ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2020года
Профессиональные компетенции
Методические объединения

Что рассказать о требованиях к объективности оценивания. Циклограмма методической работы на апрель

В циклограмме методработы на апрель – мероприятия, которые помогут внедрить новые подходы к оценке образовательных результатов, чтобы повысить объективность оценивания в школе.

Рособрнадзор в Методических рекомендациях усилил внимание к объективности оценивания (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Повысить объективность поможет дифференцированный подход к оценке образовательных результатов. Внедрить его «одним днем» не получится, поэтому уже в апреле организуйте информационно-консультационную работу с педагогами.

Проведите единый методический день

Чтобы рассказать учителям о дифференцированном подходе, организуйте в начале месяца единый методический день для представителей всех профессиональных объединений педагогов. Пусть руководители профобъединений подготовят примеры уровневых оценочных средств, чтобы проиллюстрировать, как реализовать дифференцированный подход на практике. Примеры по русскому языку посмотрите в статье>>.

Разъясните педагогам идею единого подхода к выставлению отметок. Расскажите, как будете его внедрять. Первое, от чего необходимо предостеречь учителей, – занижение и завышение отметок. Единый общешкольный подход к оценке предметных результатов поможет избежать необъективности. Второй шаг – выявление потенциала и работа в зоне ближайшего развития школьников. Педагоги должны понимать познавательные способности и работать с учебной мотивацией школьников.

Запланируйте консультации, чтобы помочь учителям подготовить рабочие программы

Из-за внедрения нового подхода к оценке образовательных результатов школьников педагогам придется изменить рабочие программы на 2020/21 учебный год в части оценочных средств. Чтобы учителя делали это не в спешке и получили методическую поддержку, организуйте групповые консультации. Предварительно с руководителями профобъединений согласуйте общие подходы к формированию оценочных материалов с учетом предметной специфики каждого объединения.

Чтобы комплексно, как этого требуют Рособрнадзор и Минпросвещения, подойти к оценке качества, интегрируйте урочную и внеурочную деятельность. Закрепите в положении о ВСОКО пункты о роли внеурочной деятельности в формировании и развитии функциональной грамотности и организации мониторинга личностного развития. Обсудите с педагогами нововведения.

Запланируйте общие групповые консультации, чтобы разъяснить, как качественно оценивать результаты внеурочной деятельности. Пусть руководители профобъединений на консультациях расскажут, как правильно формулировать в рабочих программах внеурочной деятельности результаты и где еще использовать эти формулировки.

Проанализируйте результаты ВПР-2020

В конце месяца, когда основная часть работ будет написана, запланируйте заседания профобъединений, чтобы проанализировать результаты ВПР. Итоги ВПР дадут представление о том, насколько объективна система оценивания образовательных результатов в школе. Возьмите на контроль педагогов, в классах которых выявили существенные расхождения между текущей отметкой по предмету и результатами ВПР. Организуйте для них индивидуальные консультации.

Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Циклограмма работы методических объединений (МО) на апрель

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

4
Апрель 2020года
Образовательная деятельность
На конкретном примере

⚡ Шесть решений, которые сработали. Опыт организации дистанта за две недели

Никита Голубцов, заместитель директора по информатизации МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
В статье – опыт подмосковной гимназии. Как и всем, коллективу школы пришлось экстренно создавать и отлаживать систему дистанционного обучения. Замдиректора гимназии рассказал редакции об удачных решениях, которые сейчас применяют в работе.

Я бы сам хотел прочитать подобные рекомендации месяц назад и просто выполнить необходимые шаги. Но готового решения не было ни у кого. Поэтому все пришлось делать «с колес», методом проб и ошибок.

Выбрать ресурсы, которые подходят вашей школе

Грядущий уход с привычной работы на дистанционную подарил администрации и техническому отделу незабываемую неделю подготовки. В последнюю неделю III четверти ученикам по заявлению родителей разрешили учиться из дома. Уже тогда было понятно, что школы массово перейдут на дистант.

