера: написать сказку или стихотворение о дроби. Еще вы использовали на уроке недостаточное количество развивающих заданий, четко не обозначили метапредметные и личностные цели урока. Если бы вы проговаривали перед каждым блоком заданий цель их решения на данном уроке и связывали с общими целями урока и всей темы, это повысило бы мотивацию учеников. Включите приемы, чтобы отработать навыки самостоятельного планирования работы на разных этапах урока. Например, озвучьте цель этапа урока и предложите помочь вам записать на доске план, который поможет достичь этой цели.
Оцените, как сформирована психолого-педагогическая компетенция
Чтобы оценить, как сформирована психолого-педагогическая компетенция, выставьте баллы по критериям 4 и 5. Карта оценки приведена в конце статьи.
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
Педагог интуитивно использовал приемы мотивации конкретных учеников. На уроке практически отсутствуют задания, которые направлены на развитие памяти и внимания. Учитель индивидуально помогает отдельным ученикам по запросу. По обоим критериям выставьте 1 балл.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
По четвертому и пятому критериям я ставлю вам 1 балл. Вы использовали приемы мотивации только в начале урока и когда вызвали к доске двух учеников, которые повздорили. Наказывать учеников работой, чтобы мотивировать их, нельзя. Вам нужно было отвлечь озорников, сфокусировать их внимание на решении нестандартной творческой задачи по теме урока. Для этого у вас на каждом уроке должны быть заготовлены такие приемы мотивации, которые позволят быстро и с пользой решить подобные нештатные ситуации. Мотивировать детей нужно не только на результат, но и на деятельность. Вам нужно использовать больше заданий, которые направлены на развитие памяти и внимания школьников. Дети быстро утомляются от решения однообразных задач. Включите в урок эффективные для класса приемы запоминания и концентрации внимания. При подготовке урока используйте информацию об особенностях индивидуального стиля деятельности отдельных учеников. Предлагайте им различные индивидуальные формы домашнего задания или карточки с персональными заданиями на уроке. Нужно на каждом этапе урока для себя проводить диагностику учебных достижений учеников и своевременно помогать школьникам, которые испытывают трудности во время урока.
Оцените, как сформирована валеологическая компетенция
Валеология – общая теория здоровья. Педагог, у которого сформирована валеологическая компетенция, выстраивает уроки с позиции здоровьесбережения. Чтобы оценить, как сформирована валеологическая компетенция, выставьте баллы по критерию 6. Карта оценки.
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
На уроке не всегда было организовано четкое завершение этапов, учитель ситуативно оказывал педагогическую поддержку слабых учеников. Поэтому оцените валеологическую компетенцию в 1 балл.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
За валеологическую компетенцию я ставлю 1 балл. Вам нужно четко завершать каждый этап урока и ставить задачи на следующий этап. Это позволит классу лучше понять цели урока и мотивирует на дальнейшую работу. Когда вы записывали на доске задания, вы не убедились, что все ученики их хорошо видят. Если бы вы задали вопрос о том, все ли видно и понятно, балл был бы выше. Хотя вы и провели физминутку на уроке, ее явно было недостаточно. Формы работы вы выбрали однообразные. Еще вы не убедились, что все ученики поняли и записали домашнее задание.
Оцените, как сформирована коммуникативная компетенция
Чтобы оценить, как сформирована психолого-педагогическая компетенция, выставьте баллы по критерию 7.
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
Формы учебного взаимодействия на уроке были однообразны: почти весь урок дети решали задачи самостоятельно или вместе с учителем у доски. Поэтому за критерий оценки коммуникативной компетенции учителя поставьте 1 балл.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
За коммуникативную компетенцию вам ставлю 1 балл. На уроке вы организовали парную работу, но не дали ее алгоритм и не следили за ее ходом. Детям нужно давать четкие указания к действиям в группах и постоянно контролировать такую работу. Иначе деятельность не будет выполнять свою функцию и не даст положительных результатов. Систематически включайте в урок задания, которые позволят детям работать по алгоритму в парах или группах. Хвалите детей за их достижения и замечания делайте так, чтобы не обидеть ученика, а вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.
