
Как спланировать текущий контроль успеваемости для учеников с разным типом мотивации к учебе
Чтобы все ученики успешно освоили образовательную программу, в плане текущего контроля по четвертям учитывайте разную мотивацию школьников. Включите в план новые задачи: подготовку к оценке качества по заданиям PISA и TIMSS, к ОГЭ, задания для которого впервые будут по ФГОС, к ЕГЭ, НИКО и подготовку новых классов к ВПР. Не забудьте и традиционные задачи: проверить готовность к итоговым собеседованию и сочинению, к олимпиадам.
В I четверти проконтролируйте, как школьники готовы к новой оценке качества и НИКО
В план на I четверть внесите новые задачи – подготовку учеников к тестам PISA и TIMSS, к НИКО. Из традиционных ежегодных задач – провести работу со школьниками по итогам стартовых диагностик.
Новая оценка качества по заданиям PISA и TIMSS
С 2019 года Рособрнадзор обяжет школы участвовать в оценке качества по модели PISA и TIMSS. Запланируйте мероприятия, чтобы проверить математическую, читательскую и естественно-научную грамотность.

Здесь и далее кликайте на кнопки, чтоб посмотреть результаты контроля для разномотивированных учеников
Главное в статье СкрытьЧто включить в план текущего контроля
Предусмотрите проверочную работу с заданиями по модели PISA и TIMSS прошлых лет (centeroko.ru, fioco.ru/примеры-задач-pisa). Пока заданий для новой оценки качества нет. Но их готовит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит PISA, по договору с Рособрнадзором. Задания разрабатывают в формате PISA-for-Schools, то есть PISA для школ. Подготовьте педагогов к новой оценке качества. Воспользуйтесь инфографикой и тремя картами контроля.

Здесь и далее кликните на вкладку и скачайте дополнительные материалы
Спланируйте подготовку к новой оценке качества по картам контроля
НИКО по технологии для учеников 5, 8-х классов
Если ваша школа попала в выборку НИКО, то в начале октября срочно проверьте уроки технологии. У вас есть еще полмесяца, чтобы подготовить учителей и учеников. НИКО пройдет 15 октября в 5-х классах, а 17 октября – в 8-х классах. Посмотрите письмо Рособрнадзора о НИКО. Процедура оценит теоретические знания школьников и практические умения. Помогите учителю технологии составить разноуровневые задания для подготовки школьников к НИКО. Используйте предметное содержание образовательной программы по технологии.
Что включить в план текущего контроля
Стартовые диагностики
После сентябрьских стартовых диагностик проверьте, как педагоги включили в уроки задания, в которых школьники ошиблись. В конце I четверти в проверочные работы включите задания, аналогичные трудным заданиям стартовых диагностик, чтобы проверить, как ученики усвоили материал. Для учеников 1-х классов с низкой степенью готовности к обучению порекомендуйте педагогу-психологу разработать план психолого-педагогической поддержки. В I четверти посетите занятия с первоклассниками, чтобы оценить прогресс в результатах.
Что включить в план текущего контроля
Если вы не успели провести в сентябре стартовые диагностики, то срочно проведите их в первые дни октября. По результатам вы определите готовность 1, 5, 10-х классов учиться на новом уровне общего образования. Воспользуйтесь диагностическими материалами в электронной таблице.
Воспользуйтесь материалами для стартовых диагностик
Во II четверти оцените подготовку к ОГЭ-2020,
к итоговому сочинению и ВПР
Есть две новые задачи. Первая – контроль образовательных достижений учеников 9-х классов в соответствии с требованиями ОГЭ-2020, которое впервые пройдет по ФГОС. Вторая – подготовка учеников 8-х классов к ВПР, которые они будут выполнять первый раз. Традиционная ежегодная задача – проверить результаты выпускников 11-х классов перед итоговым сочинением.
ОГЭ-2020 с заданиями по требованиям ФГОС
С октября запланируйте открытые уроки, чтобы проверить, как учителя химии, биологии, информатики, физики используют лабораторное и мультимедийное оборудование и учат решать практические задания в 9-х классах. В новых КИМ главное – практико-ориентированные задания. Оцените, могут ли выпускники пользоваться различными измерительными приборами, правильно снимать их показания, планировать и проводить наблюдение и опыт, делать выводы. Проверьте подготовку учеников по календарю.
Что включить в план текущего контроля
ВПР-2020 в новых классах
В апреле 2020 года ВПР впервые напишут восьмиклассники. Чтобы подготовить учеников 8-х классов, запланируйте посетить уроки по восьми предметам: математике, русскому языку, биологии, истории, обществознанию, географии, физике, химии. К примеру, в декабре проконтролируйте, как на уроках обществознания в 8-х классах педагоги учат анализировать событие, составлять сообщение с использованием личного социального опыта. Отдельно проверьте результаты школьников по всем предметам на основе разноуровневых заданий. Ниже – пример по математике.
