ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2020года
Качество образования
Промежуточная аттестация

Пять ошибок в промежуточной аттестации, которые найдет проверка

Нина Ладнушкина, доцент кафедры образовательного и информационного права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н., Москва
Бывший сотрудник Рособрнадзора рассказала, какие нарушения порядка проведения промежуточной аттестации регулярно допускают ваши коллеги по всей России. В статье – пять типичных ошибок с комментариями и советами эксперта, как их избежать.

Главное в статье СкрытьДокументы, которые регламентируют промежуточную аттестацию (п. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ)

Скачать

Процедура промежуточной аттестации обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом определения понятия «промежуточная аттестация» нет ни в одном нормативном правовом документе. Из-за этого промежуточную аттестацию в школах проводят по-разному, а когда приходит проверка, эксперты фиксируют нарушения процедуры. Чтобы спокойно пройти проверку, посмотрите пять ошибок, которые допускают в школах чаще всего. Проверьте, как организована промежуточная аттестация в вашей школе. Есть комментарии, как избежать нарушений и исправить ошибки, если вы их допустили.

Ошибка 1. Не закреплены сроки, формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации

Сроки, формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации в образовательной организации должны быть закреплены документально (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом 70 процентов нарушений порядка промежуточной аттестации связаны именно с оформлением документов. Школы не отражают формы аттестации в учебном плане, не закрепляют сроки в календарном учебном графике, неправильно оформляют локальные акты и т. д.

Еще одно нарушение, которое связано с документацией, – отсутствие внятного описания порядка промежуточной аттестации в положении. Чаще всего в локальных актах много избыточной информации о системе оценивания, формах и сроках промежуточной аттестации. А вот периодичность аттестации и ее алгоритм прописаны нечетко. Это приводит не только к претензиям со стороны проверяющих, но и к конфликтам с учениками и родителями.

ПРИМЕР. В Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся не закрепили порядок промежуточной аттестации экстернов, потому что таких учеников в школе не было. Через год после утверждения Положения появились два экстерна. Для первого промежуточную аттестацию по алгебре провел педагог-предметник, а для второго – комиссия. Родители пожаловались в департамент образования и были правы. Это нарушение прав второго ученика и норм Федерального закона № 273-ФЗ. Если в локальном акте школы промежуточная аттестация экстернов не регламентирована, то с комиссией можно проводить только повторную пересдачу академической задолженности.

Приказ «О внесении изменений в ООП среднего общего образования»

Скачать

Как избежать ошибки. Смотрите в таблице на полях, какие документы определяют процедуру промежуточной аттестации. Формы промежуточной аттестации закрепите в учебных планах. Единого образца оформления учебного плана нет, поэтому вы можете прописать формы промежуточной аттестации в пояснительной записке к учебному плану или отразить в сетке часов. Сроки проведения промежуточной аттестации закрепите в календарном учебном графике. Это даст вам право не издавать каждый период приказ о промежуточной аттсетации. Всю информацию вы уже закрепили в документах, приказ избыточен.

Учебные планы и календарный учебный график – части ООП. Если вы вносите изменения в эти документы, утвердите изменения в ООП. Изменения в ООП вносите в том порядке, который утвержден в вашей школе. Например, приказом «О внесении изменений в ООП среднего общего образования» или «О внесении изменений в основные образовательные программы».

Приказ «О внесении изменений в ООП»

Скачать

Порядок и периодичность промежуточной аттестации школа устанавливает самостоятельно и закрепляет в локальном нормативном акте. Обычно это Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Обязательно укажите в Положении, что проводите промежуточную аттестацию в соответствии с формами, которые прописали в учебных планах. Конкретные формулировки смотрите в образце разделов Положения о промежуточной аттестации.

Порядок проведения промежуточной аттестации также закрепите в Положении. Он должен описывать последовательность действий учеников и педагогических работников в ходе ее подготовки и проведения. В порядке укажите, кто проводит промежуточную аттестацию. Это может быть педагог-предметник, руководитель методического объединения или представитель администрации, например, заместитель директора по УВР. Смотрите, что входит в процедуру промежуточной аттестации.