Оцените, как сформирована управленческая компетенция
Чтобы оценить, как сформирована управленческая компетенция, выставьте баллы по критериям 8 и 9.
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
Учитель использовал констатирующее оценивание, то есть оценивал только то, что сделали ученики здесь и сейчас. Это не позволило показать динамику результатов каждого ученика и общий уровень обученности класса для дальнейшей качественной работы на уроке. Поэтому по критерию «Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания» поставьте 1 балл. При анализе урока учитель продемонстрировал высокий уровень навыков педагогической диагностики, сумел выявить достоинства и недостатки урока. Поэтому за критерий «Управление собственной обучающей деятельностью» поставьте 2 балла.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
По критерию «Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания» я ставлю вам 1 балл. Если бы вы использовали приемы формирующего оценивания, балл был бы выше. Например, можно предложить ученикам заполнить карточку самооценки, когда завершите блок заданий, использовать карты понятий, в которых ученики будут отмечать те из них, которые вызвали затруднения в понимании. Так вы сможете качественно отследить общий уровень обученности конкретного ребенка и класса в целом. Это позволит скорректировать содержание урока под особенности класса. По критерию «Управление собственной обучающей деятельностью» я ставлю вам 2 балла. Вы смогли проанализировать достоинства и недостатки урока, предложить корректировку по результатам анализа.
Оцените результативность урока
Чтобы рассчитать балл результативности урока, проанализируйте диагностическую работу по итогам урока. Выше читайте, как провести анализ.
2 способа, чтобы оценить результативность урока
Скачать
ЧТО
ВЫСТАВИТЬ
На уроке не проводилась диагностическая работа, которую можно было бы оценить, поэтому по критерию результативности урока поставьте 0 баллов.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
За критерий «Результативность урока» я ставлю вам 0 баллов. Если бы вы провели на уроке рефлексию результатов работы, которую класс выполнял самостоятельно, балл был бы выше. В первой половине урока вы попросили учеников отметить в своих тетрадях задания, которые они правильно решили или вызвали затруднения. Но вы не организовали активную рефлексию этого этапа. Можно было назвать номера заданий, попросить детей, которые не справились, поднять руку и отметить на доске номера заданий, которые вызвали затруднения у большей части класса. Это позволило бы оценить долю учеников, которые хорошо усвоили материал темы. На каждом уроке используйте приемы, которые позволят оценить результаты достижений каждого ученика или общий уровень обученности класса.
Проанализируйте с учителем карту оценки качества урока по вертикали
Чтобы проанализировать карту оценки по вертикали, рассчитайте качество урока. Для этого найдите сумму баллов по всем десяти критериям в карте оценки. Затем используйте формулу:
Сумма баллов – 11. Качество урока – 55 процентов. Это критический показатель. Смотрите карту оценки ниже.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
Показатель качества вашего урока 55 процентов. Это соответствует критическому уровню качества. Вам нужно пересмотреть свой подход к планированию и проведению уроков. Организуйте работу так, чтобы ученики достигали всех целей урока, были удовлетворены собственной деятельностью. Через 2 недели я приду на ваш урок еще раз. Далее мы определим точки роста, которые помогут вам повысить качество уроков.
Проанализируйте с учителем карту оценки качества урока по горизонтали
Чтобы проанализировать карту по горизонтали, добавьте столбец «Точки роста». В строки нового столбца запишите номера критериев, которые набрали наименьшие баллы.
ЧТО СКАЗАТЬ
УЧИТЕЛЮ
Я отметила в карте точки роста. Это направления вашего профессионального роста как учителя. Вам нужно уделить внимание развитию четырех компетенций из пяти: предметно-методической, психолого-педагогической, валеологической и коммуникативной компетенции. Чтобы восполнить дефициты, обратитесь за методической помощью к руководителю профобъединения. Он подскажет, к кому из коллег сходить на уроки, какие материалы посмотреть по теме. Методист вам поможет подобрать курсы повышения квалификации, а я внесу ваше обучение в перспективный план. Составьте вместе с методистом план профессионального роста на ближайшие полгода. Давайте запланируем встречу через неделю, чтобы обсудить план лично.