Что включить в план текущего контроля
Для учеников 7-х классов ВПР станут обязательными, без режима апробации, как и для остальных классов. Поэтому проконтролируйте повторение сложных заданий ВПР в 4-7-х классах на основе прошлогодних проверочных работ.
Раздайте учителям расписание ВПР и памятки для подготовки учеников
Чтобы подготовить учеников 8-х классов к проверочным работам, запланируйте посетить уроки по восьми предметам: математике, русскому языку, биологии, истории, обществознанию, географии, физике, химии. К примеру, в декабре проконтролируйте, как на уроках обществознания в 8-х классах педагоги учат анализировать событие, составлять сообщение с использованием личного социального опыта. Отдельно проверьте результаты школьников по всем предметам на основе разноуровневых заданий. Ниже – пример по математике.
Итоговое сочинение в декабре
В ноябре сходите на уроки русского языка и литературы. Спросите у школьников, знают ли они критерии оценки. К примеру, выпускники должны понимать объем сочинения – минимум 250 слов, иначе работу не зачтут. Для разномотивированных выпускников требования одинаковые. Мероприятия для контроля смотрите в календаре и в плане.
В III четверти проверьте готовность к ЕГЭ-2020 и к итоговому собеседованию, проведите ВПР
Новая задача в III четверти – проверить подготовку к ЕГЭ-2020 по измененным заданиям и критериям оценки. Ежегодная традиционная задача – проконтролировать готовность девятиклассников к итоговому собеседованию и провести ВПР для 11-х классов.
ЕГЭ-2020 с обновленными КИМ
В марте посетите уроки русского языка и математики – обязательные предметы для сдачи на ЕГЭ. Проверьте результаты выпускников – претендентов на аттестаты с отличием, и выпускников, которым нужны баллы, чтобы только получить аттестат. Скачайте календарь для контроля подготовки к экзаменам.
Итоговое собеседование в феврале
День итогового собеседования – 12 февраля. В январе и феврале до итогового собеседования обязательно проверьте готовность девятиклассников. Запланируйте посетить уроки русского языка и литературы в 9-х классах, чтобы выяснить, как учащиеся готовы к итоговому собеседованию. Проведите контроль по календарю.
Что включить в план текущего контроля
Девятиклассник получит зачет, только если за работу он набрал 8 или более баллов. Общее количество баллов за итоговое собеседование – 14. Учитывайте эти критерии для подготовки разномотивированных учащихся. Чтобы выпускники 9-х классов лучше сдали собеседование, запланируйте и проведите пробное тренировочное собеседование в конце января, а после него проконтролируйте индивидуальную работу с учениками.
Главное в статье СкрытьСкачайте задания, чтобы педагоги подготовили учеников к собеседованию
Запланируйте и проведите в конце января пробное собеседование. Вам пригодятся: задания для учеников; критерии оценки для эксперта; форма черновика эксперта и протокола для оценивания ответов девятиклассников.
Мартовские ВПР-2020
Первые ВПР в 10-11-х классах начинают писать со 2 по 6 марта, а последние – с 16 по 20 марта. Весной 2019 года все школы для 4-х классов опробовали график работ, когда сами выбирали дату, а неделю для ВПР определял Рособрнадзор. С 2020 года Рособрнадзор планирует скользящие графики для остальных классов по всем предметам (новость от 19.06.2019 на obrnadzor.gov.ru). У педагогов есть время непосредственно перед ВПР повторить сложные задания с учениками. Оцените уроки по листам контроля: английский язык, биология, география, физика, химия.
В IV четверти проверьте готовность учеников к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
В последней четверти – только новые задачи. Вам необходимо организовать ВПР, проверить подготовку школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Апрельские ВПР-2020
Чтобы вашу школу Рособрнадзор не включил в список школ с необъективными результатами, сопоставьте текущую успеваемость учеников, результаты каждой четверти или полугодия, итоги независимой оценки качества на муниципальном, региональном уровнях и результаты ВПР прошлого года. Скорректируйте завышенные или заниженные оценки до ВПР-2020.
Что включить в план текущего контроля
Проверочные работы в 4-8-х классах начинаются с самой первой недели, то есть с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Последняя неделя ВПР будет с 20 по 24 апреля 2020 года. Как и с 11-ми классами, из-за скользящего графика у педагогов есть шанс повторить сложные задания перед ВПР, а у вас – проверить результаты школьников. Самая частая ошибка на ВПР бывает в заданиях, где нужно прочитать информацию в разных знаковых системах: текст, карта, схема, таблица, рисунок, а потом сопоставить данные или написать вывод. Ниже – пример контроля уроков русского языка.

