ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2019года
Профессиональные компетенции
Анализ урока по ФГОС

Как по-новому проконтролировать качество учебного занятия. Карта оценки урока

Наталья Галеева, профессор кафедры управления образова­тельными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, член-корреспондент МАНПО, к. б. н., доцент
В статье – протокол, карта оценки качества урока и бланк мониторинга, чтобы подвести итоги контроля занятий. В октябре воспользуйтесь тремя новыми документами, чтобы проверить качество уроков педагогов вашей школы в I четверти.

Посетите уроки в I четверти. До уроков разъясните педагогам, что планируете проверить. Сделайте анализ урока по новой карте контроля. Вы определите уровень компетенций учителя и качество урока.

Сходите на урок и заполните карту оценки

Чтобы оценить качество урока, во-первых, на занятии запишите действия учителя и учеников в протокол. Во-вторых, оцените качество занятия по новой карте. В-третьих, заполните форму для мониторинга, которую вы видите ниже. В-четвертых, результаты обсудите с каждым педагогом, чьи уроки вы посетили.

Форма протокола хода урока

Деятельность
Деятельность
Во второй столбец таблицы запишите методические приемы и виды деятельности, которые применяет педагог на уроке
Замечания
Замечания
Запишите в столбце замечания, которые мешают качеству урока. Обсудите их с педагогом после контроля и предложите учителю спланировать, как улучшить качество занятий

Скачать

Форма мониторинга качества уроков

Оценка
Оценка
Качество урока определите в процентах. Перенесите показатель из карты оценки качества урока
Дефициты
Дефициты
Внесите цифры 1–10 в соответствии с номерами критериев в карте оценки. Выявите дефициты, на их основе определите «точки роста» компетенций учителя, а затем предложите руководителям профобъединений скорректировать методработу

Скачать

Объясните педагогу, что качество урока зависит от уровня его компетентности, поэтому карта выявляет пять компетенций. Основа оценки каждой компетенции – критерии, которые оценивают по таблице с показателями. Также объясните учителю результаты контроля учебного занятия во время анализа карты «по вертикали» и «по горизонтали».

Форма карты оценки качества урока

Номер критерия
Номер критерия
Не удаляйте из таблицы номера критериев. Номер критерия с низким баллом перенесите в форму для мониторинга качества урока в графу «Дефициты»
Балл
Балл
Оцените критерий от 0 до 2. Чтобы понять, как оценить критерий, воспользуйтесь таблицей «Показатели и критерии анализа урока»
Качество урока
Качество урока
Считайте по формуле: (сумма баллов x 100%) : 20, где 20 – максимальный балл по карте оценки качества урока. Уровни качества: 100–85% – оптимальный; 84–60% – допустимый; 59–50% – критический; менее 50% – недопустимый

Скачать

Анализ карты оценки урока «по вертикали»

Качество урока
Качество урока
Впишите в строку процент качества урока, чтобы обосновать вывод об уровне качества урока
Сумма баллов
Сумма баллов
Внесите в строку сумму баллов за каждый урок, чтобы можно было сравнить динамику результатов педагога

Скачать

Анализ карты оценки урока «по горизонтали»

Точки роста
Точки роста
Добавьте в карту новый столбец. Подсчитайте критерии, которые в сумме набрали наименьшие баллы. Внесите сумму в соответствующую строку в графе «Точки роста». Это точки, чтобы выбрать курсы повышения квалификации или темы методработы в школе для абзац 2еще текст абзаца

Скачать

Рассчитайте критерий «Результативность урока»

ВАЖНО

Чтобы оценить качество подготовки урока у одного педагога, посмотрите минимум три учебных занятия

Вы можете оценить результативность в двух вариантах. В первом варианте оцените долю учеников, которые выполнили или не выполнили краткую диагностическую работу в конце урока. Посмотрите пример 1.

ПРИМЕР 1. Для оценки «Результативности урока» воспользуйтесь шкалой в баллах, когда задание выполнили: от 80% учеников и более – 2; от 65 до 80% учеников – 1; от 50% и менее – 0 баллов.

Во втором варианте разделите класс на учеников, которые освоили или не освоили материал, а также дифференцируйте уровень помощи школьникам, не выполнившим диагностическую работу. Для этого педагогу нужно предварительно оценить диагностическую работу от 2 до 5 баллов. Затем вы определите обученность по формуле в примере 2.

ПРИМЕР 2. Воспользуйтесь формулой: (n1×100% + n× 64% + n× 36% + n× 16%) : N, где n1 – количество учеников, которые получили «5»; n2 – количество учеников, которые получили «4»; n3 – количество учеников, которые получили «3»; n4 – количество учеников, которые получили «2»; N – общее количество учащихся, выполнявших работу.

Подсчитайте количество школьников с разными оценками. Если в классе 34 ученика, то из них: 6 учеников получили пятерки, 11 учеников – четверки, 13 учеников – тройки и 4 – двойки. Подставьте эти значения в формулу, где умножите количество учеников в классе на процент усвоенного материала: 6 × 100% + 11 × 64% + 13 × 36% + 4 × 16%. Получите 1836%. Разделите число на общее количество учеников: 1836% : 34 = 54%. Ученик в этом классе освоил только половину материала, который разбирали на уроке.

Два балла в карте оценки качества урока ставят, если средний процент обученности 85 и выше, 1 балл – если средний процент обученности от 51 до 84, 0 баллов – 50 процентов и ниже. Рассчитайте качество урока, как в примере 3.

ПРИМЕР 3. Считайте по формуле: (сумма баллов x 100%) : 20, где 20 – максимальное количество баллов по карте оценки качества урока. 100–85% – оптимальный уровень качества урока, 84–60% – допустимый уровень, 59–50% – критический уровень, менее 50% – недопустимый уровень.

Как работать с электронной картой

1. Заполните персональные данные.
2. Кликните на вкладку с названием критерия.
3. Выберите балл.
4. На вкладке «Результативность урока» введите количество учеников, которые получили оценки 5, 4, 3, 2. Карта сама рассчитает соответствующий балл.
5. Нажмите Оценить качество урока.
6. Чтобы распечатать готовую карту, нажмите Распечатать.
7. Сохраняйте распечатанную карту оценки по каждому уроку, который посетите. Так вам будет легче анализировать информацию.

Электронная карта оценки качества урока

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2019года
План работы
Внутришкольный контроль качества

Циклограмма и годовые планы подготовки девятиклассников к ОГЭ-2020 на основе ФГОС

По готовой циклограмме работы с профобъединениями и планам контроля по каждому предмету вы проверите, как педагоги подготовили выпускников 9-х классов к ОГЭ-2020. Все задания в циклограмме и планах впервые учитывают новые требования ФГОС к экзаменам.

В 2020 году девятиклассники будут сдавать ОГЭ по контрольно-измерительным материалам, которые впервые учитывают требования ФГОС. Чтобы выпускники успешно сдали экзамены, спланируйте и проверьте работу всех профессиональных объединений педагогов по циклограмме. А по карточкам вы поможете руководителю каждого профобъединения составить планы подготовки к ОГЭ.

Что включить в циклограмму контроля профобъединений

В циклограмме укажите методические мероприятия, которые помогут учителям подготовить школьников к ОГЭ-2020. Спланируйте сроки контроля по четвертям и предположительный результат мероприятий.

Главное в статье СкрытьВ I четверти проведите заседания профобъединений о новых заданиях

Проверьте протоколы сентябрьских заседаний профессиональных объединений педагогов. Если руководители профобъединений в вашей школе еще не рассказали педагогам о новых моделях КИМ-2020, то срочно организуйте заседания в октябре. Покажите педагогам презентации о новых КИМ для ОГЭ-2020 по русскому, английскому, математике, литературе, биологии, физике, химии, географии, информатике, истории, обществознанию. Проверьте, чтобы руководители внесли изменения в план работы профобъединений на 2019/20 учебный год: запланировали мастер-классы, семинары, проблемные группы и другие методические события. Проконтролируйте, как учителя включают задания новых моделей ОГЭ-2020 в уроки, – пример 1.