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание, посмотрите комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как организовать единое информационное пространство школы, чтобы повысить образовательные результаты
Польза, которую я принесла школе, в том, что реализовала школьный проект, в котором учитель, ученик, родители – равноправные субъекты образовательной деятельности. За четыре года мы сформировали единое информационное пространство в школе. В него входят музей, видеостудия «ПеременкаТВ» и пресс-центр газеты «Парус». Эти три подпроекта помогают ученикам самореализоваться и овладеть УУД.
Усовершенствовать информационное пространство в школе
Главный результат школы – успешный ученик, который владеет предметными знаниями и достиг метапредметных и личностных образовательных результатов. Чтобы этого результата достичь, мы развиваем информационное пространство школы. Наша школа была федеральной площадкой в рамках проекта «Информатизация системы образования». Я курировала работу по нему и выстраивала новые системы. Это системы внутрикорпоративного развития коллектива и внутреннего мониторинга качества образования. Результаты мониторинга показали ряд проблем:
- ученики достигают метапредметных результатов на базовом или низком уровне;
- преобладает ситуативный интерес к изучению предметов;
- используются не все ресурсы школы в полной мере.
Чтобы решить эти проблемы, мы усовершенствовали единое информационное пространство (ЕИП). Наш коллектив считает, что школьные СМИ и музей в качестве элементов ЕИП способствуют развитию УУД и самореализации учеников. Эти формы работы обеспечивают высокий уровень ИКТ-компетентности учителей и профориентацию школьников. Еще СМИ и музей помогают социализировать учеников и вовлечь родителей в совместную деятельность.
Риски и пути их решения
Скачать
Мы собрали рабочую группу учителей, чтобы проанализировать риски реализации проекта. Смотрите в таблице выше, какие риски они выделили. Чтобы отслеживать, как школа применяет ресурсы, рабочая группа создала оценочный инструментарий. С помощью матрицы оценили, как используются ресурсы. А по таблице оценки ресурсов, которые нужны для реализации проекта, определили, чего не хватает.

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Включить подпроекты в ЕИП
В единое информационное пространство входят школьные СМИ и музей. Рабочая группа педагогов разработала календарный план реализации ЕИП и определила два этапа. На подготовительном этапе мы создали координационный центр. На практическом этапе мы интегрировали школьные СМИ и музей в учебную и воспитательную работу. В СМИ входит видеостудия «ПеременкаТВ» и пресс-центр газеты «Парус». Работа ведется в режиме наставничества со стороны замдиректора по УВР и замдиректора по ВР.
Положение о школьных СМИ
Скачать
Видеостудия «ПеременкаТВ». Ученики создают видеостудию под руководством рабочей группы учителей. На схеме 1 смотрите, как организована работа нашей видеостудии. Сюжеты передач, которые школьники придумывают сами, связаны с учебной программой и расширяют ее. Новостная передача знакомит учеников, родителей и педагогов с событиями школьной жизни. Еще мы включили в работу студии конкурс видеороликов «Фильм! Фильм! Фильм!» о здоровом образе жизни, профориентации и др. В планах – расширить спектр телепередач. Продукты «ПеременкиТВ» – видеоуроки, видеорефераты и фильмы по учебным предметам. Наши материалы есть на сайте школы и на порталах Инфоурок.ру, Видеоуроки.нет, Педсовет.орг.
Схема 1. Как работает школьная видеостудия
Скачать
Газета «Парус». В школьной газете четыре постоянные рубрики: «Новости спорта», «Мой край родной», «Главное», «Это интересно». Еще есть тематические рубрики. На схеме 2 смотрите, как организована работа школьного пресс-центра, который выпускает газету. Школьная газета выходит дважды в месяц. Ее готовят ученики под руководством педагогов. Родители принимают участие и вместе с детьми разрабатывают дизайн номеров. Ученики ищут и систематизируют материалы, а учителя помогают им в поисках и контролируют сроки сдачи. Мы регулярно проводим конкурсы рисунков на тему журналистики, кинематографа.