Со стороны администрации учителям рекомендовали изучать онлайн-платформы и продумывать задания для детей, которые учатся из дома. Некоторые педагоги тогда же начали подключать детей, которые остались дома, через Skype к урокам в школе. Тогда уроки еще шли в обычном режиме. Это был новый опыт, который позволил начать погружаться в дистанционное образование.

В нашей школе все технические нововведения проверяют продвинутые школьники из объединения робототехников и программистов. Помогают им технический инженер и модератор сайта. Поэтому последнюю очную неделю все мы потратили на подключение детей к онлайн-платформам и тесту всего, что мы смогли найти для онлайн-обучения. Вспомнили пароли от Google Classroom, Stepik, Якласс, Фоксфорд и зарегистрировались в РЭШ. Провели пробные онлайн-конференции в Google Meet, Zoom, запустили тестовый сервер в Discord. Skype мы не стали рассматривать, так как сошлись во мнении, что он часто подводит и не подходит для проведения уроков. Это мы выяснили во время тестовых подключений к урокам. Некоторые дети вошли во вкус и начали строить школу в Minecraft, чтобы проводить там уроки.

Благодаря тестам с детьми к моменту ухода на каникулы уже сформировалось понимание, что в качестве основной платформы для перехода на дистант будем использовать «Школьный портал». Это официальная онлайн-платформа Московской области, в которой объединены журнал, электронный дневник, статистика успеваемости, общение и выдача домашних заданий с возможностью обратной связи внутри задания.

На случай проблем со «Школьным порталом» выбрали резервный канал-программу Discord. На тот момент Zoom еще плохо справлялся с нагрузкой и работал с перебоями. Здесь, как ни странно, помог игровой опыт школьников. Их не нужно было поголовно обучать пользоваться Discord. Эту программу как голосовой чат выбирают игроки в онлайн-игры. Поэтому, скорее, школьники помогали нам с Discord, чем мы им.

Быстро перестроиться и скоординировать работу

Школа ушла на каникулы. Администрация погрузилась в составление отчетов, приказов и заполнение мониторингов. Учителя готовили задания на неделю офлайн-занятий через «Школьный портал». А потом объявили дополнительную неделю каникул, и директор дал задание методическим объединениям изучить онлайн-платформы и подготовить изменения в рабочие программы на время дистанта.

Началась неделя совещаний, мастер-классов и долгий путь от отрицания до принятия того факта, что дистанционное образование с нами надолго. Мы все учились устанавливать программы на компьютер, настраивать микрофоны и камеры, редактировать фотографии присланных работ на экране телефона, создавать виртуальные классы на онлайн-платформах, проводить конференции и постоянно собирать обратную связь, чтобы никого не забыть и всем помочь справиться со сложившейся ситуацией.

Мой внутренний IT-шник ликовал! «Теперь они никуда от меня не денутся! Придется учиться втыкать наушники в нужный порт и самостоятельно заполнять таблички!» Но это внутри, а снаружи мы настраивали ноутбуки и телефоны, выдавали школьные компьютеры учителям домой, старались помочь каждому, кто приходил, пока было можно, или звонил по телефону.

Школа уже не будет прежней. Ведь в отношении ИКТ учителя за эти две недели прошли дальше, чем некоторые могут пройти за 5 лет в вузах. 1300 человек полностью перешли на дистант, то есть получают задания офлайн через «Школьный портал». Если он не справляется с нагрузкой, то информацию собирают классные руководители и дублируют в чаты класса или в Discord.

Разработать единый подход и закрепить документом

Чтобы организовать работу, администрация разработала распоряжение. Смотрите образец в конце статьи. В распоряжении разъяснили педагогам, как проводить уроки, давать домашние задания, от чего стоит отказаться, а что – скорректировать. Еще для предметников и классных руководителей сделали памятки-инструкции. В них ответили на вопросы, которые чаще всего задавали учителя.



Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для учителей-предметников
Скачать

Памятка для классных руководителей
Скачать

Почему этот шаг важен? Чтобы скоординировать работу всех учителей школы. Все педагоги должны понимать и соблюдать те принципы, которые вы определили. Именно поэтому закрепить решение нужно документом. Места для творческих решений у учителей остается достаточно, но все следуют общим идеям организации учебного процесса. Дополнительный бонус – объяснить родителям, что и как будет происходить, становится проще.

Подстроить расписание под ситуацию

Чтобы успеть пройти программу, мы не меняли наполнение расписания. Изменили подход. Уроки разделили на офлайн и онлайн. Онлайн-уроки проводим в Zoom и Discord. Учитель выбирает более удобную для него в этом случае платформу. Если в расписании стоит офлайн-урок – педагог грузит на «Школьный портал» задания для урока. Ученики выполняют их самостоятельно. Максимальный упор на всех уровнях образования мы сделали на учебники и рабочие тетради. Это позволило минимизировать время у экранов компьютеров и телефонов.

Если урок офлайн, то ученики могут выполнять задание в течение дня, и это не обязательно те 45 минут, которые стоят первыми по расписанию. Если урок онлайн, то до 19:00 накануне вечером учитель оповещает об этом через чат или «Школьный портал».

Такой подход к расписанию и проведению уроков позволил нам не только сохранить наполнение образовательного процесса, но и не нарушать требования СанПиН. Расписание мы обновляем каждую неделю на сайте школы. Так у родителей и учеников появляется дополнительный канал информации.

По-разному выстроить работу на уровнях образования

Учебную работу по классам мы выстроили по-разному. Ориентировались на программы и возрастные особенности.

Начальная школа. Ребята учатся полностью в режиме офлайн. Учитель пишет задание в «Школьном портале» на конкретный урок по расписанию. Детям с 1-го по 3-й класс очень сложно или практически невозможно учиться без участия взрослого, который будет объяснять новый материал. Помочь им в условиях самоизоляции могут только родители, которые заняты на работе днем. Часто с детьми занимаются бабушки или дедушки, которым сложно быстро разобраться с гаджетами. Поэтому мы приняли решение минимально использовать онлайн-платформы в начальной школе. А сроки выполнения домашних заданий растягиваем на несколько дней, чтобы дети смогли выполнить их вечером с родителями.

Ученик выполняет задание дома по учебникам или рабочим тетрадям. Потом фотографирует его и отправляет обратно учителю в «Школьный портал» или WhatsApp. Учитель пишет комментарии к заданию или исправляет ошибки при помощи телефона в графическом редакторе, затем отправляет обратно.

Онлайн-платформы Яндекс.учебник, Учи.ру и Якласс в начальной школе мы используем на усмотрение учителя и только с согласия родителей. В будущем планируем постепенно вывести 4-ю параллель на вечерние консультации с классным руководителем в Zoom.

Основная и средняя школа. По математике, русскому языку, иностранным языкам и профильным предметам в 5-11-х классах учителя проводят онлайн-лекции. Новый материал объясняют на платформах Zoom и Discord. По остальным предметам проводят консультации, если в классе не больше четырех онлайн-уроков в этот день. Рабочие программы скорректировали таким образом, чтобы опираться на пройденный материал. Лекции с новым материалом проводим 1 раз в 2 недели.

Кафедра физкультуры отправила всем рекомендации по утренним зарядкам, измерению пульса и упражнения для глаз. Дети каждый день отправляют видео с зарядкой своему учителю физкультуры.

Быть на связи с родителями

Директор каждый день c 16:30 до 17:10 проводит «Теплый стрим» с родителями в Zoom. Расписание стримов по параллелям мы выкладываем в субботу на сайте, а ссылки на стримы дублируют классные руководители в чаты классов за 15–20 минут до начала. Во время стрима родители делятся проблемами и достижениями детей, высказывают свои пожелания по организации учебного процесса.

На стриме обязательно присутствуют психолог, классные руководители, учителя-предметники и заместители директора. Так мы сразу получаем информацию о том, где возникли проблемы и что нужно скорректировать. А родители меньше тревожатся из-за нестандартной ситуации. Ведь они видят, что все мы работаем и готовы помочь в любой момент. В 18:00 каждый день обязательно проводим педсовет в Discord или Zoom, чтобы скорректировать работу школы, обсудить проблемы и передать пожелания родителей после стрима.

Распоряжение
Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

4
Апрель 2020года
Образовательная деятельность
Программы и планы

Как составить расписание и вести журнал дистанционного обучения в период самоизоляции

Обычное расписание не подходит для дистанционного обучения из-за требований СанПиН. Как его изменить – читайте в статье. Еще есть рекомендации, как заполнять электронный журнал по-новому.

Из-за пандемии коронавируса школы перешли на дистанционное обучение. Программу до конца учебного года выполнить нужно, но времени на это стало меньше. Расписание занятий придется изменить, чтобы не нарушить гигиенические требования. В журнале занятия также нужно будет записывать с поправкой на дистанционное обучение.

Изменить время и количество уроков

Сократите уроки до 30 минут (Методические рекомендации Минпросвещения от 20.03.2020 № б/н). Не нарушайте нормы СанПиН по времени, которое ученик непрерывно находится перед монитором компьютера. Для каждого класса существуют свои нормативы: в 1-2-м классах – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5-6-м – 30 минут, 7-11-м – 35 минут (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Порекомендуйте педагогам использовать разные формы дистанционного обучения, чтобы не перегрузить учеников. Пусть чередуют электронное обучение, когда школьники находятся перед компьютером и слушают учителя, с классической формой дистанционного обучения. В этом варианте ученики берут задания из учебника и выполняют их в тетради. СанПиН регулирует количество занятий с компьютером в течение учебного дня: для 1-4-х классов – 1 урок, 5-8-х – 2 урока, 9-11-х – 3 урока.

ПРИМЕР. Чтобы не нарушить СанПиН планируйте онлайн-уроки таким образом. В начальной школе максимальное время занятий за компьютером – 45 минут, значит, можно запланировать три 15-минутных урока в день. Для учеников 5-8-х классов – 90 минут. Значит, в расписание можно включить три получасовых урока или три урока по 20 минут и один получасовой. Для 9-11-х классов – 135 минут, например по четыре получасовых урока в день.

Посмотрите пример расписания для 5-го и 9-го классов. В нем дистанционное обучение скомбинировано с электронным. Так вы не нарушите СанПиН.

Пример расписания при дистанционном обучении

Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Отметьте, что делает ученик самостоятельно. При этой форме педагог подготавливает рабочий лист, по которому ученик готовит задание и присылает учителю в указанный срок
Электронное обучение
Электронное обучение
Укажите, при помощи каких платформ учитель проводит урок. Для электронного обучения учитель заранее предупреждает школьников, где брать задания
Формы обучения
Формы обучения
Если вы скомбинируете в расписании электронное и дистанционное обучение, то не нарушите СанПиН

Образец

Также проверьте, как соотносятся учебный план и расписание. Внесите корректировки в рабочие программы и учебные планы в части форм обучения и технических средств. Опубликуйте обновленное расписание уроков на официальном сайте школы, поручите классным руководителям отправить расписание родителям и ученикам.

Включить классные часы

Выделите время в расписании для видеообщения всего класса. Это нужно, чтобы классные руководители знали о состоянии учеников, их подготовке к урокам. Выясните, по каким дням учителя проводили классные часы. Поставьте эти часы после всех уроков, чтобы между ними было 30 минут. Так ученики и учителя не перегружают глаза. Оставьте количество классных часов прежним – один раз в неделю.

Скорректировать журнал успеваемости

Журнал фиксирует факт проведения урока, а не его форму. Разъясните учителям, что журнал необходимо вести как раньше. Пусть в графе домашнего задания педагог укажет ссылку на электронный ресурс или платформу, при помощи которого он будет проводить урок. Также можно прикрепить файл с рабочим листом урока, в котором педагог описывает содержание урока, ресурсы и задания. Посмотрите образец.

Образец рабочего листа

Источник
Источник
Педагог подробно описывает, где ученик должен брать материал
Обратная связь
Обратная связь
Это обязательный элемент уроков. Он нужен, чтобы школьники понимали, что их работу проверят и оценят

ОбразецБланк

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.