
Мастер-класс для педагогов «Как работать с интеллект-картами»
Участники: педагоги школы. Место проведения: учебный кабинет. Цель: научить педагогов использовать на уроках интеллект-карты как инструмент развития УУД. Задачи: - раскрыть значение понятия «интеллект-карта»; - рассказать, как составлять интеллект-карту и использовать ее в обучении; |
- показать предметные примеры, как использовать интеллект-карты на уроках; – объяснить, как использовать интеллект-карты во внеурочной деятельности и при планировании работы. Материалы и оборудование: листы бумаги A4, цветные ручки, карандаши, фломастеры, стикеры, карточки с приемами майндмэппинга>> Время проведения: 60 минут. |
Расскажите педагогам об интеллект-картах. Приходить на заседания каждого методического объединения отдельно неудобно, а для педсовета недостаточно оснований. Поэтому организуйте общий мастер-класс или обучающий семинар. Посмотрите готовый сценарий. Если в школе уже есть педагоги, которые используют в работе интеллект-карты, поручите им подготовить выступление для коллег.
Этап 1. Что такое интеллект-карта

10 мин
Допматериалы: схема и интеллект-карта.
Замдиректора по УВР:
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я расскажу вам о технологии интеллект-карт. Интеллект-карты, или карты ума, разработал британский психолог Тони Бьюзен. Он изучал структуру головного мозга и был поражен его строением. От центра нейронов отходят отростки, которые напоминают дерево. Каждая клетка вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов головного мозга навело Тони Бьюзена на мысль, что на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Так и были созданы интеллект-карты.
Интеллект-карта – это диаграмма связей, в центре которой находится главная идея, понятие, термин. Интеллект-карты в оригинале называют mind maps, то есть «карта ума». Еще этот инструмент называют ментальной картой, диаграммой связей или ассоциативной картой.
Посмотрите два рисунка. На первом – обычная схема по теме «Правление Петра I». На втором – интеллект-карта по той же теме. Как вы думаете, в чем разница между этими двумя способами подачи информации?
Схема «Правление Петра I»
![]()
Скачать ►
Покажите два рисунка: схему и интеллект-карту>>. Педагоги называют различия: схема менее информативна, дает только общее представление, на ней не очевидны связи.
Замдиректора по УВР:
Школьникам сложно воспринимать большие объемы сплошного текста. Поэтому нужен новый вид передачи информации. Технология майндмеппинга позволяет «сжать» информацию до размера, который можно охватить взглядом. Так ученики могут видеть все ключевые понятия темы и связи между ними одномоментно. Визуализация помогает выполнять учебные задачи продуктивнее.
Этап 2. Как составить интеллект-карту

10 мин
Замдиректора по УВР:
Mind map отличается от обычной схемы вариативностью подходов. Тот, кто создает интеллект-карту, может использовать такой способ подачи информации, который ему удобен. Если нужно обозначить связи, автор соединяет элементы в карте. Если необходимо добавить, например, пиктограмму – структура интеллект-карты легко позволяет это сделать. Вернемся к примеру интеллект-карты по теме «Правление Петра I».
Разберите с педагогами на примере интеллект-карты «Правление Петра I» основные элементы, из которых она состоит.
Замдиректора по УВР:
Обычно работу над интеллект-картой начинают с ядра. Ядро – это основная идея, которую нужно раскрыть, например, тема урока. Его помещают в центр листа. От ядра отходят ветви, на конце которых находятся ассоциации первого уровня. Это смысловые элементы, которые первыми возникают в голове при размышлении о понятии, которое располагается в ядре. Далее за ассоциациями первого уровня возникают следующие: второго, третьего и т. д. Если ассоциации разных уровней связаны между собой, их также нужно соединить на карте. Так на одном листе бумаги ученик представляет полностью раскрытый со всех сторон смысл ядра.
Этап 3. Как использовать интеллект-карты на уроке

25 мин
Допматериалы: карточки с 5 приемами технологии интеллект-карт, листы бумаги A4, цветные ручки, карандаши, фломастеры, стикеры.
Замдиректора по УВР:
Интеллект-карты помогают развивать УУД у школьников. Когда ученики составляют интеллект-карты, у них активизируется память и креативное мышление. Новый формат заинтересует школьников, ведь мозг лучше реагирует на все новое.
Использовать их можно в разных целях. Например, если попросить детей заполнить карты в парах или разделить на команды, это поможет им совершенствовать гибкие компетенции. Интеллект-карты – инструмент развития коммуникативных УУД. Еще интеллект-карты подойдут, чтобы развить у детей исследовательские навыки.
Интеллект-карты можно использовать в начале урока, чтобы повторить старый материал. Также карты подойдут и для того, чтобы разобрать новый материал или показать ту или иную взаимосвязь. Если дать ученикам домашнее задание составить интеллект-карту, а потом по ней ответить у доски, это поможет развить навык презентации при выступлении на уроке. Интеллект-карта может заменить разные форматы работы: конспект новой темы, подготовка к сочинению-рассуждению, отражение взаимосвязи между понятиями.
Еще интеллект-карты помогут повторить изученный материал. Для этого используйте их как рабочий инструмент, когда готовите детей к контрольной работе или ГИА.
Чтобы развивать все группы УУД школьников с помощью интеллект-карт, нужно понять, как этот инструмент включить в работу. Сейчас я раздам вам карточки с примерами предметных заданий, в которых учителя в разных вариантах используют интеллект-карты. В карточках указаны приемы, которые используются, этапы урока и список УУД, которые формируются и развиваются у школьников.
Раздайте педагогам карточки и разбейте их на 5 групп. Объединить в группы можно произвольно или по предметным областям.
Замдиректора по УВР:
Посмотрите, как и для чего включать задания с интеллект-картами в урок. Задайте вопросы, если у вас они есть. Через 10 минут подготовьте от группы по два примера интеллект-карт, которые можно использовать на ваших уроках. Используйте приемы из карточек или придумайте свои собственные. Выберите в группах спикеров, которые представят работу.
Через 10 минут педагоги выступают. Прокомментируйте каждое выступление. Обсудите с участниками мастер-класса сильные и слабые стороны.

10 мин
Этап 4. Как использовать интеллект-карты вне урока
Замдиректора по УВР:
Интеллект-карты – удобный инструмент не только для работы на уроке. С их помощью, например, можно провести занятие по профориентации. Обсудите с учениками, какие качества важны для разных профессий. Предложите подумать, какими качествами обладают сами школьники. Затем ученики заполняют интеллект-карту «от обратного»: ядро остается пустым, а в ассоциативные облака они вносят информацию. Карту делят на две части. В одной части ассоциативные облака ученики заполняют своими интересами, в другой – вписывают качества, которыми обладают. Когда школьники визуализируют информацию о себе, им будет легче понять, какая область профессиональной деятельности им подходит. Ядром каждой интеллект-карты станет профессия или список профессий, который находится на пересечении интересов и личных качеств ученика.
Еще интеллект-карты используйте, чтобы планировать свою работу, проводить мозговые штурмы на заседаниях методических объединений и педагогического совета. Попробуйте составить майндмеп вместо привычного плана-конспекта урока. Так вы сможете охватить все нужные аспекты, но кратко. В отличие от линейного плана, интеллект-карта с графическими символами быстрее задействует в памяти нужную информацию. Вести урок по интеллект-карте легче, потому что взгляд охватывает всю информацию разом.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