Схема 2. Как работает школьный пресс-центр
Скачать
Положение о школьном музее
Скачать
Школьный музей. В нашей школе был музей, но его ресурсы использовались мало. Ученики не были мотивированы поддерживать музей. В 2016 году мы возобновили работу музея. Для этого разработали проект «Школьный музей», Положение, определили риски и продумали, как их минимизировать. Еще организовали творческих учеников, чтобы создать краеведческие сайты о поселке Детчино. Сайты стали ИКТ-компонентом школьного музея. Теперь на его базе мы ведем проектную деятельность. В планах – запустить онлайн-версию музея.
Календарный план реализацииСкачать
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как реализовать социальный проект в сельской школе
Моя главная цель – донести до школьников мысль, что именно от них зависит дальнейшая жизнь области. Поэтому в 2006 году я стала куратором совета школьного ученического самоуправления «Радуга». Этот проект признали лучшим в области. А в 2018 году он стал победителем Всероссийского конкурса лучших школ, которые развивают ученическое самоуправление. Еще с 2015 года в школе мы реализуем социальный проект «Я выбираю село». Проект рассчитан на 5 лет.
Зачем проект нужен школе
Анкета для ученика
Скачать
Проект реализуют педколлектив и актив ученического самоуправления школы. Его цель – сформировать положительный образ жизни в сельской местности и привлечь молодых специалистов. Проект нужен, чтобы выпускники захотели работать в родной области. В школе мы провели специальное анкетирование, чтобы выяснить отношение учеников к сельской работе. Анкету, по которой проводили опрос, посмотрите на полях.
Основные проблемы сельской жизни, которые назвали ученики:
- отсутствуют предприятия, которые могли бы создать рабочие места для жителей села;
- многие учреждения превращают в филиалы от других районов;
- низкий уровень кредитования населения и строительства жилья;
- низкое качество дорог;
- низкий уровень развития инфраструктуры;
- недостаточное благоустройство села.
Анализ помог нам сформировать направления работы в рамках проекта. Всего их три, посмотрите цели на схеме ниже. Этапы проекта смотрите в конце статьи.

Кликните на кнопку, чтобы посмотреть цели какждой части проекта.
Социальный проект «Я выбираю село»
Скачать
Что входит в проект
Первое направление для учеников 5-8-х классов – программа «Нам здесь жить». Второе и третье для учеников 9-11-х классов – сайт «Я выбираю село» и программа «Молодой специалист». Мероприятия социального проекта интегрированы в школьную Программу воспитания и социализации. Посмотрите перечень мероприятий в приложении.
Программа «Нам здесь жить». Программа включает разные мероприятия: конкурсы рисунков, создание презентаций и видеороликов. Школа проводит уроки на базе элеватора по переработке зерна, где работают родители учеников. Также есть уроки в «семейном гнезде». Их проводят родители выпускников, которые после вузов вернулись в село.
Школа готовит эколого-краеведческие путеводители и организует фестиваль народов, которые проживают на территории села. Классы выпускают буклеты про профессии, которые нужны в сельской местности. Ученики оформляют стенды о профессиях и людях, которые работают на предприятиях.
Сайт «Я выбираю село». Мы решили создать сайт, чтобы обеспечить прямую связь между работодателями, учениками гимназии, студентами и выпускниками учебных заведений. Интернет-страница selo1.ucoz.net рассказывает, как выпускники могут построить карьеру в организациях поселения. Благодаря сайту ученики знают, какие требования предъявляют к молодым специалистам при трудоустройстве.
Программа «Молодой специалист». Школа организует профориентационные экскурсии на базе предприятий и организаций Нововаршавского муниципального района. У учеников есть возможность увидеть свою будущую профессию изнутри. Они знакомятся со спецификой предприятия и направлениями работы специалистов

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Социальный проект «Я выбираю село»
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