Кликните на вкладки, чтобы открыть, закрыть этап промежуточной аттестации

Главное в статье СкрытьПроцедура промежуточной аттестацииСкачать

Ошибка 2. Нет оценочных материалов для промежуточной аттестации

Далее в статье

Образец разделов Положения о промежуточной аттестации обучающихся

Оценочные материалы для промежуточной аттестации – составная часть ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Практика показывает, что в большинстве образовательных программ нет оценочных материалов. Это нарушение федеральной нормы.

Как избежать ошибки. Оценочные материалы, которые будут использоваться на промежуточной аттестации, должны разработать педагоги школы (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Включите их в ООП. Оценочные материалы для каждого конкретного случая отбирайте из материалов, которые включили в ООП.

Оформить оценочные материалы в ООП можно тремя способами. Первый – разместить оценочные материалы в целевом разделе ООП в компоненте «Система оценки достижения планируемых результатов…». Второй – оформить оценочные материалы в приложении к ООП. Третий – разместить оценочные материалы в организационном разделе ООП. Оценочные материалы ООП основного общего образования в обязательном порядке должны быть размещены именно в организационном разделе (п. 14 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897). Поэтому для ООП основного общего образования подходит только этот вариант.

К СВЕДЕНИЮ

Не используйте для промежуточной аттестации результаты ВПР

На основании результатов промежуточной аттестации вы принимаете решение о переводе ученика в следующий класс или допуске выпускников к ГИА. Это административные решения, которые вы не должны принимать на основании результатов ВПР. Рособрнадзор не рекомендует использовать итоги ВПР для непосредственной оценки учеников, в том числе и для промежуточной аттестации.

При этом педагоги вашей школы вправе включить в оценочные материалы задания, которые разработаны по образцам ВПР. Их вы можете использовать, чтобы провести промежуточную аттестацию.

Ошибка 3. Подмена промежуточной аттестации текущим контролем

Нельзя не допускать школьников до промежуточной аттестации или освобождать
от нее

Из-за того что определения промежуточной аттестации в нормативных правовых документах нет, нет и единого понимания, что это за процедура. Поэтому часто в школах ее проводят как рубежный контроль по итогам учебного года или четверти. Отметку по итогам четверти выставляют как среднее арифметическое всех текущих отметок, по итогам года – как среднее арифметическое четвертных отметок. Называют эти процедуры «четвертная промежуточная аттестация» и «годовая промежуточная аттестация».

Такое понимание – смешение промежуточной аттестации и текущего контроля. Когда школьник проходит промежуточную аттестацию, он подтверждает, что освоил учебный материал за истекший период и достиг образовательных результатов на определенном уровне. Отметки текущего контроля отражают процесс ознакомления с учебным материалом. Они не показывают уровень, на котором ученик усвоил материал. Также текущие отметки не дают представления о том, сформированы ли УУД. Промежуточная же аттестация должна давать представление об уровне достижения метапредметных образовательных результатов, то есть о формировании УУД.

Результаты промежуточной аттестации подтверждают образовательные результаты школьников по отношению к объему и содержанию учебных дисциплин. Именно поэтому есть требование об обязательной промежуточной аттестации по всем образовательным программам за исключением программ дошкольного образования (п. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Как избежать ошибки. Проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру. Утвердите ответственных, которые составляют расписание промежуточной аттестации, доводят его до сведения учителей, учеников и родителей, готовят документы о результатах. В документах школы закрепите статус промежуточной аттестации как самостоятельной процедуры.