Выберите предмет и класс, нажмите на Результат и проверьте самые сложные задания
Главное в статье СкрытьПроверьте, повторили ли учителя со школьниками самые сложные задания ВПР
Диагностические работы перед ГИА
В начале апреля проверьте результаты школьников перед экзаменами и проведите диагностические работы. Проанализируйте результаты, чтобы до экзаменов в оставшиеся два месяца помочь ученикам преодолеть трудности.
В мае проведите пробные ЕГЭ и ОГЭ. Еще раз проконтролируйте баллы претендентов на аттестат с отличием. По русскому языку и профильной математике у выпускника должно быть минимум 140 баллов. Если сдает базовую математику, то пятерка.
Скачайте примеры диагностических работ
Чтобы организовать текущий контроль, воспользуйтесь образцом плана. В нем мы учли задачи контроля, сроки, ответственных и результаты для разномотивированных учеников.

Кликните на кнопку с номером четверти, посмотрите мероприятия плана, кликая на стрелочку сбоку
План текущего контроля образовательных результатов на 2019/20 учебный год Скачать
Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Управление образовательной организацией», 72 часа | |
Подписчикам журнала скидка 30%. Удостоверение установленного образца | |
Записаться |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Организуйте методическую работу школы на месяц. Новая циклограмма
В статье – шесть проблем учителей, которые выявил Рособрнадзор. Чтобы спланировать и проверить методическую работу в школе, составьте ежемесячную циклограмму и помогите педагогам решить эти проблемы. Предлагаем образец циклограммы.
Какие шесть проблем нашел в подготовке педагогов Рособрнадзор
Уже четыре года Рособрнадзор оценивает предметную и методическую компетенции учителей с учетом профстандарта педагога (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). В оценке участвовали учителя русского языка и математики, то есть педагоги, которые преподают два обязательных предмета для сдачи на ГИА. Выявили, что уровень методических компетенций учителей ниже предметных (fioco.ru/results_tcs).
Во-первых, учителя недостаточно владеют приемами стандартизированной оценки работ школьников. Чем меньше у педагога опыта проверки заданий с развернутым ответом на ЕГЭ, тем неадекватней он представляет себе оценку качества. Поэтому учитель не может оценить по стандартизированным подходам результаты учеников.
Во-вторых, учителя, которые не используют банки заданий для оценки качества результатов школьников, имеют более низкий уровень предметной и методической компетенций. Также выше компетенции у педагогов, которые используют и готовые задания, и свои для оценки результатов учеников. Учителя, использующие только готовые задания, получили более низкие баллы за предметные задания.
В-третьих, ниже методическая грамотность учителей, которые не тиражируют свой опыт на заседаниях методических объединений, педсоветах, не дают и не посещают открытые уроки.
В-четвертых, педагоги, которые используют для подготовки к уроку только методические пособия к учебнику, набрали меньше баллов за задания предметного блока, чем учителя, которые готовят уроки по дополнительным источникам. Хороший вариант для развития компетенций – использовать разные источники информации.
В-пятых, ниже уровень предметных компетенций у педагогов, которые не занимаются разнонаправленной внеурочной деятельностью. Учителя не организуют разные по форме внеурочные занятия.
В-шестых, ниже вовлеченность в работу у тех учителей, которые не общаются с коллегами и учениками в образовательной деятельности средствами ИКТ. Это может быть профобщение, поиск информации для урока, ИКТ непосредственно на уроке.
Какие мероприятия включить в октябрьскую циклограмму
Чтобы вы и любой педагог понимали методические события в школе, составляйте ежемесячную циклограмму. Разъясните ее суть руководителям профобъединений и попросите заполнять регулярно.
1-я неделя – качество работы учителей с демоверсиями заданий для ГИА-2020
Запланируйте заседания профобъединений, на котором педагоги изучат КИМ-2020 и новые требования к оценке заданий на ГИА. Чтобы педагоги активнее делились опытом и научились стандартизированной оценке, включите в заседание практическую часть. Ее проведет педагог – участник проверок ЕГЭ.
2-я неделя – качество уроков
Сформируйте привычку молодых педагогов активно транслировать свой опыт сразу с первых месяцев работы. Внесите в циклограмму открытый урок молодого педагога. Если в вашей школе их несколько, то предложите им конкурс дебютантов в течение месяца: кто лучше подготовит урок, внеурочное занятие, самоанализ урока. Если молодых специалистов нет, внесите в циклограмму два открытых урока разных учителей-предметников. Скачайте рекомендации и форму для оценки урока, чтобы помочь педагогам подготовить, провести и проанализировать занятие.
