
Как скорректировать Положение о ВСОКО из‑за новых требований к оценке качества образования
Федеральные нововведения напрямую влияют на функционирование ВСОКО в школе. В регионы направили рекомендации по объективности ВСОКО. Обсудили проекты ФГОС начального и основного общего образования, новую методологию и критерии оценки качества общего образования. Вступили в юридическую силу профстандарты. Чтобы внедрить все новые требования в работу, измените Положение о ВСОКО.
Дополните раздел «Оценка образовательных результатов»
Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Такое решение приняли из-за того, что проверки все чаще выявляют признаки необъективности, например, на ГИА. Результаты, которые ученики показывают на экзаменах, расходятся с отметками в аттестатах.
Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». При этом какие-либо конкретные «методы и инструменты» методрекомендации не предлагают. Это значит, что школы могут выбирать методы самостоятельно.
Чтобы проверки не выявили в вашей школе признаки необъективности, выберите методы, с помощью которых вы обеспечите объективность оценивания в школе. Закрепите их в школьном Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов». Далее читайте о трех методах, которые помогут повысить объективность оценивания.
Далее в статье
Образец Положения о ВСОКО
Закрепите дифференцированный подход к оценке предметных результатов. Установите в Положении о ВСОКО дифференцированный подход как гарантию объективности. Для каждого предметного образовательного результата рабочих программ, педагог должен уметь проверить уровень освоения. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.
– на базовом уровне: «В дверь постучали»;
– на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»;
– на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».
Такой подход поможет выявить, на каком уровне – высоком, повышенном или базовом – ученики осваивают тематическое содержание рабочих программ. С уровнем освоения свяжите также отметки.

ВАЖНО
Когда закрепите единый подход к выставлению отметок в Положении о ВСОКО, спланируйте просветительские беседы с родителями. Разъясните, почему такая система наиболее объективна
Введите единые правила выставления отметок. Установите единые правила выставления отметок в школе. Посмотрите пример.
Вводите дифференциацию отметок постепенно. Начните с запрета на искусственное завышение или занижение отметок. Затем требуйте от педагогов выявлять потенциальный уровень ученика и развивать его до этого уровня, а не просто ставить «3» и ничего не делать. Для школы и завышение, и занижение отметок несут одинаковый риск показать необъективные результаты. Если учитель ставит «3», а ученик занимается с репетитором и на ГИА показывает хороший результат, значит, педагог был необъективен, не учел потенциальный уровень ученика.
Обяжите педагогов работать в зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать дифференцированный подход к оценке предметных результатов, педагоги должны работать не только в зоне актуального, но и в зоне ближайшего развития учеников. Актуальное развитие ученика – уровень, на котором он на данный момент достигает результатов. Попытки работать с заданиями более высокого уровня – зона ближайшего развития. Педагоги должны понимать познавательные способности школьников и работать с учебной мотивацией. Для этого организуют индивидуальную работу в зоне ближайшего развития, чтобы дорастить предметные компетенции.
Важно не просто закрепить в локальном акте норму, но и добиться, чтобы все понимали и выполняли ее. Поэтому заранее проработайте модель классных часов, чтобы рассказать ученикам о новой системе оценивания. Педагогам раздайте памятки, которые помогут повысить объективность оценивания.
Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть
Следующую памятку раздайте педагогам ИЗО, физкультуры, музыки. Из-за предметной специфики им удобно использовать текущий диагностический контроль в форме учета.
Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

ВАЖНО
Чтобы обязать педагогов скорректировать оценочные модули рабочих программ на новый учебный год, закрепите новые требования в Положении о рабочих программах и Положении о ВСОКО
Скорректируйте предмет оценки
В проектах ФГОС НОО и ООО требования к предметным результатам сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. Достичь предметных результатов – значит не только овладеть знаниями, но и научиться их применять. В новых формулировках образовательных результатов разработчики ФГОС объединили контролируемые элементы содержания и УУД.
Еще проекты стандарта закрепили функциональную грамотность как гарантию качества образования. Ранее Минпросвещения запустило мониторинг формирования функциональной грамотности (письмо Минпросвещения от 12.09.2019 № ТС-2176/04). И если проекты ФГОС еще не вступили в действие, то апробация материалов для оценки функциональной грамотности завершилась. Основные подходы к оценке каждого из шести направлений функциональной грамотности, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и систему их оценивания смотрите ниже.

Кликайте по вкладкам и скачайте дополнительные материалы. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Чтобы обеспечить формирование и развитие функциональной грамотности, включите УУД в оценку предметных результатов. Закрепите интеграцию в Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов».
Добейтесь, чтобы педагоги понимали, что учебный предмет теперь дидактический ресурс метапредметного развития школьников. Поставьте общую задачу – организовать текущий поурочный и текущий диагностический контроль так, чтобы ученик умел использовать предметное содержание для личностного роста и понимал, что это умение тоже оценят.
Урегулируйте вопрос оценки результатов внеурочной деятельности. Методология и критерии оценки качества общего образования, которые утвердили Рособрнадзор и Минпросвещения, предполагают комплексную оценку качества. Это значит, что нельзя игнорировать качественную оценку результатов внеурочной деятельности во ВСОКО. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – обязательное условие выхода ВСОКО на новый предмет оценки. Смотрите в таблице примерную компоновку результатов внеурочной деятельности.
Таблица. Результаты внеурочной деятельности как предмет оценки
Скачать
Закрепите в Положении о ВСОКО пункты о роли внеурочной деятельности в формировании и развитии функциональной грамотности и организации мониторинга личностного развития. Внесите их в раздел «Оценка образовательных результатов».
Проведите семинар для педагогов по особенностям оценки внеурочной деятельности. Обсудите порядок проведения оценки и формы обратной связи о качественной и количественной динамике образовательных результатов. Раздайте педагогам инструкции, которые помогут правильно сформулировать результаты внеурочной деятельности.
Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

ВАЖНО
Закрепите в должностных инструкциях учителей новые трудовые действия, которые связаны с оценкой образовательных результатов учеников
Включите требования профстандартов
В январе 2020 года профстандарт педагога вступил в полную юридическую силу. Кадровые службы школ проверяют на соответствие профстандарту квалификацию и уровень образования педсотрудников. Одновременно с этим школы перестраивают всю систему требований к педагогическим кадрам школы.
Включите критерий «соответствие квалификации педагогического работника требованиям профессионального стандарта» в систему оценки кадровых условий реализации ООП. Отразите это в тексте Положения о ВСОКО и приложениях к нему.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Главное в статье СкрытьОбразец Положения о ВСОКО
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