Форму документов по промежуточной аттестации, порядок их заполнения и хранения школа устанавливает самостоятельно (ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Образцы документов, по которым будет работать ваша школа, оформите как приложения к Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ошибка 4. Не допустили учеников до промежуточной аттестации или освободили от нее

Переводить в следующий класс или допускать до ГИА учеников с академической задолженностью нельзя

Промежуточная аттестация обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Закон утверждает это однозначно, поэтому нельзя не допускать школьников до промежуточной аттестации или освобождать от нее. Это нарушает права учеников. Незаконно также проводить мероприятия по допуску к промежуточной аттестации, даже если по их итогам все получают допуск.

Еще школы воспринимают пункт 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10 о безотметочном оценивании первоклассников как запрет на проведение промежуточной аттестации. Это ошибочная трактовка нормы и также нарушение прав учеников и положений статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ.

Как избежать ошибки. Промежуточную аттестацию вы должны организовать во всех классах, в том числе и в первых. Для промежуточной аттестации первоклассников используйте формы, которые не предполагают выставления отметок. Минобрнауки рекомендует встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений, графики и таблицы для отслеживания динамики учебных достижений ребенка (письмо Минобрнауки от 03.06.2003 № 13-51-120/13).

Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости не основание не допускать учеников к промежуточной аттестации. Как уже говорилось ранее, промежуточная аттестация и текущий контроль – это разные процедуры. Пройти промежуточную аттестацию – право ученика, которое гарантирует законодательство. Поэтому ни формального, ни документального допуска к ней быть не должно. Проверьте Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся вашей школы. В локальном акте не должно быть пункта о допуске. Если в локальном акте школы пункт о допуске есть, Положение нужно отредактировать и утвердить заново. Проводите промежуточную аттестацию строго в том порядке, который закрепили в локальном акте. Смотрите основные этапы выше в статье.

Освобождать учеников от промежуточной аттестации также нельзя. Если вы хотите дать возможность получить отметку за промежуточную аттестацию автоматически, предусмотрите в учебном плане форму проведения промежуточной аттестации «учет достижений обучающихся». Определите категории учеников, к которым будете применять эту форму, и составьте перечень засчитываемых достижений. Например, учитывайте в качестве промежуточной аттестации оценки за диагностические работы, результаты олимпиад или конкурсов.

Листайте странички Положения, кликая на стрелочки
 справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразец разделов Положения о промежуточной аттестации обучающихся

Ошибка 5. Игнорировать отрицательные результаты промежуточной аттестации

70%
нарушений в промежуточной аттестации

связаны с неправильно офомленными документами

Результатом промежуточной аттестации может быть либо успешное прохождение, либо академическая задолженность. Академическая задолженность – это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам или непрохождение промежуточной аттестации без уважительных причин (п. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Школы нарушают закон, когда переводят учеников в следующий класс без ограничений, хотя есть академическая задолженность, или допускают к ГИА выпускников с задолженностью. Еще игнорируют непрохождение промежуточной аттестации и не считают его академической задолженностью.

Как избежать ошибки. Оформите результаты промежуточной аттестации так, как это установлено локальным нормативным актом школы. Обычно готовят протокол. На основании протокола промежуточной аттестации вы принимаете решение о допуске выпускников к ГИА на педсовете. Если проводите промежуточную аттестацию один раз в конце учебного года, внесите в повестку педсовета решение о допуске учеников к ГИА. Если проводите промежуточную аттестацию несколько раз в год, решение о допуске принимайте на основании результатов аттестации, которая проходит в конце учебного года.

Если есть школьники, которые не прошли промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету или не явились на нее без уважительных причин, у них возникает академическая задолженность. Зафиксируйте неудовлетворительные результаты в протоколе. Перевести таких школьников в следующий класс можно только условно. Это требование не касается учеников 4-го класса с задолженностью. Они должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя перевести в следующий класс даже условно, пока они не ликвидируют академическую задолженность (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Переводить в следующий класс без ограничений или допускать до ГИА можно только тех учеников, которые ликвидировали академическую задолженность.

 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО», 72 часа

 


Курс позволит эффективно организовать образовательную деятельность школы и сформировать систему оценки качества образования. Поможет оценить деятельность педагогов и проанализировать образовательные результаты учеников.