3-я неделя – качество предварительных результатов за I четверть
В апреле 2019 года ваша школа участвовала в ВПР. По итогам ВПР в личном кабинете школы по каждому предмету есть cемь документов по анализу результатов. Среди них – таблица «Индивидуальные результаты участников». Ее должен использовать учитель для работы с учениками на уроках. Во-первых, учитель смотрит таблицу «Индивидуальные результаты участников». Чтобы понять, какой конкретно ученик получил именно такой результат, педагогу нужно знать код ученика.
Таблица по итогам ВПР-2019 с индивидуальными результатами учеников

- Номер задания
Номер задания
В строке – номер задания в соответствии с текстом ВПР- Баллы за задание
Баллы за задание
В четвертой строке – максимальные баллы за задания. Сравните их с реальным баллом ученика за задания- N
N
Символ означает, что школьник не приступал к заданию- Отметки
Отметки
В двух последних столбцах – отметка за ВПР и отметка по журналу. В идеале они должны совпадать
Во-вторых, учитель должен уметь использовать индивидуальные данные из таблицы в ежедневной работе с учениками в классе. Поэтому проверьте, сколько учителей и как использовали данные таблицы. К примеру, педагоги могут спланировать дифференцированную работу на уроке и подготовить для школьников задания, чтобы отработать индивидуальные дефициты в результатах.
4-я неделя – качество оценочной деятельности учителей
У всех педагогов был сентябрь на адаптацию к началу учебного года, поэтому вы можете начать контролировать качество уроков. Сходите на уроки и проверьте, используют ли педагоги КИМ, есть ли к ним кодификатор, откуда берут задания: из готовых банков или составляют сами. Идеальным вариантом развить компетенции будет, если учитель использует и задания из открытых банков, и самостоятельные разработки. Проверьте, откуда учитель берет критерии оценки. Выясните, включает ли в уроки задания демоверсий ОГЭ-2020, ЕГЭ-2020, ВПР-2019, PISA и TIMSS.
Побеседуйте с педагогами после уроков. Определите, понимают ли они, что такое ВСОКО, знают ли новые требования к оценке качества на основе PISA и TIMSS (приказ Минпросвещения и Рособрнадзора 06.05.2019 № 590/219).После контроля подготовьте проведите совещания с руководителями профобъединений, чтобы скорректировать методработу.
5-я неделя – качество промежуточной аттестации учеников
Вместе с руководителями профобъединений проверьте, как проводят педагоги промежуточную аттестацию, используют ли оценочные средства, критерии и формы аттестации, которые заявляли в рабочих программах. Если у педагога другие оценочные средства, выясните причину.
Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Циклограмма работы методических объединений (МО) на октябрь
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Подготовка к итоговому сочинению по новым темам, к НИКО и оценке качества по заданиям PISA. Главные дела в октябре
Рособрнадзор опубликовал темы новых итоговых сочинений. Проверьте, как учителя готовят школьников по новым темам. Еще в циклограмме – работа с педагогами и учениками перед октябрьской внешней оценкой качества: НИКО и исследованиям на основе PISA.
Главные дела в циклограмме на месяц
Проконтролируйте качество текущей успеваемости учащихся. Проверьте, как учителя готовят школьников к внешней оценке качества образования по новым требованиям.
Подготовка к НИКО и оценке качества по заданиям PISA
Демоверсий для НИКО нет. Но на сайте fioco.ru/ru/osoko/niko посмотрите письмо Рособрнадзора от 30.08.2019. Сроки исследования: 15 октября для 5-х классов и 17 октября для 8-х. Также есть описание исследований. Поэтому проверьте, как ученики на уроках технологии выполняют блоки программы «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
Спланируйте подготовку к новой оценке качества по заданиям PISA. Рособрнадзор уже заключил соглашение с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ежегодно в 14–15 регионах ученики будут выполнять задания PISA-for-Schools, то есть PISA для школ, по разработке ОСЭР. Оценку проведут вне цикла международного исследования PISA, но получат сопоставимые данные с международной шкалой исследования в цикле – он был в 2018 году.
Работа учеников по новым темам для итогового сочинения
В начале сентября опубликовалипять открытых тем для итогового сочинения: «Война и мир» – к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Проверьте, как педагоги готовят школьников к итоговому сочинению.
Оценка результатов школьников по заданиям ОГЭ-2020
Посетите уроки, чтобы проверить, как учителя химии, биологии, информатики, физики используют лабораторное и мультимедийное оборудование для решения практических заданий. Эти навыки обязательно проверят на ОГЭ в 2020 году.
Список образовательных событий
Запланируйте мероприятия по календарю образовательных событий (письмо Минпросвещения от 27.05.2019 № ТС-1314/04). Проведите День гражданской обороны (4 октября); Международный день учителя (5 октября); Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче (16 октября) и другие.
Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку
Циклограмма на октябрьСкачать
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
