ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2020года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Как скорректировать Положение о ВСОКО из‑за новых требований к оценке качества образования

Галина Савиных, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО ГАУО ВО МГПУ, координатор проекта «Практики ВСОКО» АРОО, руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», к. п. н.
В статье читайте, какие разделы Положения о ВСОКО нужно изменить сейчас, чтобы успеть повысить объективность оценивания в школе до ГИА. Есть готовый образец Положения.

Федеральные нововведения напрямую влияют на функционирование ВСОКО в школе. В регионы направили рекомендации по объективности ВСОКО. Обсудили проекты ФГОС начального и основного общего образования, новую методологию и критерии оценки качества общего образования. Вступили в юридическую силу профстандарты. Чтобы внедрить все новые требования в работу, измените Положение о ВСОКО.

Дополните раздел «Оценка образовательных результатов»

Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Такое решение приняли из-за того, что проверки все чаще выявляют признаки необъективности, например, на ГИА. Результаты, которые ученики показывают на экзаменах, расходятся с отметками в аттестатах.

Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». При этом какие-либо конкретные «методы и инструменты» методрекомендации не предлагают. Это значит, что школы могут выбирать методы самостоятельно.

Чтобы проверки не выявили в вашей школе признаки необъективности, выберите методы, с помощью которых вы обеспечите объективность оценивания в школе. Закрепите их в школьном Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов». Далее читайте о трех методах, которые помогут повысить объективность оценивания.

Далее в статье

Образец Положения о ВСОКО

Закрепите дифференцированный подход к оценке предметных результатов. Установите в Положении о ВСОКО дифференцированный подход как гарантию объективности. Для каждого предметного образовательного результата рабочих программ, педагог должен уметь проверить уровень освоения. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.

ПРИМЕР. Одн из планируемых результатов изучения тематического раздел «Синтаксис односоставного предложения» – «указывать грамматическую основу односоставного предложения». Первый вариант дифференциации – проверить, на каком уровне школьники достигли результата, разным по сложности дидактическим материалом:
– на базовом уровне: «В дверь постучали»;
– на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»;
– на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».
Второй вариант – реализовать уровневый подход через усложнение задания. Например, учебное действие «находить односоставные назывные предложения» на базовом уровне оценить заданием с выбором варианта ответа: «Укажи односоставные назывные предложения в приведенных примерах». На повышенном уровне – заданием с развернутым ответом: «Подумай, как можно рассказать ученику 1-го класса про односоставные предложения. Запиши свой вариант». На высоком уровне – комплексным заданием с межпредметными связями: «Известное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыхание…» дает пример использования односоставных предложений с изобразительными целями. Какие это предложения? Как помогают они понять состояние лирического героя?»

Такой подход поможет выявить, на каком уровне – высоком, повышенном или базовом – ученики осваивают тематическое содержание рабочих программ. С уровнем освоения свяжите также отметки.

ВАЖНО

Когда закрепите единый подход к выставлению отметок в Положении о ВСОКО, спланируйте просветительские беседы с родителями. Разъясните, почему такая система наиболее объективна

Введите единые правила выставления отметок. Установите единые правила выставления отметок в школе. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. Если ученик выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3 балла. 4 балла получит школьник, который справился с заданями повышенного уровня; 5 баллов – ученик, который выполнил задания высокого уровня.

Вводите дифференциацию отметок постепенно. Начните с запрета на искусственное завышение или занижение отметок. Затем требуйте от педагогов выявлять потенциальный уровень ученика и развивать его до этого уровня, а не просто ставить «3» и ничего не делать. Для школы и завышение, и занижение отметок несут одинаковый риск показать необъективные результаты. Если учитель ставит «3», а ученик занимается с репетитором и на ГИА показывает хороший результат, значит, педагог был необъективен, не учел потенциальный уровень ученика.

Обяжите педагогов работать в зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать дифференцированный подход к оценке предметных результатов, педагоги должны работать не только в зоне актуального, но и в зоне ближайшего развития учеников. Актуальное развитие ученика – уровень, на котором он на данный момент достигает результатов. Попытки работать с заданиями более высокого уровня – зона ближайшего развития. Педагоги должны понимать познавательные способности школьников и работать с учебной мотивацией. Для этого организуют индивидуальную работу в зоне ближайшего развития, чтобы дорастить предметные компетенции.

Важно не просто закрепить в локальном акте норму, но и добиться, чтобы все понимали и выполняли ее. Поэтому заранее проработайте модель классных часов, чтобы рассказать ученикам о новой системе оценивания. Педагогам раздайте памятки, которые помогут повысить объективность оценивания.



Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для педагогов Главное в статье Скрыть
Скачать

Следующую памятку раздайте педагогам ИЗО, физкультуры, музыки. Из-за предметной специфики им удобно использовать текущий диагностический контроль в форме учета.



Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для педагогов
Скачать

ВАЖНО

Чтобы обязать педагогов скорректировать оценочные модули рабочих программ на новый учебный год, закрепите новые требования в Положении о рабочих программах и Положении о ВСОКО

Скорректируйте предмет оценки

В проектах ФГОС НОО и ООО требования к предметным результатам сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. Достичь предметных результатов – значит не только овладеть знаниями, но и научиться их применять. В новых формулировках образовательных результатов разработчики ФГОС объединили контролируемые элементы содержания и УУД.

Еще проекты стандарта закрепили функциональную грамотность как гарантию качества образования. Ранее Минпросвещения запустило мониторинг формирования функциональной грамотности (письмо Минпросвещения от 12.09.2019 № ТС-2176/04). И если проекты ФГОС еще не вступили в действие, то апробация материалов для оценки функциональной грамотности завершилась. Основные подходы к оценке каждого из шести направлений функциональной грамотности, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и систему их оценивания смотрите ниже.

Кликайте по вкладкам и скачайте дополнительные материалы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Дополнительные материалы

Чтобы обеспечить формирование и развитие функциональной грамотности, включите УУД в оценку предметных результатов. Закрепите интеграцию в Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов».

Добейтесь, чтобы педагоги понимали, что учебный предмет теперь дидактический ресурс метапредметного развития школьников. Поставьте общую задачу – организовать текущий поурочный и текущий диагностический контроль так, чтобы ученик умел использовать предметное содержание для личностного роста и понимал, что это умение тоже оценят.

Урегулируйте вопрос оценки результатов внеурочной деятельности. Методология и критерии оценки качества общего образования, которые утвердили Рособрнадзор и Минпросвещения, предполагают комплексную оценку качества. Это значит, что нельзя игнорировать качественную оценку результатов внеурочной деятельности во ВСОКО. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – обязательное условие выхода ВСОКО на новый предмет оценки. Смотрите в таблице примерную компоновку результатов внеурочной деятельности.

Таблица. Результаты внеурочной деятельности как предмет оценки
Скачать

Закрепите в Положении о ВСОКО пункты о роли внеурочной деятельности в формировании и развитии функциональной грамотности и организации мониторинга личностного развития. Внесите их в раздел «Оценка образовательных результатов».

Проведите семинар для педагогов по особенностям оценки внеурочной деятельности. Обсудите порядок проведения оценки и формы обратной связи о качественной и количественной динамике образовательных результатов. Раздайте педагогам инструкции, которые помогут правильно сформулировать результаты внеурочной деятельности.



Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

Инструкция для педагогов Главное в статье Скрыть
Скачать

ВАЖНО

Закрепите в должностных инструкциях учителей новые трудовые действия, которые связаны с оценкой образовательных результатов учеников

Включите требования профстандартов

В январе 2020 года профстандарт педагога вступил в полную юридическую силу. Кадровые службы школ проверяют на соответствие профстандарту квалификацию и уровень образования педсотрудников. Одновременно с этим школы перестраивают всю систему требований к педагогическим кадрам школы.

Включите критерий «соответствие квалификации педагогического работника требованиям профессионального стандарта» в систему оценки кадровых условий реализации ООП. Отразите это в тексте Положения о ВСОКО и приложениях к нему.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразец Положения о ВСОКО

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.