Удостоверение установленного образца.

 Записаться

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

3
Март 2020года
Качество образования
Государственная итоговая аттестация

Как проверить работу с учениками группы риска и скорректировать план подготовки к ГИА

Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
В марте проверьте, как педагоги готовят к ГИА учеников группы риска. Так вы успеете внести изменения в план подготовки на IV четверть, а педагоги скорректируют свою работу, чтобы школьники не показали на экзамене неудовлетворительные результаты. В статье – форма фиксации работы учителей и готовый план работы на IV четверть.

Группа риска при подготовке к экзаменам – это те школьники, которые по разным причинам могут не набрать минимальное необходимое количество баллов. Чтобы за последнюю четверть успеть минимизировать риски, которые грозят таким выпускникам на ГИА, проконтролируйте, как педагоги организовали работу с ними.

Зафиксируйте работу с учениками группы риска

Организуйте совещание педагогов, которые работают в выпускных классах. На совещании раздайте учителям формы фиксации работы с учениками группы риска и объясните, как их заполнять.

Форма для педагогов, чтобы зафиксировать работу с учениками группы риска

Подробный ответ
Подробный ответ
Педагоги должны внести в графы таблички подробную информацию, а также в пункты 3 и 4. Так вы оцените, какая работа ведется, а где есть пробелы

ОбразецБланк

Результаты каждого педагога подсчитайте по баллам. Смотрите в таблице 1, как начислить баллы. Затем найдите среднее значение, которое и будет показателем качества психолого-педагогического сопровождения. Для этого сумму всех набранных баллов разделите на количество участников опроса. По среднему значению сделайте вывод о качестве психолого-педагогического сопровождения подготовки учеников группы риска к ГИА. Скачать ключ к результатам ►.

Таблица 1. Форма расчета качества психолого-педагогического сопровождения
Скачать

Так как вывод вы делаете по среднему значению, понятно, что в школе будут педагоги с результатами и выше, и ниже среднего. Чтобы оценить работу конкретного педагога, проанализируйте форму фиксации, которую он заполнил. В таблице 2 смотрите контрольные точки и проблемы, о которых они сигнализируют.

Таблица 2. Качественный анализ проблем в организации психолого-педагогического сопровождения учеников группы риска

Скачать

Скорректируйте план подготовки к ГИА

Поручите педагогу-психологу провести психологический семинар для учеников. Еще один вариант – открытый микрофон. Это внеурочное мероприятие, на котором школьники смогут задать педагогам все вопросы об экзамене, которые их волнуют.

Проконтролируйте, как ученики группы риска работают на уроках по экзаменационным предметам, как ведут записи в тетрадях. Организуйте для них тренировочный экзамен. О его результатах проинформируйте родителей. Используйте образец бланка информирования.

Бланк для информирования родителей учеников группы риска о результатах тренировочного ГИА

Домашние задания
Домашние задания
Укажите, с какой периодичностью даете задания для подготовки, какого типа задания. Так родители смогут отследить, выполняет ли их ребенок
Пробелы в знаниях
Пробелы в знаниях
Подробно опишите, какие темы западают у школьника, чтобы родители понимали, что вы работаете не формально

ОбразецБланк

Организуйте совещание с педагогами. Расскажите им о выводах, которые вы сделали по итогам исследования, раздайте памятки.

Кликните на кнопку с номером памятки и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Памятки для педагогов

Обсудите изменения, которые внесли в план подготовки учеников группы риска к ГИА. Образец плана приведен ниже.

План подготовки учеников группы риска к ГИАСкачать

ВАЖНО

Какие преимущества есть у формы фиксации

Плюсов два – форма фиксации экономит ваше время и показывает реальные результаты. Ваш коллега рассказал, как в его школе педагоги описывали работу по подготовке учеников группы риска к ГИА в форме объемных отчетов. В них они перечисляли принципы, задачи, возможные методы работы, приводили выдержки из текста ФГОС и т. п. Никакой конкретики в отчетах не было. Замдиректора принимал отчеты, но никакой информации из них не получал.

Если вы используете форму фиксации, то избежите таких проблем. Во-первых, форма короткая. Педагогам не нужно долго ее заполнять, а вам – изучать. Во-вторых, форма емкая. В ней нет лишних граф, только конкретная информация о формах и методах работы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

3
Март 2020года
План работы
Учебные планы

Как выбрать профили обучения. Готовые учебные планы по ФГОС СОО

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
С 2020/21 учебного года ученики 10-х классов должны обучаться по ФГОС среднего общего образования. В статье – анкета, чтобы определить, какие профили обучения выбрать в новом году, и готовые образцы учебных планов для всех профилей.

Ученики будущих 10-х классов должны обучаться по одному из профилей. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

В марте девятиклассники не заняты на ВПР и еще не сдают ОГЭ-2020 в досрочный период. Поэтому начните готовить проекты учебных планов на 2020/21 учебный год уже сейчас. Определить, какие профили востребованы у будущих десятиклассников, поможет анкета.

Проведите анкетирование учеников 9-х классов

Предметные области и учебные предметы по ФГОС СОО

Скачать

На уровне среднего общего образования школа обязана организовать профильное обучение. Но вводить все пять профилей необязательно. Ориентируйтесь на материально-технические и кадровые ресурсы, а также на запросы школьников.

Чтобы выявить, по каким профилям хотят учиться будущие десятиклассники, привлеките к работе классных руководителей 9-х классов и педагога-психолога. Классным руководителям поручите подготовить списки учеников, которые планируют продолжить обучение в вашей школе. Педагога-психолога попросите разработать анкету или предложите провести анкетирование в 9-х классах по готовой анкете. Скачать анкету для определения профиля обучения в 9-м классе ►

Подготовьте проекты учебных планов

Всего профилей обучения по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). В учебные планы каждого профиля обучения вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно ввести хотя бы по одному предмету из каждой предметной области, которые перечислены во ФГОС СОО. Предметные области и предметы, которые в них входят, смотрите в таблице рядом.

Обязательные предметы, которые должны быть во всех учебных планах вне зависимости от профиля, – русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и астрономия. Еще во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область.

Универсальный профиль. Универсальный профиль рассчитан на учеников, которые еще не определились со сферой учебных интересов и будущей профессией. Их выбор не вписывается в рамки других профилей.

Смотрите образец учебного плана универсального профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне учебный план предполагает изучение иностранного языка.

Здесь и далее кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Учебные планы универсального профиля

Естественно-научный профиль. Обучение по этому профилю ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и пр. На углубленном уровне изучаются предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Смотрите образец учебного плана естественно-научного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются математика, химия и биология.

Учебные планы естественно-научного профиля

Гуманитарный профиль. Этот профиль подойдет для школьников, которые интересуются педагогикой, психологией, журналистикой и пр. Для изучения на углубленном уровне выбирают учебные предметы из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

Смотрите образец учебного плана гуманитарного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 4 предмета: литература, иностранный язык, история и право.

Учебные планы гуманитарного профиля

Технологический профиль. Профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Поэтому в нем на углубленном уровне изучают учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Смотрите образец учебного плана технологического профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 3 предмета: математика, информатика и физика.

Учебные планы технологического профиля

Социально-экономический профиль. Этот профиль рассчитан на школьников, которые хотят в дальнейшем работать в социальной, экономической, финансовой сфере. Еще он подойдет тем, кто интересуется обработкой информации, управленческой работой, предпринимательством и пр. Для углубленного уровня выбирают учебные предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».

Смотрите образец учебного плана социально-экономического профиля. В нем 12 учебных предметов. Для углубленного изучения включили 3 предмета: математика, география и экономика.

Учебные планы социально-экономического профиля

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК