
Обязательные документы по допобразованию. 11 папок для заместителя директора
Проверьте в начале года, есть ли у вас необходимый список документов, чтобы организовать методическое сопровождение допобразования. Заведите для каждой части отдельные папки в электронном виде на компьютере или в печатном виде.
Первая папка – это нормативные правовые акты. Сюда включите документы, которые регламентируют образовательную деятельность на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, а также положения вашей ОО.
Во второй и третьей разместите дополнительные программы и план работы ОО на 2019/20 учебный год.
В четвертую – документы внутреннего контроля в ОО. Это могут быть приказы, справки.
Пятую отведите под документы, которые вы готовили в вышестоящие организации. К примеру, обзоры, отчеты, сводки, справки для учредителя.
В папке шесть храните приказы. Это могут быть приказы по списочному составу и движению учащихся.
В седьмую – расписание. К примеру, расписание учебных занятий дополнительного образования на 2019/20 учебный год.
Папки с восьмой по одиннадцатую отведите для журналов. Сохраните в них журнал учета проведенных занятий, журналы учета пропущенных и замещенных занятий, журналы учета дополнительных занятий.
Папка № 1. Нормативные документы
В папке № 1 сохраните в быстром доступе электронные или печатные федеральные, региональные, муниципальные нормативные правовые акты. Также добавьте положения ОО, к примеру Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Найдите и сохраните документ, который регламентирует оценку качества результатов дополнительных программ, если его приняли в вашем регионе. Такой документ важен, потому что для допобразования нет ФГОС и единых требований к образовательным результатам, а на федеральном уровне нет нормативных документов по оценке результатов дополнительного образования.
Какие документы нужны для работы в 2019/20 учебном году
Сохраните для ежедневной работы:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепцию развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р);
– профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н);
– СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций…" (постановление Главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41);
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности… (приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196).
Если есть дистант, то вам понадобится еще приказ Минобрнауки от 23.08.2017 № 816. А если есть платные услуги, то изучите Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», ГК, Правила оказания платных <…> услуг (постановление Правительства от 15.08.2013 № 706).
Папка № 2. Дополнительные программы
Сохраните программы, которые утвердил руководитель ОО и реализуют педагоги. Если вы обучаете детей с ОВЗ, то добавьте в папку адаптированные дополнительные программы. Сохраните вместе с программами результаты экспертизы, на основании выводов которой программу утвердили. Вы можете посмотреть пример экспертного листа.
Внизу листа есть инструкция, как его заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
В программе педагог-разработчик обязан:
- прописать комплекс основных характеристик образования, в который вошли объем, содержание, планируемые результаты;
- определить организационно-педагогические условия, в том числе формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов, а также оценочные и методические материалы.
Закон определил структуру доппрограммы как структуру ООП школы. Такая структура программы соответствует пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вы можете подготовить программу с учетом двух вариантов.
Во-первых, сделать ее единой на все уровни освоения: стартовый, базовый, продвинутый. А затем включить в нее отдельные рабочие программы педагогов. К примеру, это могут быть программы трех педагогов, которые обучают три группы школьников: отдельно первую группу стартового уровня, вторую группу – базового уровня, а третью – продвинутого.
Во-вторых, предложить педагогу сделать рабочую программу. Если педагог планирует обучать только на стартовом уровне, то готовит только рабочую программу на стартовый уровень.
Также и с календарным учебным графиком. Вы можете подготовить его внутри программы по образцу из Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ… (письмо Минобрнауки № 09–3242 от 18.11.2015). Можете составить единый график для ОО в общую доппрограмму.

Листайте страницы,
кликая на стрелочки сбоку
Календарный учебный график для ОО дополнительного образования детей
Папка № 3. План работы на год
План работы на год включает цели, задачи деятельности ОО, показатели качества работы, а также мероприятия. План рекомендует утвердить педсовет, а утверждает руководитель ОО.
В плане предусмотрите разделы по контролю качества, работе с молодыми педагогами. Включите раздел с совещаниями, определите работу методического совета. Запланируйте мероприятия, чтобы аттестовать педагогов на соответствие занимаемой должности, а также мероприятия, чтобы показать опыт работы учеников на площадках города или других школ.

Как работать с планом
1. Чтобы открыть таблицу, нажмите на .
2. Вы можете добавлять в таблицу строки. Нажмите на кнопку Добавить.
3. Также вы можете редактировать текст плана.
4. Чтобы распечатать готовый план, нажмите на кнопку Распечатать. План распечатается с теми таблицами, которые будут открыты.
5. Если вы не хотите, чтобы таблица была распечатана, нажмите на кнопку Закрыть.
Пример плана работы ОО дополнительного образования детей на учебный год
Папка № 4. Документы по результатам проверок качества образовательной деятельности
В папке храните приказы, справки по результатам проверок. К примеру, вы запланировали проверки по плану работы на учебный год. Укажите в плане объекты проверки и примерные сроки. Подготовьте приказ о проведении проверки. По результатам проверки оформите справку. Опишите состояние объекта проверки, сформулируйте замечания, укажите мероприятия и сроки, чтобы их устранить. С результатами контроля ознакомьте педагогов на административном совещании или педсовете. Результаты также предоставьте должностным лицам под подпись.
Справку подписывают те, кто проводил проверку, и работники ОО, которых проверяли. Если в ходе проверки нашли нарушения, то в приказе о результатах проверки перечислите мероприятия, ответственных, сроки, чтобы устранить нарушения. Проверьте, чтобы педагоги реализовали все мероприятия.
Папка № 5. Отчеты для учредителя
Для учредителя вы готовите обзоры, отчеты, сводки, справки. Учредитель может запросить дополнительные программы и план работы ОО, чтобы согласовать. Еще учредитель проверит информацию о комплектовании ОО учащимися, тарификацию педагогов на учебный год, информацию о комплектовании ОО кадрами. Проконтролирует отчет по результатам самообследования, обзорные справки о социально значимых мероприятиях.
Систематически учитывайте всю информацию, которую запрашивает учредитель в течение учебного года. Ведите учет ответов ОО на запросы учредителя в журнале входящей и исходящей документации. Обязательно сохраняйте копии ответов на запросы, чтобы быстро их отправить повторно или решать спорные ситуации по необходимости.
Папка № 6. Приказы
Проверьте, подготовили ли вы приказы о списочном составе всех кружков. Если вы еще этого не сделали, то срочно подготовьте. Комплектование групп должно соответствовать календарному учебному графику.
Если ученика вы зачисляете в кружок в течение учебного года или в результате перевода, а также отчисления по собственному желанию в другую ОО, то также издайте приказ.
Папка № 7. Расписание кружков
Расписание вы составляете по СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Укажите в расписании название объединения, педагога-руководителя, время начала и окончания занятия, учебный кабинет, место работы кружка.
Любые изменения в расписании занятий кружков оформляйте приказом руководителя ОО и информируйте родителей.
Папки № 8–11. Журналы
Журналы учета занятий ведите по правилам, которые установили в вашей ОО. Допустимо вести журнал в электронном виде в информационных системах, например АИС «Сетевой город. Образование». Проверяйте журналы минимум в месяц. Проанализируйте, ведут ли педагоги занятия по расписанию, выполняют ли учебный план программы, посещают ли школьники занятия.
Чтобы выполнить в полном объеме учебный план доппрограммы, в случае пропуска занятий организуйте дополнительные занятия. Ученики отрабатывают пропущенные занятия, которые педагог дополнительного образования фиксирует в специальном журнале.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Проверьте, как педагоги подготовили доппрограммы. Таблица для контроля
Когда будете проверять дополнительные программы, которые педагоги готовят в течение года по запросам родителей, воспользуйтесь таблицей. По ней вы проконсультируете педагога, как составлять качественную программу. Структура и содержание программы должны соответствовать требованиям закона. Поэтому таблицу мы подготовили с учетом требований:
- пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196;
- пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Кликните на раздел плана и прочитайте подробности
Обязательные разделы дополнительной программы
Педагоги включают в программы методические материалы. Посмотрите еще одну таблицу, чтобы они выбрали методматериалы. В программе педагог перечисляет образовательные результаты, которых достигнут школьники на занятиях. ФГОС для допобразования не существует и педагоги сами составляют перечень результатов.
Виды методических материалов для доппрограммы
Название материала | Примеры |
---|---|
Методы обучения | Выберите из перечня: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др. Опишите, на каких занятиях применяете и как помогает достичь результатов |
Методы воспитания | Выберите из перечня: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Опишите, на каких занятиях применяете и как помогает достичь результатов |
Формы организации образовательной деятельности | Выберите из перечня: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Опишите, для каких заданий применяете и как помогает достичь результатов |
Формы организации учебного занятия | Выберите из перечня: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, мозговой штурм, наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка, тренировка, репетиция и др. Опишите, почему занятие организовано в такой форме и как помогает ученикам достичь результатов |
Педагогические технологии | Выберите из перечня: технологии индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, программированного, модульного, блочно-модульного, дифференцированного, разноуровневого, развивающего, проблемного обучения и др. Скачайте таблицу, в которой представлены 100 педтехнологий с примерами деятельности педагога и школьника |
Дидактические материалы | Подготовьте раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т. п. Опишите, на каких занятиях применяете и как помогает достичь результатов |
Список литературы | При составлении списка литературы учитывайте основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии. Список оформите по ГОСТ Р 7.0.5–2008, введенному в 2009 году |
Наглядный материал | Примеры, альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформите по ГОСТ Р 7.0.5–2008, введенному в 2009 году |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Как мгновенно узнавать о новостях в сфере образования и в работе
Push-уведомления – это уведомления, которые появляются на экране компьютера или мобильного телефона и сообщают о важных событиях в вашей работе и в сфере образования. Чтобы посмотреть подробности события в новом окне браузера, надо нажать на уведомление.
Если вы пользуетесь браузером Google Chrome
Чтобы получать уведомления от журнала, нажмите на кнопку «Разрешить».
Если это всплывающее окошко не появилось или вы случайно нажали «блокировать», то включите push-уведомления принудительно:
1. Нажмите на значок замка, рядом с адресом сайта
2. Выберите «Разрешить» напротив пункта «Уведомления».
3. Закройте это окошко, нажав на крестик
4. Нажмите на кнопку «Перезагрузить».
Готово!
Если вы пользуетесь Яндекс. Браузером
Для того чтобы получать уведомления от журнала, нажмите на кнопку «Разрешить».
Если это всплывающее окно не появилось или вы случайно нажали «Блокировать», то включите push-уведомления принудительно:
1. Нажмите на значок замка, рядом с адресом сайта
2. Выберите «Получать уведомление от сайта».
3. Нажмите «Обновить».
Готово!

К СВЕДЕНИЮ