ПРИМЕР 1. На уроках русского языка понаблюдайте, как педагоги предлагают для изложения тексты различных жанров. Теперь выпускники будут писать изложение по текстам разных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник.
На уроках математики проконтролируйте, как учителя предлагают ученикам разобрать практико-ориентированные задания, построить простейшие математические модели. В КИМ включили новый блок практико-ориентированных заданий 1–5. Так, ученику понадобится рассчитать, сколько упаковок тротуарной плитки купить, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом. Или на экзамене ученику предложат прочитать план дома и придомовой территории и найти площадь жилого дома в квадратных метрах.

Проконтролируйте качество заданий проверочных работ для промежуточной аттестации. Проверьте, чтобы педагоги включили в аттестацию задания для ОГЭ-2020 и оценили их по критериям в демоверсиях КИМ.

Во II четверти запланируйте мониторинг результатов,
работу с текстом и мастер-классы

На каникулах в ноябре посетите заседания профобъединений. Проверьте, как руководители профобъединений анализируют результаты I четверти. Понаблюдайте, как педагоги определяют школьников группы риска, составляют план ликвидации трудностей школьников в учебе. Во II четверти проконтролируйте работу с текстом не только на уроках русского языка, но и на всех остальных предметах. Задания с текстом, трансформация текста в таблицы, схемы и обратно вызывают трудности и на ВПР, и на ГИА – пример 2.

ПРИМЕР 2. На уроках литературы проверьте, умеют ли ученики составлять рассуждения о тематике и проблематике фрагмента эпического, драматического или лиро-эпического произведения. Проконтролируйте, насколько качественно анализируют виды и функции авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы. Эти задания помогут школьникам написать сочинение в части 2 ОГЭ-2020.
На уроках географии проверьте, как ученики анализируют текст географического содержания, используют географические знания, чтобы описать существенные признаки явлений и процессов в повседневной жизни. Такая работа важна для учеников, потому что в ОГЭ-2020 по географии будет мини-тест из трех заданий (27–29), которые проверят умения работать с текстом.

В декабре запланируйте мастер-классы, на которых опытные педагоги покажут коллегам, как научить школьников выполнять задания высокого и повышенного уровня сложности. Попросите педагогов на мастер-классах показать, как анализировать результаты проверочных работ по критериям КИМ-2020.

В III четверти проверьте подготовку к итоговому собеседованию
и практические задачи

До февраля спланируйте мероприятия, которые помогут подготовить школьников к итоговому собеседованию. На заседаниях профобъединений русского языка понаблюдайте, как руководитель знакомит учителей с процедурой собеседования и критериями оценивания. Проведите пробное собеседование, чтобы выяснить, как выпускники готовы к экзамену, выявить недочеты в процедуре проведения и ликвидировать недостатки. В феврале и марте на уроках физики, химии, информатики, обществознания проверьте, как выпускники выполняют практические задания, – пример 3.

ПРИМЕР 3. Понаблюдайте, как учителя предлагают выполнить лабораторный опыт, эксперимент, создать мультимедийный продукт на компьютере. В ОГЭ-2020 таких заданий стало больше, поэтому девятиклассники должны знать технику безопасности, уметь делать выводы и проводить расчеты по результатам опытов.
Проверьте, как на обществознании выпускники выполняют задания с развернутым ответом: раскрывают смысл ключевых обществоведческих понятий, выполняют задание-задачу по финансовой грамотности и анализируют статистическую информацию. В ОГЭ добавили три таких задания.

Запланируйте мастер-класс учителей истории. Попросите педагогов разработать задания на основе визуальных источников исторической информации. Такие задания проверяют, как ученик знает историю культуры и умеет анализировать информацию.

В IV четверти запланируйте работу с разномотивированными выпускниками

На каникулах в марте попросите руководителей профобъединений подготовить для выпускников памятки, которые помогут выполнить трудные задания. Посетите заседание профобъединений, чтобы проконтролировать, как учителя корректируют план работы со школьниками группы риска.

Проведите диагностические работы по заданиям ОГЭ-2020. Посетите родительские собрания. Ознакомьте родителей с результатами проверочных работ, с процедурой экзаменов и минимальным количеством баллов, чтобы получить аттестат. На уроках проверьте, как педагоги научили заполнять бланки ответов на ОГЭ и понимать критерии оценивания работ. Образец циклограммы смотрите ниже.

Кликните на кнопку с номером четверти, в циклограмме цветом выделены клетки, чтобы проверить профобъединения.
1. Кликайте на клетки, чтобы определить, какое профобъединение проверить.
2. При необходимости отредактируйте методические мероприятия.
3. Нажмите Распечать, чтобы распечатать циклограмму.
4. Кликните на следующую четверть, и отметьте новые объекы контроля.

Главное в статье СкрытьЦиклограмма контроля работы профобъединений педагогов по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ-2020

Как помочь руководителю профобъединения составить
план работы с учителями

Для руководителей профобъединений и учителей разработайте план подготовки выпускников к ОГЭ-2020 по всем предметам на весь учебный год. Определите задачи для учителей, которые они должны выполнить в течение года. Например, в сентябре они составляют проверочные работы для промежуточной аттестации. Для этого педагоги включают в фонд оценочных средств задания из новых моделей ОГЭ-2020. Вы проконтролируете новые задания в работах и проверите результаты школьников. Посмотрите карточки. Они помогут вам подготовить планы по всем предметам с учетом новых ОГЭ-2020.

Кликните на название предмета, чтобы посмотреть карточку и скачать план

Главное в статье СкрытьКарточки, чтобы составить планы подготовки к ОГЭ-2020
по всем учебным предметам

Скачать

 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО», 72 часа

 


Курс позволит эффективно организовать образовательную деятельность школы и сформировать систему оценки качества образования. Поможет оценить деятельность педагогов и проанализировать образовательные результаты учеников.

Подписчикам журнала скидка 30%. Удостоверение установленного образца

 Записаться
 


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2019года
План работы
Методическое сопровождение

Узнайте в День учителя, нравится ли педагогам работать с вами. Анкета и портреты коллег

Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой МГППУ, к. психол. н.
Сделайте праздник на День учителя более полезным. Предложите до торжественного мероприятия педагогам анкету из статьи. Учителя смогут оценить качество взаимодействия с вами как с представителем администрации, а также с коллегами и учениками. По результатам вы узнаете, какие психологические проблемы мучают ваших коллег на работе. Воспользуйтесь рекомендациям в статье, чтобы провести консультации для учителей.

Ко Дню учителя проведите анкетирование. Вы узнаете, чего не хватает педагогам в ежедневной работе. Предложите учителям заполнить анкеты. В анкете шесть блоков с вопросами по потребностям: в уважении, признании, общении, эмоциональной безопасности, отдыхе, новизне. В столбцах перечислены люди, с которыми учителя взаимодействуют, а в строках – потребности.

Учителя оценят, насколько их устраивает взаимодействие с вами и другими заместителями директоров, руководителем ОО, коллегами и учениками. Чтобы педагоги были откровенны, вы можете провести анонимное анкетирование. Предложите написать на анкете вместо фамилии пометки, чтобы потом ее учитель смог узнать и забрать.

Педагога-психолога к анкетированию не привлекайте. Он тоже работает в педколлективе, поэтому пусть заполняет анкету. Обработайте анкеты. Подсчитайте количество человек, у которых сумма баллов меньше трех, что говорит об острой неудовлетворенности работой. Предложите этим коллегам поговорить с вами индивидуально.

Анкета для педагогов «Степень удовлетворенности психологических потребностей»

Подсчитайте Σ
Подсчитайте Σ
Определите результат. Сложите баллы в строке и поделите на три, чтобы найти среднее значение – Σ
Проверьте значение Σ
Проверьте значение Σ
Обратите внимание на показатель, когда Σ < 3. Это показатель острой неудовлетворенности потребности

Скачать

Воспользуйтесь карточками, чтобы провести консультации. На карточках есть рекомендации, выполнив которые учитель сможет решить проблему, избежать стресса и сохранить здоровье. Если коллеги не захотят общаться индивидуально, то проведите общую консультацию, где предложите рекомендации.

Кликние на карточку с проблемой, чтобы посмотреть решение

Карточки с проблемными ситуациями

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей